logo
Проф_Этика_Этикет_Планы_семин_Метод_р 2012

2. Структура нравственной культуры сотрудников правоохранительных органов.

Остановимся более подробно на структуре и содержании нравственной культуры личности: культуре нравственного сознания, культуре нравственных отношений и культуре общения. Безусловно, нравственная культура характеризуется определенным уровнем и содержанием нравственных знаний и чувств, убеждений, потребностей, нравственных качеств и норм поведения, привычек и навыков. Другими словами, нельзя говорить о нравственной культуре без соответствующего развития нравственного сознания.

В нравственном сознании личности можно вычленить два уровня: теоретический (рациональный) и психологический (чувственный). Оба они тесно связаны между собой, воздействуют друг на друга и позволяют наиболее полно и глубоко, умом и сердцем оценивать социальные явления с позиций добра и зла и воздействовать на поступки и дела человека с этих же позиций. Тем не менее было бы ошибкой не замечать различий между ними.

Содержанием теоретического или рационального уровня нравственного сознания являются этические знания, взгляды и идеалы, принципы и нормы, нравственные потребности. Содержание этого уровня нравственного сознания формируется целеустремленно как соответствующими общественными государственными институтами (детсад, школа, вуз, служебный коллектив), так и усилиями самой личности. Элементы данного уровня более устойчивы, они теснее связаны с политическим и правовым сознанием. Они более глубоки и основательны, ибо отражают наиболее существенные связи, закономерности, тенденции моральной жизни общества. Именно в силу этого они могут контролировать и ориентировать, сдерживать нравственные чувства и эмоции личности.

Этические знания – это знания о сущности, содержании и структуре морали, ее происхождении и закономерностях развития ее социальной роли. Чем они обширнее и глубже, тем более обоснованно сотрудник может осуществить моральный выбор. Этические взгляды и принципы, нравственные потребности личности – плод глубокого осмысления социальной жизни с точки зрения нравственных категорий добра и зла, долга, чести и достоинства, совести и т.п. Нравственный идеал личности – это своеобразная персонификация общественного идеала при активном воздействии нравственных чувств. «Идеал – это путеводная звезда, – говорил Л.Н. Толстой. – Без нее нет твердого направления, а нет направления – нет жизни»6.

Нравственные потребности, являясь, как и убеждения, результатом деятельности ума и сердца, становятся важной целью передаточного механизма от нравственного сознания к нравственному поведению. Культура нравственных потребностей – это такой уровень их развития, который выражает постоянное стремление сотрудника правоохранительных органов сознательно и бескорыстно выполнять свой гражданский и служебный долг, соблюдать требования общественной морали и воинской этики в повседневной служебной и внеслужебной деятельности. Чем более возвышенный характер носят нравственные потребности, тем выше уровень нравственных качеств.

Как было отмечено выше, вторым уровнем нравственного сознания является психологический, или чувственный, уровень. Иногда его называют уровнем обыденного морального сознания. Он включает в себя богатый спектр моральных чувств, эмоций, симпатий и антипатий, представлений о нравственном и безнравственном, моральных правил, нравов, обычаев и т.д., выработанных и закрепленных личностью в процессе жизненного опыта. Это своего рода первоэлементы морального сознания. Они формируются стихийно в процессе повседневной жизни. В чувствах, эмоциях, симпатиях и антипатиях эмоционально и непосредственно происходит формирование нравственной позиции личности. Иногда это проявляется очень импульсивно: человек радуется или гневается, плачет или смеется, впадает в прострацию, замыкается, а иногда, как говорится, дает волю рукам. Нравственные чувства весьма многочисленны и классифицируются по самым разным основаниям. Одни делят их по жизненной сфере проявления: морально-политические, морально-трудовые, морально-боевые, собственно моральные. Другие сводят в три группы: ситуативные, интимные и чувства общественного переживания7. Третьи их классифицируют исходя из глубины переживаний. Все эти и другие подходы имеют право на жизнь, ибо помогают более глубоко и всесторонне познать их сущность и социальную роль.

Например, интимные чувства – это чувства любви, дружбы, верности, ненависти или преданности и т.п. Они возникают в отношениях к другим людям, в них выражаются симпатия и антипатия, приязнь и неприязнь.

Дружба и товарищество – безусловно, интимные чувства. Дружба и товарищество, прошедшие через тяжелые испытания, трудные времена, когда и «хлеба горбушку и ту пополам», когда складывалась ситуация: «сам погибай, а товарища выручай», остаются на всю жизнь.

Совсем иной характер имеют чувства общественного переживания. Они, по сути дела, являются морально-политическими чувствами, ибо в них отражаются отношения не столько к другим людям, сколько к явлениям большого гражданского звучания: это чувство патриотизма и интернационализма, коллективизма и солидарности, национальной гордости и т.д. Они сложны по своему содержанию и многообразны по своему проявлению и представляют своеобразный сплав личного и общественного. Следует подчеркнуть также, что в отличие, например, от интимных чувств, которые подвижны, динамичны, чувства морально-политические более устойчивы, стабильны и не подвержены воздействию малосущественных, преходящих факторов.

Нравственные чувства в отличие от этических знаний непосредственно отражают те или иные стороны реальной действительности и порой оказывают существенное влияние на дела и поступки человека. Человек с хорошо развитой системой чувств безусловно богаче рационального сухаря. Но верно и другое: жить только чувствами нельзя. Они должны неизбежно контролироваться разумом. Иногда просто необходимо «наступить на горло собственной песне». Люди, не умеющие сдержать себя, импульсивные, действующие порой в состоянии аффекта, как правило, сожалеют о содеянном.

Однако на этом основании нельзя недооценивать положительной роли нравственных чувств. Они, обладая огромной побудительной силой, выступают мощными стимулами для совершения положительных поступков. Чувство любви распрямляет человека, придает ему дополнительные силы в борьбе с трудностями, заставляет быть лучше, постоянно совершенствоваться.

Словом, нравственные чувства человека – это его богатство. Но таковым они становятся, если они окультурены, управляемы. Культура нравственных чувств непосредственно говорит о глубине нравственной воспитанности человека, его нравственной культуре. Скудость и низкий уровень культуры нравственных чувств – причина многих жизненных неурядиц, неудач, а то и трагедий. Часто именно это обстоятельство ведет к эгоцентризму, создает вокруг человека атмосферу непонимания, пустоты. И наоборот: человек с развитой культурой чувств – это уважаемый человек, он коммуникабелен, снисходителен, с ним интересно и комфортно, с его мнением считаются, на него равняются в своем поведении.

Моральные чувства, помноженные на теоретические элементы морального сознания, проявляются и, многократно реализуясь в поступках, в конце концов закрепляются в человеке как его нравственные качества. Нравственные качества есть целостные духовно-практические образования, проявляющиеся в самых разных сферах человеческой жизнедеятельности.

Принято выделять четыре группы нравственных качеств: морально-политические, морально-трудовые, собственно моральные и морально-боевые. Если первые три группы обнаруживаются практически у всех граждан, то последняя является «достоянием» воинов армии и флота, сотрудников спецслужб и правоохранительных органов. В соответствии с этим можно вычленить некоторые определяющие качества сотрудников правоохранительных органов.

Во-первых, это те качества, в которых проявляется их отношение к своему Отечеству, народу, его культуре и языку. Это прежде всего патриотизм. Даже деформации, допущенные в 1920 – 40-е годы, гонения на патриотов в 1990-е не смогли погасить неискоренимого чувства любви россиян к своей стране, чувства национальной гордости, уважения к другим народам.

Особенно ярко патриотизм советских людей проявился в годы Великой Отечественной войны. Народ встал на защиту своей Родины, и в первых рядах бойцов были сотрудники правоохранительных органов. Они воевали в соединениях и частях НКВД на фронте, охраняли правопорядок в тылу, задеpживали дезертиров.

Неотъемлемым нравственно-политическим качеством сотрудников правоохранительных органов является подлинный интернационализм, который реализуется в уважении к другим народам, в нетерпимости к национальной и расовой розни.

Следует признать, что произвол, допущенный Сталиным в отношении целых народов, стремление выдавать желаемое за действительное в застойные годы нанесли серьезный ущерб межнациональным отношениям, способствуя развитию у людей таких проявлений, как шовинизм, национализм, национальная кичливость, нетерпимость к обычаям, языку других народов. Не изжиты эти факты и в настоящее время.

Во-вторых, это развитое чувство долга и личной ответственности за порученное дело. Объектом деятельности сотрудников правоохранительных органов являются люди, их заботы, тревоги, радости и печали, а порой и жизнь. Без величайшего чувства ответственности за порученное дело, без глубоко осознанного чувства долга сотрудник не может рассчитывать на эффективность своей работы. В этом смысле и спрос с него особый. Халатность, наплевательское отношение к делу, к судьбам людей недопустимы и должны встретить резкое осуждение.

В-третьих, это те нравственные качества, которые принято называть собственно моральными: честность, правдивость, скромность в общественной и личной жизни, чувство собственного достоинства, умение себя вести. Бесчестность, лживость, нескромность, амбициозность, половая распущенность – верный путь к нравственной деформации сотрудника.

В-четвертых, это нравственные качества, которые проявляются в экстремальных ситуациях: смелость, мужество, выдержка, бдительность, дисциплинированность, самообладание, готовность к самопожертвованию. Эти нравственные качества получили название морально-боевых. Без них сотрудник правоохранительных органов просто не может эффективно выполнять свои служебные обязанности, ибо работать ему приходится очень часто в экстремальных условиях: вызволять заложников, задеpживать пpеступников и т.д.

В-пятых, это качество, характеризующее культуру общения сотрудников правоохранительных органов как на службе, так и вне ее. К сотрудникам правоохранительных органов общество предъявляет в этом смысле особо жесткие требования. То, что оно может простить рабочему, студенту, продавцу, короче, представителям многих других профессий, никогда не прощается им. И недаром, как уже указывалось выше, требование высокой культуры общения специально зафиксировано в служебно-директивных документах.

Важным структурным элементом нравственной культуры личности является культура нравственных отношений. Нравственные отношения есть особый вид общественных отношений, которые практически не существуют в чистом виде, но являются составной частью любых человеческих отношений, поддающихся нравственной оценке. Нравственные отношения – это своеобразная связь между моральным сознанием и нравственным поведением. Сначала они формируются в сознании личности, а обнаруживают себя в конечном счете в нравственном поведении. Нравственные отношения – это по сути процесс перехода моральных побуждений в моральное действие. Нравственные отношения принято классифицировать по содержанию, по форме и, наконец, по способу связи между людьми. По содержанию можно указать на нравственные отношения, существующие в системе экономических, политических, правовых, профессиональных, семейно-брачных и т.п. отношений. И во всех случаях они характеризуют именно нравственную сторону этих отношений: любовь к Родине, честность и порядочность в экономических расчетах, чувство чести и профессиональной гордости и т.д.

Форма нравственных отношений зависит от того, каким образом выступает перед человеком нравственное требование, насколько обобщенный или конкретизированный характер оно имеет. Соответственно различным видам нравственного требования отношение индивида к обществу каждый раз принимает особый характер. Помимо этого нравственные требования проявляются также в таких моральных категориях, как долг, честь, достоинство, совесть и т.д.

Наконец, следует сказать и о способах связи между людьми в процессе нравственных отношений. Нравственные отношения всегда предполагают как минимум отношения между двумя субъектами, но в действительности они, как

правило, всегда многосторонни. Нравственные отношения – это поистине интегрирующий элемент морали, ее ведущее звено. Они соединяют воедино сознание и деятельность, играют решающую роль в регулировании отношений между людьми вообще. В нравственных отношениях наглядно проявляется их поведенческий характер.

Культура нравственного общения или поведения – это, в конечном счете, главный объективный показатель нравственной зрелости личности. Только определенный уровень совокупного развития морального сознания, нравственных отношений и нравственного поведения дает основания для того, чтобы назвать человека носителем высокой нравственной культуры.

Из рассмотренного следует, что нравственная культура действительно является одной из ведущих составляющих культуры сотрудников правоохранительных органов. Забота о его постоянном совершенствовании – дело не только государства, общества, но и каждого сотрудника. Чем выше нравственная культура сотрудников правоохранительных органов, тем эффективнее, при прочих равных условиях, они выполняют свой служебный долг.