59. Место производства, связанного с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов в системе гражданского процессуального права.
В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Исполнительное производство по Федеральному закону «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве» организационно выведено из сферы судебной власти и передано в ведение органов исполнительной власти. Задача судов заключается в разрешении правового конфликта и вынесении судебного акта, а также контроле за процессом исполнительного производства при подаче жалоб одним из его участников. Тем самым с судов сняты непосредственные обязанности по организационному обеспечению исполнения принятых ими судебных актов и других исполнительных документов. В то же время в части, в которой суды наделены полномочиями по разрешению вопросов в сфере исполнительного производства (разд. VII ГПК), оно является стадией гражданского процесса и входит в сферу ведения органов судебной власти. Следует исходить из того, что гражданское процессуальное законодательство, отнесенное к ведению Российской Федерации, регулирует порядок осуществления гражданского судопроизводства. Понятие же гражданского процесса несколько шире, поскольку в него включается и стадия исполнительного производства, представляющая собой объект комплексного правового регулирования, что отражается в характеристике источников исполнительного законодательства.Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не содержит специальной нормы о задачах и целях исполнительного производства, однако нет сомнений, что принудительное исполнение судебных актов подчиняется цели защиты нарушенных прав. Иными словами, исполнительное производство является частью такой защиты в ситуации, когда решение суда о присуждении ответчика (иного лица) к исполнению установленной судом обязанности не исполняется им добровольно. Необходимость законодательного признания принудительного исполнения судебных актов частью судебного разбирательства требует изменений в правовой регламентации оспаривания решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя. Сегодня ст. 329 АПК РФ прямо отсылает к правилам главы 24 АПК РФ (оспаривание ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления иных органов и должностных лиц) рассмотрение дел об оспаривании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, хотя судебный пристав - исполнитель не является ни одним из названных выше субъектов. Ст. 441 ГПК РФ не содержит такого прямого указания, однако норма ч. 2 ст. 441 ГПК РФ о судебном решении в качестве акта, завершающего рассмотрение жалобы, убеждает нас в том, что дела об оспаривании действий (бездействия) судебного пристава - исполнителя - самостоятельная категория дел, подпадающих под действие главы 25 ГПК РФ (Есть некоторые различия в наименовании субъектов, чьи ненормативные правовые акты оспариваются в судах общей юрисдикции, в частности, в их ряду названы государственные и муниципальные служащие. К первым из них относятся судебные приставы - исполнители). Провозглашение исполнительного производства на основании судебных актов частью судебного разбирательства исключает вынесение решений по заявлениям об оспаривании действий (бездействия) судебного пристава исполнителя. Все вопросы, связанные с исполнением судебных актов, должны разрешаться определениями судов в рамках гражданского дела, решение по которому исполняется по месту его вынесения, либо в рамках отдельного производства, если исполнительные действия совершаются в другом районе. Исполнение судебного акта есть неотъемлемая часть судебной защиты, поскольку без действенного механизма принуждения судебные акты стали бы бесполезными (за исключением добровольного исполнения и случаев, когда акт суда исполнения не пред В значительной мере данная позиция была сформирована практикой применения ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Европейский суд по правам человека неоднократно, в том числе по делам с участием российских граждан, указывал, что судебное решение без его реального принудительного исполнения — иллюзия, а исполнение решения — часть понятия суда. Постановления этой инстанции создают практику толкования Конвенции, ставшей частью правовой системы России согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. В настоящее время исполнительное право представляет собой одну из отраслей российского права, без которого система права не может нормально функционировать». С принятием федеральных законов «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах» их (авторов) позиции существенно укрепились. Распределение норм исполнительного производства между процессуальными кодексами и ФЗ «Об исполнительном производстве» соответствует разграничению процессуального права и исполнительного как самостоятельных отраслей. Европейский Суд по правам человека, рассматривая конкретные дела, последовательно выводит это право из «права на суд», предусмотренного п. 1 ст. 6: «Суд напоминает, что статья 6 (п. 1) гарантирует каждому право предъявить любое требование, касающееся его гражданских прав и обязанностей, в суд. В этой связи она включает «право на суд», отдельный аспект которого составляет право на доступ в суд, то есть право возбудить производства в судах по гражданскому делу. Однако данное право было бы иллюзией, если бы правовые системы Договаривающихся Государств допускали, чтобы окончательное и обязательное судебное решение оставалось недействующим в ущерб одной из сторон. Было бы непостижимым, если бы статья 6 (п. 1) должна была описывать детально процессуальные гарантии, предоставленные спорящим сторонам (справедливость судебного разбирательства, публичность и оперативность), не защищая при этом выполнение судебных решений. Толкование статьи 6 как гарантирующей исключительно доступ в суд и характер производств вело бы к ситуациям, несовместимым с принципом господства права, который Договаривающиеся Государства обязались уважать, когда они ратифицировали Конвенцию. Исполнение судебного решения, вынесенного судом, должно по этим причинам рассматриваться как неотъемлемая часть судебного процесса в смысле статьи 6»6. Т.Н. Нешатаева Со ссылкой на приведенное выше положение из решения по делу Бурдова автор поддерживает точку зрения, согласно которой исполнительное производство является не самостоятельной отраслью права, а особой стадией гражданского процесса.
- 2. Применение Конституции рф, а также общепризнанных принципов и норм международного права в гражданском процессе
- 3. Роль судебной практика в развитии гпп.
- 4. Законный интерес как предмет судебной защиты по делам особого производства.
- 5. Гражданская процессуальная форма.
- 6. Элементы Иска
- 7. Принцип диспозитивности.
- 8. Принцип доступности правосудия.
- 9. Гражданско-правовые правоотношения.
- 10. Субьекты гп правоотношений.
- 11. Стороны в гражданском процессе.
- 12. Третьи лица в гп.
- 13. Защита чужих интересов в гп.
- 14. Право на судебную защиту.
- 15. Понятия и виды судебной подведомственности. Общие правила разграничения судебной подведомственности.
- 16. Право на иск.
- 17. Подсудность.
- 18. Понятие, цель и предмет доказывания.
- 19. Распределение обязанностей по доказывания.
- 20. Понятия и виды доказательств.
- 21. Стадии и субьекты доказывания.
- 22. Понятия и значения процессуальных сроков.
- 23. Исковое производство.
- 24. Понятие иска и виды.
- 25. Процессуальные средства защиты ответчика.
- 26. Подготовка дела к судебному разбирательству.
- 27. Судебное решение.
- 28. Законная сила судебного решения.
- 29. Правовая природа дел возникающих из публичных правоотношений.
- 30. Особое производство: понятие, сущность, отличие от искового производства по делам, возникающим из публичных правоотношений.
- 31. Аппеляция в гражданском процессе.
- 32. Принцип правовой определенности в гражданском процессе.
- 33. Кассационная инстанция.
- 34. Место и значение норм о принудительном исполнении судебных актов.
- 35. Нотариат.
- 36. Понятия и сущность третейской формы защиты.
- 37. Судебное разбирательство.
- 38. Принцип состязательности.
- 39. Определение суда первой инстанции.
- 40. Порядок рассмотрения заявления о выдаче исполнительного листа.
- 41. Сущность заочного производства.
- 42. Заочное решение.
- 43. Особенности производства по делам об оспаривании решений третейских судов.
- 44. Судебный контроль в сфере нотариальной деятельности.
- 45. Приказное производство.
- 46. Процессуальные особенности рассмотрения и разрешения судом дел, возникающих из публичных правоотношений.
- 47. Процессуальные особенности рассмотрения и разрешения судом дел об оспаривании нормативных правовых актов.
- 48. Гражданские и процессуальные права и обязанности иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, национальный правовой режим.
- 49. Правила нотариального производства и совершения нотариальных действий.
- 50. Порядок признания и приведения в исполнение рф решений иностранных судов…..
- 51. Гражданское судопроизводство.
- 52. Основания для отмены судебного постановления, его изменения или принятия нового решения судом кассационной инстанции.
- 53. Процессуальные особенности апелляционного производства.
- 54. Процессуальный порядок пересмотра судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам.
- 55. Этапы надзорного производства.
- 56. Сущность надзорного производства.
- 57. Субъекты, объекты пересмотра судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам.
- 59. Место производства, связанного с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов в системе гражданского процессуального права.
- 60. Рассмотрение дел об установлении юр. Фактов.
- 61. Процессуальные особенности рассмотрения дел о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании.
- 62. Законодательство, регулирующее деятельность третейских судов.
- 63. Подсудность гражданских дел с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций.
- 64. Общая характеристика гражданского процесса стран общего права.
- 65. Общая характеристика гражданского процесса романо-германской правовой семьи.