Сущность и признаки прокурорского надзора в Российской Федерации. Органы прокуратуры России
Российская Федерация как государство, обеспечивая полное, единообразное и безусловное исполнение принятых законов, опирается на систему органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Особое место при реализации этой важнейшей функции государства занимают органы прокуратуры РФ, которые осуществляют от имени государства надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России. Основой надзорной деятельности прокуратуры являются нормы Конституции РФ, федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», других федеральных законов и международных договоров Российской Федерации.
Прокурорский надзор как особый вид государственной деятельности, направленной на исполнение законов в Российской Федерации, исключает какое-либо вмешательство в его осуществление. Законодательно установлен запрет на воздействие в какой-либо форме органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора или следователя прокуратуры при принятии ими решений.
Сущность прокурорского надзора невозможно определить без анализа целей и задач данного вида деятельности прокуратуры Российской Федерации.
Цели прокурорского надзора, а также других видов и направлений деятельности прокуратуры закреплены в ст. 1 федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». К таковым законодатель относит: обеспечение верховенства закона, единство и укрепление законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Цели деятельности прокуратуры установлены законодательно и расширительному толкованию не подлежат.
Цели прокурорской деятельности, в том числе цели прокурорского надзора, достигаются посредством реализации поставленных перед прокуратурой Российской Федерации задач. Задачи прокурорской деятельности, в том числе задачи прокурорского надзора, вытекают из норм Конституции РФ, сформулированы в федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации», других федеральных конституционных и федеральных законах, ряде международных договоров и соглашений, закреплены в приказах и указаниях Генерального прокурора Российской Федерации.
Прокуратура призвана обеспечить:
своевременное выявление нарушений закона;
своевременное устранение нарушений закона;
предупреждение нарушений закона.
Задачи органов прокуратуры принято подразделять также на: а) общие задачи прокурорской деятельности; б) общие задачи прокурорского надзора; в) специальные задачи отдельного вида (направления) деятельности прокуратуры. На прокуратуру современной России не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами.
К основополагающим признакам прокурорского надзора, раскрывающим его сущность, обычно относят:
осуществление его от имени государства. Прокурорский надзор является разновидностью государственной деятельности, осуществляемой прокуратурой Российской Федерации, – единой централизованной федеральной системой органов, специально образованных для осуществления данной деятельности;
осуществление специальными субъектами — прокурорами. Прокуроры являются государственными служащими, правовое положение которых определено законодательством;
осуществление в законодательно определенных формах и пределах, имеющих ярко выраженную направленность на обеспечение точного, безусловного и единообразного исполнения законов и принадлежащих к исключительным полномочиям прокуратуры;
всеобъемлющий характер (широкий диапазон воздействия) прокурорского надзора. В современной России нет и не может быть других государственных органов, которые подобно прокуратуре осуществляли бы надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации;
наличие у прокуроров специальных полномочий, включая возможность использования законодательно установленных форм реагирования прокурора на нарушения законности;
осуществление независимо от любых воздействий каких-либо органов, организаций, учреждений, их должностных лиц и представителей.
По своей природе и своему функциональному назначению прокурорский надзор един. Но в силу многообразия надзорной деятельности принято выделять самостоятельные отрасли прокурорского надзора. Отраслью прокурорского надзора обозначают законодательно определенную самостоятельную составную часть единого прокурорского надзора, характеризующуюся наличием собственных объекта и предмета надзора, а также особыми, характерными только для данной области общественных отношений специфическими задачами и полномочиями прокурора по надзору за исполнением законов.
В современный период прокурорский надзор составляют пять самостоятельных отраслей, нашедших закрепление в федеральном законе о прокуратуре:
надзор за исполнением законов;
надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
надзор за исполнением законов судебными приставами;
надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
- Казанский государственный университет
- Прокурорский надзор в Российской Федерации
- Рабочие планы по курсу «прокурорский надзор в рф» рабочий план
- Рабочий план
- Рабочий план
- Нормативные акты
- Акты высших органов судебной власти
- Специальная литература
- Тема 1. Предмет, основные понятия и система курса. Общая характеристика законодательства, регламентирующего деятельность прокуратуры в рф.
- Сущность и признаки прокурорского надзора в Российской Федерации. Органы прокуратуры России
- Предмет курса «Прокурорский надзор в Российской Федерации». Соотношение предмета курса с другими юридическими дисциплинами
- Система курса «Прокурорский надзор в Российской Федерации»
- Правовые основы прокурорского надзора в рф
- Тема 2. Цели, задачи и принципы организации и деятельности прокуратуры рф.
- Цели и задачи прокурорской деятельности
- Понятие и классификация принципов организации и деятельности прокуратуры
- Принцип законности.
- Принцип централизации.
- Принцип единства прокурорского надзора.
- Принцип независимости
- Принцип гласности
- Внутриорганизационные принципы
- Тема 3. Система органов прокуратуры рф и основные направления их деятельности.
- 3.1. Система органов прокуратуры в Российской Федерации
- 3.2. Генеральная прокуратура Российской Федерации. Генеральный прокурор рф и характеристика его полномочий.
- 3.3. Территориальные органы прокуратуры Российской Федерации
- Специализированные органы прокуратуры рф
- Общая характеристика основных направлений (функций) деятельности прокуратуры
- Государственная служба в органах и учреждениях прокуратуры
- Тема 4. Сущность и значение прокурорского надзора за исполнением законов.
- Объекты, предмет и пределы надзора
- Правовые основы и направления (подотрасли) прокурорского надзора за исполнением законов
- Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов
- Организация работы по надзору за исполнением законов
- Правовые средства реагирования прокурора на выявляемые правонарушения
- Тема 5. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
- Предмет, задачи и правовые основы прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
- Полномочия прокурора по выявлению, устранению и предупреждению нарушений законов сфере защиты прав и свобод человека и гражданина
- Тема 6. Надзор прокурора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
- Предмет, задачи и правовые основы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
- Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
- Сущность, предмет, задачи и правовая регламентация прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия
- Организация прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием
- Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами дознания предварительного следствия
- Предмет, задачи и правовые основы надзора
- Полномочия прокурора при осуществлении надзора
- Организация прокурорского надзора
- Тема 8. Участие прокурора в рассмотрении дел судами.
- Понятие и правовые основы участия прокурора в рассмотрении дел судами
- 8.2. Участие прокурора в судебном производстве по уголовным делам
- Участие прокурора в гражданском судопроизводстве
- Участие прокурора в арбитражном судопроизводстве
- Тема 9. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
- 9.1. Понятие и принципы координации
- 9.2. Правовые основы координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью
- 9.3. Формы координационной деятельности. Организация работы координационного совещания
- 9.4. Информационное обеспечение и планирование координационной деятельности по борьбе с преступностью
- Тема 10. Международное сотрудничество органов прокуратуры рф с компетентными органами и должностными лицами иностранных государств.
- Сущность, задачи и правовые основы международного сотрудничества органов прокуратуры с государственными органами и должностными лицами зарубежных стран
- 10.2. Организация работы Генеральной прокуратуры Российской Федерации по международному сотрудничеству в сфере уголовного судопроизводства.
- Порядок рассмотрения ходатайств иностранных государств об экстрадиции
- Международные ассоциации прокуроров. Координационный совет генеральных прокуроров стран снг
- Планы практических (семинарских) занятий по курсу «Прокурорский надзор в рф»
- Постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении
- Установил:
- Постановил:
- Предостережение
- Предостерегаю:
- Требую:
- Требую: