logo
Конституционное право Бащкирии

Конституционно-правовые основы деятельности участников рынка ценных бумаг

О.А.Касьянова,

начальник отдела Комиссии Республики Башкортостан по рынку ценных бумаг

По мере дальнейшего развития рынка ценных бумаг происходит обособление общественных отношений, образующих рынок ценных бу­маг, в качестве относительно самостоятельной сферы правового регулиро­вания.

Общую правовую базу организации и осуществления деятельности на рынке ценных бумаг составляют правовые нормы, сосредоточенные в Конституции Республики Башкортостан. Закрепленные в Конституции Республики Башкортостан основные принципы и приоритетные направле­ния развития системы законодательства Республики Башкортостан позво­ляют формировать собственную законодательную базу, регулирующую правоотношения на рынке ценных бумаг. В настоящее время в Республике Башкортостан приняты следующие законодательные и нормативно-правовые акты в области рынка ценных бумаг: •

• Закон «О рынке ценных бумаг в Республике Башкортостан»;

• Закон «Обадминистративной ответственности за правонарушениянарынке ценныхбумаг в Республике Башкортостан»;

• Указы Президента Республики Башкортостан «О Комиссии Рес­публики Башкортостан по рынку ценных бумаг», «О Республиканском де­позитарии», «О мерах по защите прав вкладчиков и акционеров»;

• Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан «О мерах по развитию рынка ценных бумаг акционерных обществ с госу­дарственной долей в уставном капитале».

По мере становления правовой базы все большее значение приобре­тают процедуры контроля за соблюдением законодательства, Наличие за­конодательной и нормативной базы рынка ценных бумаг ставит вопрос об изменении содержания, а также самих форм и методов осуществления контролыю-надзорных функций, В настоящее время возрастает роль орга­нов государственного регулирования рынка ценных бумаг, правоохрани­тельных органов и органов судебной власти в деде становления правопо­рядка на рынке ценных бумаг. .

Принятый в Республике Башкортостан Закон «Об административной ответственности за правонарушения на рынке ценных бумаг в Республике

Башкортостан» может являться ярким примером претворения в жизнь по­ложений Конституции Республики Башкортостан, устанавливающих пра­вовое положение Республики Башкортостан как полноправного субъекта Российской Федерации, обладающего «высшей властью на своей террито­рии» и имеющего собственное законодательство по вопросам,отнесенным к ее ведению.

Согласно статье 128 Конституции Республики Башкортостан законы Республики Башкортостан обладают верховенством на всей территории Республики Башкортостан. «Органы государственной власти, органы ме­стного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязанысоблюдать Конституцию Республики Башкортостан и законыРеспубликиБашкортостан» (статья 15 Конституции Республики Башкор­тостан).

Для обеспечения исполнения законодательства в сфере рынка цен­ных бумаг в Республике Башкортостан создана Комиссия Республики Башкортостан по рынку ценных бумаг - орган исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, обеспечению прав инвесторов, акционеров и вкладчиков.

Обеспечение прав и законных интересов акционеров, инвесторов и вкладчиков является частным случаем установленного в Конституции Республики Башкортостан принципа государственной гарантии защиты прав и свобод человека.

Провозглашенное в Конституции Республики Башкортостан право граждан иметь в собственности имущество, в том числе в виде ценных бу­маг, и право на защиту частной собственности наравне с другими формами собственности, обеспечивается установленными законодательством о рынке ценных бумаг положениями:

- учет прав на именные ценные в специальном реестре владельцев именных ценных бумаг и на счетах-депо в депозитариях;

- переход права собственности на ценные бумаги на основании над­лежаще оформленного собственником документа;

- возможность обжалования отказа реестродержателя во внесении за­писи в реестр владельцев именных ценных бумаг при наличии у приобре­тателя ценных бумаг правовых оснований;

- недопустимость принудительного изъятия ценных бумаг у собст­венника иначе, как по решению суда;

- установление ответственности профессиональных участников рынка ценных бумаг при нарушении прав инвесторов и акционеров.

Государственным Собранием Республики Башкортостан в целях развития и совершенствования нормативной правовой базы, регулирую­щей правоотношения на рынке ценных бумаг, Кабинету Министров Рес­публики Башкортостан предложено в порядке законодательной инициати­вы внести в Государственное Собрание Республики Башкортостан проек­ты законов,обеспечивающих:

- преимущественную и всестороннюю защиту законных прав и инте­ресов инвесторов;

- пресечение незаконной деятельности на рынке ценных бумаг;

- повышение ответственности профессиональных участников рынка ценных бумаг и эмитентов за нарушения действующего законодательства, введение административной ответственности за наиболее опасные право­нарушения на рынке ценных бумаг и совершенствование частно-правовых способов защиты прав и интересов инвесторов;

- создание разнообразных форм компенсаций;

- создание систем взаимных гарантий и страхования нарынке цен­ных бумаг в целях снижения риска при осуществлении инвестиций в цен­ные бумаги и повышения доверия инвесторов к рынку ценных бумаг;

- осуществление контроля за деятельностью профессиональных уча­стников рынка ценных бумаг, зарегистрированных на территории Россий­ской Федерации и осуществляющих операции с ценными бумагами на .территории Республики Башкортостан;

- внесение изменений и дополнений в Закон «О рынке ценных бумаг в Республике Башкортостан», связанных с изменениями федерального за­конодательства и принятием нормативных правовых актов, регулирую­щих деятельность на рынке ценных бумаг.

Весьма важным является вопрос о том, в чьем ведении находится правовое регулирование отношений на рынке ценных бумаг. В соответст­вии с пунктом 7 статьи 5 Договора Российской Федерации и Республики Башкортостан от 3 августа 1994 года «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Рес­публики Башкортостан» установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное регулирование относится к ведению Российской Федерации. В то же время отношения, возникающие на рынке ценных бумаг, регулирование которых не относится к ведению Россий­ской Федерации, регулируются законодательством Республики Башкорто­стан.

Согласно Конституции Республики Башкортостан, «имеющей выс­шую юридическую силу и прямое действие», владение, пользование и рас-

поряжение государственной собственностью осуществляется в соответст­вии с законодательством Республики Башкортостан, При осуществлении Республикой Башкортостан полномочий по владению, пользованию и рас­поряжению государственной собственностью (а именно государственны­ми пакетами акций приватизированных предприятий республиканской собственности) возможно возникновение коллизий законодательства Рос­сийской Федерации и Республики Башкортостан. Например, установлен­ные в федеральном законодательстве запреты и ограничения по распоря­жению акциями, находящимися в собственности государства, по порядк\ принятия решений об увеличении уставного капитала акционерными об­ществами, созданными в процессе приватизации, не позволяют в полной мере реализовать установленные Конституцией Республики Башкортостан права по распоряжению государственной собственностью. Это обусловле­но тем, что государственная регистрация дополнительных выпусков акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, регистрация итогов размещения акций осуществляется в Российской Федерации по фе­деральному законодательству без учета особенностей приватизации в Республике Башкортостан, что может привести в ряде случаев к отмене ранее принятых акционерными обществами решений, признанию эмиссий ценных бумаг несостоявшимися или недействительными. Установление в законодательстве о рынке ценных бумаг оснований применения мер не­действительности выпуска ценных бумаг должно предполагать в качестве важнейшей своей характеристики указание на нарушение частных интере­сов владельцев ценных бумаг. Отличие законодательства Республики Башкортостан от федерального, в пределах установленных Конституцией Республики Башкортостан и Договором Российской Федерации и Респуб­лики Башкортостан о разграничении предметов ведения и взаимном деле­гировании полномочий, при отсутствии нарушений прав инвесторов и ак­ционеров не должно служить основанием для признания эмиссии несосто­явшейся или недействительной.

Таким образом представляется необходимым дополнительное уре­гулирование с Российской Федерацией вопросов распоряжения государст­венными пакетами акций приватизированных предприятий и порядка их обращения.