8.2.1Эвакуационные мероприятия
Эвакуационные мероприятия проводят в целях :
- снижения вероятных потерь населения,
- сохранения материальных и историко-культурных ценностей в случае опасности их уничтожения или повреждения при угрозе и возникновении ЧС в мирное и военное время исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся собственных сил и средств на основании планов временного отселения населения,
- эвакуации материальных и историко-культурных ценностей в безопасные районы, являющихся составной частью планов ГО и планов защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера соответствующих административно-территориальных единиц, утверждаемых в соответствии с законодательством.
Временное отселение населения - комплекс мероприятий по осуществлению организованного перемещения населения из зоны ЧС (в военное время - в том числе из зоны возможного поражения) в безопасные районы до окончания воздействия ее опасных факторов и восстановления соответствующих условий жизнедеятельности.
Это определено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 апреля 2008 г. №610 «Об утверждении Положения о порядке временного отселения населения, эвакуации материальных и историко-культурных ценностей в безопасные районы».
Эвакуация в военное время
С объявлением военного положения из ряда городов работающее население может быть эвакуировано, как правило, только частично. Кроме населения эвакуации подлежат материальные и историко-культурные ценности в безопасные районы в случае, если существует реальная угроза их уничтожения, похищения или повреждения.
В первую очередь население будет эвакуировано из городов, имеющих важное экономическое, политическое и военное значение. Таким городам может быть правительством присвоена первая, вторая или третья категория. Города, которым категория не присвоена, называют не категорированными. Из этих городов эвакуация населения, как правило, не проводится. Решение на эвакуацию принимает правительство. Эвакуация обычно проводится в загородную зону, где избыточное давление во фронте ударной волны в случае применения ядерного оружия по городу не превышает 10 кПа.
Эвакуация организуется по территориально-производственному принципу, т.е. ее организуют и проводят исполнительные органы власти и руководители объектов. Тех, кто работает или учится, эвакуируют руководители объектов, неработающее население эвакуируют местные органы власти силами жилищно-эксплуатационных служб (ЖЭС). К эвакуации не планируются нетранспортабельные больные, военнообязанные уже имеющих на руках мобилизационные предписания, некоторые другие категории по решению органов власти.
Порядок эвакуации зависит от деления населения на группы:
в первую очередь эвакуируют рабочих и служащих (вместе с семьями), предприятия которых будут продолжать работу в городе;
во вторую очередь эвакуируют рабочих и служащих (вместе с семьями), которые переносят производственную деятельность в загородную зону;
в последнюю очередь при необходимости эвакуируют неработающее население и учащихся (кроме школьников).
Об эвакуации население оповещается по радио, телевидению, через руководителей объектов, через ЖЭСы, с помощью передвижных громкоговорителей. Узнав об эвакуации, граждане должны взять с собой: СИЗ, документы, деньги, продукты на 2–3 суток, воду, медикаменты, необходимые вещи и явиться на сборный эвакуационный пункт (СЭП).
Эвакуация проводится в загородную зону. Эвакуированных в загородной зоне размещают так, чтобы в них люди проживали цехами, отделами и т.п. Размещают людей, как правило, в служебно-бытовых и других помещениях, а также подселяют к местным жителям из расчета, чтобы на одного человека было не менее 3 м2 площади. Работающих в городе обычно размещают в населенных пунктах ближе к городу так, чтобы время поездки на работу и обратно не превышало 4-х часов.
При эвакуации применяют комбинированный способ, т.е. всеми видами транспорта и пешком. Транспортом обычно эвакуируют население первой группы, а также престарелых, больных, инвалидов, беременных женщин и имеющих детей до 10 лет.
Для организации и проведения эвакуации создаются следующие органы:
в городе – эвакуационные комиссии (ЭК) и сборные эвакопункты (СЭП);
в сельской местности – приемные эвакуационные комиссии (ПЭК), приемные эвакуационные пункты (ПЭП) и промежуточные пункты эвакуации (ППЭ).
Эвакуация в мирное время
Эвакуация в мирное время может проводиться случаях возможного катастрофического затопления, химического заражения местности и воздуха ОХВ в результате аварии на химически опасном объекте, радиоактивного заражения в результате аварии на радиационно опасном объекте, из зон возможного задымления в результате лесных пожаров, при угрозе наводнений, угрожающих жизни людей, и др. Следует помнить, что эвакуация – дорогостоящее мероприятие, поэтому проводится только в случаях крайней необходимости.
Решение на эвакуацию может принять руководитель объекта или (и) органы власти любого уровня. Они же несут полную ответственность за организацию и проведение мероприятий по эвакуации.
Важную роль в организации эвакуации отводится комиссиям по чрезвычайным ситуациям различного уровня. Они, обладая особыми полномочиями, обеспечивают оперативное решение всех вопросов эвакуации. На практике эвакуация в чистом виде бывает редко. Она, как правило, сочетается с другими мероприятиями, в реализации которых участвуют и другие структуры ГСЧС.
Эвакуационные комиссии ЭК выполняют функции планирования и организации эвакуации различных категорий граждан. Из-за ограниченного времени эвакуационные органы полностью не разворачиваются. В ряде случаев для эвакуации транспорт будет подаваться прямо к жилым домам, административным зданиям. В отдельных случаях эвакуация может носить принудительный характер с участием милиции.
В мирное время эвакуация носит, как правило, кратковременный характер, но не исключается и эвакуация на многие десятки лет, как это имеет место после аварии на ЧАЭС.
Большое внимание уделяется подготовке населения к эвакуации, обеспечению безопасности людей и объектов, жилых домов при эвакуации.
Граждане, узнав об эвакуации, должны брать с собой самое необходимое:
личные документы (паспорт, военный билет, свидетельство о браке, рождении детей, пенсионное удостоверение), деньги;
продукты питания на 2–3 суток (консервы, копчености, сухари, печенье, сахар, сыр и др.) и воду;
кружку (чашку), ложку, перочинный нож, спички (зажигалку), карманный фонарик;
необходимую одежду, обувь, принадлежности туалета;
белье, другие принадлежности на случай длительного пребывания в эвакуации.
Все необходимо уложить в чемоданы, рюкзаки, сумки. На всякий случай к ним прикрепите бирки с указанием фамилии, домашнего адреса и конечный пункт эвакуации. Не исключаются случаи, когда по радио и телевидению поступит распоряжение самостоятельно уходить из зоны чрезвычайной ситуации. Помните! В этом случае необходимо брать с собой минимум вещей. Выходить необходимо строго по рекомендуемым маршрутам.
8.2.2 Защитные сооружения – это инженерные сооружения, предназначенные для защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с техническим кодексом установившейся практики ТКП45-2.03-231-2011« Защитные сооружения гражданской обороны. Нормы проектирования» защитные сооружения делят по защитным свойствам на типы:
1) убежища, защищающие от поражающих факторов современных средств поражения, АХОВ, высоких температур и продуктов горения при пожарах. Обеспечивают непрерывное пребывание в них укрываемых в течение двух суток;
2) Противорадиационные укрытия ПРУ–должны обеспечивать защиту укрываемых от воздействия ионизирующих излучений при радиоактивном заражении (загрязнении) местности (Кз) – не ниже100 и от избыточного давления ударной волны (ΔРф) – не ниже 20 кПа (0,2 кгс/см2) и допускать непрерывное пребывание в них расчетного количества укрываемых до двух суток
3) сооружения двойного назначения, обеспечивающие защиту от избыточного давления ударной волны не ниже 20кПа и допускающие непрерывное пребывание в них укрываемых до 66 часов;
4) защитные укрытия, обеспечивающие защиту укрываемых от избыточного давления ударной волны не ниже 20кПа и допускающие непрерывное пребывание укрываемых до двух суток.
Убежище – защитное сооружение, в котором в течение определенного времени обеспечиваются условия для укрытия людей с целью защиты от современных средств поражения, поражающих факторов и воздействия опасных химических и радиоактивных веществ.
Убежища классифицируют:
По назначению:
– двойного назначения: в мирное время они используются как помещения хозяйственно-бытового назначения( гардероб, помещения торговли или общественного питания), спортивные, зрелищные, но в любом случае убежище должно быть готово к заполнению людьми через 12 ч;
– специальные, постоянно готовые к приему людей.
По степени защиты убежища подразделяются на классы в зави- симости от расчетной величины избыточного давления воздушной ударной волны, которую они могут выдержать, и по коэффициенту защиты от ионизирующих излучений(табл8.1).
Таблица8.1–Классификация убежищ по защитным свойствам
Класс убежища | Степень защиты от | |
избыточного давления ударной волны, кПа | ионизирующих излучений (коэффициент защиты) | |
А–I | 500 | 5000 |
А–II | 300 | 3000 |
А–III | 200 | 2000 |
А–IV | 100 | 1000 |
2) по вместимости: большие - более 1200 человек, средние - на 600-1200 человек, малые - на 150— 600 человек;
3) по местоположению: встроенные, отдельно стоящие, приспособленные (метро, горные выработки);
4) по времени возведения: возводимые заблаговременно, быстро возводимые.
Убежище характеризуется наличием прочных стен, перекрытий и дверей, наличием герметических конструкций и фильтровентиляционных устройств. Все это создает благоприятные условия для нахождения в них людей в течение нескольких суток. Не менее надежными делаются входы и выходы, а так же аварийные выходы на случай завала или повреждения основных выходов.
Убежища герметизируют и оснащают фильтровентиляционным оборудованием. Оно очищает наружный воздух, распределяет его по отсекам и создает в помещениях избыточное давление (подпор), что препятствует проникновению зараженного воздуха через различные трещины и неплотности. Длительное пребывание людей возможно благодаря надежному электропитанию (дизельная электростанция), санитарно-техническим устройствам (водопровод, канализация, отопление), радио- и телефонной связи, а также запасам воды, продовольствия и медикаментов. Система воздухоснабжения в свою очередь обеспечивает укрываемых не только необходимым количеством воздуха, но и придает ему «нужную» температуру, влажность и газовый состав.
Противорадиационные укрытия (ПРУ) используются для защиты от радиоактивного загрязнения в небольших городах и сельской местности. Часть из них строится заблаговременно в мирное время, другие возводятся (приспосабливаются) только в предвидении ЧС или при возникновении угрозы вооруженного конфликта.
ПРУ устраивают в подвалах, цокольных и первых этажах зданий, в сооружениях хозяйственного назначения - погребах, подпольях, овощехранилищах.
ПРУ обеспечивают необходимое ослабление радиоактивного излучения, защищают при авариях на химически опасных объектах и при возникновении ЧС природного характера: бурях, ураганах, смерчах и т.д. Поэтому располагаются они вблизи мест проживания (работы) большинства укрываемых. Высота помещений ПРУ, как правило, не менее 1,9 м от пола до низа выступающих конструкций перекрытия. В крупных ПРУ устраивается два входа (выхода), в малых - до 50 чел. - допускается один. Во входах устанавливаются обычные двери, но обязательно уплотняемые в местах примыкания полотна к дверным коробкам. Норма площади пола основных помещений ПРУ на одного укрываемого принимается, как и в убежище, равной 0,5м2, при двухярусном расположении нар
Быстровозводимые убежища (БВУ) строят в городах и на объектах, когда нет достаточного количества заблаговременно построенных убежищ. Возводят такие сооружения в короткие сроки (в течении нескольких суток) из железобетонных сборных конструкций, а иногда и из лесоматериалов. Вместимость их, как правило, небольшая - от 30 до 200 человек. БВУ, как и заблаговременно построенные убежища, должны состоять из помещений для укрываемых, мест для расположения фильтровеитиляционного оборудования, санитарного узла, располагать аварийным запасом воды. В убежищах малой вместимости санитарный узел и емкости для отбросов размещаются в тамбуре, а баки с водой - в помещении для укрываемых.
К простейшим укрытиям относятся - щели, траншеи, окопы, блиндажи, землянки и т.д. Все эти сооружения максимально просты, возводятся с минимальными затратами времени и материалов. Щель может быть открытой и перекрытой. Она представляет собой ров глубиной 1,8 - 2 м, шириной по верху 1 - 1,2 м, по низу 0,8 м. Обычно щель строится на 10-40 человек. Каждому укрываемому отводится 0,5 м. Устраиваются щели в виде расположенных под углом друг к другу прямолинейных участков, длина каждого из которых не более 10 м. Входы делаются под прямым углом к примыкающему участку. Перекрытие щели делается из бревен, брусьев, железобетонных плит или балок. Сверху укладывают слой мятой глины или другого гидроизоляционного материала (рубероида, толя, пергамина и т.д.) и все это засыпается слоем грунта 0,7-0,8 м.
- Раздел 1 « Защита населения и объектов от чрезвычайных ситуаций»
- Тема 1. Лекция 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности человека
- 1.2 Основные положения теории риска.
- Системный анализ проблем безопасности. Уровни безопасности. Принципы, методы, способы и средства обеспечения безопасности. Понятие комплексной безопасности.
- Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях.
- Нормативно-правовая основа деятельности государства в области защиты населения и объектов от чрезвычайных ситуаций.
- Законы Республики Беларусь:
- Постановление Совета Министров:
- Ведомственные нормативно правовые документы:
- Межгосударственные стандарты:
- Физиологические и психологические возможности выживания в чрезвычайных ситуациях
- Особенности функционирования при взаимодействии с окружающей средой. Степень уязвимости биологических систем при воздействии внешних факторов риска.
- 1.6.3 Философия и психология выживания
- Способы саморегуляции поведения и психического состояния человека в чс.
- 1.6.5 Обучение выживанию в чс
- Тема 2 Краткая характеристика чрезвычайных ситуаций
- 2.1 Классификация чс.
- 2) Скорости распространения
- 3) Ведомственной принадлежности
- 4) Масштабам последствий.
- 2.2 Природные чс. Опасные процессы и явления в геосфере, как источники природных чс, их возможные последствия для здоровья населения, экономики и природной среды в рб.
- Грозы, молнии и другие опасные атмосферные явления
- 2.3 Биолого-социальные чс
- 3.1. Техногенная чс
- 3.2 Экологическая чс
- 4.1 Ядерное оружие и его характеристики. Поражающие факторы ядерного взрыва. Возможные последствия ядерной войны.
- 4.2 Химическое оружие и возможные последствия его применения
- 4.3 Биологическое оружие и возможные последствия его применения
- 4.4. Обычные средства поражения.
- 4.5 Новейшие средства поражения
- Тема3. Предупреждение чс и реагирование на них
- 5.1 Государственная, национальная и общественная безопасность.
- 5.2 Государственная система предупреждения и ликвидации чс(гсчс)
- 5.3. Гражданская оборона
- 5.4. Алгоритмы действий государственных структур и населения по предупреждению чс в мирное и военное время.
- 5. 5. Планирование видов деятельности для решения проблем безопасности.
- 5.6 Прогнозирование чс
- 5. 7. Прогнозирование некоторых природных процессов и
- Лекция 6. Основные направления деятельности органов государственного управления, организаций всех форм собственности и населения по предупреждению чс
- 6.1 Предупреждение чс.
- 6.2 Меры по предотвращению чс биолого-социального характера.
- 6.3 Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях
- 6.4 Предупреждение чс, вызванных террористическими действиями. Меры безопасности при проведении массовых общественных мероприятий.
- Лекция 7. Промышленная безопасность - элемент системы национальной безопасности. Устойчивость функционирования объекта
- 7.1Стратегия устойчивого развития экономики
- 7.2 Промышленная безопасность - элемент системы национальной безопасности.
- 7.3 Устойчивость работы объекта экономики
- 7.4 Безопасность объектов энергетики, транспорта
- Тема 4: Действия органов управления, сил гсчс, го, населения в чс Лекция 8. Основные мероприятия защиты населения в чс и условия их применения.
- 8.1.Общие положения по обеспечению безопасности людей в чс.
- 8.2 Содержание отдельных способов защиты населения.
- 8.2.1Эвакуационные мероприятия
- Лекция 9.Ликвидация чрезвычайных ситуаций и их последствий силами гсчс и го.
- 9.1Ликвидация чс и их последствий силами гсчс и го. Основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ.
- Введение в действие планов
- 9.2 Приемы и способы спасательных и других работ в очагах разрушений, пожаров, химического, радиоактивного и биологического заражения, в зонах эпидемий, природных и экологических бедствий.
- 9.2.4 Приемы и способы спасательных и других работ в зоне радиоактивного загрязнения
- Лекция10. Рекомендуемые правила поведения и способы обеспечения безопасности людей и объектов в природных, техногенных, экологических, биолого-социальных чс, а также в условиях терроризма.
- 10.1 Действия населения по выживанию в природных чс
- 10.2 Рекомендуемые правила поведения и способы обеспечения безопасности людей и объектов в техногенных чс
- 10.3. Действия населения по выживанию в биолого-социальных чс
- Правила поведения людей при инфекционных заболеваниях. Рассмотрим особенности поведения человека при возникновении некоторых наиболее опасных инфекционных болезней.
- Псевдочума птиц – инфекционное заболевание семейства куриных.
- Правила выживания в условиях терроризма
- 1. Правила поведения в условиях терроризма:
- Действия граждан при применении террористами стрелкового оружия
- 3. Меры, обеспечивающие безопасность водителей
- 4. Действия граждан при получении информации об угрозе террористического акта
- 5. Некоторые рекомендации руководителям объектов по действиям в условиях терроризма
- Особенности защиты населения и объектов в условиях чрезвычайного положения. Правила поведения граждан.
- 10.6 Особенности защиты людей, объектов и природной среды в условиях военного положения.
- Лекция 11. Обеспечение пожарной безопасности на объектах производственного и социального назначения.
- 11.2 Системы обеспечения пожарной безопасности и организационно-технические мероприятия по обеспечению пожарной безопасности
- 11.3 Технические средства противопожарной защиты и противоаварийной защиты
- 11.4 Противопожарные требования технических нормативных правовых актов при проектировании и эксплуатации объектов.
- 11.5 Обучение руководителей, работников и населения правилам
- 11.6 Внештатные пожарные формирования и организация их работы (добровольные пожарные дружины, боевые расчеты)
- Надзор и контроль в области обеспечения пожарной безопасности
- Перечень основных документов по пожарной безопасности, которые должны быть в организации, учреждении и предприятии
- 1. Приказ «о мерах пожарной безопасности».
- 2. План эвакуации.
- 3. План действий работников при пожаре.
- 4. Общеобъектовая инструкция о мерах пожарной безопасности.
- 5. Инструкция о мерах пожарной безопасности для отдельных помещений, лабораторий, складов и других помещений.
- 7. Памятка о мерах пожарной безопасности в кабинете.
- 8. Паспорт пожарной безопасности.
- 9. Указатель категории по взрывопожарной и пожарной опасности и класса зоны по пуэ.
- 10. Информационная карточка мер пожарной безопасности.
- 11. План размещения веществ и материалов в складах.
- 12. Акты проверки на работоспособность путём пуска воды пожарных кранов и гидрантов.
- 13. Журнал регистрации проверки пожарных насосов.
- 19. План расстановки автотранспортных средств на территории, автозаправочных пунктах, гаражах.
- Действия в случае возникновения пожара
- Раздел 2 «радиационная безопасность»
- Тема1 Источники радиационной опасности и физическая природа ионизирующих излучений Лекция1. Физическая природа ионизирующих излучений
- 1.1 Радиоактивные превращения ядер
- 1.2 Радиоактивный распад и радиоактивные превращения
- Лекция 2. Виды и характеристики ионизирующих излучений. Взаимодействие ионизирующих излучений с веществом. Базовые, нормируемые и рабочие величины в радиационной безопасности
- 2.1 Виды и характеристики ионизирующих излучений
- 2.2. Взаимодействие радиоактивных излучений с веществом
- 2.3 Базовые, нормируемые и рабочие величины в радиационной безопасности
- 2.3.2 Нормируемые дозиметрические величины
- Лекция 3. Источники ионизирующего излучения. Методы и приборы для обнаружения и измерения характеристик ионизирующих излучений
- 3.1 Источники ионизирующего излучения
- 3.2.1 Методы и приборы для обнаружения и измерения характеристик ионизирующих излучений
- Тема 2. Основы радиационной безопасности живых организмов Лекция 4. Биологическое действие ионизирующих излучений
- 4.1 Воздействие ионизирующей радиации на атомном и молекулярном уровнях
- 4.2 Радиочувствительность органов и систем человека
- 4.3 Реакции органов и систем человека на облучение
- 1) Почки
- 2) Печень
- 3) Иммунная система
- 4) Кровеносная система
- 4.4 Возможные последствия облучения большими и малыми дозами. Детерминированные и стохастические эффекты
- 4.4.1 Действие больших доз радиации на организм человека. Детерминированные эффекты. Лучевая болезнь
- Лекция 5. Основные принципы, нормы и критерии радиационной безопасности. Организация радиационного контроля
- 5.1 Основные принципы и критерии радиационной безопасности
- 5.2 Уровни вмешательства. Радиационные защитные мероприятия
- 5.3 Основные нормативно – правовые акты, отражающие радиационную безопасность Республики Беларусь
- 5.3.1 Нормативно – правовые акты
- 5.3.2 Нормирование облучения для практической деятельности человека
- 5.3.3 Требования к защите от природного облучения в производственных условиях
- 5.3.4 Санитарные нормы и правила
- 2) Радиационная безопасность работающего персонала обеспечивается:
- 3) Радиационная безопасность населения, обеспечивается:
- 4) Радиационная безопасность населения при воздействии природных источников излучения
- 5) Радиационная безопасность при радиационной аварии
- 5.4 Регулирующий контроль в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности
- 5.4.1 Контроль и идентификация радиационной обстановки
- 5.4.2 Радиационный контроль над природными источниками радиации
- 5.4.3 Постоянный мониторинг радиационно – гигиенической и радиоэкологической обстановки
- Тема 4. Мероприятия по защите персонала, населения от ионизирующего излучения. Лекция 7. Мероприятия по противорадиационной защите
- 7.1 Мероприятия по радиационной защите персонала и населения
- 7.2 Способы защиты от ионизирующего излучения (ии)
- 7.3 Дезактивация
- 7.4 Реабилитация загрязненных территорий и проживающего населения. Социальная защита населения