§ 3. Субъекты авторского права
1. Виды субъектов авторского права
Субъектами авторского права являются создатели произведений науки, литературы и искусства, их правопреемники или работодатели и другие лица, приобретающие по закону или договору исключительные авторские права.
В качестве субъектов авторского права могут выступать как физические, так и юридические лица. К числу последних обычно относятся издатели газет, журналов и некоторых других составных произведений, изготовители аудиовизуальных произведений и работодатели авторов служебных произведений.
2. Возникновение авторского права и оповещение об авторских правах
Авторское право на произведение возникает у его создателя в силу самого факта создания. В этом заключается одно из главных достоинств авторского права по сравнению с патентным правом на изобретения и другие объекты промышленной собственности. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей.
Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах может (но не обязан) использовать знак охраны авторского права, помещаемый на каждом экземпляре произведения и состоящий из трех элементов:
- латинской буквы "C" в окружности: (C);
- имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;
- года первого опубликования произведения.
Поскольку знак охраны авторского права служит информационным целям и его помещение имеет факультативный характер, противоречат п. 1 ст. 9 ЗоАП и Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г. допускаемые иногда ведомственные предписания об обязательном помещении на каждом издании знака охраны авторского права <*>.
--------------------------------
<*> БНА РФ. 1993. N 11. С. 58.
Буква "С" является начальной буквой английского слова copyright ("авторское право"). Помещение знака охраны авторского права на экземплярах опубликованных произведений призвано на практике обеспечить выявление случаев несанкционированного (незаконного) использования авторских прав на данные произведения. С помощью знака охраны службы, бюро и общества (таможенные, авторско-правовые и т.п.), в чьи задачи входит выявление нарушений авторских прав, могут более эффективно бороться с недозволенным использованием охраняемых законом произведений. Например, таможенные органы, имея перечни опубликованных в стране произведений, следят за наличием на экземплярах импортируемой печатной продукции знака охраны. Отсутствие знака охраны, равно как и его незаконное помещение, могут повлечь запрет на ввоз, арест продукции и другие санкции, налагаемые, как правило, судом.
Существует презумпция авторства: при отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре (копии) произведения. Данная презумпция распространяется и на случаи создания произведения несколькими авторами, т.е. соавторами.
3. Соавторство
Соавторство порождает факт создания произведения совместным творческим трудом двух или более лиц. Соавторы имеют единое авторское право на произведение, как образующее одно неразрывное целое, так и состоящее из самостоятельных частей, которые могут быть использованы независимо друг от друга. Первое соавторство именуется нераздельным, а второе - раздельным. Эти два вида соавторства различаются режимом использования произведений.
Примеры нераздельного соавторства - творчество художников Кукрыниксы (Куприянова, Крылова, Ник. Соколова) или писателей И. Ильфа и Е. Петрова (романы "Двенадцать стульев" и "Золотой теленок"). Они не выделяют свои части коллективных произведений.
Типичный пример раздельного соавторства - настоящий коллективный учебник для юридических вузов, главы которого, написанные отдельными соавторами, четко разграничены и могут использоваться самостоятельно.
Другой пример - музыкально-драматическое произведение с текстом, скажем, опера. Будучи единым объектом авторского права, она легко распадается на два самостоятельных произведения (либретто и музыку) с двумя разными авторами.
По общему правилу право на использование любого коллективного произведения принадлежит соавторам совместно. При желании они могут регламентировать свои отношения взаимным соглашением. Вместе с тем при раздельном соавторстве каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведения по своему усмотрению, в том числе запретить ее использование, если иное не предусмотрено соглашением между соавторами. Напротив, при нераздельном соавторстве, когда произведение образует одно неразрывное целое, ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения.
Вопросы соавторства являются одними из наиболее распространенных и сложных в спорах, возникающих из авторских правоотношений <*>. Сложившаяся судебная практика исходит из возможности достижения соглашений о соавторстве на любой стадии создания коллективного произведения или даже после его завершения. Соавторство на коллективное произведение может возникать и при отсутствии такого соглашения, например при использовании композитором изданных литературных произведений для создания музыкальных произведений с текстом. В любом случае важен факт творческого участия в создании произведения. Оказание автору или соавторам лишь технической помощи (подбор материалов, вычерчивание схем, диаграмм, графиков и т.п.) соавторства не порождает. Не ведет к соавторству и распространенное ныне спонсорство, т.е. оказание авторам финансовой помощи для создания произведения.
--------------------------------
<*> См.: Сборник постановлений пленумов Верховных судов. С. 161, 162.
4. Составители как субъекты авторского права
Правовой статус авторов отдельных, прежде всего составных и производных, произведений обладает определенной спецификой. Автору сборника, базы данных или другого составного произведения, именуемому составителем, принадлежит авторское право на осуществленные им подбор или расположение материалов. Составительство, будучи творческим трудом, порождает авторские права даже в том случае, когда систематизируемые идеи или факты не являются объектами авторского права.
Например, авторское право не охраняет факты принадлежности телефонных номеров конкретным абонентам. Поэтому у разных составителей может быть авторское право на телефонные справочники даже в пределах одного населенного пункта. Важно лишь, чтобы справочники разных составителей, содержащие одинаковые телефонные номера одних и тех же абонентов, существенно различались по подбору и расположению предметного каталога, его отдельных рубрик, фотоиллюстраций, рекламных материалов, а также по возможному сопроводительному переводу текстовых материалов на иностранные языки, цветовому оформлению и архитектонике буквенных, цифровых и графических компонентов. При таком условии не будет иметь правового значения, кто из составителей раньше или позже использовал для подготовки справочника исходную неохраняемую фактическую информацию. Согласно абз. 4 п. 1 ст. 11 ЗоАП авторское право составителя не препятствует другим лицам осуществлять самостоятельный подбор или расположение тех же материалов для создания своих составных произведений.
Разумеется, составители, имеющие дело с произведениями, охраняемыми авторским правом, обязаны считаться с авторами данных произведений. Более того, составитель пользуется авторским правом лишь при условии соблюдения им прав авторов каждого из произведений, включаемых в составное произведение. Попросту говоря, необходимо заручиться письменным согласием этих авторов. Напротив, авторы включаемых в сборники произведений (если иное не предусмотрено авторским договором) вправе распоряжаться ими по своему усмотрению независимо от составного произведения.
На отдельные составные произведения авторское право принадлежит издателям. Речь идет об энциклопедических словарях, периодических и продолжающихся сборниках научных трудов, газетах, журналах и других периодических изданиях. Исключительные права на использование своих произведений независимо от издания в целом сохраняется за авторами произведений, включаемых в такие издания. Однако исключительное право на использование подобного издания в целом принадлежит издателю. В роли издателя обычно выступает юридическое лицо. Издатель вправе при любом использовании издания указывать свое наименование либо требовать такого указания.
5. Авторы производных произведений
К числу наиболее распространенных авторов производных произведений относятся переводчики литературных текстов, аранжировщики музыкальных произведений, а также лица, осуществляющие иную переделку либо переработку произведений, например драматурги, создающие киносценарии из чьих-либо романов, повестей или рассказов. Поскольку авторы производных произведений всегда имеют дело с объектами чужих авторских прав, они пользуются авторскими правами лишь при условии соблюдения ими прав авторов произведений, подвергшихся переводу, переделке, аранжировке или другой переработке. Вместе с тем наличие авторского права переводчиков и авторов других производных произведений не мешает иным лицам на тех же условиях делать свои переводы и переработки одних и тех же произведений.
Подобно отдельным составным произведениям, наличие нескольких субъектов присуще также аудиовизуальным произведениям. Это обусловлено тем, что любое аудиовизуальное произведение, будучи "синтетическим" по своей природе, аккумулирует творчество различных лиц: сценариста, композитора, режиссера-постановщика. Одновременно создание аудиовизуального произведения требует осуществления массы хозяйственных, технических, административных, финансовых и тому подобных действий. Их выполнение ложится на изготовителя аудиовизуального произведения, т.е. физическое или юридическое лицо (кино- и телестудию и т.п.), взявшее на себя инициативу и ответственность за изготовление такого произведения. При отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается физическое или юридическое лицо, имя или наименование которого обозначено на этом произведении.
Вследствие этого применительно к создателям аудиовизуальных произведений различают их авторов и изготовителей. Авторами являются:
- режиссер-постановщик;
- автор сценария (сценарист) и автор музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для аудиовизуального произведения (композитор).
Изготовитель заключает с авторами договоры на создание аудиовизуального произведения. Если в договоре не предусмотрено иное, его заключение влечет передачу изготовителю аудиовизуального произведения исключительных прав на воспроизведение, распространение, публичное исполнение, сообщение по кабелю для всеобщего сведения, передачу в эфир или любое другое публичное сообщение данного произведения, а также на субтитрирование и дублирование его текста.
Авторы произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавших ранее (например, автор романа, положенного в основу сценария), так и созданных в процессе работы над ним (скажем, оператор или художник-постановщик), не считаются авторами данного произведения: каждый из них пользуется авторским правом лишь на свое собственное произведение.
6. Субъекты авторского права на служебные произведения
Своеобразный состав субъектов авторского права складывается в отношении служебных произведений. Служебным признается произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя. Закон не дает определений понятий служебных обязанностей, служебного задания и работодателя. Обычно работодателем считается юридическое или физическое лицо, состоящее с работником в трудовых (служебных) отношениях в соответствии с трудовым законодательством. Лицо, выполняющее в рамках этих отношений определенные обязанности, признается работником. Круг служебных обязанностей работника определяется должностными инструкциями, положениями о структурных подразделениях, уставами организаций и предприятий. Служебным обычно является конкретное задание работнику, исходящее от работодателя в лице его органов и зафиксированное в документации, с которой работник был ознакомлен до создания произведения.
Права автора служебного произведения ограничены. Он имеет только личные неимущественные права, в том числе право на обнародование произведения. Исключительные же права на использование служебного произведения, если иное не оговорено в трудовом договоре, принадлежат работодателю. Закон предусматривает обширный перечень имущественных прав <*>. Работодатель вправе при любом использовании служебного произведения указывать свое наименование либо требовать такого указания. Данные правила не применяются, однако, к создаваемым в служебном порядке энциклопедиям и периодическим изданиям. Поэтому авторы служебных произведений, включенных в такие издания, сохраняют исключительные права на использование своих произведений независимо от издания в целом.
--------------------------------
<*> См. § 4 настоящей главы.
7. Правопреемники и иные лица как субъекты авторского права
Поскольку авторское право переходит по наследству (ст. 29 ЗоАП), наследники умершего автора входят в круг субъектов авторского права. Правопреемство в отношении произведений науки, литературы и искусства может осуществляться также в силу закона или договора о передаче имущественных прав. Так, в соответствии со ст. 17 - 26 ЗоАП третьи лица вправе в определенных границах без согласия авторов использовать охраняемые произведения с выплатой или без выплаты авторского вознаграждения при условии, что такое использование не наносит неоправданного ущерба нормальному использованию произведений и не ущемляет необоснованным образом законные интересы авторов.
Договорное правопреемство наступает в соответствии с условиями авторских договоров. На их основе субъектами авторского права становятся издательства, театры, студии и другие организации, а также физические лица, к которым переходят имущественные права.
- Раздел I. Введение в гражданское право
- Глава 1. Понятие о частном праве
- § 1. Гражданское право как частное право
- § 2. Система частного права
- Глава 2. Гражданское право как правовая отрасль
- § 1. Гражданское право в системе правовых отраслей
- § 2. Предмет гражданского права
- § 3. Метод, функции и принципы гражданского права
- Глава 3. Гражданское право как наука и учебный курс
- § 1. Наука гражданского права
- § 2. Учебная дисциплина гражданского права
- Глава 4. Источники гражданского права
- § 1. Понятие и виды источников гражданского права
- § 2. Состав гражданского законодательства
- § 3. Действие гражданского законодательства
- Раздел II. Гражданское правоотношение
- Глава 5. Понятие, содержание и виды
- § 1. Понятие гражданского правоотношения
- § 2. Содержание гражданского правоотношения
- § 3. Субъекты и объекты гражданских правоотношений
- § 4. Виды гражданских правоотношений
- Глава 6. Граждане (физические лица) как участники
- § 1. Граждане (физические лица)
- § 2. Правоспособность граждан (физических лиц)
- § 3. Дееспособность граждан (физических лиц)
- § 4. Опека и попечительство
- § 5. Место жительства граждан
- § 6. Безвестное отсутствие. Объявление гражданина умершим
- § 7. Акты гражданского состояния
- Глава 7. Юридические лица как участники
- § 1. Понятие и виды юридических лиц
- § 2. Юридическое лицо как субъект гражданского права
- § 3. Возникновение и прекращение юридических лиц
- § 4. Юридическая личность коммерческих организаций
- § 5. Юридическая личность некоммерческих организаций
- Глава 8. Публично-правовые образования
- § 1. Гражданская правосубъектность
- § 2. Случаи участия публично-правовых образований
- Глава 9. Объекты гражданских правоотношений
- § 1. Понятие и виды объектов гражданских правоотношений
- § 2. Вещи как объекты гражданских правоотношений
- § 3. Ценные бумаги
- Глава 10. Основания возникновения, изменения
- § 1. Юридические факты и их составы
- § 2. Понятие и виды сделок
- § 3. Условия действительности сделок
- § 4. Недействительность сделок
- § 5. Правовые последствия признания
- Раздел III. Осуществление и защита гражданских прав
- Глава 11. Осуществление гражданских прав
- § 1. Понятие и способы осуществления гражданских прав
- § 2. Принципы осуществления гражданских прав
- § 3. Пределы осуществления гражданских прав и исполнения
- § 4. Осуществление прав и исполнение обязанностей
- Глава 12. Право на защиту как субъективное
- § 1. Понятие и содержание права на защиту
- § 2. Самозащита гражданских прав
- § 3. Меры оперативного воздействия
- § 4. Меры правоохранительного характера,
- Глава 13. Гражданско-правовая ответственность
- § 1. Понятие и виды гражданско-правовой ответственности
- § 2. Условия гражданско-правовой ответственности
- § 3. Применение гражданско-правовой ответственности
- Глава 14. Сроки в гражданском праве
- § 1. Понятие, исчисление и виды сроков в гражданском праве
- § 2. Исковая давность
- Раздел IV. Право собственности и иные вещные права
- Глава 15. Право собственности. Общие положения
- § 1. Собственность и право собственности
- § 2. Понятие и содержание права собственности
- § 3. Приобретение (возникновение) права собственности
- § 4. Прекращение права собственности
- Глава 16. Право частной собственности
- § 1. Право частности собственности граждан
- § 2. Право частной собственности юридических лиц
- Глава 17. Наследование собственности граждан
- § 1. Понятие и основные категории наследственного права
- § 2. Наследование по завещанию
- § 3. Наследование по закону
- § 4. Принятие наследства и отказ от наследства
- Глава 18. Право публичной собственности
- § 1. Общие положения о праве государственной
- § 2. Приватизация государственного
- Глава 19. Право общей собственности
- § 1. Понятие и виды права общей собственности
- § 2. Право общей долевой собственности
- § 3. Право общей совместной собственности
- Глава 20. Ограниченные вещные права
- § 1. Понятие и виды ограниченных вещных прав
- § 2. Право хозяйственного ведения
- Глава 21. Защита права собственности и иных вещных прав
- § 1. Понятие и гражданско-правовые способы
- § 2. Вещно-правовые иски
- Раздел V. Исключительные права
- Глава 22. Гражданско-правовое регулирование отношений,
- § 1. Интеллектуальная деятельность
- § 2. Исключительные права
- Глава 23. Авторское право и смежные права
- § 1. Понятие, функции и источники авторского права
- § 2. Объекты авторского права
- § 3. Субъекты авторского права
- § 4. Авторские права и срок их действия
- § 5. Авторско-правовая охрана программ для эвм,
- § 6. Смежные права
- § 7. Защита авторских и смежных прав
- Глава 24. Патентное право
- § 1. Понятие, объекты и субъекты патентного права
- § 2. Оформление прав на изобретение,
- § 3. Права автора изобретения, полезной модели,
- § 4. Патентно-правовая охрана селекционных достижений
- Глава 25. Исключительные права на средства
- § 1. Исключительное право юридического лица
- § 2. Исключительное право на товарный знак
- § 3. Правовая охрана наименования
- § 4. Ответственность за незаконное использование
- Раздел VI. Личные неимущественные права
- Глава 26. Понятие и виды личных неимущественных прав
- § 1. Понятие личных неимущественных прав
- § 2. Виды личных неимущественных прав
- § 3. Осуществление и защита личных неимущественных прав
- Глава 27. Гражданско-правовая охрана
- § 1. Право на защиту чести, достоинства и деловой репутации
- § 2. Гражданско-правовая охрана
- § 3. Гражданско-правовая охрана неприкосновенности