11. Имидж отряда. Название. Девиз.
Имидж отряда — неповторимый внешний образ отряда, отличающего его от других отрядов. К таким внешним приметам отряда относятся:
название отряда, которое должно нравиться ребятам и отражать характер, содержание деятельности;
девиз отряда — краткое афористическое выражение, которому дети следует в своей деятельности;
отрядная песня и любимые песни отряда — вечерние, костровые, лирические, шуточные и другие;
элементы одежды, с преобладанием какого-либо символа, элемента, цвета в них (пилотки, жилетки, майки, галстуки, пояса и другие);
законы отрядной жизни, которые могут быть традиционными, передаваться от смены к смене, а могут появляться в процессе жизнедеятельности отряда («Сегодня лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня»; «Творить — твори, но меру знай, и в облаках ты не летай»; «Закон 0-0.. для нас закон, без громких фраз нам нужен он» и другие;
эмблема отряда — символический рисунок, отражающий название отряда, сущность и направленность его деятельности;
игровые отрядные условности — сигналы, тайные знаки, знаки приветствия (устные, телесные и другие);
оформление отрядного места (корпуса, комнат, кострового места);
отрядный уголок, отрядная газета, отражающие основные события жизнедеятельности отряда;
особый почерк отряда в общелагерных делах (выпуск газеты для лагеря, шефство над младшим отрядом и другие).
Блок сопровождения:
К блоку сопровождения мы относим методический банк вожатого, а также разработанную систему напарничества.
Наличие методического банка и продуманной системы напарничества позволяет более успешно реализовать разработанную модель отрядной работы.
Методический банк вожатого включает в себя:
- песни, тематический подбор музыкальных композиций;
- игры;
- считалки, речевки;
- необходимые канцелярские товары;
- оформительские материалы (эскизы оформления, образцы визиток, дипломов, шрифты, грунтовки, трафареты и т.д.);
- методические разработки и методические рекомендации (как написать сценарий, методическую разработку, характеристику отряда), схемы анализа дня, анализа дела, педагогической ситуации и другие);
- тематические подборки книг, стихов, цитат, поговорок, фотографий, репродукций, рисунков, плакатов, диапозитивов, газетных и журнальных статей и т.д.
КТД.
Методика коллективной творческой деятельности разработана более сорока лет назад ленинградским ученым Игорем Ивановым и группой его единомышленников и существует достаточно много описаний. Однако каждый год многие педагоги вновь открывают для себя ее суть: дети сами ищут дело по душе, сами делают выбор, сами планируют (в т.ч. при активном участии взрослых), сами разрабатывают (сочиняют сценарии, режиссируют и т.д.), выбирают роли, поручения, сами проводят свои КТД, их обсуждают и оценивают.
При работе над коллективным творческим делом не надо его путать с делом «в коллективе».
Девиз методики: «Все творчески, иначе – зачем?» Отличительная черта – субъектами ее применения выступают дети и педагоги в равной степени. Результат – пассивный превращается в активного, «трудные» становятся талантливыми, педагог оказывается интересным человеком. У ребенка появляются организаторские умения, он становится творческой, инициативной личностью.
Коллективное творческое дело осуществляется совместными усилиями всех членов коллектива, предполагает непрерывный поиск лучших решений поставленных задач, задумывается, планируется, реализуется и оценивается сообща.
КТД всегда подчинено определенной теме, содержит в себе различные игры, соревнования, представления музыкально и художественно оформленные.
Форм коллективных творческих дел великое множество, сейчас их насчитывают более 5000. Важно помнить о том, что конкретная форма любого КТД – это не готовый сценарий, а лишь игровая форма, которая каждый раз наполняется новым творческим содержанием.
По содержанию и направленности коллективные творческие дела можно подразделить на:
познавательные – аукцион знаний, академия веселых наук, викторина, эрудит – шоу, КВН, «Что? Где? Когда»
трудовые – книжкина больница, день самостоятельности, трудовые акции, город веселых мастеров, фабрика игрушек
художественные – карнавал, вечер сказок, кинофестиваль, народные праздники, бал.
спортивные – Олимпиада, марафон, фестиваль приключений, туристический поход, спортивные праздники
общественно-политические – вечер актуальных проблем, фестиваль документальных фильмов, выборы, политические дебаты, фестиваль дружбы народов, вечер памяти, факельное шествие, операция «Забота»
Коллективный анализ является обязательной составной частью методики КТД. Вопросы для обсуждения прошедшего дела (по работам И.П.Иванова):
Какими мы были?
Что было хорошо? Что получилось?
Что нужно сделать, чтобы в следующий раз было лучше?
Как нам жить дальше?
Любой этап КТД - это творчество ребенка, которое необходимо заметить. Если один сшил костюм, другой сделал своими руками атрибутику, а третий использовал и костюм, и атрибутику в своей роли, то успех следует разделить на всех. Это и есть коллективный успех!
- Единая программа подготовки вожатых для работы в детских оздоровительных лагерях «Школа соВременного вожатого».
- Нижний Новгород, 2005.
- Занятие 1. Будем знакомы!
- 1. Нижегородский Областной Штаб Студенческих Отрядов. Линейные Студенческие Отряды. Структура спо.
- 2. Дол. Игра.
- Игры в автобусе.
- Кричалки.
- На знакомство:
- «В поход»
- «Воробьи-вороны». (На природе)
- На сплочение: «Клубок».
- «Яблочко»
- «Сторож».
- «Паровозик».
- На выявление лидеров: «Треугольник».
- «Карабас».
- «Большая семейная фотография».
- «Калейдоскоп».
- «Полет на Марс».
- «Огоньки» организационного периода
- Теоретический блок.
- «Огонек» в основной период
- «Огонек» - анализ дела
- Тематический «огонек»
- 4. Вожатские песни.
- 5. Отрядный уголок.
- Возможные рубрики для отрядного уголка
- Законы отряда
- В рубрику «время»
- Стихотворный режим дня
- Мониторинг – карта
- Методика "Эмоциональная цветопись"
- Занятие 3. А понаехали тут!
- 6. Логика развития лагерной смены.
- Организационный период лагерной смены
- Основной период лагерной смены
- Итоговый период
- 7. Тесты.
- Социометрия
- Тест “Нарисуй скорее дом”
- Тест “Лучший художник”
- Рисуночный тест "Какой я?"
- 8. Тематический день в лагере.
- 1. День человека:
- 2. День Земли:
- 3. День Отечества:
- 4. День мира:
- 5. День Знания:
- 6. День Труда:
- 7. День Культуры:
- 8. День Семьи:
- Какие еще тематические дни можно провести в лагере:
- Занятие 4.
- 10. Медподготовка. На грани риска. Дети и наркотики. Первая доврачебная помощь
- Первая помощь при ранениях Первоначальная обработка раны:
- Механическая обработка.
- Основы реанимации
- Дыхательная недостаточность
- Восстановление кровообращения
- Медикаментозное лечение
- Повреждения опорно-двигательного аппарата
- Асфиксия
- Ядовитые животные
- Меры предосторожности
- Симптомы отравления
- Что нужно делать?
- Как помочь при приступе эпилепсии.
- Алкоголизм и наркомания - болезнь людей, не сумевших сказать нет
- Признаки передозировки наркотиков
- Запомни! Состояние комы при передозировке наркотиком заканчивается смертью от остановки дыхания или аспирации рвотными массами.
- Занятие пятое – Как вы лодку назовёте…
- 11. Имидж отряда. Название. Девиз.
- Самоуправление.
- Примерное положение о дежурном командире отряда (дк)
- Обязанности дк
- Права дк
- Примеры дел-поручений, выполняемых по очереди первичными микроколлективами
- Стадии развития коллектива по Лутошкину.
- 12. Верёвочный курс. Теория. Базовый уровень – практика.
- Базовый уровень. Плот.
- Конвейер.
- Корабельный трап.
- Основной уровень.
- 1. Паутина.
- 2. Треугольник или электрический ток.
- 3. Бревно.
- Занятие шестое – а как же я?
- 13. Организация творческих конкурсов, игр по станциям, сюрпризы, тайный друг, стартин. Как провести творческий конкурс
- Как выбрать правильный способ организации игр по станциям.
- Сюрпризы. Тайный друг.
- Стартин.
- 14. Ребенок и социальные нормы.
- Дошкольник
- Младший школьник
- Младший подросток
- Старший подросток
- Социально-психологические потребности детей разного возраста.
- Запомни, это важно! как влияет на значение слышимого то, как мы используем ударение.
- Игры разного возраста
- «Полёты» подростков.
- Занятие седьмое – буря в стакане.
- 15. Правила купания детей. Правила купания детей на пляже.
- Правила купания детей в бассейне.
- Тридцать особых ситуаций, с которыми можно столкнуться в лагере. Способы разрешения этих ситуаций
- Занятие восьмое – Однажды вечером…
- 17. Комплименты, критика, конфликт.
- Правила и ошибки комплимента:
- Критика – великий манипулятор.
- 18. Игры с залом. «Апчхи»
- «Веретена точены...»
- «Ипподром».
- «Гол – мимо»
- «Три музыкальных слога»
- Игры-розыгрыши. «Гипнотизер»
- «Любовный рассказ»
- Египетский осел
- «Школа огородных пугал»
- Рахнина Юлия Алексеевна.