1. Президент рф по Конституции 1993 года: общие подходы
Прежняя Конституция отдавала определенные приоритеты высшему
представительному органу государственной власти – Съезду народных
депутатов, в том числе и по отношению к Президенту. Съезд был вправе
рассмотреть любой вопрос, отнесенный к ведению РФ, заслушивал ежегодные доклады Президента, а если считал необходимым, то мог потребовать от Президента внеочередного доклада и в любое время отменить его акты.
Действующая Конституция не только не дает таких приоритетов парламенту РФ – Федеральному Собранию, но и исходит из ведущего положения Президента в системе государственных органов страны. Это отразилось даже на очередности глав Конституции: гл. 4 «Президент Российской Федерации» предшествует гл. 5 «Федеральное Собрание».
Ранее Президент определялся как глава исполнительной власти и высшее должностное лицо в стране. Теперь, согласно ст. 80 Конституции, он «является главой государства». Называясь главой государства, Президент
может быть номинальной фигурой, а ведущая роль в управлении государством принадлежит правительству. Однако в России избрана другая модель, согласно которой у нас не просто сильный, а суперсильный Президент.
В соответствии с Конституцией (ст. 80) Президент является гарантом
Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Президент в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики
государства. Он как глава государства представляет РФ внутри страны и в
международных отношениях.
В чем наиболее ярко отражается модель сильного российского Президента? Можно выделить следующие факторы.
Президент избирается народом, следовательно, его полномочия производны от народа, который доверяет Президенту высшие государственные функции. Так, согласно ст. 81 Конституции РФ, Президент избирается всеми гражданами России, обладающими активным избирательным правом, на всеобщих выборах. В силу этого он получает мандат доверия не от парламента, как например, в ФРГ или Италии, а от всего населения России.
Президент в России по конституционной модели не входит в систему
разделения властей, а стоит над всеми ветвями власти. Это хорошо видно из сопоставления ряда норм. Согласно ст. 10 Конституции, государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Государственную власть в РФ осуществляют
Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ (ст. 11). Таким образом, Президент тоже осуществляет государственную власть. Но какую из трех? Законодательную осуществляет парламент (ст. 94 Конституции), исполнительную власть РФ – Правительство РФ (ст. 110), судебная власть, естественно, принадлежит судам (гл. 7 Конституции).
Остается сделать вывод о том, что у Президента своя самостоятельная
форма власти, которую некоторые исследователи окрестили президентской властью.
Исходя из сказанного, следует отметить, что только Президент наделяется задачей обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия всех иных органов государственной власти – и федеральных, и субъектов РФ (ст. ст. 80, 85 Конституции). Никакие другие органы подобными возможностями по отношению к Президенту не располагают.
4. Президент в целом независим от других органов государственной власти. Парламентские и судебные сдержки и противовесы в отношении президентской власти, а тем более контроль существуют в самых минимальных размерах. В сущности можно говорить об отсутствии конституционной ответственности Президента. Даже если представить, что Президент РФ совершит государственную измену или иное тяжкое преступление, служащее основанием для его отрешения от должности (ст. 93 Конституции), подобное отрешение будет весьма проблематичным, поскольку в Конституции не предусмотрена ответственность Президента за грубое нарушение не только самой Конституции, но и законов, и президентской присяги. Хотя формально парламент России в лице своих палат на основании ст. ст. 93, 102 Конституции может отрешить Президента от должности.
5. В свою очередь возможности самого Президента, особенно по отношению к парламенту, весьма внушительны: начиная от посланий Федеральному Собранию, внесения проектов законов, которые могут быть определены Президентом как первоочередные, права вето, предложения кандидатур должностных лиц, назначаемых палатами, и кончая правом роспуска нижней палаты – Государственной Думы и назначения внеочередных парламентских выборов (ст. ст. 84, 111, 117). Не стоит забывать и о том, что в верхней палате – Совете Федераций – Президент имеет сильное «лобби» в виде половины членов ее состава. Это руководители органов исполнительной власти субъектов РФ, которые ранее в своем большинстве назначались Президентом РФ, теперь избираются населением, но все-таки как бы связаны с Правительством РФ и Президентом РФ, образно говоря, «корпоративной солидарностью».
6. По существующей конструкции у Президента есть право на свое законотворчество, то есть на принятие актов (прежде всего указов), которые в отсутствие законов на равных с ними регулируют общественные отношения и действуют до тех пор, пока не появятся соответствующие законы; по ряду вопросов законы вообще не принимаются, и регулирование
осуществляется либо самостоятельно Президентом, либо по его поручению
Правительством РФ. Согласно ст. 90 Конституции Президент РФ издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории России. Ни Совет Федераций, ни Государственная Дума не вправе их отменить. Но эти указы и распоряжения не могут противоречить Конституции и федеральным законам. При обнаружении такого противоречия Конституционный Суд полномочен аннулировать нормативные указы Президента, если сочтет, что они не соответствуют Конституции Российской Федерации.
7. Президент держит в руках все нити внутренней и внешней политики
государства. Согласно ст. 86 Конституции он осуществляет руководство
внешней политикой, ведет переговоры и подписывает международные договоры, ратификационные грамоты. Однако эти договоры не вступают в силу без их ратификации парламентом путем принятия законов обеими
палатами (ст. 106 Конституции РФ).
8. Правительство РФ вполне можно назвать Правительством Президента РФ, поскольку Президент его полностью формирует, направляет его деятельность и в любой момент вправе отправить в отставку (ст. ст. 83, 111), хотя для назначения Председателя Правительства Президенту необходимо согласие Государственной Думы (ст. ст. 103, 111). Согласно ст. 117 Дума может также выразить недоверие Правительству, в связи с чем Президент ставится перед дилеммой – объявить об отставке Правительства или не согласиться с решением Государственной Думы. Если же палата в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент обязан либо отставить Правительство, либо распустить Государственную Думу (ч. 3 ст. 117 Конституции РФ). При этом нельзя не отметить, что ряд членов Правительства, занимающих ключевые посты, работает под непосредственным руководством Президента (министры иностранных дел, обороны, внутренних дел и др.), Президент устанавливает также всю систему федеральных органов исполнительной власти.
9. В стране существует вертикаль исполнительной власти, включающая
сверху вниз (или наоборот) все структуры, вплоть до главы сельского
муниципального образования (несмотря на провозглашенное Конституцией РФ отделение органов местного самоуправления от органов государственной власти). Вершиной этой пирамиды можно считать Президента РФ. В субъектах РФ он имеет своих полномочных представителей.
10. В соответствии со ст. 87 Конституции Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами. Исключительно Президенту принадлежит право утверждать военную доктрину Российской Федерации, назначать и освобождать высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации (ст. 83). Однако он обязан (ч. 2 ст. 87) при единоличном введении военного положения незамедлительно сообщить об этом Совету Федераций и Государственной Думе. Ему не принадлежит право объявления войны и заключения мира. Это исключительная компетенция Совета Федераций (ст. 106). К тому же парламент наделен правом утверждать федеральный бюджет, с помощью которого законодательная власть может влиять на вопросы субсидирования армии и флота. Именно в ведении Совета Федераций находится решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил России за ее пределами (п. «г» ст. 102).
Конституция предоставила Президенту право вводить на территории России и в отдельных ее местностях чрезвычайное положение. Однако та же статья обязывает Президента незамедлительно сообщить об этом Совету Федераций и Государственной Думе. Именно законодательной власти принадлежит право санкционировать или отменить это решение Президента.
- 4 Вопрос
- 4. Политическая система общества
- 3. Место и роль государства в политической системе общества
- 14 Вопрос
- 19 Вопрос
- 24 Вопрос
- 25 Вопрос
- 31 Вопрос
- 110 Глава III. Конституционное право
- § 1 Конституция Российской Федерации общая характеристика 111
- 112 Глава III Конституционное право
- § 1 Конституция Российской Федерации общая характеристика 113
- 114 Глава III Конституционное право
- § 2 Конституционный строй России 115 § 2. Конституционный строй России
- 116 Глава III. Конституционное право
- § 2. Конституционный строй России 117
- 118 Глава III. Конституционное право
- § 2 Конституционный строй России 119
- 120 Глава III. Конституционное право
- § 2 Конституционный строй России 121
- 122 Глава III. Конституционное право
- § 2. Конституционный строй России 123
- 124 Глава III Конституционное право
- § 2 Конституционный строй России 125
- 126 Глава III. Конституционное право
- § 3 Конституционный статус личности 127
- 32 Вопрос
- [Править]Разработка проекта
- [Править]Принятие (1993)
- [Править]Конституция Российской Федерации 1993 года Структура
- [Править]Отличия от Конституции 1978 года в последней редакции
- Конституционные поправки и пересмотр Конституции
- [Править]Внесение изменений в статью 65 Конституции в связи с изменением наименования субъекта России
- Часть 2 статьи 137 Конституции гласит:
- [Править]Внесение изменений в статью 65 в связи с изменением состава России
- [Править]Поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации
- [Править]Пересмотр положений глав 1, 2 и 9 Конституции
- [Править]Отличие Конституции от законов
- Конституция и ограничение прав и свобод человека
- 33 Вопрос
- Понятие основ правового статуса человека и гражданина и его принципы
- 34 Вопрос
- Особенности федеративного устройства России
- 35 Вопрос
- 36 Вопрос Реферат: Особенности конституционно-правового статуса субъектов рф
- 1. Состав субъектов Российской Федерации
- 2. Правовой статус субъектов Российской Федерации
- 3. Особенности правового статуса республик
- 4. Особенности правового статуса автономий
- 37 Вопрос
- 38 Вопрос
- 39 Вопрос
- 1. Президент рф по Конституции 1993 года: общие подходы
- 2. Президент - как глава государства
- 3. Выборы Президента Российской Федерации
- 4. Компетенция Президента рф
- 40 Вопрос
- § 7. Компетенция Федерального Собрания
- Сновы конституционного статуса ФедеральногоСобрания, его место в системе органов государства
- 43 Вопрос
- 44 Вопрос
- 1. Понятие местного самоуправления.
- 2. Понятие основ местного самоуправления.
- 3. Правовые основы местного самоуправления.
- Часть 4 статьи 15 Конституции рф закрепляет то, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы рф.
- 55 Вопрос
- 22.1. Понятие и основания возникновения обязательств. Исполнение обязательств. Ответственность за нарушение обязательств
- 56 Вопрос
- Договор в гражданском праве
- [Править]Официальное толкование [править]Правовые акты России
- [Править]Новаторский подход
- 57 Вопрос
- Формы гражданско-правовой ответственности
- [Править]Принципы гражданско-правовой ответственности
- [Править]Условия гражданско-правовой ответственности
- [Править]Функции
- 58 Вопрос
- 59 Вопрос
- 60 Вопрос
- 67 Вопрос
- Понятие и основания прекращения брака
- 68 Вопрос
- 2. Семейные правоотношения
- 3. Брак в семейном праве
- 69 Вопрос
- Предмет административного права
- Система административного права
- 1. Источники административного права. Их виды
- 70 Вопрос
- Понятие административного правонарушения и его состава.
- Отграничение административного правонарушения от преступления и дисциплинарного проступка.
- Понятие и основание административной ответственности.
- 71 Вопрос
- Особенности административной ответственности
- [Править]Виды
- 74 Вопрос
- Глава 1. Понятие и признаки преступления
- Глава 2. Отграничение преступлений от иных видов правонарушений.
- Глава 3. Виды преступлений.
- 75 Вопрос
- 1.2 Понятие, признаки и сущность соучастия в преступлении
- Виды соучастия
- 2.1 Основания деления соучастия на виды
- 3.1 Основания деления и значение форм соучастия
- 76 Вопрос
- 77 Вопрос
- Принципы экологического права
- Система экологического права России
- 2.Понятие, виды и структура экологических правонарушений
- 78 Вопрос
- 1. Правовая основа института государственной тайны
- Защита государственной тайны в Российской Федерации
- Степени секретности
- [Править]Рассекречивание сведений
- [Править]Ограничения
- 79 Вопрос
- Ава IV. Законодательная и нормативно-правовая база защиты информации в российской федерации Направления развития законодательства
- 80 Вопрос
- Общие положения, касающиеся прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации (рид)
- Развитие международного и отечественного законодательства об интеллектуальной собственности
- Авторское право
- Права, смежные с авторскими
- Общие вопросы патентного права. Изобретение
- Полезная модель
- Промышленный образец
- Право на селекционное достижение
- Право на топологии интегральных микросхем
- Право на секрет производства (ноу-хау)
- Право на фирменное наименование
- Право на товарный знак и знак обслуживания
- Право на наименование места происхождения товара
- Право на коммерческое обозначение
- Право использования рид в составе единой технологии
- Нарушения прав на рид и пресечение недобросовестной конкуренции