logo
УМК по ИГПЗС

Введение

Настоящий учебно-методический комплекс подготовлен на основе Учебно-методических материалов по курсу «История государства и права зарубежных стран» (СПб.: изд. СЗАГС, 2001). Вместе с тем с учетом потребности в более эффективной организации учебного процесса настоящий Комплекс включает в себя целый ряд новых структурных элементов, призванных помочь учащемуся в самостоятельном освоении учебной дисциплины. Кроме того, при подготовке Комплекса возникла необходимость в пересмотре программы курса с тем, чтобы исключить оттуда второстепенный материал, акцентрировав главное внимание на основных тенденциях исторического развития государства и права зарубежных стран. Были также внесены изменения в списки рекомендуемой для изучения литературы и планы семинарских занятий. Подверглись доработке перечени вопросов, выносимых на зачет и экзамен. Указанные доработки имеют своей целью повысить качественный уровень изложения учебного материала.

Курс истории государства и права зарубежных стран является неотъемлемой составной частью профессионального образования современного юриста. Данная дисциплина имеет и общеобразовательное значение. Государство и право представляют собой один из важнейших аспектов человеческого общества, и их эволюция есть продукт социального и духовного развития человечества. Таким образом, изучение истории государства и права зарубежных стран позволяет, помимо прочего, создать представление о закономерностях социально-исторического и культурного развития. Кроме того, изучение данной дисциплины дает возможность сопоставить современные государственно-правовые институты с аналогичными институтами прошлого, выявив тем самым универсальные, общечеловеческие тенденции бытия государства и права.

Учитывая образовательную значимость дисциплины и ее роль в формировании у студентов основ юридического мышления, очевидна необходимость применения современных технологий (и прежде всего технологий дистанционного обучения) в процессе преподавания истории государства и права зарубежных стран. Применение указанных технологий предусматривает значительную степень самостоятельной работы учащихся при усвоении материала. Соответственно этому основное внимание при составлении настоящего учебно-методического комплекса уделялось тому, чтобы сделать его пригодным для использования при самостоятельной работе. Именно этой цели служит ряд структурных разделов комплекса. Речь, в частности, идет о планах семинарских занятий с по возможности исчерпывающим (и частично обновленным по сравнению с предыдущим изданием) перечнем литературы. Еще одним разделом, призванным оказать помощь в процессе самостоятельной работы, является глоссарий, куда в алфавитном порядке включены важнейшие понятия, используемые на лекциях. Знание этих понятий является важным показателем усвоения материала слушателями. Наконец, с целью выработки основополагающих методических установок у слушателей в данный комплекс включены также краткие методические рекомендации по изучению материала.

Настоящий учебно-методический комплекс является составной частью более объемной совокупности материалов, включающих в себя также тестовые задания, курс лекций, методические рекомендации по проведению семинарских занятий, хрестоматию, хронологические таблицы и персоналии. Представляется, что лишь использование всего объема материалов позволит поставить преподавание дисциплины на надлежащий качественный уровень.