logo
шпорище

51. Трудовые споры

Трудовой спор - (обращение для разрешения разногласий в юрисдикционный орган)

Трудовые споры могут классифицироваться:

- по спорящему субъекту;

- по характеру спора;

- по виду спорного правоотношения.

Выяснение вида трудового спора поможет быстрейшему его

разрешению.

Рассмотрим подробнее о видах трудовых споров.

Во-первых, - по спорящему субъекту все трудовые споры делятся

на индивидуальные и коллективные.

К индивидуальным можно относить споры о переводе, повышении или понижении квалификационного разряда, приема на работу или увольнения с работы и т.п. Коллективными будут споры между профкомом или трудовым коллективом с нанимателем, возникающие при заключении коллективного договора, при утверждении Премиальных положений, планов социального развития и т.п.

В индивидуальных спорах возникают разногласия, связанные с

правами и законными интересами конкретного работника.

В коллективных спорах оспариваются и защищаются права,

полномочия и интересы всего трудового коллектива или его части, права профкома как представителя работников данного производства по вопросам труда, быта, культуры.

Коллективные споры возникают: из правоотношений трудового

коллектива с нанимателем (работодателем, его администрацией, в том числе и с вышестоящим органом управления, к примеру, концерном, министерством; правоотношений профкома и администрации; и др.).

Во-вторых, - по характеру трудовые споры делятся:

- на споры о применении норм трудового законодательства, где

защищается и восстанавливается нарушенное право работника или профкома;

- на споры об установлении новых или изменении существующих

социально-экономических условий труда и быта, не урегулированных

законодательством.

Они могут возникать из трудового правоотношения

-об установлении работнику в локальном порядке новых условий труда, к примеру нового срока отпуска по графику отпусков, нового тарифного разряда, а также вытекающие из коллективного

организационно-управленческого характера правоотношений.

В-третьих, - по виду спорного правоотношения трудовые споры

можно разделять на:

- споры из трудовых правоотношений;

- споры из правоотношений по трудоустройству, к примеру спор в

связи с отказом в приеме на работу по брони инвалида или другого

лица, с которым наниматель обязан заключить трудовой договор;

- споры из правоотношений по надзору и контролю за соблюдением

трудового законодательства и правил охраны труда, к примеру

оспариваются действия санитарного, технического или правового инспектора, наложившего штраф на должностное лицо;

- споры из правоотношений по подготовке кадров и повышению

квалификации на производстве, к примеру направления на повышение квалификации в другую местность;

- споры из правоотношений по возмещению материального ущерба

работником предприятия, к примеру, оспаривание размера

произведенного нанимателем удержания из заработной платы за

нанесенный ущерб;

- споры из правоотношений по возмещению предприятием ущерба

работнику в связи с повреждением его здоровья на работе;

- споры из правоотношений профкома с нанимателем по вопросам

труда, быта, культуры, к примеру, трудовые споры о сроках пересмотра норм выработки;

- споры из правоотношений трудового коллектива с нанимателем, к

примеру, при выборах и утверждении хозяйственных руководителей и др.;

- споры из социально-партнерских правоотношений.

При возникновении трудового спора, важно правильно его

классифицировать, что поможет определить его подведомственность, и в первую очередь выясняют, индивидуальный или коллективный спор, о применении трудового законодательства или же об установлении новых условий труда, изменении существующих, а также из какого правоотношения возник трудовой спор.

Причинами трудовых споров являются негативные факторы,

вызывающие различную оценку спорящими сторонами осуществления субъективного трудового права или исполнения трудовой обязанности.

Причинами, по которым возможны трудовые споры могут быть как

виновные действия должностных лиц, отражающие их субъективные негативные черты, так и негативные действия со стороны трудового коллектива или конкретного работника. Частными причинами индивидуальных трудовых споров являются стремления работников оспорить правомерные действия нанимателя или желание установления новых условий труда без должного на то основания.

Возникновение трудовых споров может происходить по причине

субъективных факторов, к которым относятся:

1) проявление со стороны нанимателя бюрократизма, преследование

за критику, консерватизм, пренебрежительное отношение к правам и законным интересам работников. Со стороны работников может проявляться негативное отношение к трудовым обязанностям в виде прогулов, пьянства на работе, некачественном выполнении производственных заданий и т.п., что вынуждает нанимателя накладывать такому работнику взыскания, которые он начинает оспаривать;

2) незнание или плохое знание трудового законодательства как

нанимателем, так и многими работниками, иными словами, низкая правовая культура. Если наниматель недостаточно знает трудовое законодательство, то естественно, что он будет нарушать и правила, установленные этим законодательством, такие как порядок заключения и расторжения трудового договора, перевод на другую работу, создание необходимых условий труда, изменение режима работы и т.д.

52. Система и задачи хозяйственных судов в РБ. Подведомственность дел хозяйственным судам.

В соотв-ии с Законом РБ от 9.12.98 «О хоз. судах в РБ», систему хоз. судов составляют: Высший Хоз. Суд (возглавляет сис-му хоз. судов., несет отв-ть за вып-е задач, возлож-х на хоз. суды., орг-ет и соверш. дея-ть хоз. с., осущ. надзор за судами. низш. звена), хоз. суды обл. и г. М-ка (разреш-т хоз. споры), специализ-е. суды (земельн., налоговый) – образу-ся през-м РБ.

Задачами хозяйственного суда в Республике Беларусь являются:

--обеспечение защиты прав и охраняемых законом интересов

предприятий и организаций независимо от форм собственности

путем осуществления правосудия;

--- содействие правовыми средствами соблюдению

законодательства в экономических отношениях;

--- обеспечение единообразного и правильного применения

законодательства при разрешении хозяйственных споров;

--- предупреждение нарушений законности в экономических

отношениях и договорных обязательств;

--- подготовка предложений о совершенствовании

хозяйственного законодательства.

Подведомственность – разграничение компетенции по разрешению споров и рассмотрению дел между Конст судом РБ, общими судами, хоз судами, м/н арбитражными судами, органами по разрешению трудовых споров и рассмотрению дел иными органами и организациями.

При решении вопроса о подведомственности дел хоз.суду необходимо установить наличие 2 критериев: характер правоотношения и их субъектный состав. Общие правила: они закреплены в нормах ст.39 ХПК. В соответствии с первым критерием хоз суду подведомственны дела по хоз спорам, дела с осуществлением предпринимательской и иной хоз-ой деятельности и иные дела. Исходя из второго критерия хоз суд разрешает хоз споры и рассматривает иные дела с участием организации со стат юр лица, ИП, РБ, админ-терр едениц РБ, гос органов, органов местного управления и самоуправл и организаций не имеющ статутса юр лица, должн лиц и граждан. Хоз суд рассматривает дела с участ иностр элементом (иностр граждан, м/н организаций и т.д.), осущ предприним деят-сть, если иное не предусм м/н договорами РБ.