logo
Программа ШВ

Тридцать особых ситуаций, с которыми можно столкнуться в лагере. Способы разрешения этих ситуаций

В основном, лагерная жизнь протекает интенсивно, радостно, наполнено. Лагерь - это место, где собрано вместе много людей: взрослых и детей. Все такие разные, у каждого своя ситуация в семье, свой уникальный опыт. Поэтому в лагере случаются разные, в том числе и особые ситуации и вопросы, к которым лучше быть готовым заранее.

1.  Энурез. Бывают в лагере такие дети, которые писают в кровать. Теоретически они не могут попасть в лагерь по медицинским показаниям, но практически это бывает на каждой смене. Зрелость детей в этом плане наступает в разном возрасте. Столкнувшись с такой ситуацией, вожатому главное сохранять спокойствие и принять это. самое важное - избавить ребенка от смущения и унижения сверстниками. Спокойно попросите ребенка снять постельное белье, свое собственное и заменить его. Возьмите у завхоза клеенку. Можно попросить ночную няню разбудить его около 24 часов, чтобы ребенок пописал. Позже этого времени почки работают в медленном режиме и мочи выделяется меньше. Как правило, этих мероприятий достаточно. В трудных случаях можно обратиться к врачу лагеря.

2.  Грязнули. Дети обычно пачкаются во время игр и другой деятельности. Они пачкают лицо, руки, ноги, одежду. Многие из них приучены следить за чистотой тела и одежды. Некоторые нет. Чтобы дети не смеялись над ними, вожатый может помочь тем, что отводит регулярное время для туалета и напоминает детям об этой необходимости.

3.  Воровство. Случается это практически на каждой смене. Когда обнаруживается, что ребенок украл что-то, с ним следует поговорить и указать на необходимость вернуть предмет с извинениями. Можно предложить ему поддержку и отправиться вместе с ним. при этом ваша роль - молчаливое физическое присутствие. В отряде это случилось, следует обсудить этот поступок. Руководите этим обсуждением Вы. Вы всего лишь констатируете факты: "Было украдено то-то, теперь это возвращено, хозяину принесены извинения. Такие события случаются, я не хотел(а) бы, чтобы они повторялись. Я прошу каждого из вас высказать, что вы чувствовали, узнав об этом". Выслушав ребят, сделайте вывод о том, что "это неприятная ситуация для всех тем, что она подрывает доверие друг к другу и, прежде всего, к конкретному лицу, кто это сделал. Так делать не стоит. Хочется верить, что таких ситуаций не будет".

Причем напомните детям, что администрация лагеря просит не привозить дорогие вещи, а деньги лучше отдать вожатому. Каждый человек сам несет ответственность за свои вещи, если же он этого не делает, он провоцирует некоторых людей на подобные поступки.

Бывает, что кто-то таскает у детей печенье и конфеты, если станет известно, кто, просто объясните ребенку, что лучше просить, а еще следить за своими желаниями.

4.  Гиперактивность. Большинство детей активны. Гиперактивный ребенок импульсивен, невнимателен и излишне активен - бегает взад-вперед, редко занимается чем-то, задирается, постоянно убегает. Как правило, это защитная реакция снять тревогу. Роль вожатого заключается в том, чтобы защитить ребенка от его собственных действий, сделать так, чтобы он участвовал в обычной лагерной жизни. это требует значительного контроля, но контроль должен быть доверительным. Некоторые дети в таком состоянии требуют вмешательства специалистов. Вы можете привести его к психологу лагеря.

5.  Тоска по дому. Часто встречаются дети, которые скучают по дому, родителям, друзьям, домашним животным. Они становятся плаксивы и падают духом. Один из способов, который позволит ребенку обрести друзей или забыть друзей, является занятие детей деятельностью (игры, отрядные дела, прогулки, походы и т.д.). Но бывает нелегко. Особенно в первые дни смены. Часто дети вспоминают о доме, когда они чувствуют себя неуспешными или изолированными, когда не реализованы из желания. В таком случае бывает достаточно поговорить с ребенком, помочь ему осознать, какое его желание не осуществилось и показать, как его можно достичь.

6.  Плаксы. Плаксы чаще всего встречаются в начале смены среди младших. Основное объяснение их плача: "Хочу домой, к маме." Побудьте с ними немного, спокойно его послушайте, не отговаривайте, соглашайтесь с ним по принципу "Да, я тоже хочу домой и к маме". Если плачет и следующий день, пригласите его к психологу.

7.  Суицидальное поведение. Бывает в лагере очень редко и чаще как демонстрация. Особое внимание имейте к детям с депрессивными формами поведения (не улыбается, отказ от всего, частые уходы). После разговора с таким ребенком обратитесь к психологу.

8.  Дети рассказывают "ужасы" о своей жизненной ситуации. Слушайте эти рассказы и не пугайтесь. Постарайтесь сконцентрироваться на фактах. Часто подростки переоценивают, "накручивают" ситуацию. Помогите им снять эту "накрутку", концентрируясь на фактах, а не на эмоциях.

9.  Какает в штаны. Встречаются такие случаи. Основная задача вожатого в таких случаях - предостеречь ребенка от насмешек и отвержения сверстников. В основном его отвергают, так как от него очень плохо пахнет. Просите его мыться, менять и стирать одежду. Это внесет определенные хлопоты, но другого пути нет.

10.  Дети какают в душе. Случается такое, как правило, с младшими детьми. Из-за того, что, увлекшись, они не чувствуют или подавляют позыв, а сфинктеры прямой кишки не настолько еще сильны, чтобы справиться с массой и все выходит из ребенка. Лучше такие ситуации предотвратить - перед душем всех попросить сходить в туалет. После душа просмотрите все кабинки, и если где-то найдет следы пребывания ребенка, наедине с ним пригласите его убрать. Не ругайте его. Объясните, что такое бывает у детей. Помогите ему "сохранить лицо". А еще можно в душ брать горшок или администрации для мытья душевых выделить ставку туалетчика.

11.  Сексуальное поведение. Старшие дети иногда находят лагерь местом, удобным для сексуального поведения. Особенно тем, что они находятся в постоянном контакте со сверстниками. Такое поведение может быть агрессивным, явным или скрытым. Не провоцируйте детей своим открытым поведением с партнером (объятия, поцелуи при всех). Важно говорить о сексе откровенно без морализации, чтобы показать детям приемлемые схемы поведения.

12.  Оскорбления. Вожатый может заметить признаки плохого обращения с детьми. Например, синяки, шрамы, особенно в душе, или при осмотре. Плаксивость, депрессия. При таких ситуациях обращайтесь к психологу.

13.  Химические отравления. Лагерь не изолирован от возможности приносить туда спиртные напитки, табак или наркотики для употребления или совместного использования. Во-первых, на территории лагеря строго запрещено всем, в том числе и вожатым, употреблять спиртные напитки, наркотики и курить. Делая это, Вы как бы провоцируете на это детей. Это можно делать в свободное от работы время и не на детской территории. Если Вы заметили детей в состоянии химического отравления, поговорите с ним. в зависимости от его состояния обратитесь к врачу или окажите ему помощь. Но не оставляйте их одних в таком состоянии. Важно Ваше физическое присутствие. Избегайте нотаций.

14 Вандализм. Когда личная или лагерная собственность уничтожается детьми, это признак более глубоких проблем. С детьми следует прямо обсудить это с тем, чтобы помочь им обрести понимание серьезных последствий такого поведения, а также их привлекают к участию в восстановлении и замене разрушенной собственности. Этот вопрос решает администрация лагеря. Задача вожатого - составить докладную записку по этому случаю.

15 Стресс. Современная жизнь вызывает массу стрессов, особенно у детей. Живущих в условиях мегаполиса. Они ведут поспешную жизнь. Если их торопить по часам, просить что-то сделать за короткое время, все это приводит к усилению стресса. Его признаки - повышенный голод, сонливость, проблемы обучаемости и внимания. Избегайте с детьми спешки и сложных заданий, каких-либо форм деятельности, не соответствующих данной возрастной группе. Вам поможет четкое выполнение режима, четкое планирование и доведение плана дня до детей. Помните, что детский лагерь, где дети отдыхают и общаются посредством адекватных форм взаимодействия. Роль вожатого - обеспечить детям это.

16.  Побег. Иногда такое происходит. Как правило, это делают дети, склонные к таким действиям, и, как правило, они уже имеют такой опыт. Задача вожатого в такой ситуации - сообщать об этом администрации лагеря. Как профилактика этого: вожатый в начале смены собирает списки детей с адресами и телефонами, четко соблюдает все инструкции, отслеживает состояние детей, всегда знает, все ли дети с ним.

17.  Демонстративное поведение детей. Оно бывает разным и очень часто мешает вожатому. Наиболее верный способ - наедине сказать ребенку свои чувства, которые Вы испытываете, когда сталкиваетесь с такими формами поведения. Затем можно узнать, чего он хотел добиться таким поведением и предложить адекватные формы поведения. Последнее можно сделать вместе с психологом лагеря.

18.  Агрессивное поведение. Достаточно часто встречается у подростков. Внутренняя причина агрессивного поведения - страх перед чем-либо. Часто ребенок его не осознает. Чаще всего это страх потерять себя или уважение, любовь других. Следует принят ребенка: "Бывает, что дети дерутся (ругаются и т.д.)" и "поднять" его. Показать, как можно выразить свой гнев неагрессивно. Можно обратиться по этому поводу к психологу лагеря.

19.  Дети, которые ни в чем не участвуют. Встречаются такие "наблюдатели" по жизни. Задача вожатого - создать условия для успеха ребенка и организовать формы взаимодействие детей, соответствующие их полу и возрасту, их интересам. Как правило, такие дети избирательно участвуют в каких-либо делах. Не толкайте их, позволяйте им выбирать. Поддерживайте их, когда они решились быть активными.

20.  Ругается нецензурными словами. При всех четко и спокойно скажите ребенку, что вы чувствуете по принципу: "Когда ты говоришь такие слова, у меня возникает чувство:" и далее "Я хочу, чтобы на нашем отрядном месте не звучало этих слов". Будьте готовы к тому, что ребенок не сразу поймет это. Дайте ему время. Главное - оставаться спокойным и твердым.

21.  Ребенок нарушает правила поведения. Часто у взрослых возникает ощущение, что ребенок это делает "назло". Рудольф Дрейкурс считает, что в основе любого нарушения лежит один из четырех мотивов:

- привлечение внимания

- власть

- месть

- избегание неудачи

Разберитесь, какой мотив движет ребенком в Вашей ситуации и помогите ему реализовать свое поведение.

22.  Ребенок отказывается дежурить в столовой. Сначала поговорите с ним один на один, выясните, почему. Бывает, что у ребят остатки еды вызывают чувство брезгливости. В таком случае можно предложить ему другую работу. Бывает, что ребенок себя плохо чувствует. Бывают другие причины. Напомните ему о том, что все ребята из вашего отряда участвуют в дежурстве, весь отряд несет ответственность, чтобы накормить дружину, и не стоит подводить ребят из своего отряда. Ребята не поймут тебя и могут обидеться на тебя.

23.  Отряд трудно собрать на отрядном месте. Как правило, такие трудности испытывают опытные вожатые и вожатые "пофигисты", которые не работали в самом начале смены над дисциплиной. Таким образом, основное, что сделает детей управляемыми, - это формирование дисциплины. Помогут Вам в этом, прежде всего, Ваша дисциплинированность, четкое соблюдение режимных моментов, планирование дня и подбор форм взаимодействия детей, адекватных возрасту, выполнение всех необходимых мероприятий оргпериода и авторитетный стиль руководства в оргпериод и во время выполнения режимных моментов. В первые дни смены собирать отряд на отрядном месте лучше вдвоем. Один вожатый может затеять игру на отрядном месте с теми, кто пришел, или играть на гитаре. Другой обходит палаты.

24 Отряд проиграл. В таких случаях дети могут возмущаться. Младшие часто плачут. Помогите детям достойно принять поражение: 1) сначала пусть они отреагируют свои эмоции; 2) когда эмоции сойдут, объясните, что проигрыш - это всего лишь одна из ступенек к победе, если концентрироваться не на том, что сделали не так, а на том, что надо было сделать, чтобы выиграть, или что позволило соперникам выиграть; 3) подведите итоги: что следует делать, чтобы выиграть.

25.  Ребенок ябедничает про других. Чаще всего это делают для того, чтобы привлечь Вас в защиту или чтобы Вы реализовали желания ребенка. Например, "он обзывается на меня" - ребенок, как правило, хочет, чтобы Вы его защитили или наказали обидчика. Пригласите обидчика и втроем разберите ситуацию. Как правило, в ней не правы оба ребенка. Скажите обоим, в чем они не правы и помирите их.

26.  Отрицательный лидер. Бывают группы. в которых ребенок встает в оппозицию с вожатым, нарушает требования и вокруг собирает группу. Скорее всего, он хочет власти и внимания. Подружитесь с ним, примите его, заключите с ним договор, покажите, как конструктивно стать лидером. Но не спорьте с ним и не "роняйте" его в глазах других.

27 Отпускают "сальные" шутки. Чаще всего это делают старшие мальчики. Делают это для того, чтобы "проверить Вас на реакцию", провоцируют. Спокойно скажите, что "парни часто устраивают такие проверки, но вы просите в присутствии девочек не шутить так и не говорить резких слов". Будьте готовы к тому, что такая ситуация может возникнуть еще. Но при Вашем адекватном реагировании это скоро прекратится.

28.  Девочка от 11 до 14 лет часто плачет. Как правило, она жалуется на какие-то проблемы Вам, как лицу, которому она доверяет, и при этом плачет. Вам уже начинает это надоедать. Скорее всего, это девочка с истерическим складом личности. Ее цель - получить как можно больше Вашего внимания, и чтобы все это видели. Скажите ей, что такие ситуации, как у нее, бывают, и Вы уверенны, что она может справиться с ними сама, а Вы сейчас заняты.

29.  Ребенок обманывает. Обсудите с ним ситуацию, когда он Вас обманул. Объясните, каковы последствия этой ситуации для него, для Вас, для других. Важно, чтобы он понял, что обманывать не стоит, это ведет к негативным последствиям, самое главное - он теряет доверие у других.

Другие особые ситуации могут встретиться у Вас в отряде. Если чувствуете, что не знаете, как выйти из них, обратитесь к администрации лагеря, к психологу. Когда вы приглашаете к психологу ребенка младшего и среднего возраста, помните, что им малознакомо слово "психолог", их первая реакция: "Что, я псих?". Поэтому скажите им что-то вроде: "У нас на отряде лучше не плакать, пойдем туда, где можно плакать" или "Пойдем в комнату, где мы можем с тобой вдвоем поиграть и поговорить".

Каковы затруднения?

В чем их причина?

Как их предупредить?

Как с ними бороться?

В организации быта и общежития

Дети не удовлетворены размещением в спаль­ных помещениях

а) Распределение мест выражает «иерархию силы» в группе;

б) спальные места неравноценны в плане комфорта;

в) не учтены фи­зиологические и психологические особенности от­дельных детей

а) Организовать (при заезде) распределение спальных мест в форме игры, присвоив каждо­му месту привлекатель­ные игровые характе­ристики;

б) предоставить право выбора мест первым детям, впервые при­бывшим в лагерь;

в) определить места для детей с особыми про­блемами на основе кон­сультации с врачом и/или психологом

а) Изучить возможности и необходимость изменения расположения и уговорить ребят поменяться;

б) устранить (смягчить) дискомфортные факторы (заменить койку, переста­вить тумбочки);

в) повысить привлека­тельность личного места каждого путем введения игровых наименований, размещения дополнитель­ных атрибутов, открытия в отряде «Бюро оценки не­движимости»

Нe удается под­держивать поря­док в спальных помещениях из-за обилия лиш­них вещей в тумбочках

а) Недостаток у детей опыта ор­ганизации лично­го имущества;

б) непродуман­ность системы хранения личных вещей

а) Заранее сформулиро­вать правила храненияличного имущества, организовать их усвое­ние в оргпериоде сме­ны;

б) продумать и обору­довать приспособления для раздельного хране­ния вещей, сделав не­обходимые надписи, например: полка и крючки для мыльниц, зубной пасты и щеток, полотенец, ящик для тапочек, шкафчик (пол­ка) для письменных принадлежностей и т.п.

а) Обсудить проблемус ребятами и вместе дого­вориться о правилах хра­нения вещей и ответст­венности дежурных;

б) организовать игру, в ходе которой каждой вещи будет обозначено место, а некий переходящий приз ежедневно будет разыгры­ваться среди самых акку­ратных, возможен широ­кий спектр игровых прие­мов решения проблемы

У детей исчеза­ют личные вещи, деньги

а) Рассеянность самих детей;

б) хищение

а) При заезде объяснить родителям ненужность дорогих вещей, украше­ний и т.п. в лагере;

б) организовать хране­ние ценных вещей в от­дельном, закрываю­щемся помещении, пе­редачу денег для хра­нения вожатым (если иное не организовано в масштабах лагеря);

в) по возможности, иметь информацию о детях, склонных к хи­щению, не оставлять их наедине с соблазном

а) Организовать «Уголок счастливых находок», ку­да будут собираться най­денные вещи, с выдачей «золотых звезд» самым зорким следопытам;

б) обговорить индивиду­ально с детьми целесооб­разность хранения некото­рых вещей в закрытом по­мещении;

в) пресечь атмосферу по­дозрительности и взаим­ных обвинений, усилив наблюдение за детьми, склонными к хищениям

У детей отсутст­вуют необходи­мые банно-прачечные при­надлежности, одежда, обувь

а) Недостаточное внимание при сборе вещей для отправки в лагерь

а) Перед посадкой в ав­тобусы для заезда про­верить готовность де­тей по «Памятке отды­хающего»;

б) решить с админист­рацией лагеря вопрос формирования некоего «запаса» мочалок, мыльниц и т.п. для ука­занных случаев;

в) иметь полный список отряда с указанием всех данных о родителях, номеров их телефонов, рабочих и домашних

а) Выдать в пользование необходимое имущество из лагерного запаса;

б) связаться по телефону с родителями, добиться, чтобы они привезли необ­ходимые вещи или пере­дали их в лагерь«с оказией» (например, когда в город поедет про­дуктовая машина);

в) пресечь насмешки в адрес детей, имеющих эти проблемы

Дискомфорт в жилых помеще­нияхиз-за хранения там грязных ве­щей, сушки выстиранного белья и т.п.

а) Дети не инфор­мированы о пра­вилах хранения, либо не оборудо­ваны места;

б) дети не могут сами решить, что делать с грязным бельем, одеждой и пытаются это скрыть

а) При заезде четко ин­формировать детей о правилах и местах хра­нения и сушки вещей, организовать система­тическое посещение этих мест, пользование ими

а) Индивидуально с вла­дельцами указанных ве­щей организовать их пе­ремещение в предусмот­ренные места, если нужно - стирку и сушку, органи­зовать систематическое проветривание помеще­ний;

б) периодически напоми­нать детям о режиме рабо­ты прачечной, сушки, че­моданной

В сфере здоровья, гигиены

Случай ночного недержания мочи

а) Ребенок болен энурезом;

б) снижение темпе­ратуры воздуха в спальном помеще­нии;

в) ребенок не успел посетить туалет пе­ред сном, забыл об этом на волне впе­чатлений;

г) ребенок не адап­тированк бытовым услови­ям лагеря (туалет на улице, измене­ние режима пита­ния, застенчи­вость);

д) эксцесс спрово­цирован нездоро­выми детскими ша­лостями (перелива­ние воды над спя­щим, спрятанная одежда, обувь)

а) При энурезе выяснить у родителей наличие заболевания, отдельных эксцессов, возможность появления таких про­блем;

б) ежедневно перед сном контролировать выполнение детьми ги­гиенических процедур, в т.ч. посещение туале­та, в случае отсутствия искусственного обогре­ва помещений обеспе­чить детей дополни­тельными одеялами;

в) по рекомендации ро­дителей и после кон­сультации с врачом бу­дить детей, склонных к энурезу, для дополни­тельного посещения туалета;

г) по возможности огра­ничивать употребление жидкости, напитков не­посредственно перед сном

а) По возможности скрытьпроисшествие; сменить белье в отсутствии других ребят (если нужно - орга­низовать такое отсутст­вие под каким-либо предлогом), организовать индивидуальное посещение проблемным ребенком душевой (бани) и прачечной, успокоить его и договориться с ним о дальнейших действиях по предупреждению эксцес­сов;

б) обсудить случай с вра­чом и принять меры, что­бы подобное не случи­лось. Если это возможно – устранить причину;

в) строго следить за со­хранением молчания о происшедшем; если дети из отряда знают о случае, договориться с ними о бережном отношении к пострадавшему; не долж­но быть ни раздражения, ни насмешек.

Произошел несчастный случай, травма

а) Бесконтроль­ность детей;

б) наличие опасных мест, сооружений, приспосо-блений на территории и в по­мещениях;

в) умышленный риск детей, из же­лания «показать себя»;

г) стечение обстоя­тельств, действие непреодолимой си­лы;

д) недостатки орга­низации деятельно­сти детей, наруше­ние техники безопасности, санитарных правил и норм

а) При подготовке сме­ны составить представ­ление о всех местах на территории и в помеще­ниях, обладающих по­вышенной опасностью (хоз. двор, бассейн, ба­ня, пи­щеблок, спортплощадка, пе­риметр территории, пункты разме­щения электрооборудо­вания и т.п.);

б) тщательно разъяснить детям правила и нормы, обеспечивающие их безопасность, добиваться неукоснительного их соблюдения, систематически напоминая;

в) планируя очередной день, распределить на­грузку педагогов таким образом, чтобы дети непрерывно находились в поле зрения хотя бы од­ного из них, пресекать игры, занятия детей, могущие повлечь травмы;

г) тщательно изучить лагерную инструкцию по ТБ и неукосни­тельно следовать ей

а) Если в лагере есть (а она должна быть) инст­рукция по ТБ, действо­вать в соответствии с ней;

б) если вдруг таковой не обнаружилось, то отвести других детей из опасной зоны, немедленно вызвать врача и начальника лаге­ря, если необходима экс­тренная помощь (оста­новка крови, изменение положения, высвобожде­ние; искусственное дыха­ние); оказать ее в преде­лах своей компетенции; не навредить, по прибы­тии начальника лагеря, врача действовать по их указаниям, в любом слу­чае сохранять и поддер­живать спокойствие

Ребенок жалуется на недомо­гание

а) Спектр причин может быть широк – от инфекции до симуляции

а) До заезда убедиться в наличии у ребенка ме­дицинской карты, выяс­нить у родителей нали­чие хронических забо­леваний, предрасполо­женности к заболевани­ям, ограничения по уча­стию в отдельных видах деятельности, условий проживания, питания;

б) совместно с врачом, администрацией лагеря создать необходимые условия

а) В любом случае немед­ленно обратиться к врачу;

б) если выяснится, что это симуляция, узнать ее при­чину и цель, вероятно, ребенку необходима педагогическая помощь

Дети не следу­ют гигиениче­ским нормам (умывание, чи­стка зубов, смена белья и т.п.)

а) Отсутствие ги­гиенических навы­ков;

б) трудности адаптациик бытовым условиям лагеря;

в) см. п. 1.3, 1.4, 1.5

а) В ходе оргпериода (первые 3-4 дня смены) организовать игру-со­ревнование для усвое­ния детьми порядка вы­полнения гигиенически процедур, их положи­тельную эмоциональную окраску;

б) разъяснить детям места, порядок, время инеобходимость выпол­нения гигиенических процедур;

в) осуществить такие процедуры организованно (вместе)

а) Личным примером или словом побудить отдель­ных детей к выполнению гигиенических процедур;

б) запланировать и про­вести форму работы соот­ветствующей тематики, логическим продолжени­ем которой станет еже­дневный общественный контроль за этим аспек­том жизни

Во взаимоотношениях с персоналом

Дети не знают, кому и по каким вопросам обра­щаться

а) Отсутствие необходимой информации

а) Организовать знакомст­во детей с персоналом (по необходимости) в день за­езда;

б) разместить в отрядном уголке информацию об именах, отчествах членов персонала, их должностях и перечне вопросов, вхо­дящихв их в компетенцию, а также порядок действий детей в случае возникно­вения у них потребности обратиться к кому-либо из членов персонала, разъясните детям этот порядок

а) Узнать, в чем состоит потребность ребенка, ор­ганизовать его встречу с соответствующим пред­ставителем персонала, проследить за разрешени­ем вопроса, если нужно оказать помощь и убе­дитьсяв возвращении ребенка в отряд (если он отсутст­вовал)

Ребенок подолгу пропадает из от­ряда, уходит вместе с кем-либо из представителей персонала

а) Давнее зна­комство;

б) проблемы с психологичес­ким комфор­том в отряде;

в) представи­тель персонала - интересный человек;

г) нездоровый, интерес у взрослого к ребенку

а) Организовать жизнь от­ряда таким образом, чтобы дети вполне удовлетворя­ли свои потребности, уча­ствуяв его жизни и деятельности;

б) разъяснить детям правила и порядок ухода изотряда (если это преду­смотрено)

а) Выяснить действительную причину интересаданного ребенка к данно­му взрослому, и наоборот;

б) если это полезно - при­влечь данного взрослого к общению с отрядом, раз­делив с ним «моральную» ответственность;

в) в случае тревожных предположений - обра­титься к администрации лагеря

Выявлено грубо жестокое обращение представителя персонала с детьми, случаи сексуальных до­могательств

а) Данный взрослый профнепригоден для рабо­ты с детьми вслед­ствие психиче­ских отклоне­ний или нрав­ственных ка­честв

а) При наличии сведений о таких отклонениях проинформировать администрацию лагеря;

б) объяснить детям поря­док их действий в случае возникновения подобной ситуации (возможно в хо­де ролевой игры «Агент­ство личной безопасно­сти»);

в) не допускать уединен­ных контактов детейс представителями персо­нала

а) Пресечь контакт, отвес­ти детей в безопасное место, немедленно поставитьв известность админист­рацию лагеря; по возмож­ности, не допускать ши­рокого обсуждения про­исходящего, но еще раз разъяснить детям их дей­ствия в подобных случаях

Кто-либо из представителей персонала при­влекает детей Вашего отряда к какой-нибудь деятельности без согласования с Вами

а) Самоуправст­во;

б) отсутствие регламентации этой практики

а) Заведомо проинструк­тируйте детей о том, что если кто-либо из персона­ла попросит их о помощи, они должны вежливо от­ветить, что сначала им не­обходимо сообщить об этом Вам

и получить Ваше согласие. В случае таких обращений нужно убедиться, что предлагаемая деятель­ность не опасна для детей и посильна. Еще раз на­помните детям о ТБ

а) Обнаружив отсутствие детей, нужно узнать, гдеони находятся и чем заня­ты, соблюдаются ли нор­мы безопасности, и по­просить представителя персонала по окончании работ лично привести детей в отряд, необходимо еще раз разъяснить детямпорядок их действий втаких случаях;

б) если дети вовлечены в деятельность, не отве­чающую требованиям безопасности, нужно пре­кратить ее, детей вернуть в отряд, привлечь адми­нистрацию, потребовать принятия мер к работни­ку, подвергающему детей опасности

В организации участия детей в делах

Дети наотрез от­казываются уча­ствовать в делах

а) Негативный опыт детей;

б) боязнь насмешек, неуверенность в се­бе;

в) неодобрение «неформаль­ных лидеров»;

г) физические недостатки, са­мочувствие, комплексы

а) Организовать оргпериод интенсивно, разнообразно, так, чтобы дети во все включались «с ходу», не успев осознать психологи­ческие препятствия, обсу­ждение такого опыта на вечернем отрядном разго­воре поможет многим преодолеть скованность;

б) постоянно укреплять в отряде правила и нормы взаимной поддержки, об­щей радости и взаимопо­мощи, лидировать, быть «весомее» неформальных лидеров

а) Отложить решение вопроса, а затем включать ребенка в деятельность предельно малыми дозами, последовательно при­ближая состояние его го­товностик участию в делах;

б) предложить неформальным лидерам простимулировать участие ребенка в деятельности;

в) найти иную форму уча­стия, более приемлемую для ребенка

Ребята сочинилинизкопробноевыступление

а) Культурный уровень ребят низок;

б) аналогия с ранее виден­ным в этом (другом) лаге­ре;

в) протест про­тив каких-либо сторон жизни лагеря

а) Не допускать подготов­ку выступлений на само­тек. Лозунг «Дети сами...» - прикрытие для лентяев;

б) совместно с детьми об­суждать цель выступления и требования к нему, уча­ствовать в процессе созда­ния

а) Пригласить «экспер­тов», на основе их мнения внести коррективы;

б) последовательно вно­сить небольшие измене­ния

в ход репетиции и, таким образом, привести высту­пление в требуемый вид;

в) в случае протеста: раз­делить идею протеста и идею выступления, кон­фликт разрешить отдельно, а выступать отдельно, обязательно сделать и то, и другое

Дети невоспи­танно ведут себя на трибунах, стремятся оскор­бить соперника во время сорев­нований

а) Негативный опыт и суб­культурныестереотипы;

б) отсутствие навыков «куль­турного бо­лельщика»;

в) конфликт между отряда­ми

а) Заранее разработать, подготовить, «играючи» прорепетировать лозунги и другие формы поддерж­ки своей команды, объяс­нить ребятам, что сопер­ники на поле - не враг, наоборот, он помогает по­лучить удовольствие от состязания;

б) систематически органи­зовывать культурные формы поведения на три­бунах

а) Обсудить с ребятами случившееся, договорить­ся о формах поведения на будущее, организовать «акт компенсации» - творческий по­дарок со­перникам, на соревнова­ниях организовать «отра­ботку» навыков «куль­турного болельщика»;

б) выяснить причины и повод конфликта, совме­стно с педагогами отряда-соперника, администра­цией; продумать и осуще­ствить меры по его раз­решению

КУРАТОРАМ: не забывайте подкреплять сказанное «живыми» примерами, если таковые были в Вашей практике!