Французское государство в эпоху Консулата и Империи Наполеона I
В Наполеоновскую эпоху 1799–1814 гг. во Франции установился режим личной власти, опиравшийся на авторитет генерала и поддержку его армии. Характерной особенностью этого режима было постоянное обращение диктатора к одобрению своих действий народным волеизъявлением, плебисцитом. Наполеон Бонапарт проводил политику, которая была названа затем демократическим цезаризмом, в воспоминание о временах конца Римской республики и начала империи.
Конституция 1799 г. Созданная в результате переворота 18–19 брюмера временная консульская комиссия должна была осуществлять свои полномочия до вступления в силу новой конституции. Для ее разработки были созданы две комиссии из депутатов двух палат Законодательного корпуса. В большой спешкеКонституциябыла подготовлена и в окончательной редакции Дону утверждена13 декабря 1799 г. (КонституцияVIIIгода Республики). Ее текст отличался краткостью – всего 95 статей, в нем впервые отсутствовала декларация прав и свобод. Авторы закона показывали, что в настоящий момент это не самое главное, важнее создать действенный механизм государственной власти. Тем не менее некоторые отдельные права и свободы были гарантированы: неприкосновенность жилища, запрет произвольных арестов, право на подачу индивидуальных петиций властям. Государство брало на себя обязанность по выплате пенсий военнослужащим, получившим ранения при защите отечества, а также вдовам и детям погибших военнослужащих. Важной была гарантия неприкосновенности собственности, приобретенной у государства на законных основаниях, что должно было уберечь новых собственников от притязаний дореволюционных владельцев. Конституция восстанавливала всеобщее избирательное право, но чисто формально. Вводилась система списков нотаблей, придуманная Сиейесом. Все мужчины, французские граждане, достигшие 21 года (за исключением служащих по личному найму), прожившие не менее года в коммуне, избирали1/10часть своего состава, которая формировала коммунальный список. Далее граждане из коммунальных списков избирали1/10часть своего состава для формирования департаментских списков. Аналогично граждане из департаментских списков формировали единый национальный список. Возникала пирамидальная конструкция, на основе которой затем должны быть составлены все органы власти в центре и на местах. Такой способ их формирования был названпредставительством по плебисциту. Но реально выразить свою волю в избрании депутатов и должностных лиц граждане не могли: выбор на основе представленных списков делали правящие лица, и это сводило идею всеобщего избирательного права фактически к нулю.
Конституция создавала четыре законодательных органа: Государственный совет, Трибунат, Законодательный корпус и Охранительный Сенат. Государственный советформировался первым консулом (его точный состав не определялся; в самом начале было назначено 30 членов).ТрибунатиЗаконодательный корпусформировались Сенатом по национальному списку. Трибунат состоял из 100 депутатов не моложе 25 лет, Законодательный корпус – из 300 не моложе 30 лет. Ежегодно ихсостав должен был обновляться на 1/5 часть. Охранительный Сенат формировался путем кооптации –самовосполнения. Сам Сенат выбирал своего нового члена из числа трех кандидатов, предложенных Трибунатом, Законодательным корпусом и первым консулом. Первыми сенаторами были названы в Конституции временные консулы Сиейес и Роже-Дюко. Сенат должен был состоять из 80 членов не моложе 40 лет. Они исполняли свои функции пожизненно и были несменяемы. Порядок прохождения законопроектов был установлен следующий. Первый консул предлагает законопроект, в Государственном совете он редактируется, в Трибунате обсуждается, в Законодательном корпусе принимается или отвергается без прений (отсюда название этого органа – «триста немых»), в Охранительном Сенате закон проверяется на соответствие его Конституции, после чего первый консул его промульгирует (промульгация– обнародование закона главой государства). Таким образом, право законодательной инициативы принадлежало только первому консулу, но предложенный им законопроект мог встретить препятствия со стороны законодательных органов. Можно полагать, что это была определенная уступка демократическим требованиям и попытка ввести хотя бы некоторые ограничения власти первого консула.
Исполнительная власть передавалась трем консулам, указанным в Конституции: первому – Бонапарту, второму – Камбасересу, третьему – Лебрену. Консулы назначались Сенатом на 10 лет с правом на новое переизбрание. (В порядке исключения Лебрен был назначен на 5 лет.) Основные полномочия находились в руках первого консула. Помимо законодательных прав он располагал правом назначения и отзыва членов Государственного совета, министров, послов, офицеров армии и флота, членов местных администраций и правительственных комиссаров при судах. Он мог назначать всех уголовных и гражданских судей (кроме мировых, избираемых населением, и кассационных, назначаемых Сенатом), но без права отстранения их от должности. Второй и третий консулы обладали только совещательным голосом при совершении других актов. Конституция не устанавливала ответственности для консулов, но вводила принцип контрасигнатуры. Ответственность за действия консулов возлагалась на министров, поставивших подпись рядом с консульской.
В целом новая Конституция Франции концентрировала полномочия в руках одного лица – первого консула Бонапарта при сохранении общего республиканского фасада власти. Она получила одобрение на плебисците, что свидетельствовало о растущей популярности военного лидера.
Местное управление. КонституцияVIIIгода очень мало говорила о местном управлении. Новая организация местной власти была закреплена специальным законом от 17 февраля 1800 г. Было вновь реорганизовано административно-территориальное деление. Вместо упраздненного ранее дистрикта был восстановлен так называемыйокруг(фр.arrondissement), более крупных размеров, чем прежний дистрикт. Административное значение было приписано теперь департаменту, округу и коммуне (исключая кантон), и эта система сохранялась затем вплоть доXXв. Важное изменение коснулось принципов организации администраций. Выборное самоуправление на местах было ликвидировано. Во главе департамента был поставлен назначаемый первым консуломпрефект, при нем создавались генеральный и исполнительный советы, формируемые первым консулом по департаментскому списку. Аналогично вводилисьсупрефекти окружной совет для округов. Во главе коммуны находился мэр, назначаемый либо первым консулом, либо префектом (в зависимости от числа жителей коммуны), при нем – муниципальный совет, состав которого формировался по коммунальному списку. Таким образом, вся вертикаль власти сверху донизу теперь находилась под контролем первого консула.
Конкордат 1801 г.Генерал Бонапарт попытался восстановить внутренний мир во французском обществе. Одним из важных решений на пути к этой цели стало заключение договора с римской курией о режиме деятельности католической церкви во Франции. Конкордат с папой ПиемVIIбыл подписан 16 июля 1801 г. Согласно Конкордату, католическая религия признавалась религией «значительного большинства французских граждан». Отделение церкви от государства, установленное ранее Директорией, было отменено. Отныне священнослужители могли рассчитывать на получение содержания из казны. Право назначения на должности архиепископов и епископов было предоставлено первому консулу, от папы они получали соответствующую каноническую инвеституру. В обмен на признание католической религии папа отказался от притязаний церкви на имущества, конфискованные во время революции и оказавшиеся в частных руках. Но все неотчужденные частными приобретателями храмы возвращались церкви.
Конституция 1802 г.Заключение Конкордата и мирных договоров со второй антифран-цузской коалицией значительно укрепили авторитет первого консула внутри страны. Новый плебисцит принес Наполеону Бонапарту званиепожизненного консула(2 августа 1802 г.). Затем была принята новая конституция Консулата –Органический сенатус-консульт Конституции от 4 августа 1802 г. (КонституцияXгода Республики из 86 статей). Ее единственным автором был сам Бонапарт. Конституция отменяла списки нотаблей и создавала избирательные коллегии на трех уровнях – кантональном, окружном и департаментском. Выборы по-прежнему не являлись прямыми: коллегии лишь предлагали кандидатов на места в разных органах, а право выбора из них принадлежало высшей власти. Кроме того, конституция вновь вводила имущественный ценз: при формировании муниципальных советов и избирательных коллегий департаментов. Так что демократические возможности новой системы были сильно сужены. Конституция расширяла полномочия первого консула, приближая его к положению монарха. Отныне он мог представлять Сенату своего преемника и предлагать кандидатов на должности второго и третьего консулов, которые также признавались пожизненными. Он мог ратифицировать мирные и союзные договоры, ему было предоставлено право помилования по смертным приговорам. Конституция усиливала также полномочия Сената, но ставила его под контроль первого консула. Первый консул получил право созыва и председательства в Сенате. Его состав мог быть доведен первым консулом до 120 членов. Сенат получил право приостанавливать действие Конституции в департаментах посредством издания сенатус-консультов и право толкования основного закона. По важным вопросам, не предусмотрен-ным в Конституции, он мог издаватьорганические сенатус-консульты. Сенату было присвоено право роспуска законодательных собраний. Он также мог отменять судебные приговоры и приоста-навливать действие суда присяжных. Усиливая Сенат, Бонапарт попытался ослабить другие законодательные органы. При первом консуле был учрежден новый орган –Тайный совет. Он должен был готовить наиболее важные законы государства (органические сенатус-консульты) вместо Государственного совета, роль которого была понижена. Состав Трибуната был сокращен вдвое (до 50 членов), состав Законодательного корпуса поставлен в зависимость от численности населения департаментов. Отныне корпус уже не мог проводить своих регулярных сессий. После введения КонституцииXгода до формального установления монархии оставалось сделать один шаг – отменить должности второго и третьего консулов и присвоить Бонапарту соответствующий титул.
Восстановление монархии. Конституция 1804 г. Опасность реставрации династии Бурбонов и необходимость укрепления власти в условиях роялистских заговоров подвигли многих бывших революционеров на создание «революционной монархии» в духе ранней Римской империи. Наполеон должен был стать императором, но править «Республикой».Органический сенатус-консульт от 18 мая1804 г.(КонституцияXIIгода Республики) восстанавливал монархический строй во Франции. Конституция состояла из 142 статей, значительная их часть была посвящена вопросам осуществления монархической власти, передачи престола, установления регентства, организации императорского двора. Наполеон получал титулимператора французов. Его власть должна была наследоваться строго по мужской линии (салический принцип). Возраст совершеннолетия монарха был установлен в 18 лет, до достижения этого возраста в стране должно быть учреждено регентство. Полномочия императора были значительно расширены по сравнению с консульскими. Монарх получил право промульгации сенатус-консультов и других законов, а также право издания собственныхдекретов, не требующих обязательного их принятия в Законодательном корпусе. Такие декреты могли выходить за рамки Конституции и нарушать права, предоставленные ею. Император мог председательствовать в Государственном совете и Сенате, назначать высших должностных лиц. От его имени вершится правосудие в государстве, он определяет на должности президентов и судей высших судов, подписывает приговоры Верховного императорского суда, обладает правом помилования. Конституция учреждала императорский двор, в составе которого присутствоваливысшие сановникиИмперии: верховный избиратель, архиканцлер Империи, государственный архиканцлер, архиказначей, коннетабль и великий адмирал. Эти посты достались родственникам Наполеона и двум другим консулам. Помимо высших сановников были введены званиявысших офицеров Империи(в том числе маршалов Империи). По-прежнему основным законодательным органом оставался Сенат. Важным нововведением стало создание двух сенатских комиссий:Комиссии по делам личной свободыиКомиссии по делам свободы печати. Первая обеспечивала защиту граждан, находящихся в заключении, вторая защищала права авторов и издателей печатной продукции. На практике, однако, результаты их деятельности были незначительны.
Империя в 1804–1814 гг. Наполеон 2 декабря 1804 г. короновался императорской короной при участии папы римского в соборе Нотр-Дам в Париже. Восстановление монархии сопровождалось возрождением дворянства. Официально имперское дворянство было учреждено в 1808 г. Вместе с лицами, получившими это звание от императора, в него были включены вернувшиеся в страну бывшие дворяне-эмигранты. Так был сделан еще один шаг к примирению с противниками Революции и восстановлению единства французского общества.
Конституция XIIгода была одобрена на плебисците и действовала во Франции до апреля 1814 г. За это время в государственной организации произошли лишь небольшие изменения. Так, в 1807 г. был упразднен Трибунат. В стране действуют Государственный секретариат, 11 министерств, другие центральные ведомства. Создана разветвленная бюрократия. Остатки революционных символов постепенно исчезают. С 1 января 1806 г. был отменен республиканский календарь и восстановлен христианский (григорианский). В официальных документах и на монетах название «Республика» заменяется названием «Империя». В результате наполеоновских войн территория государства значительно расширилась: в составе Империи оказалось уже 130 департаментов. Однако попытка создания «единой Европы» под эгидой французского монарха закончилась провалом. Противодействие народов французскому диктату вызвало серьезные неудачи императора в Испании, России, Германии. Вторжение войск коалиции во Францию привело к военному поражению Империи. Сенат2 апреля 1814 г.отрешил императора от власти и затем принял решение о передаче престола королю ЛюдовикуXVIII, брату казненного монарха. Наполеон был отослан на Эльбу при сохранении им императорского титула.
Сто дней Наполеона. Пользуясь непопулярностью нового королевского режима, НаполеонIсмог вернуться весной 1815 г. и триумфально восстановить свою власть. В периодСта дней(20 марта – 22 июня 1815 г.) была принята последняя конституция Наполеоновской эпохи –Дополнительный акт к конституциям Империи от 22 апреля 1815 г.Ее автором был известный политик и либеральный писатель Бенжамен Констан (в просторечии Конституция получила название «бенжамина»). За основу была взята принятая при ЛюдовикеXVIIIКонституционная хартия 1814 г., но Констан сделал ее более либеральной. В частности, были введены широкие гарантии свободы печати: была отменена предварительная цензура, а преступления печати могли быть наказаны только в судебном порядке. Всеобщее избирательное право не было восстановлено, но был значительно снижен избирательный ценз. Создавался необычный для Империи двухпалатный парламент: верхняя палата из членов, назначенных императором, нижняя – выборная. Законы принимаются обеими палатами, но нуждаются в одобрении монархом. Конституция предусматривает уголовную ответственность министров перед парламентом. Дополнительный акт, однако, действовал недолго. После битвы при Ватерлоо,22 июня 1815 г.НаполеонIвторично отрекся от престола, период Первой империи во Франции закончился.
Yandex.RTB R-A-252273-3- М.В. Кричевцев
- Рабочая программа
- Раздел1. Организационно-методический
- 1.1. Выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине
- 1.2. Цели и задачи учебной дисциплины
- 1.3. Требования к уровню освоения дисциплины
- 1.4. Формы контроля
- Раздел2. Содержание дисциплины
- 2.1. Тематический план учебной дисциплины(распределение часов)
- 2.2. Содержание отдельных тем Тема 1. Предмет и методология курса. Предыстория государства и права
- Тема 2. Государство и право Древнего Востока
- Тема 3. Государство и право античного мира
- Тема 4. Государство и право Европы в эпоху раннего Средневековья
- Тема 5. Государство и право средневековой Западной Европы IX–xVвв.
- Тема 6. Государство и право мусульманского Востока в Средние века
- Тема 7. Абсолютистские государства в Европе
- Тема 8. Конституционная история зарубежных стран в XVII–xiXвв.
- Тема 9. Конституционная история зарубежных стран в XX– началеXxIвв.
- Тема 10. Право Нового и Новейшего времени: французское право
- Раздел3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 3.1. Темы докладов (рефератов)
- 3.2. Список вопросов для подготовки к экзамену
- 3.3. Список литературы
- Тексты лекций
- Тема1. Предмет и методология курса. Предыстория государства и права
- Контрольные вопросы
- Тема2. Государство и право Древнего Востока
- 2.1. Государство Древнего Египта
- 2.2. Право Древнего Египта
- 2.3. Государство Древней Месопотамии
- 2.4. Право Древней Месопотамии. Законы Хаммурапи
- Контрольные вопросы
- Тема3. Государство и право Античного мира
- 3.1. Государство Древней Греции
- Спартанское государство
- Афинское государство. Афинский полис от возникновения до конца архаической эпохи
- Афинское государство в эпоху классики
- 3.2. Афинское право
- 3.3. Государство Древнего Рима
- Рим в эпоху царей
- Римское государство в период республики
- Римское государство в период империи
- 3.4. Римское право
- Источники римского права
- Основные институты римского права
- Контрольные вопросы
- Тема4. Государство и право Европы в эпоху Раннего Средневековья
- 4.1. Франкское государствоV–iXвв.
- 4.2. Франкское право. Салическая правда
- Контрольные вопросы
- Тема5. Государство и право средневековой Западной ЕвропыIx–xVвв.
- 5.1. Средневековое государство и право во Франции Французский феодализм
- Сеньориальная монархия во Франции IX–xiiIвв.
- Сословия и сословное представительство во Франции XIV–xVвв.
- 5.2. Средневековое государство и право в Англии Английское государство XI–xVвв.
- Право средневековой Англии XI–xVвв.
- 5.3. Рецепция (возрождение) римского права в средневековой Западной Европе
- Контрольные вопросы
- Тема 6. Государство и право мусульманского Востока в Средние века
- 6.1. Государство Арабского Халифата
- 6.2. Мусульманское право
- Контрольные вопросы
- Тема7. Абсолютистские государства в Европе
- 7.1. Абсолютизм во ФранцииXv–xviiIвв.
- 7.2. Абсолютизм в АнглииXv–xviIвв.
- 7.3. Абсолютизм в ПруссииXvii–xiXвв.
- Контрольные вопросы
- Тема8. Конституционная история зарубежных стран вXvii–xiXвв.
- 8.1. Конституционная история АнглииXvii–xiXвв. Английское государство в период Великой революции xviIв.
- Складывание конституционной монархии в Англии во второй половине XVII– началеXviiIвв.
- Парламентская монархия в Великобритании XVIII–xiXвв.
- 8.2. Конституционная история сшаxviii–xiXвв. Создание государства сша. Конституция 1787 г. И Билль о правах
- Государство сша в конце XVIII–xiXвв.
- 8.3. Конституционная история ФранцииXviii–xiXвв. Французское государство в эпоху Великой революции 1789–1799 гг.
- Французское государство в эпоху Консулата и Империи Наполеона I
- Конституционная история Франции xiXв.: от Реставрации Бурбонов до Третьей республики
- 8.4. Объединение Германии вXiXв. Создание Второй Германской империи
- Контрольные вопросы
- Тема9. Конституционная история зарубежных стран вXx– началеXxIвв.
- 9.1. Государство Третьего Рейха в Германии
- 9.2. Французское государство вXx– началеXxIвв.
- Контрольные вопросы
- Тема10. Право Нового и Новейшего времени: Французское право
- 10.1. Кодекс Наполеона (Гражданский кодекс французов 1804г.)
- 10.2. Французский Уголовный кодекс 1810г.
- Контрольные вопросы
- Словарь терминов (Глоссарий)
- Материалы тестовой системы
- Тема 10
- Методические указания для выполнения контрольных работ Раздел1. Общие положения
- Раздел2. Инструкция по выполнению контрольной работы
- 2.1. Требования к объему текста контрольной работы
- 2.2. Правила выбора варианта контрольной работы
- Раздел3. Структура контрольной работы
- Раздел4. Задания для выполнения контрольной работы
- 4.1. Ситуационные (практические) задачи
- 4.2. Тестовые задания
- Раздел5. Правила установления балловой оценки выполнения контрольной работы
- Раздел6. Процедура оценки контрольной работы
- Содержание