§ 7. Признание движимой вещи бесхозяйной и признание правамуниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь
Определение бесхозяйной вещи и порядок приобретения на нее права собственности предусматривается ст. 225 ГК. Судебный порядок признания движимой вещи бесхозяйной и признания права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь в особом производстве устанавливается гл. 33, ст. 290-293 ГПК.
Согласно п. 1 ст. 225 ГК бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. При определении возможности судебного порядка признания вещи бесхозяйной следует учитывать особый правовой режим движимых вещей, от которых собственник отказался (ст. 226 ГК), находки (ст. 227 ГК), безнадзорных животных (ст. 230 ГК), клада (ст. 233 ГК). Это приобретает особое значение для движимой вещи, судебный регламент передачи которой в собственность лица, вступившего во владение ею, впервые установлен ГПК 2002 г.
Судебный порядок признания движимой вещи бесхозяйной применяется, если исключается специальный порядок перехода права собственности на такую вещь лицу, вступившему во владение ею, согласно ст. 226, 228, 231, 233 ГК.
Так, согласно п. 2 ст. 226 ГК лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность. В данном случае судебный порядок признания вещи бесхозяйной не требуется. Другие брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если признаны судом бесхозяйными.
Также и в отношении находки общим порядком приобретения права собственности на найденную вещь является несудебный - при соблюдении процедуры, установленной ГК. Если по истечении шести месяцев с момента заявления о находке в милицию или органы местного самоуправления управомоченное лицо не будет установлено или само не заявит о своем праве на вещь, нашедший вещь приобретает право собственности на нее (п. 1 ст. 228 ГК). Такой же порядок приобретения права собственности установлен ГК в отношении безнадзорных животных. Если в течение шести месяцев с момента заявления о задержании безнадзорных животных их собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своем праве на них, лицо, у которого животные находились в содержании и в пользовании, приобретает право собственности на них (п. 1 ст. 231 ГК). ГК предусматривает возможность судебного порядка возврата животных собственнику после перехода их в собственность другого лица при определенных условиях (п. 2 ст. 231 ГК), однако это возможно в исковом, но не особом производстве.
Специальные правила приобретения права собственности установлены ГК в отношении клада (ст. 233).
Таким образом, обычно в порядке особого производства движимая вещь может быть признана бесхозяйной, если исключается иной специальный порядок приобретения права собственности на нее. Вместе с тем правила ГПК допускают возможность судебного порядка признания движимой вещи бесхозяйной (при соблюдении материально-правовой процедуры - подачи заявления в компетентный орган, истечении установленного срока с момента подачи заявления). Казалось бы, в такой ситуации обращение в суд не имеет особого правового значения - лицо, вступившее во владение вещью, приобретает право собственности на нее в силу установлений ГК. Однако если гражданин заинтересован в получении судебного решения, подтверждающего его право собственности, у суда нет оснований к отказу в этом. На наш взгляд, здесь имеет место коллизия, которая в будущем может привести к нежелательным последствиям (фактической "конкуренции" законности титула собственника, подтвержденного или не подтвержденного силой решения суда).
Судебный порядок признания движимой вещи бесхозяйной и порядок признания права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь различаются.
Заявление о признании движимой вещи бесхозяйной может быть подано в суд лицом, вступившим во владение ею, либо - в случае изъятия движимой вещи компетентными федеральными органами исполнительной власти - финансовым органом. В первом случае подсудность определяется местом жительства или местом нахождения заявителя, во втором - местом нахождения вещи (ч. 1 ст. 290 ГПК). В заявлении указывается, какая вещь подлежит признанию бесхозяйной (описываются ее основные признаки), а также приводятся доказательства, подтверждающие отказ собственника от права собственности на нее, и доказательства, свидетельствующие о вступлении заявителя во владение вещью (ч. 1 ст. 291 ГПК). При подготовке дела к судебному разбирательству судья выясняет, какие лица (собственники, фактические владельцы и другие) могут дать сведения о принадлежности имущества, а также запрашивает об имеющихся о нем сведениях соответствующие организации (ч. 1 ст. 292 ГПК). До получения информации о наличии или отсутствии управомоченных владельцев вещи дело к слушанию назначаться не должно.
В судебном заседании суд должен установить, действительно ли вещь не имеет собственника (собственник неизвестен либо отказался от права собственности). Только в этом случае суд принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и о передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею (ч. 1 ст. 293 ГПК).
Для признания права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь необходимо обязательное соблюдение досудебного порядка, который заключается:
а) в выявлении бесхозяйного недвижимого имущества;
б) постановке его на учет;
в) истечении определенного срока (одного года) со дня принятия вещи на учет (п. 3 ст. 225 ГК).
Меры по выявлению бесхозяйного недвижимого имущества принимает орган местного самоуправления, на территории которого имущество находится. Постановка на учет выявленного бесхозяйного имущества производится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в соответствии с Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. N 580 (в ред. Постановления Правительства РФ от 12 ноября 2004 г. N 627)*(518).
Согласно п. 2 указанного положения принятие на учет бесхозяйного недвижимого имущества осуществляется территориальными органами Федеральной регистрационной службы - в отношении объектов, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения имущества. Принятие на учет производится на основании заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект. К заявлению в обязательном порядке прилагаются следующие документы:
а) подтверждающие, что объект не имеет собственника, или собственник объекта неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался;
б) содержащие описание объекта (в том числе его план) (п. 5 положения).
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр прав (п. 21 положения). После принятия на учет органу местного самоуправления выдается выписка из Единого государственного реестра прав о принятии на учет (п. 27 положения).
По истечении одного года со дня принятия имущества на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, вправе обратиться с заявлением в суд о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь (ч. 2 ст. 290 ГПК).
Подсудность дела определяется по месту нахождения недвижимой вещи.
Согласно абз. 2 ч. 2 ст. 290 ГПК в случае, если орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, обращается в суд с заявлением до истечения одного года со дня принятия вещи на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, судья отказывает в принятии заявления, а суд прекращает производство по делу, если производство было ошибочно возбуждено. На наш взгляд, данное положение ГПК не вполне корректно. Отказ в принятии заявления, равно как и прекращение производства по делу, означает отсутствие у заявителя права на обращение в суд; повторное обращение с тождественным заявлением невозможно. Однако в ситуации, подпадающей под условия абз. 2 ч. 2 ст. 290 ГПК, дело обстоит иначе. Заявитель имеет право на обращение в суд, однако им не соблюдены установленные законом условия реализации данного права. По истечении установленного законодателем срока (одного года со дня принятия имущества на учет) заявитель вправе вновь обратиться в суд с тождественным заявлением. Оснований для отказа в принятии заявления по ст. 134 ГПК здесь не имеется, равно как и оснований для прекращения производства по делу (в случае ошибочного возбуждения дела) - по ст. 220 ГПК. Таким образом, при несоблюдении установленного порядка выявления и постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества, а также при несоблюдении годичного срока со дня принятия данного имущества на учет более правильным решением следует признать возвращение заявления по основаниям п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК (в стадии возбуждения дела) либо оставление заявления без рассмотрения по основаниям абз. 1 ст. 222 ГПК (в случае ошибочного возбуждения производства). В данной ситуации можно, на наш взгляд, апеллировать к аналогии процессуального закона (ч. 4 ст. 1 ГПК).
В заявлении органа, уполномоченного управлять муниципальным имуществом, о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь должно быть указано, кем, когда недвижимая вещь была поставлена на учет, а также должны быть приведены доказательства, свидетельствующие об отсутствии собственника (ч. 2 ст. 291 ГПК). При несоблюдении данных требований наступают последствия ст. 136 ГПК (оставление заявления без движения).
Судья в стадии подготовки дела к судебному разбирательству согласно ч. 1 ст. 292 ГПК выясняет, какие лица (собственники, фактические владельцы и другие) могут дать сведения о принадлежности имущества, а также запрашивает об имеющихся о нем сведениях соответствующие организации (например, жилищно-эксплуатационные). Если выяснится, что сведения о собственнике имеются, но собственник отсутствует в месте нахождения имущества, заявление должно быть оставлено без рассмотрения (по ч. 3 ст. 263 ГПК), поскольку в данном случае по существу имеется спорное правоотношение, которое может быть предметом искового, но не особого производства.
Заявление о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь рассматривается с участием заинтересованных лиц (ч. 2 ст. 292 ГПК).
Установив, что имущество, принятое на учет в установленном порядке, действительно не имеет собственника, или он неизвестен, или что собственник отказался от имущества, суд выносит решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь (ч. 2 ст. 293 ГПК). В судебном решении обязательно указываются родовые и индивидуальные признаки имущества и его точное место нахождения.
Судебное решение является основанием для регистрации права муниципальной собственности на недвижимое имущество.
Если после вступления решения в законную силу обнаружится собственник или иные лица, имеющие права на данное имущество, они могут защитить свое право в исковом производстве.
- Курс гражданского процессатеоретические начала и основные институты Предисловие
- Глава первая. Понятие гражданского процессуальногоправа и гражданского процесса
- § 2. Сущность судебной защиты.Понятие и признаки правосудия
- § 3. Понятие гражданского процесса.Предмет гражданского процессуального права
- § 4. Понятие гражданского процессуального права.Гражданская процессуальная форма
- § 5. Виды производств в гражданском процессе.Стадии гражданского процесса. Судебные процедуры
- § 6. Метод гражданского процессуального права
- Глава вторая. Принципы гражданского процессуального права
- § 2. Общая характеристика организационно-функциональных ифункциональных принципов гражданского процесса
- § 3. Формы реализации отдельных принципов гражданскогопроцессуального права
- Глава третья. Гражданские процессуальные отношения
- § 2. Предпосылки и основания гражданских процессуальных отношений.Содержание и объект процессуальных отношений
- § 3. Субъекты гражданских процессуальных отношений и гражданскогопроцесса. Их классификация
- Глава четвертая. Лица, участвующие в деле
- § 2. Третьи лица в гражданском процессе
- § 3. Судебные представители
- § 4. Прокурор в суде первой инстанции
- § 5. Субъекты ст. 46 и ст. 47 гпк (государственные органы, органыместного самоуправления, организации и граждане, участвующиев деле в защиту чужого интереса)
- Глава пятая. Иск и право на судебную защиту
- I. Право на судебную защиту: введение и общее понятие
- II. Основные учения о сущности правана судебную защиту и права на иск
- III. Право на судебную защиту и право на иск.Содержание права на судебную защиту
- § 2. Иск: понятие и элементы. Тождество иска (исков)
- I. Понятие иска
- II. Элементы иска
- III. Тождество иска (исков)
- § 3. Виды исков
- § 4. Право на обращение в суд за защитой:понятие и природа
- § 5. Предпосылки права на обращение в судза защитой и условия его реализации
- § 6. Процессуальные средства защиты ответчика против иска
- Глава шестая. Доказывание и доказательства в гражданском процессе
- § 2. Этапы (элементы) судебного доказывания
- § 3. Понятие и признаки судебных доказательств.Относимость и допустимость судебных доказательств
- § 4. Предмет доказывания.Факты, не подлежащие доказыванию
- § 5. Обязанность доказывания. Распределение обязанностейпо доказыванию. Доказательственные презумпции
- Глава седьмая. Судебное решение
- § 2. Сущность судебного решения
- § 3. Содержание судебного решения. Его составные части.Немедленное исполнение судебного решения
- § 4. Устранение недостатков решения вынесшим его судом
- § 5. Требования, предъявляемые к судебному решению
- § 6. Законная сила судебного решения
- Глава восьмая. "Иностранный элемент"в гражданском процессе
- § 2. Принципы и правила международной подсудности
- § 3. Гражданская процессуальная право- и дееспособность иностранныхграждан. Процессуальная правоспособность иностранных организаций
- § 4. Исполнение поручений иностранных судов российскими судами
- § 5. Признание и исполнение решений иностранных судови иностранных третейских судов (арбитражей)
- Глава девятая. Производство по делам, возникающимиз публичных правоотношений
- § 2. Особенности производства по делам,возникающим из публичных правоотношений
- § 3. Производство по делам о признаниинедействующими нормативных правовых актов
- § 4. Производство по делам об оспаривании решений и действий(бездействия) органов государственной власти, органов местногосамоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих
- § 5. Производство по делам о защите избирательных прав и праваграждан на участие в референдуме Российской Федерации
- Глава десятая. Особое производство
- § 2. Установление фактов, имеющих юридическое значение
- § 3. Усыновление (удочерение) ребенка
- § 4. Признание гражданина безвестно отсутствующимили объявление гражданина умершим
- § 5. Признание гражданина ограниченно дееспособным, недееспособным;ограничение или лишение несовершеннолетнего права самостоятельнораспоряжаться своими доходами
- § 6. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным(эмансипация)
- § 7. Признание движимой вещи бесхозяйной и признание правамуниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь
- § 8. Восстановление прав по утраченным ценным бумагамна предъявителя или ордерным ценным бумагам(вызывное производство)
- § 9. Принудительная госпитализация гражданина в психиатрическийстационар и принудительное психиатрическое освидетельствование
- § 10. Рассмотрение дел о внесении исправлений или измененийв записи актов гражданского состояния
- § 11. Рассмотрение заявлений о совершенных нотариальных действияхили об отказе в их совершении
- § 12. Восстановление утраченного судебного производства
- Глава одиннадцатая.Проверка и пересмотр судебных постановлений
- § 2. Право апелляционного обжалования.Апелляционное производство
- § 3. Право кассационного обжалования.Производство в суде кассационной инстанции
- § 4. Проверка вступивших в законную силу судебных постановленийв суде надзорной инстанции
- § 5. Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам решений,определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции,вступивших в законную силу