logo
1 НОВЫЕ КОНСТИТУЦИИ СТРАН СНГ И БАЛТИИ

Раздел II полномочия президента

Статья 46

1. Президент Кыргызской Республики:

1) определяет структуру Правительства Кыргызской Республики;

2) назначает с согласия Собрания народных представителей Премьер-министра Кыргызской Республики;

3) назначает по консультации с Премьер-министром Кыргызской Республики членов Правительства Кыргызкой Республики, а также руководителей административных ведомств; освобождает их от должности;

4) принимает прошение Премьер-министра, Правительства или отдельного его члена об отставке; по своей инициативе принимает решение об отставке Премьер-министра или Правительства;

5) назначает с согласия соответствующих местных кенешей глав государственных административных областей, районов, городов; освобождает их от должности;

6) назначает Государственного секретаря Кыргызской Республики, определяет его статус и полномочия; формирует Администрацию Президента Кыргызской Республики;

7) образует и упраздняет исполнительные органы, не входящие в состав Правительства;

8) образует и возглавляет Совет безопасности Кыргызской Республики и иные координационные органы;

9) формирует подчиненные ему службы государственной охраны и Национальную гвардию;

10) по консультации с Премьер-министром утверждает единую систему подготовки и подбора кадров для органов, содержащихся за счет государственного бюджета, финансирования государственных органов и оплаты труда государственных служащих.

2. Президент Кыргызской Республики:

1) назначает с согласия Собрания народных представителей на должность Генерального прокурора Кыргызской Республики; назначает заместителей Генерального прокурора, прокуроров областей, города Бишкека и военного прокурора Кыргызской Республики; освобождает их от должности;

2) назначает с согласия Собрания народных представителей на должность Председателя Правления Национального банка Кыргызской Республики; освобождает его от должности;

3) представляет Законодательному собранию и Собранию народных представителей кандидатуры для избрания на должности Председателя Конституционного Суда Кыргызской Республики, его заместителя и судей Конституционного Суда Кыргызской Республики;

4) представляет Собранию народных представителей кандидатуры для избрания на должности председателей Верховного Суда Кыргызской Республики, Высшего Арбитражного Суда Кыргызской Республики, их заместителей и судей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Кыргызской Республики;

5) назначает председателей, их заместителей и судей судов областей, города Бишкека, районов, городов, арбитражных судов областей и города Бишкека, а также военных судов Кыргызской Республики, и в случаях, предусмотренных Конституцией и законами, освобождает их от должности.

3. Президент Кыргызской Республики:

1) осуществляет руководство внешней политикой Кыргызской Республики;

2) ведет переговоры и подписывает международные договоры Кыргызской Республики;

3) подписывает ратификационные грамоты;

4) назначает и отзывает дипломатических представителей Кыргызской Республики в иностранных государствах и международных организациях; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при Президенте Кыргызской Республики глав дипломатических представительств иностранных государств и представителей международных организаций;

6) решает вопросы принятия в гражданство Кыргызской Республики и выхода из гражданства Кыргызской Республики, предоставления политического убежища.

4. Президент Кыргызской Республики:

1) награждает государственными наградами Кыргызской Республики;

2) присваивает почетные звания Кыргызской Республики;

3) присваивает высшие воинские звания, дипломатические ранги, классные чины и иные специальные звания;

4) осуществляет помилование.

5. Президент Кыргызской Республики:

1) вносит законопроекты в Жогорку Кенеш;

2) подписывает законы либо возвращает их со своими возражениями в соответствующую палату Жогорку Кенеша для повторного рассмотрения; обнародует законы; вправе опротестовать в Конституционный Суд Кыргызской Республики законы и ратифицированные Кыргызской Республикой международные договоры;

3) обращается к народу с ежегодными посланиями о положении дел в стране, оглашаемыми на совместном заседании обеих палат Жогорку Кенеша;

4) вправе приостановить или отменить действие актов Правительства Кыргызской Республики, актов других органов исполнительной власти;

5) вправе решать вопросы финансирования мероприятий, имеющих неотложный характер, за счет государственных средств; учреждать фонды;

6) в случаях и порядке, предусмотренных статьей 68 настоящей Конституции, осуществляет законодательные полномочия.

6. Президент Кыргызской Республики:

1) вправе досрочно созвать заседание Законодательного собрания, сессию Собрания народных представителей и определить вопросы, подлежащие рассмотрению;

2) назначает по собственной инициативе референдум;

принимает решение о назначении референдума по инициативе не менее трехсот тысяч избирателей, большинства от общего числа депутатов обеих палат Жогорку Ке-неша;

3) назначает выборы в Законодательное собрание и Собрание народных представителей, осуществляет досрочный роспуск Законодательного собрания и Собрания народных представителей в случаях, предусмотренных настоящей Конституцией;

4) назначает выборы в местные кенеши и, в случаях, предусмотренных законом Кыргызской Республики, осуществляет их роспуск;

5) назначает Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов и одну треть ее членов;

6) назначает Председателя Счетной палаты и одну треть ее аудиторов.

7. Президент Кыргызской Республики при наличии оснований, предусмотренных законом, предупреждает о возможности введения чрезвычайного положения, а при необходимости вводит его в отдельных местностях без предварительного объявления, о чем незамедлительно сообщает в Законодательное собрание.

8. Президент Кыргызской Республики объявляет общую или частичную мобилизацию; объявляет состояние войны в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии на Кыргызскую Республику и незамедлительно вносит этот вопрос на рассмотрение Законодательного собрания; объявляет в интересах защиты страны и безопасности ее граждан военное положение и незамедлительно вносит этот вопрос ка рассмотрение Законодательного собрания.

9. Президент Кыргызской Республики является Главнокомандующим Вооруженными Силами, назначает и смещает высшее командование Вооруженных Сил Кыргызской Республики.

Статья 47

1. Президент Кыргызской Республики издает указы и распоряжения.

2. Указы и распоряжения Президента Кыргызской Республики обязательны для исполнения на всей территории Кыргызской Республики.

3. Указы, принимаемые Президентом Кыргызской Республики при осуществлении в соответствии с подпунктом 6) пункта 5 статьи 46 Конституции законодательных полномочий, имеют силу закона.

Статья 48

Президент Кыргызской Республики вправе передавать полномочия, предусмотренные подпунктом 2) пункта 3 статьи 46 настоящей Конституции, Премьер-министру, членам Правительства и другим должностным лицам, а также ратифицировать подписанные ими международные финансовые договоры и кредитные соглашения.

Статья 49

1. Президент Кыргызской Республики обладает правом неприкосновенности. Честь и достоинство Президента Кыргызской Республики охраняются законом.

2. Обеспечение, обслуживание и охрана Президента Кыргызской Республики, а также его семьи осуществляются за счет государства.

Статья 50

1. Полномочия Президента могут быть прекращены в результате отставки по его заявлению, сделанному им на совместном заседании палат Жогорку Кенеша, отрешения его от должности в порядке, предусмотренном настоящей Конституцией, а также при невозможности осуществления полномочий по болезни или в результате его смерти.

2. При невозможности осуществления Президентом Кыргызской Республики своих обязанностей по болезни обе палаты Жогорку Кенеша на основании заключения создаваемой им Государственной медицинской комиссии принимают решение о досрочном освобождении Президента Кыргызской Республики от должности не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов каждой из палат.

Статья 51

1. Президент Кыргызской Республики может быть отрешен от должности Собранием народных представителей только на основании выдвинутого Законодательным собранием обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Конституционного суда Кыргызской Республики.

2. Решение Законодательного собрания о выдвижении обвинения против Президента Кыргызской Республики для отрешения его от должности должно быть принято большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Законодательного собрания по инициативе большинства от общего числа депутатов палаты и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Законодательным собранием.

3. Отрицательное заключение Конституционного суда Кыргызской Республики по выдвинутому Законодательным собранием обвинению влечет за собой роспуск Законодательного собрания.

4. Постановление Собрание народных представителей об отрешении от должности Президента Кыргызской Республики должно быть принято большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов палаты не позднее чем в двухмесячный срок после выдвижения Законодательным собранием обвинения против Президента. Если в этот срок решение Собранием народных представителей не будет принято, обвинение считается отклоненным.

Статья 52

1. При невозможности осуществления Президентом Кыргызской Республики по причинам, указанным в статье 50 настоящей Конституции, своих обязанностей впредь до избрания нового Президента Кыргызской Республики, его обязанности исполняет Премьер-министр.

Выборы нового Президента Кыргызской Республики при этом должны быть проведены в трехмесячный срок с момента прекращения полномочий Президента Кыргызской Республики.

2. Премьер-министр, исполняющий обязанности Президента Кыргызской Республики, не вправе осуществлять роспуск Законодательного собрания или Собрания народных представителей, назначать референдум, прекращать полномочия Правительства, а также вносить предложения о внесении изменений и дополнений в Конституцию Кыргызской Республики.

Статья 53

1. Все бывшие Президенты Кыргызской Республики, кроме отрешенных от должности в порядке, установленном статьей 51 настоящей Конституции, имеют звание экс-Пре-зидента Кыргызской Республики.

2. Обеспечение, обслуживание и охрана экс-Президента Кыргызской Республики осуществляется за счет государства в порядке, установленном законом.