Проблемы совершенствования конституционных гарантий судебной деятельности
Р.С.Хисматуллин,
зав. кафедрой юридическогофакультета БашГУ
Принятие Конституции Республики Башкортостан стало знаменательным событием в истории республики. Оно действительно способствовало решению в Башкортостане вопросов, связанных с дальнейшим рачви-тием демократии, обновлением законодательства, реформированием государственной власти в республике. Конституция явилась базой для создания новой системы республиканского законодательства.
Конституция Республики Башкортостан, не нарушая государственного суверенитета Российской Федерации и ее демократического единства, способствует укреплению государственного суверенитета республики, обеспечению гражданского мира и согласия как вБашкортостане, так и в Российской Федерации в целом-
В соответствии с Конституцией Республики Башкортостан правосудие в республике осуществляется только судом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Эти конституционные положения обусловливают необходимость такого правосудия, которое способно качественно и эффективно выполнять свои задачи.
Запоследние годы в республике проделана большая работа по утверждению судебной власти как самостоятельной силы, способной обеспечить реальную защиту и соблюдение прав и свобод человека, конституционные права граждан в судопроизводстве. Надежная, реально доступная судебная защита - одна из основных составляющих защиты прав человека. Вот почему проводимая в Башкортостане судебно-правовая реформа требует постоянного повышения уровня деятельности правоохранительных и судебных органов. Это связано, прежде всего, со сложной криминогенной обстановкой в стране, ростом количества правонарушений. Достаточно обратить внимание на ростправонарушений среди несовершеннолетних.
Анализ судебной практики свидетельствует о том, что суды, рассматривая дела несовершеннолетних, не всегда принимают во внимание нравственно-психологические особенности современных подростков, а также наблюдаемые в последнее время изменения причин и условий формирования и развития их противоправного поведения. В силу этого обстоятельства представляется необходимым совершенствование действующего законодательства и реорганизация судопроизводства в республике. Нанаш взгляд, на современном этапе возникла необходимость создания
принципиально новой юстиции для судебного рассмотрения дел несовершеннолетних.
В соответствии состатьей 132 Конституции Республики Башкортостан организация, полномочия и порядок деятельности судов в республике определяются законами Республики Башкортостан. Таким образом, Конституция республики гарантирует возможность постоянного совершенствования судебной деятельности.
Думается, что юстиция поделам несовершеннолетних должна быть образована на принципиально новых позициях.
Один из основных аспектов создания новой юстиции по делам несовершеннолетних - качественное изменение судебной деятельности по рассмотрению дел данной категории. По-новому следует организовать деятельность суда по осуществлению правосудия и предупреждению правонарушений среди подростков. В этих целях представляется целесообразным создать новый самостоятельный судебный орган - семейный суд по делам несовершеннолетних, действующий в пределах каждого района или города республики. Основная идея семейного суда по делам несовершеннолетних состоит в том, чтобы отнести к юрисдикции этого судебного органа все вопросы, касающиеся подростка-правонарушителя. Деятельность такого судебного органа должна не только способствовать более всестороннему и объективному исследованию совершенного подростком преступления, но и выяснению внутреннего механизма и конкретных жизненных обстоятельств, которые привели несовершеннолетнего к правонарушению. Одно из главных положений; семейный суд должен принимать все необходимые меры по устранению и предупреждению обстоятельств, неблагоприятных для жизни и воспитания подростка.
Семейные суды не должны ограничиваться рамками толькоуголовной юрисдикции. К их компетенции должно быть отнесено и рассмотрение всех гражданских дел, так или иначе затрагивающих интересы несовершеннолетних (трудовые, жилищные дела и т.п.).
В соответствии с Конституцией Республики Башкортостан судьей в республике можетбыть избран гражданин, достигший 25-летнего возраста. Нам представляется, что хорошее знание психологии, глубокое понимание проблем семьи и несовершеннолетних требует не только профессиональной подготовки, но и определенного жизненного опыта. Именно поэтому видится необходимым избирать судьями семейных судов по делам несовершеннолетних граждан, достигших 30 лет.
Создание принципиально нового судебного органа - семейного суда по делам несовершеннолетних - требует качественного совершенствования деятельности и вышестоящего суда. Организация и деятельность семейных судов по делам несовершеннолетних, а также организация и д|3| тельность вышестоящего суда, также рассматривающего в судебном заседании дела данной категории, должны основываться на единых принци-
пах. На наш взгляд, логическимпродолжением развитияидеи созданиясемейных судовявляется образование в структуре Верховного суда Республики Башкортостан самостоятельной Судебной коллегии но делам несовершеннолетних. Соответствующие изменения в этомнаправлении целесообразновнести в действующее законодательство.
Судебная коллегия по делам несовершеннолетних Верховного суда республики должна рассматривать не только уголовные дела в отношении несовершеннолетних, отнесенные законом к подсудности этого суда. Данной Судебной коллегией должны рассматриваться также и гражданские дела, принятые вышестоящим судом к своему производству и затрагивающие каким-либо образом интересы несовершеннолетних.
В то же время к компетенции Судебной коллегии по делам несовершеннолетних следует, прежде всего, отнести кассационное рассмотрение дел по жалобам и протестам на приговоры и решения районных и городских семейных судов по делам несовершеннолетних.
При образовании Судебной коллегии по делам несовершеннолетних Верховного суда Республики Башкортостан следует учитывать, что дела в отношении несовершеннолетних отличаются значительной качественной спецификой и, как правило, характеризуются повышенной сложностью. Именно поэтому с целью обеспечения высокого уровня рассмотрения этих дел кассационной инстанцией к составу Судебной коллегии по делам несовершеннолетних должны предъявляться повышенные требования. В стране идет процесс постоянного обновления судейского корпуса, в котором преобладают лица с небольшим стажем юридической работы. Между тем отсутствие профессионального опыта не способствует повышению качества правосудия.
Мы считаем, что судьи Судебной коллегии по делам несовершеннолетних Верховного суда Республики Башкортостан должны избираться из лиц, не только имеющих стаж работы судьей, но и работавших ранее судьями районных и городских семейных судов по делам несовершеннолетних, Правильным также будет установление для судей Судебной коллегии по делам несовершеннолетних и более высокого - не менее 40 лет - возрастного ценза. Именно к этому возрасту судьи получают жизненный и профессиональный опыт, как правило, имеют собственных детей-подростков, занимаясь воспитанием которых получают навыки общения с несовершеннолетними, углубленно усваивают особенности подростковой психологии.
Таковы некоторые предложения подальнейшему совершенствованию конституционных гарантий судебной деятельности в Республике Башкортостан. На наш взгляд, данные предложения приемлемы для всей Российской Федерации.
- Вступительное слово
- Конституция республики башкортостан -основной закон демократического правового государства
- Развитие конституционализма в российской федерации
- Пятилетие конституции российской федерации и конституции республики башкортостан -знаменательные вехи конституционной реформы
- Конституция республики башкортостан и проблемы российского федерализма
- Противоречия конституционного процесса в российской федерации
- Государственность как гарант стабильности развития гражданского общества
- О согласовании конституционного законодательства российской федерации и республики башкортостан
- Проблемы формирования системы законодательства республики башкортостан
- Некоторые проблемы функционирования и развития политической системы в конституции республики башкортостан
- О созидательном потенциале конституции республики и его претворении в жизнь
- Конституционные основы обеспечения безопасности в республике башкортостан
- Проблемы развития конституционного статуса республик
- О становлении республики башкортостан как демократического государства
- Договорные отношения и становление гражданского общества
- Из истории подготовки конституции республики башкортостан
- Пятилетие конституции республики башкортостан и законодательство республик в составе российской федерации
- Некоторые вопросы развития конституции республики башкортостан
- Конституция республики башкортостан-правовая основа становления гражданского общества
- Российский федерализм и республика башкортостан в составе российской федерации
- Политико-правовое значение первых актов башкирской автономии в развитии государственного статуса башкортостана
- История и современность
- Потенциал конституции башкортостана по защите суверенитета республики
- Российский федерализм: общая характеристика и этапы становления
- Конституция республики башкортостан о разделении государственной власти
- Теория разделения властей и конституция республики башкортостан
- Конституционные основы деятельности государственного собрания республики башкортостан
- Конституционные основы взаимоотношений президента республики башкортостан и государственного собрания
- О природе президентской власти в республике башкортостан
- Конституционные основы исполнительной власти в республике башкортостан
- К вопросу об основных правах, свободах и обязанностях личности по конституции республики башкортостан
- О внедрении международно-правовых стандартов в области прав и свобод человека в законодательство республики башкортостан
- Правовая охрана конституции республики башкортостан
- Гуманитарные приоритеты в правовой системе республики башкортостан
- Конституционное регулирование предметов ведения республики башкортостан
- Системность как принцип формирования законодательства республики башкортостан
- Конституционные основы осуществления внешних связей республики башкортостан
- Конституция республики башкортостан как основа развития международной и внешнеэкономической деятельности республики
- Конституция - основа правовой системы республики башкортостан
- Конституция башкортостана и развитие республиканского законодательства
- О соотношении текущего законодательства российской федерации и республики башкортостан
- Конституция башкортостана и компетенция органов власти республики в сфере организации и деятельности милиции
- Конституционные проблемы правовой охраны природы
- Конституционные основы развития экологического законодательства в республике башкортостан
- Конституционные основы земельного законодательства республики башкортостан
- О конституционных основах права частной собственности на землю
- Конституционное регулирование межбюджетных отношений в республике башкортостан
- Государственное строительство
- Конституционные основы законодательства о судебной системе республики башкортостан
- Конституционное правосудие республики башкортостан: природа, принципы
- Проблемы совершенствования конституционных гарантий судебной деятельности
- Проблемы совершенствования конституционного законодательства в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- Органы внутренних дел и местная власть в республике башкортостан
- Оформление правового статуса наркомата внутренних дел башкирской республики в 1919-1925 годы
- Реализация конституционного права граждан на объединение в республике башкортостан
- О реализации конституционного права равного доступа к государственной службе
- Конституция республики башкортостан о свободе массовой информации
- Из практики конституционного закрепления принципа равноправия полов
- Конституционно-правовые основы деятельности участников рынка ценных бумаг
- Политико-правовая культура и конституция республики башкортостан
- Конституционные основы регулирования режима чрезвычайного положения в республике башкортостан
- Конституция республики башкортостан и уголовно-исправительная система