Институт президентства в Республике Башкортостан.
Надо признать, становление этого политического института пришлось на непростое для страны и для республики десятилетие. Хотя и его введение во многом объяснялось весьма сложной ситуацией, сложившейся в России, - лихорадочное реформирование нашего Отечества, начатое спонтанно и проводимое по западным "лекалам" без учета исторического опыта и сложившихся в обществе традиций, грозило обрушить государство до основания. В такие смутные времена в российской истории всегда особенно возрастала роль субъективного фактора, то есть роль конкретного человека, оказывающегося у кормила власти. Введение института президентства у нас в республике стало крупным шагом вперед по пути ее демократизации и, безусловно, способствовало четкому определению "вех и координат" дальнейшего развития.
Принципиальным изменением в системе государственной власти республики Башкортостан стало введение 15 октября 1991 года поста Президента и становление качественно нового для Башкортостана института власти — президентства. На восьмой сессии Верховного Совета XII созыва был принят Закон Башкирской ССР «Об учреждении поста Президента Башкирской ССР». Учреждение института президентства видоизменило республиканскую институциональную систему властных структур. Произошло перераспределение властных функций между различными ветвями власти.
Президентом Республики Башкортостан может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет.
Срок полномочий Президента Республики Башкортостан составляет пять лет.
Президент Республики Башкортостан:
- гарантирует реализацию прав и свобод человека и гражданина, защищает экономические и политические интересы Республики Башкортостан, обеспечивает законность и правопорядок на ее территории;
- определяет основные направления социально-экономического развития Республики Башкортостан;
- формирует Правительство Республики Башкортостан и руководит его деятельностью; принимает решение об отставке Правительства Республики Башкортостан;
- назначает Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан с согласия Государственного Собрания Республики Башкортостан;
- определяет структуру исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан;
(п. 5 в ред. Закона РБ от 15.06.2006 N 322-з)
- назначает и освобождает от должности заместителей Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан, министров, председателей государственных комитетов и руководителей ведомств Республики Башкортостан по представлению Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан;
- обнародует законы Республики Башкортостан либо отклоняет их;
- и др.
В Башкортостане институт президентства был учрежден 30 октября 1991 года на IХ сессии Верховного Совета республики двенадцатого созыва. Его правовое положение в структуре государственных органов власти и порядок выборов определили республиканские законы "О Президенте Башкирской ССР" и "О выборах Президента Башкирской ССР", принятые, соответственно, 30 и 31 октября 1991 года. Принятию этих важных решений предшествовала общественная дискуссия, которая активно отражалась в республиканской печати. Однако первые президентские выборы, назначенные на 15 декабря 1991 года, не состоялись. Более того, Верховный Совет республики 28 октября 1992 года объявил мораторий на выборы в Верховный Совет и местные Советы народных депутатов до истечения срока их полномочий, а также на выборы Президента и глав администраций городов и районов Башкортостана. Верховный Совет объяснил такой шаг тем, что кампания по выборам Президента несвоевременна с политической и экономической точек зрения. Надо себе представить обстановку в стране тогда, чтобы понять, что крылось за этой обтекаемой формулировкой. Тяжелейший экономический кризис, вызванный "шоковой терапией" российского правительства, политическое противостояние законодательной власти - Верховного Совета - с властью исполнительной во главе с Президентом Российской Федерации, приведшее фактически к установлению двоевластия в стране, поставили ее на грань распада. И в этой ситуации значительного ослабления центральной власти усилилась тенденция диктовать условия регионам. После того, как политическое противостояние завершилось в октябре 1993 года победой исполнительной власти и роспуском Верховного Совета РФ, началось реформирование государственной власти. Для субъектов Федерации установление четкой твердой власти у себя стало вопросом номер один. В это время в Москве всерьез рассматривался вариант назначения глав республик сверху. Поэтому 4 ноября 1993 года Верховный Совет РБ внес изменения и дополнения в законы, определяющие правовое положение Президента Республики Башкортостан и порядок его избрания, и назначил на 12 декабря 1993 года выборы Президента республики.
Президент РБ является высшим должностным лицом Башкортостана и главой исполнительной власти, выступает гарантом прав и свобод личности, соблюдения Конституции и законов Республики Башкортостан.
Кандидатами на этот пост Центральная избирательная комиссия республики зарегистрировала двух претендентов - Председателя Верховного Совета РБ Муртазу Рахимова и председателя правления международного коммерческого акционерного банка "Восток" Рафиса Кадырова. 12 декабря 1993 года в ходе всенародного голосования (в этот день Всероссийский референдум решал важнейшие для судьбы российского государства вопросы - принимал новую Конституцию страны и избирал новый парламент - Федеральное Собрание в составе двух палат: Совета Федерации и Госдумы) жители Башкортостана впервые в истории избирали своего Президента. За кандидата в Президенты Республики Башкортостан Муртазу Рахимова проголосовали 64 процента избирателей, принявших участие в выборах, против - 28,6 процента избирателей. За кандидата в Президенты Республики Башкортостан Рафиса Кадырова проголосовали 28,5 процента принявших участие в голосовании, против - 64,1 процента. Недействительными были признаны 7,4 процента бюллетеней. По итогам выборов первым Президентом Республики Башкортостан стал Муртаза Рахимов.
25 декабря 1993 года в Башкирском государственном театре оперы и балета состоялась инаугурация первого Президента Башкортостана. В своем выступлении во время инаугурации Муртаза Рахимов подчеркнул, что "голосование 12 декабря еще раз подтвердило, что наш курс на укрепление гражданского мира - единственно правильный. Выборы показали, что и башкиры, и русские, и татары, и мари, и мордва, и удмурты, и чуваши, и другие в равной мере верят в будущее, верят в наш курс, готовы совместно трудиться во имя создания цивилизованного демократического общества."
Все прошедшие годы институт президентства был стержнем, связующим звеном во взаимодействии ветвей власти в республике. В самые трудные годы основной груз ответственности нес именно Президент, который сумел качественно развить отношения Башкортостана с федеральным центром и российскими регионами, укрепить авторитет республики в стране и за ее пределами. Башкортостан стал одним из стабильных субъектов Федерации, обладающим мощным экономическим потенциалом, реализующим свой вариант реформирования, соответствующий местным условиям и специфике, решающим социальные и духовные проблемы своих граждан. Ситуация же в стране в целом была весьма неоднозначна. Регионы экономически самостоятельные стали вызывать пристальный интерес различных политических, финансовых, а иногда и криминальных группировок, стремящихся получить доступ в новые сферы влияния. Отражением этого стала череда региональных выборов, прошедших во второй половине 90-х и превратившихся в настоящую "психологическую войну", привлекшую огромные финансовые ресурсы, применившую специальные технологии манипулирования избирателями и заметно осложнившую обстановку в стране.
Не избежал этой участи и Башкортостан. Президентские выборы 1998 года в республике отличались достаточной нервозностью со стороны части кандидатов на этот пост, которым Центральная избирательная комиссия республики отказала в регистрации из-за нарушений, допущенных при сборе подписей при выдвижении. В результате избирком оказался втянут в череду судебных разбирательств. Неблаговидную роль тогда сыграли многие российские средства массовой информации, усиленно обострявшие обстановку вокруг президентских выборов в Башкортостане. Дело дошло до того, что главы республик Российской Федерации и руководители соседних областей Уральского региона выступили с заявлениями, в которых высказали возмущение действиями отдельных политиков, государственных деятелей и средств массовой информации, направленными на дестабилизацию обстановки в Башкортостане. И вот в такой сложной ситуации 14 июня 1998 года на выборы пришли 69,8 процента избирателей республики - цифра для многих регионов запредельная, и 70,2 процента из них проголосовали за своего Президента - Муртазу Рахимова, продлив его полномочия на второй срок. Безусловно, такой результат выборов был показателем высокого личного авторитета Президента и поддержки башкортостанцев проводимой в республике политике. Прошло пять лет. Они вместили в себя очень многое. Уже три года в Башкортостане идет экономический рост, причем его темпы выше среднероссийских. По объему валового регионального продукта и основным макроэкономическим показателям республика входит в первую десятку субъектов Российской Федерации, по производству продукции сельского хозяйства - стабильно в первой тройке российских регионов. Башкортостан занимает лидирующие позиции по газификации, строительству жилья, школ, больниц, дорог. Безусловное достижение политического курса Башкортостана - стабильная общественно-политическая ситуация в республике, в которой проживает больше 100 наций. И жители республики высоко оценивают эту политическую стабильность.
Третья кампания по выборам Президента республики проходила в октябре-декабре 2003 года. Выборная кампания отличалась чрезвычайно напряженным характером и проходила в два тура. Во втором туре с убедительным перевесом (78,01 процента) победил М.Рахимов.
5 октября 2006 года Президент России Владимир Путин внес на рассмотрение Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан кандидатуру Муртазы Рахимова для наделения его полномочиями Президента республики. Представление появилось накануне Дня республики — 16-й годовщины принятия Декларации о государственном суверенитете Республики Башкортостан.
На 39-м, внеочередном заседании Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан депутаты единогласно приняли решение о наделении Муртазы Рахимова полномочиями Президента Республики Башкортостан. За кандидатуру Муртазы Рахимова проголосовали все 119 депутатов, из числа принявших участие в заседании, против нет, воздержавшихся нет.
Таким образом, Муртаза Рахимов наделен полномочиями Президента Республики Башкортостан и должен в соответствии с Конституцией РБ исполнять президентские обязанности в течение пяти лет.
- Декларация о государственном суверенитете Башкортостана.
- Правовое положение Республики Башкортостан в составе Российской Федерации.
- Общественное и государственное устройство Башкортостана по конституции 1993 года.
- Законодательная власть в Республике Башкортостан и система Законодательства Республики Башкортостан.
- Институт президентства в Республике Башкортостан.
- Исполнительная власть Республики Башкортостан.
- Судебная реформа и судебная система.