logo
реферат Ибрагимов ПМИ-234

Судебная реформа и судебная система.

В соответствии с Конституцией Республики Башкортостан, судебную власть в республике осуществляет Конституционный Суд Республики Башкортостан, федеральные суды и мировые судьи. К судам непосредственно Республики Башкортостан относятся Конституционный Суд РБ и мировые судьи.

Полномочия, порядок образования и деятельности судов Башкортостана определяются Конституциями РФ и РБ, федеральными законами и законами Республики Башкортостан.

Судебную систему Республики Башкортостана согласно Конституции Республики Башкортостан составляют: Конституционный Суд Республики Башкортостан - высший судебный орган защиты конституционного строя, осуществляющий судебную власть в форме конституционного судопроизводства; Верховный Суд Республики Башкортостан - осуществляющий правосудие и надзор за судебной деятельностью судов общей юрисдикции; Арбитражный суд Республики Башкортостан - судебный орган по разрешению экономических споров и рассмотрению иных дел, отнесенных к его компетенции; районные суды и мировые судьи. Организация, полномочия и порядок деятельности судов в Республике Башкортостан определяются федеральными законами и законами Республики Башкортостан.

Законодательством Российской Федерации все суды, кроме конституционных (уставных) судов субъектов Федерации и мировых судей, отнесены к федеральным судам. Полномочия, порядок образования и деятельности данных судов устанавливаются федеральным конституционным законом. На основании Договора между Российской Федерацией и Республикой Башкортостан вопросы судоустройства в республике решались согласуясь с законодательством Республики Башкортостан. В соответствии с этим в Конституции Республики Башкортостан нашли свое отражение некоторые принципы организации и деятельности федеральных судебных органов. Так, в Конституции Республики Башкортостан 1993 года было установлено, что судьями в Республике Башкортостан могут быть граждане Республики Башкортостан, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии. Эта норма сохранена в статье 107 в ныне действующей редакции Конституции Республики Башкортостан.

На основании статьи 79 Конституции Республики Башкортостан в редакции 1993 года кандидатуры федеральных судей по представлению Президента Республики Башкортостан согласовывались с Государственным Собранием Республики Башкортостан, после чего направлялись на утверждение Президентом Российской Федерации.

Участие высших органов государственной власти в подборе судейских кадров ни в коей мере не влияло на объективное рассмотрение дел федеральными судами на территории Башкортостана. В Конституции Республики Башкортостан в редакции 1993 года также нашли свое отражение принципы несменяемости и неприкосновенности судей.

Мировые суды

В Республике Башкортостан с 2001 года образованы и действуют мировые суды. Они являются судами общей юрисдикции и входят в единую судебную систему Российской Федерации. При осуществлении правосудия мировые судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан и чакону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны.

Мировой судья рассматривает в первой инстанции:

- уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы;

- дела о выдаче судебного приказа;

- дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

- дела о разделе между супругами совместного нажитого имущества;

- иные дела, возникающие из семейнонравовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, лишении родительских прав, усыновлении (удочерении) ребенка;

- дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления:

- дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе;

- дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом;

- дела об административных правонарушениях и жалобы по ним е случаях, предусмотренных законодательством.

Мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им и первой инстанции и иступивших в силу.

Судопроизводство по делам, отнесенным к компетенции мирового судьи, осуществляется им единолично в порядке, установленном законодательством.

Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков, которые создаются из расчета один мировой судья на не менее чем 15 тыс. и не более чем 30 тыс. населения. При этом в административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тыс. человек создается один судебный участок.

В отношении кандидатов в мировые судьи установлен возрастной и образовательный ценз. Так, мировым судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы но юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей Республики Башкортостан.

Мировой судья не может быть депутатом представительных органов государственной власти или органов местной власти, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Финансирование судов РБ должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия.

Мировые судьи избираются на должность Государственным Собранием Республики Башкортостан по представлению Президента Республики Башкортостан.

Удостоверение мирового судьи выдает Председатель Государственного Собрания Республики Башкортостан.

На мировых судей распространяются установленные Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и федеральными законами гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты.

В Республике Башкортостан создано 215 судебных участков, на каждый из которых приходится одна должность мирового судьи. Башкортостан стал первым субъектом Российской Федерации внедривший на своей территории институт мировых судей.

Арбитражные суды

История становления Арбитражного суда Республики Башкортостан берет начало с принятия Башкирским экономическим совещанием 18 ноября 1922 года решения об образовании арбитражной комиссии для разрешения имущественных споров, возникающих между государственными учреждениями и предприятиями. Председателем комиссии был утвержден Адигамов Мухаметдин Камалетдинович.

Арбитражная комиссия при Совете Народных комиссаров проработала до 1931 года.

17 мая 1931 года комиссия была ликвидирована и учрежден арбитраж при Совете министров Башкирской АССР. Первый главный государственным арбитром назначен Толстой Н.А.

В последующие годы должность главного государственного арбитра занимали Стаймов Федор Васильевич ( с 10.02.1936 г. до 28.01.1943 г.); Гизатуллин Нигамеджан Халиулович ( с 28.01.1943 г. до 20.05.1969 г.); Загафуранов Файзрахман Загафуранович ( с 20.05.1969 до 27.08.1971 г.); Рахматуллин Карам Рахматуллович ( с 1971 года по 1975 год); Шамсутдинов Асгат Ахметович ( с 20.05.1975 г. по 28.01.1986 г.); Давлетшин Амир Нигматович ( с 10.11.1986 г. до 17.09.1987 г.).

Шайхутдинов Виль Харисович с 24.11.1987 года был главным государственным арбитром, а в последствии в связи с упразднением в 1992 году государственного арбитража и созданием в соответствии с Постановлением Верховного совета Башкирской ССР от 16 июня 1992 года Высшего арбитражного суда Республики Башкортостан занимал должность Председателя. На момент создания коллектив суда состоял из 33 человек, в том числе 15 судей.

В октябре 2000 года Указом Президента Российской Федерации председателем Арбитражного суда Республики Башкортостан назначен Сафин Фаниль Масгутович.

В настоящее время в Арбитражном суде Республики Башкортостан работает 192 человека, в том числе 56 судей. В суде образованы две коллегии, а также постоянно действующий апелляционный состав.

Вместе с тем, новый этап реформ в судебной системе, связанный со структурным выделением арбитражных апелляционных судов (Федеральный конституционный закон от 04.07.2003 № 4-ФКЗ « О внесении изменений и дополнений в ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»), ознаменовал собой создание в Уральском судебном органе 18 арбитражного апелляционного суда, осуществляющего проверку судебных актов, принятых в том числе Арбитражным судом Республики Башкортостан. Таким образом, уже в ближайшее время апелляционные жалобы будут направляться на рассмотрение не в апелляционную инстанцию арбитражного суда республики, а в 10 арбитражный апелляционный суд, размещенный в городе Челябинске.

Проверку в кассационном порядке законности судебных актов, принятых Арбитражным судом Республики Башкортостан, в соответствии со ст. 24 ФКЗ от 28 апреля 1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» уполномочен осуществлять Федеральный арбитражный суд Уральского округа, начавший свою работу 11 декабря 1995 года.

Постановлением Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 03 июля 1995 года № 26 местом постоянного пребывания Федерального арбитражного суда Уральского округа определен город Екатеринбург.

На настоящее время Федеральный арбитражный суд Уральского округа действует в составе президиума, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений, которые в свою очередь образует семь судебных составов.

Арбитражный суд Республики Башкортостан активно взаимодействует с Федеральным арбитражным судом Уральского округа. Основным направлением такого взаимодействия является обеспечение единства судебной практики, в целях которого уже сейчас намечены и начали осуществляться соответствующие мероприятия организационного, информационного и иного управленческого характера.

В отличие от судов общей юрисдикции и третейских судов, арбитражный суды осуществляет судебную власть при разрешении споров, возникающих в процессе предпринимательской деятельности, вытекающих из гражданских правоотношений (имеются в виду экономические споры) либо из правоотношений в сфере управления. Арбитражные суды разрешают споры, если:

они вытекают из отношений учреждений, предприятий и организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность;

они вытекают из отношений предприятий организаций учреждений и граждан с государственными органами.

Арбитражные суды, действующие в настоящее время, пришли на смену органам государственного и ведомственного арбитражей. С 1 октября 1991 года на территории РСФСР были упразднены арбитражи и иные аналогичные органы в системах министерств, государственных комитетов, ведомств, в ассоциациях, концернах, иных объединениях, а также на предприятиях и в организациях.

В соответствии с Законом о судебной системе и Законом об арбитражных судах - ст.1 - Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Они осуществляют судебную власть при разрешении экономических споров, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений. Из этого следует:

1. Арбитражные суды являются особой ветвью (подсистемой) федеральных судов, входящих в российскую судебную систему.

2. Арбитражные суды, в силу подведомственности дел, непосредственно не связаны с другими ветвями судебной системы - судами общей юрисдикции и Конституционным судом РФ

Арбитражные суды субъектов Федерации принадлежат к низшему звену системы. В субъектах Федерации созданы и действуют арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов. При этом на территории нескольких субъектов Федерации судебную власть может осуществлять один арбитражный суд. Одновременно судебную власть на территории одного субъекта Федерации могут осуществлять несколько арбитражных судов; однако на практике пока этого нет.

Арбитражный суд Республики Башкортостан - судебный орган по разрешению экономических споров и рассмотрению иных дел, отнесенных к его компетенции; районные суды и мировые судьи.

Основными задачами Арбитражного суда Республики Башкортостан являются защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан и содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В целях выполнения названных задач, В соответствии со ст.36 ФКЗ "Об арбитражных судах в РФ" от 28.04.1995 года № 1-ФКЗ, Арбитражный суд Республики Башкортостан:

1) рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные Арбитражному суду Республики Башкортостан;

2) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

3) обращается в Конституционный суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;

4) изучает и обобщает судебную практику;

5) подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

6) анализирует судебную статистику.

Президиум Арбитражного суда Республики Башкортостан:

утверждает по представлению Председателя суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов суда;

рассматривает вопросы организации работы суда;

рассматривает вопросы судебной практики.

Судебные коллегии Арбитражного суда Республики Башкортостан рассматривают в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику и осуществляют иные полномочия в соответствии с регламентом арбитражных судов.

Финансирование арбитражных судов производится за счет средств федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

Конституционный суд

Конституционный Суд Республики Башкортостан - высший судебный орган защиты конституционного строя, осуществляющий судебную власть в форме конституционного судопроизводстваПосле принятия Федерального закона «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года конституционные (уставные) суды получили легитимизацию на уровне Федерации.

Компетенция Конституционного Суда Республики Башкортостан определена в рекомендательном плане в вышеупомянутом федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» и в императивном - к Конституции Республики Башкортостан и Законе Республики Башкортостан «О Конституционном Суде Республики Башкортостан».

Основная функция Конституционного Суда Республики Башкортостан - обеспечение конституционности правотворчества и правоприменительной практики. Конституционный Суд отправляет особую форму судебной деятельности - конституционное судопроизводство, поэтому его статус и его полномочия весьма специфичны. Судья Конституционного Суда Республики Башкортостан назначается на должность на срок 12 лет. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Республики Башкортостан - шестьдесят пять лет.

Закон «О Конституционном Суде Республики Башкортостан» был принят 14 января 1997 года. Согласно этому закону Конституционный Суд Республики Башкортостан - орган судебной власти, самостоятельно и независимо осуществляющий правосудие посредством конституционного судопроизводства .Он рассматривал дела о конституционности:

1) договоров Республики Башкортостан в области международной деятельности;

2) договоров между органами государственной власти Республики Башкортостан и органами государственной власти Российской Федера¬ции, другими субъектами Российской Федерации;

3) законов Республики Башкортостан и нормативных правовых актов Государственного Собрания Республики Башкортостан;

4) нормативных правовых актов Президента Республики Башкортостан, Кабинета Министров Республики Башкортостан и иных органов исполнительной власти Республики Башкортостан;

5) нормативных правовых актов местных органов государствеиной власти Республики Башкортостан и органов местного самоуправления;

6) иных дел, если они предусмотрены законом и не противоречат юридической природе Конституционного Суда Республики Башкортостан,

С того времени по 2006 год в этот закон 5 раз вносились изменения и дополнения. В редакции закона от 7 ноября 2006 года Конституционный Суд Республики Башкортостан:

1) разрешает дела о соответствии Конституции Республики Башкортостан:

а) законов Республики Башкортостан;

б) нормативных правовых актов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан;

в) нормативных правовых актов Президента Республики Башкортостан;

г) нормативных правовых актов Правительства Республики Башкортостан и иных республиканских органов исполнительной власти;

д) нормативных правовых актов местных органов государственной власти Республики Башкортостан;

е) нормативных правовых актов органов местного самоуправления;

2) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность нормативного правового акта органа государственной власти Республики Башкортостан, органа местного самоуправления;

3) дает толкование Конституции Республики Башкортостан;

4) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

5) рассматривает иные конституционно-правовые вопросы, отнесенные к его компетенции федеральным законом и законом Республики Башкортостан.

Акты, признанные Конституционным Судом Республики Башкортостан неконституционными, утрачивают силу. Решения Конституционного Суда Республики Башкортостан вступают в силу немедленно после их провозглашения, являются окончательными, опротестованию и обжалованию не подлежат.

Конституционный Суд Республики Башкортостан является одной из важных ветвей государственной власти, и, следовательно, одной из его имманентных функций является политическая.

Политическая функция Конституционного Суда Республики Башкортостан усматривалась в следующих положениях статьи 123 Конституции Республики Башкортостан 1993 года. Так, Конституционный Суд Республики Башкортостан решал вопросы об антиконституционности политических партий, ограничении их деятельности, запрещении и роспуске. (При внесении изменений в Конституцию Республики Башкортостан от 3 декабря 2002 года данная норма исключена.)

С запросом но этому вопросу в Конституционный Суд Республики Башкортостан могло обратиться Министерство юстиции Республики Башкортостан в случае, если оно дважды приостанавливало деятельность политической партии и в течение года со дня приостановления ее деятельности вновь допускались нарушения Конституции Республики Башкортостан.

Конституционный Суд проверял деятельность политической партии с точки зрения ее соответствия Конституции Республики Башкортостан.

Деятельность политической партии прекращалась, если Конституционный Суд признавал ее деятельность противоречащей Конституции Республики Башкортостан.

Конституционный Суд Республики Башкортостан до 3 декабря 2002года имел право давать заключения о соответствии Конституции Республики Башкортостан действий и решений Президента Республики Башкортостан, иных высших должностных лиц Республики Башкортостан, а также об утрате, в том числе временной, Президентом Республики Башкортостан способности исполнять свои обязанности. Обращаться с запросом о даче заключения имело право Государственное Собрание Республики Башкортостан. Запрос был допустим только в том случае, если действия и решения, конституционность которых предстояло проверить, являлись основанием для выражения недоверия Президенту Республики Башкортостан, отрешения его от должности, а для высших должностных лиц - основанием для приведения в действие иного специального механизма их ответственности. Государственное Собрание должно было принять постановление об обращении в Конституционный Суд Республики Башкортостан с запросом о даче заключения об утрате Президентом РБ способности исполнять свои обязанности. Постановление Государственного Собрания Республики Башкортостан основывалось на заключении государственной медицинской комиссии, специально образуемой для подготовки заключения о состоянии здоровья Президента Республики Башкортостан.

Конституционный Суд Республики Башкортостан, рассмотрев запрос Государственного Собрания Республики Башкортостан, мог дать одно из следующих заключений:

а) о признании действий и решений высших должностных лиц Республики Башкортостан соответствующими Конституции Республики Башкортостан;

б) о признании действий и решений высших должностных лиц Республики Башкортостан не соответствующими Конституции Республики Башкортостан;

в) о сохранении Президентом Республики Башкортостан способности исполнять свои обязанности;

г) об утрате, в том числе временной, Президентом Республики Башкортостан способности исполнять свои обязанности» .

Одним из главных направлений деятельности Конституционного Суда Республики Башкортостан является толкование Конституции Республики Башкортостан.

Толкование Конституции Республики Башкортостан, ее норм Конституционным Судом Республики Башкортостан является официальным и обязательным. Официальный характер такого толкования заключается в том, что оно дается Конституционным Судом Республики Башкортостан и является обязательным для всех субъектов права. После провозглашения постановления Конституционного Суда по делу о толковании ранее существовавшая неопределенность в понимании положений Конституции Республики Башкортостан считается преодоленной, поскольку официальное толкование, даваемое Конституционным Судом, распространяется на всех субъектов правовых отношений и широкий круг случаев, является нормативным и обязательным на территории Республики Башкортостан. Любой правоприменитель обязан руководствоваться тем пониманием положений Конституции Республики Башкортостан, которое содержится в постановлении Конституционного Суда. Толкование Конституции Республики Башкортостан не ограничено временем, может в будущем дополняться или уточняться и разделяет судьбу истолкованной нормы или положения Конституции.

Постановление Конституционного Суда Республики Башкортостан о толковании Конституции Республики Башкортостан не влечет утраты силы каких-либо актов или их отдельных положений, как это происходит при принятии Конституционным Судом заключений по делам о конституционности нормативных актов, договоров, по спорам о компетенции. Однако акты или отдельные положения, противоречащие толкованию Конституционным Судом, подлежат пересмотру органами и должностными лицами, их издавшими.

На основании Закона «О Конституционном Суде Республики Башкортостан» решения Конституционного Суда Республики Башкортостан, принятые в пределах его компетенции, обязательны на всей территории республики для всех органов государственной власти и управления, судов, а также предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц и граждан.

Это положение делает Конституционный Суд действительно высшим органом судебной власти, имеющим влияние и на деятельность законодательной и исполнительной ветвей власти.

Внутренняя деятельность Конституционного Суда Республики Башкортостан определена Временным регламентом Конституционного Суда Республики Башкортостан.

В целом Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», Конституция Республики Башкортостан и Закон Республики Башкортостан «О Конституционном Суде Республики Башкортостан» дают достаточные правовые гарантии для успешной деятельности Конституционного Суда Республики Башкортостан.

Заключение.

В целом, Башкортостан – это динамически и хорошо развивающаяся республика, и оставалась такой всё время своего существования. Республиканский суверенитет способствовал этому развитию. Органы управления, власти и судебная система республики обеспечивают должное регулирование и обеспечения достойной жизни граждан республики. В настоящий момент Республика занимает одно из лидирующих положений в стране в области экономики и производства различных товаров. Конституция РБ гарантирует соблюдение прав и свобод своих граждан.

Приложение.

* В течение июля-декабря 1990 года 14 автономных республик приняли свои Декларации о государственном суверенитете, отказавшись от наименования «автономная». Именно тогда по отношению к ним в политический лексикон вошел термин «бывшие автономии».

Декларация о государственном суверенитете РБ.

Верховный Совет Башкирской Автономной Советской Социалистической Республики, сознавая историческую ответственность за судьбу многонационального народа республики, признавая приоритет общечеловеческих ценностей, природной и социальной среды, прав и свобод, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека, других международно-правовых актах, уважая суверенные права всех народов, заботясь об экономическом, социальном, политическом, духовном развитии народов, проживающих на территории республики, считая республику субъектом Союза ССР и обновленной Российской Федерации, принимая во внимание, что Башкирская республика была образована в 1919 году в составе РСФСР на основе соглашения с центральной Советской властью, находя, что статус автономной республики ныне не обеспечивает всестороннее социально-экономическое развитие Башкирии, реализуя неотъемлемое право башкирской нации на самоопределение и гарантируя равенство прав всех наций на территории Башкирии, следуя по пути создания правового и демократического общества, провозглашает государственный суверенитет Башкирии на всей ее территории и в пределах существующих границ и преобразует Башкирскую Автономную Советскую Социалистическую Республику в Башкирскую Советскую Социалистическую Республику (Башкирская ССР) – Башкортостан.

Впредь в Конституции, других правовых актах республики, в государственной и общественной жизни данное название республики использовать в качестве ее официального наименования.

  1. Земля, недра, природные богатства, другие ресурсы на территории Башкирской Советской Социалистической Республики, а также весь экономический и научно-технический потенциал являются исключительной собственностью ее многонационального народа.

  2. Отношения Башкирской ССР с Союзом ССР, РСФСР, другими республиками определяются Союзным Договором, Договором с РСФСР, другими межреспубликанскими договорами и соглашениями.

Вступая в договорные отношения с Союзом ССР, РСФСР, другими республиками, Башкирская ССР сохраняет за собой всю полноту государственной власти на всей территории вне пределов прав, добровольно передаваемых ею Союзу ССР и РСФСР.

  1. Башкирская Советская Социалистическая Республика гарантирует равные права и свободы всем проживающим на ее территории гражданам независимо от их национальности, социального происхождения, политических убеждений, отношения к религии, иных различий.

В Башкирской Советской Социалистической Республике обеспечивается сохранение, равноправное функционирование и всестороннее развитие языков и культурных ценностей всех населяющих ее народов.

  1. Башкирская Советская Социалистическая Республика содействует удовлетворению национально-культурных потребностей лиц башкирской национальности, проживающих за пределами республики.

  2. Носителем суверенитета и источником государственной власти в Башкирской Советской Социалистической Республике является ее многонациональный народ. Полновластие народа реализуется на основе Конституции и законов Башкирской ССР как непосредственно, так и через Советы народных депутатов.

  3. Наиболее важные вопросы, связанные с развитием Башкирской Советской Социалистической Республики, ее взаимоотношениями с Союзом ССР, РСФСР, другими республиками и государствами, выносятся на рассмотрение Верховного Совета Башкирской ССР, на обсуждение ее народа.

  4. Государственная власть в Башкирской ССР осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

  5. Башкирская Советская Социалистическая Республика имеет свою систему законодательства. Конституция и законы Башкирской ССР обладают верховенством на всей территории Башкирской ССР, за исключением тех сфер правового регулирования, которые добровольно передаются республикой в ведение Союза ССР и РСФСР.

До принятия новой Конституции Башкирской ССР, других законов и нормативных актов Башкирской ССР на территории республики действуют законы и подзаконные акты Башкирской АССР, РСФСР и СССР, не противоречащие Декларации о государственном суверенитете Башкирской Советской Социалистической Республики.

  1. Башкирская Советская Социалистическая Республика имеет свой герб, флаг и гимн. Столицей Башкирской ССР является город Уфа.

  2. Настоящая Декларация действуют с момента ее принятия и имеет силу закона, является основой для разработки Конституции Башкирской ССР, развития законодательства республики, обновления государственных структур, участия Башкирской Советской Социалистической Республики в подготовке и заключении Союзного Договора, договоров с РСФСР, другими республиками и государствами.

Список использованной литературы:

  1. Газета «Известия Башкортостана». 10 августа 1990, 14 июня 1996.

  2. Газета «Ленинец». 16 августа, 1 сентября 1990.

  3. Газета «Советская Башкирия». 20, 28 сентября, 12, 16 октября 1990.

  4. Самигуллин В.К. «Конституционное развитие Башкортостана». Уфа, 1998. С.132.

  5. Касимов С.Ф. «Национально-государственное устройство Башкортостана в 1946-2000 годах». — Уфа: Гилем, 2009. С.45-52

  6. Информационный бюллетень Администрации Президента Республики Башкортостан. Уфа, 2000. №5. С.11.

  7. Еникеев 3. «Правовой статус Башкортостана в составе России. Историко-правовое исследование». Уфа, 2002. С. 283-285.

  8. «История Башкортостана с древнейших времен до наших дней»: В 2 т. / Под ред.И.Г. Акманова. Т.2 История Башкортостана. ХХ век / Сост. И. Г. Акманов, С.Ф. Касимов. – Уфа: Китап, 2006. – С.570.

  9. Еникеев З.И., Еникеев А.З. «История государства и права Башкортостана». Уфа: Китап, 2007. С. 380-383, 388-390

  10. КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН (в ред. Законов РБ от 03.11.2000 N 94-з, от 03.12.2002 N 369-з, от 15.06.2006 N 322-з)-ст.66-67, (ст83-87).

  11. ФКЗ "ОБ АРБИТРАЖНЫХ СУДАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"