Государственный надзор и контроль в области пожарной безопасности
Важным направлением деятельности органов управления РСЧС всех уровней в области предупреждения и ликвидации ЧС является проведение в пределах своих полномочий государственного надзора и контроля в области обеспечения пожарной безопасности.
Органы ГПН осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, посредством организации и проведения в установленном порядке проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, а также на систематическое наблюдение за исполнением требований пожарной безопасности, анализ и прогнозирование состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности.
Органами ГПН являются:
– федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, в лице структурного подразделения его центрального аппарата, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления федерального ГПН – департамент надзорной деятельности МЧС России;
– структурные подразделения региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, созданные для организации и осуществления федерального ГПН на территориях федеральных округов – управления надзорной деятельности региональных центров МЧС России;
– структурные подразделения территориальных органов управления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, созданные для организации и осуществления федерального ГПН на территориях субъектов Российской Федерации – управления надзорной деятельности Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и их территориальные отделы (отделения, инспекции) надзорной деятельности;
–структурные подразделения специальных и воинских подразделений – отделы (отделения, инспекции, группы) надзорной деятельности специальных и воинских подразделений ФПС МЧС России, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях.
Организационная структура, полномочия и функции органов ГПН, а также порядок осуществления федерального ГПН установлены:
– Положением о федеральном государственном пожарном надзоре [23];
– Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности (приказ МЧС России от 28 июня 2012 г. № 375) [39].
Система управления органами ГПН приведена в приложении 1.
Положением о федеральном государственном пожарном надзоре установлены права и обязанности государственных инспекторов по пожарному надзору, а именно:
– проводить проверки деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты в части соблюдения требований пожарной безопасности;
– выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности (кроме реализуемой продукции), о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара;
– производить дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности;
– составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями требований пожарной безопасности, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений, в том числе применять до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении временный запрет деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей в случае возникновения пожара.
Предметом государственного надзора за выполнением требований пожарной безопасности органами власти, организациями и гражданами является соблюдение требований пожарной безопасности, в том числе на объектах защиты, используемых (эксплуатируемых) ими в процессе осуществления своей деятельности.
Выполнение административных процедур исполнения государственной функции заканчивается составлением и вручением органом ГПН акта проверки или акта проверки органа власти, акта проверки физического лица-правообладателя, а также процедурой или совокупностью следующих процедур:
выдачей предписаний об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара и о проведении мероприятий в отношении реализуемой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов;
возбуждением дела об административном правонарушении;
вынесением постановления или решения по делу об административном правонарушении;
внесением представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам.
- Содержание
- Введение
- Глава 1. Исследование правоприменительной деятельности должностных лиц органов гпн по пресечению нарушений требований пожарной безопасности
- Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности
- Государственный надзор и контроль в области пожарной безопасности
- 1.3 Основные показатели надзорной деятельности на территории Российской Федерации
- Глава 2 порядок производства по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности
- 2.1 Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности
- 2.2 Административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности
- 2.3 Анализ административно-правовой деятельности унд гу мчс России по г.Санкт-Петербургу
- Глава 3 Рекомендации сотрудникам гпн по порядку производства по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности
- 3.1 Порядок производства по делу об административном правонарушении
- 3.1.1 Возбуждение дела об административном правонарушении
- 3.1.2 Составление протокола об административном правонарушении
- 3.1.3 Административное расследование
- 3.1.4 Рассмотрение дела об административном правонарушении
- 3.1.5 Порядок обжалования постановления по делу об административном правонарушении
- Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях
- 3.2 Административное приостановление деятельности за нарушения требований пожарной безопасности
- Заключение
- Список используемой литературы
- Приложения
- Определил:
- 1. Возбудить дело об административном правонарушении по признакам правонарушения, предусмотренного _____________________________________________
- Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении
- Установил:
- Определил:
- Протокол № _____ об административном правонарушении
- 7. Привлекался ли ранее к административной ответственности и когда: ___________________________________
- Постановление № _____ о назначении административного наказания
- Постановил:
- Подпись лица, вынесшего постановление______________________________________
- Об административном правонарушении
- Постановление № _____ о назначении административного наказания
- Постановил:
- Подпись лица, вынесшего постановление ______________________________________
- П р о т о к о л № _____ о временном запрете деятельности
- Установил: