logo
Программа ШВ

«Полёты» подростков.

Младший возраст

Средний возраст

Старший возраст

Обучение

игры с правилами игра

и игрушки

игры с синхронными

действиями

Чтение

Рисование

драматизация

Праздники

Навыки

Самообслуживания

коллекционирование

Коллективная творческая деятельность

игры на местности

игры на восприятие

друг друга

туризм

игры с синхронными

действиями

огоньки вечеринки

встречи с кумирами (рассказы, кино)

спортивные игры

Система зарабатывания

каких-либо благ

Праздники

драматизация

Коллективная

Творческая

деятельность

вечера песен и т.д.

спортивные игры

дискуссии

тренинги

огоньки

общественно-полезная деятельность

О ключевых моментах развития социального "Я" младших детей можно сказать, что это период осознания, "что такое хорошо и что такое плохо", и научения определенным правилам и нормам. В этом возрасте дети ждут четких указаний, потому что ограничения словно бы очерчивают некую зону безопасности, в которой маленький ребенок чувствует себя защищенным.

Совсем иные потребности у ребят 11-13 лет, это о них поется: "Ничем орлят не испугать, орлята учатся летать". "Полеты" подростки осуществляют в Среде сверстников, им чрезвычайно важно согласовывать свои действия с ровесниками, они хотят участвовать в общем деле и знать, как может их деятельность выражаться в денежном эквиваленте. Ребятам этого возраста взрослый нужен как организатор, который может направить их бурную энергию "в мировое русло", который поможет им сделать самостоятельные шаги, самоутвердиться. Возраст младшего подростка дает социальному "Я" чувство ответственности за свое поведение, умение договариваться и сотрудничать.

К 14-16 годам личность готова к формированию чувства идентичности, Самости, индивидуальности. В этот период формируются жизненные цели, Навыки взаимодействия с противоположным полом, формируется мировоззрение. Социальное "Я" в этот период можно описать словами Роберта Рождественского "... И оказалось - вдруг мы выросли, уже мы выросли. Доказывать, пора доказывать, на что годимся мы".

Пройдя этап за этапом, личность приобретает признаки зрелости. Но это становится возможным лишь в том случае, если на всех этапах развития соблюдались условия, адекватные возрастным потребностям.

Задача нас, взрослых, создать эти условия, для каждого возраста - свои. Для развития социального - Я ребенка оптимальны направления деятельности, подходы, приемы и формы работы, представленные в таблице.

  Взрослых бывает трудно убедить, что забота о ребенке - это создание необходимых условий для развития личности, а не просто опека.

КУРАТОРАМ: расскажите о доверительных и критических отношениях с детьми из собственной практики. Домашнее задание – к следующему занятию – каждый на отдельном листочке приносит по игре на воде, бассейне или на пляже.