logo
Проф_Этика_Этикет_Планы_семин_Метод_р 2012

Мораль и искусство

Мораль складывается из некоторой совокупности нравственных норм и принципов. О них можно прочитать в книгах, послушать в университетской аудитории. Но для приобретения человеком нравственной культуры этого недостаточно. Нормы нравственности должны превратиться в нравственные убеждения. Человек должен не просто знать, что это – хорошо, а это – плохо. Он должен быть убежден, что иначе, чем хорошо, поступить невозможно, и быть органически не способен поступить плохо. Такие убеждения дает нравственное воспитание, и решающее значение здесь принадлежит искусству.

Дело в том, что жизненный опыт человека субъективен, и может оказаться посредственным и ограниченным. Образование объективировано, но прививает только рациональные критерии, ориентированные на здравый смысл и расчет. Наоборот, искусство аккумулирует нравственный опыт всех времен и народов, оно эмоционально окрашено и потому оставляет глубокий след в сознании. Искусство сочетает в себе идеи, право, мораль, религию и политику, умноженные на гигантскую силу эстетического переживания.

Этическое и эстетическое проявляются в неразрывной связи. В индивидуальном сознании она воспринимается как противоречивое единство моральных и эстетических ценностей, общественных явлений, мотивов и поступков человеческой деятельности. Они могут быть оценены как прекрасные и безобразные и, в то же время, как добро и зло. Единство этического и эстетического выражается и словесно («прекрасное» в русских сказках означает одновременно и физическое совершенство, и душевную силу, и нравственную чистоту). Прекрасным является то, что возвышает и облагораживает человека, а нравственное не может быть признано таковым, если оно внутренне не связано с прекрасным. Порнофильм, будучи аморальным, не имеет отношения к искусству. Это в лучшем случае руководство по эксплуатации, наглядное пособие. Но и некоторые фарисейские религиозные запреты-табу, не облагораживая человека, а лишь принижая его, сужают эстетическую составляющую человека и потому не могут быть признаны моральными.

Противоречие между этическим и эстетическим возникает, прежде всего, вследствие несовершенства, уродливости социальных условий. Конкретные случаи несовпадения этического и эстетического являются результатом нарушения гармонии между реальным и идеальным, природным и духовным, внутренним и внешним в самой человеческой жизнедеятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мораль характеризует человека с точки зрения его способности жить в человеческом общежитии. Пространство морали – отношения между людьми. Конечно, человеческое общежитие поддерживается не только моралью, но и многими другими институтами: обычаем, правом, рынком и т.д. Все умения, навыки, формы деятельности человека, а не только моральные качества, связаны с общественным характером его бытия. Поэтому мало сказать, что мораль ответственна за человеческое общежитие. Более того, она придает человеческому общежитию изначально самоценный смысл. Это значит, что мораль ответственна не за тот или иной фрагмент, не за ту или иную направленность, вещественную наполненность человеческого общежития, а за сам факт его существования в качестве человеческого. Для того, чтобы могло состояться общежитие как способ человеческого существования, необходимо принять его в качестве изначальной и безусловной ценности. Это и составляет содержание морали.

Отношения людей всегда конкретны. Они строятся каждый раз по определенному поводу, для определенных целей. В частности, это может быть защита от противоправных посягательств – тогда выстраивается система правоохранительных органов. Но если вычесть из отношений между людьми все то конкретное – вещи, интересы, потребности – по поводу которых эти отношения строятся, то останется то, что делает возможными сами эти отношения – это и будет МОРАЛЬ.

Мораль есть такая нацеленность людей друг на друга, которая мыслится существующей до каких-либо конкретных, многообразно расчлененных отношений между ними и делает возможными сами эти отношения. Разумеется, опыт сотрудничества детерминирует мораль точно так же, как вражда разрушает ее. Но без морали не могли бы состояться ни опыт сотрудничества, ни опыт вражды. В обоих случаях требуется наличие задаваемого моралью пространства человеческих отношений.

Для того, чтобы понять природу и назначение государства как органа подавления, Гоббс постулировал некое гипотетическое естественное состояние изначальной вражды между людьми, войны всех против всех. Для того, чтобы понять природу и назначение морали, следует сделать предположение о существовании изначального состояния слитности, единства людей. Государство не может полностью преодолеть враждебность людей, и под умиряющей корой цивилизации бушуют агрессивные страсти, которые время от времени вырываются наружу. То, что препятствует их развертыванию во всей дарвиновской полноте – есть опять-таки МОРАЛЬ. Но она же является и отправной точкой в государственном обеспечении правопорядка.

Можно добавить также, что мораль – это то, что в первую очередь делает из биологической особи – Человека, а из стада или видовой популяции – Общество.