logo
от Пановойomin3462_mail_ru_2013-12-13_14-08 / ГП часть 2

4. Перевозка грузов в прямом смешанном сообщении.

Договор перевозки грузов в прямом смешанном сообщении регулирует отношение по доставке грузов от пункта отправления до пункта назначения средствами разных видов транспорта (железнодорожного, речного, морского, автомобильного) и содержит в себе элементы договоров перевозки, регулирующих отношения по перевозке грузов в каждом из этих видов транспорта. Основными нормативными актами, регулирующими перевозки грузов в прямом смешанном сообщении, являются транспортные уставы, действующие на различных видах транспорта.

К перевозке в прямом смешанном сообщении груз может быть принят от любого и до любого пункта, открытых для грузовых операций. Включенными же в этот вид сообщения считается только морские порты, пристани, железнодорожные станции, внесенные в список перевалочных пунктов.

При сдаче груза грузоотправитель обязан вручить пункту отправления накладную, которая сопровождает груз на всем пути следования. Перевозка осуществляется по единому перевозочному документу. Помимо накладной грузы на всем пути следования сопровождаются дорожной ведомостью. С ее помощью ведется учет перевозочной работы перевозчиков, осуществляется контроль государственного плана перевозок грузов в прямом смешанном сообщении, осуществляется распределение доходов между транспортными организациями, участвующими в перевозках и т.д.

До предъявления тарно-упаковочных и штучных грузов к перевозке в прямом смешанном сообщении, они должны быть обязательно замаркированы. Указанное условие связано с тем, что нередко грузы следуют в прямом смешанном сообщении в сборном вагоне и для поступления их по назначению отправительская маркировка имеет не маловажное значение. Маркировка призвана обеспечить сохранность перевозимых грузов, ускорить процесс их погрузки и перевалки, а при утрате перевозочных документов, облегчить уточнение получателя и пункт назначения.

В пунктах, где стыкуются железнодорожные и водные пути сообщения, смежные транспортные организации вступают друг с другом в специальные отношения, призванные гарантировать непрерывность доставки грузов в прямом смешанном сообщении. Юридической формой, регулирующей отношения перевозчиков в прямом смешанном сообщении, при перевалке грузов, является специальный договор – узловое соглашение, которое заключается между транспортными организациями. В узловых сообщениях применительно к местным условиям предусматриваются: а) порядок работы пункта перевалки; б) места передачи грузов; в) сроки погрузки и выгрузки отдельных вагонов, групп вагонов, автомобилей, судов; г) порядок подачи, расстановки и уборки железнодорожных, груженых и порожних вагонов; д) фронты работы погрузки и выгрузки вагонов; е) расписание подачи железной дорогой в порты вагонов под погрузку и выгрузку, расписание подхода автомобилей, судов и т.п. Одним словом, содержатся условия и определен технический порядок, согласованный эксплуатации работы при перевалке груза с одного вила транспорта не другой.

Передача грузов согласно правилам перевозки производится по передаточным ведомостям. Это правовой документ, отражающий движение груза в процессе его перевалки: время предъявления к передаче каждой партии груза; последовательное начисление сборов и платежей, причитающихся транспорту, время фактического приема груза. В передаточной ведомости дается также краткая характеристика самого груза. Передаточная ведомость имеет важное доказательственное значение при возникновении споров между перевозчиками.

В случае нарушения общего срока доставки грузов ответственность за просрочку доставки несет перевозчик транспорта соответствующего вида, выдавший груз. Этот перевозчик вправе предъявить требование о возмещении убытков к организации вида транспорта. по вине которой допущена просрочка доставки груза.

5. Договор перевозки пассажиров и багажа. По договору перевозки пассажиров перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа (ст. 786 ГК).

Заключение договора перевозки удостоверяется билетом. Выдаваемые в удостоверение договора пассажирской перевозки билеты на воздушном и железнодорожном транспорте являются именными. Билет имеет срок действия (срок годности). Так, билеты на проезд по железной дороге без пересадки действительны только на время следования до пункта назначения. У транзитного билета срок годности более продолжительный. Он определяется в Правилах применительно к расстоянию между пунктами отправления и назначения, например, при расстоянии до 220 км этот срок установлен в одни сутки, а при расстоянии от 10771 до 12420 км – 12 суток.

Пассажир имеет право:

  1. приобрести билет для поездки на всех видах транспорта, а транспортная организация обязана продать ему билет. Действующими на разных видах транспорта правилами предусмотрены случаи, когда гражданину можно отказать в продаже билета. Например, в Правилах речного транспорта указаны два случая: если на судне не оказалось свободных мест по установленной норме пассажиро-вместимости или отменено отправление судна по расписанию, железная дорога может отказать в приобретении билета в том случае, когда в поезде (кроме пригородного) нет свободных мест, либо пассажир находится в нетрезвом состоянии, при котором может быть нарушено спокойствие других пассажиров.

Пассажир обязан оплатить стоимость проезда, а также провоза багажа. Плата за проезд зависит от категории поезда, расстояния следования и условий проезда.

2) на занятие места в соответствии с купленным билетом. При нарушении этого права (место не предоставлено) пассажиру на железной дороге либо возвращается полностью сумма, уплаченная за билет, либо предоставляется другое место в этом же поезде или в другом. Причем, если предложенное взамен место окажется более высокой категории, пассажир дополнительно ничего платить не должен, но если место будет более низкой категории, пассажир получает разницу в стоимости проезда.

Воздушный транспорт не принимает на себя обязанности непременно предоставить пассажиру указанное в билете место. Однако, если в билете место определено, менять его можно только в случае, когда это необходимо для обеспечения безопасности полета, причем новое место должно быть равным по стоимости ранее предоставленному.

3) пассажир на всех видах транспорта имеет право требовать от перевозчика доставки его не только в определенное указанное в билете место, но и в определенное указанное в расписании время. Воздушный перевозчик вправе в исключительных случаях без предупреждения отменить, задержать или перенести вылет воздушного судна на другое время, изменить предусмотренный расписанием маршрут перевозки либо изменить пункт посадки. Это связано либо с обстоятельствами, влияющими на безопасность полета (стихийные бедствия, неблагоприятные метеорологические условия в аэропортах отправления, назначения или по маршруту перевозки и т.д.), либо с выполнением требований государственных органов.

Согласно ст. 795 ГК за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, независящих от перевозчика независимо от уплаты штрафа пассажир вправе требовать от перевозчика возмещения понесенных им убытков.

4) перевозить бесплатно ручную кладь в установленных размерах. К ручной клади относятся легко переносимые предметы и вещи, которые по своим размерам без затруднений помещаются на местах, специально предназначенных для этой цели. Особый порядок перевозки ручной клади установлен на воздушном транспорте.

5) требовать либо переоформления билетов, либо возврата уплаченной за билет суммы в случае его опоздания на транспортное средство. На воздушном транспорте действует общее правило, в соответствии с которым, пассажиру, прибывшему в аэропорт (аэровокзал) после окончания регистрации билетов и оформлении багажа на соответствующий рейс (в этом случае перевозка дальним рейсом аннулируется) возвращается 75 % стоимости билета.

6) пассажир имеет право сделать остановку в пути следования с продлением срока годности билета (но не более чем на 10 суток).

7) перевозить с собой одного ребенка в возрасте не старше 5 лет, если он не занимает отдельного места, а также детей в возрасте от 5 до 10 лет с оплатой в соответствии с тарифом.

8) пассажир имеет право на услуги со стороны перевозчика.

Так, в вагонах со спальными местами, а также в вагонах скорых поездов с местами для сидения, пассажиру по его просьбе должен быть подан чай также за плату; во всех вагонах поездов дальнего следования пассажир может бесплатно может получить в пользование шахматы, домино, игры. На проводников вагонов возложена обязанность предупреждать пассажиров о подходе поезда к станции назначения (пересадки).

К основным обязанностям пассажира относятся: иметь билет на проезд; соблюдать общественный порядок и правила пользования транспортными средствами, вокзальным помещением; бережно относится к имуществу перевозчика.

Договор перевозки багажа. Багаж, как и ручная кладь, представляют собой вещи, перевозимые пассажиром. Однако багаж, как уже говорилось, отличается от ручной клади: во - первых, ручная кладь находится под надзором пассажира, а багаж под надзором и ответственностью перевозчика; во – вторых, ручная кладь перевозится на основе договора перевозки пассажира, а на багаж необходимо заключение, как правило, особого договора (перевозки багажа); в – третьих, ручную кладь всегда перевозят безвозмездно, в то время, как перевозка багажа осуществляется обычно за соответствующую плату.

Транспортная организация может отказаться от заключения с пассажиром договора багажа, только в случаях, если это прямо предусмотрено в транспортных уставах, кодексах или Правилах. Причины отказа связаны обычно с особыми свойствами сдаваемых в багаж вещей, их габаритом и весом, а также определенными требованиями, предъявляемыми в таре и упаковке. В багаж могут приниматься предметы, которые по размеру, упаковке и свойствам могут быть без затруднений погружены и размещены в багажном вагоне, на судне, в автобусе.

Предусмотрен предельный размер и вес каждого места.

Договор оформляется багажной квитанцией. В ней записано, какие вещи и в каком количестве приняты в багаж. На воздушном транспорте пассажиру одновременно выдают отрывной талон багажной бирки.

В обязанности пассажира входит: сдавать в багаж только те вещи, которые разрешаются к перевозке, оплатить стоимость провоза багажа, а также своевременно получить в пункте назначения. Если в связи с перевозкой таких предметов транспортной организации будет причинен ущерб, она вправе взыскать с пассажира в полном объеме все возникшие убытки (например, если в пути следования или в багажном помещении станции (пристани, аэропорта) возник пожар, вызванный самовозгоранием вещей, принадлежащих пассажиру).

На перевозчика возлагается обязанность своевременно доставить багаж и выдать его получателю в целостности и сохранности.

Форма и размер ответственности перевозчика за нарушение условий перевозки багажа зависит от оснований нарушения.

За несохранность багажа после принятия его для перевозки и до выдачи его пассажиру перевозчик несет ответственность в случае: утраты или недостачи багажа в размере стоимости утраченного или недостающего багажа; повреждения (порчи) багажа в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, при невозможности восстановления поврежденного багажа в размере его стоимости; утраты багажа, сданного для перевозки с объявлением его ценности, в размере объявленной стоимости.

Перевозчик наряду с возмещением ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) багажа, возвращает пассажиру, получателю плату за перевозку багажа, а также иные причитающиеся пассажиру, получателю платежи, взысканные за перевозку утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) багажа.

За просрочку доставки багажа перевозчик уплачивает пассажиру, получателю при его выдаче пени в размере трех процентов платы за перевозку багажа за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку багажа.