О реализации конституционного права равного доступа к государственной службе
Г.А.Колобова,
главный специалистАдминистрацииПрезидентаРеспублики Башкортостан
В системе обеспечения реализации прав и свобод личности особая роль принадлежит государству. Государство является гарантом личной свободы, а его деятельность выступает главным обеспечивающим началом организации реализации прав и свобод граждан. Обеспечение прав и свобод осуществляется деятельностью всех органов государства - такой вывод прямо вытекает из содержания Конституции Республики Башкортостан.
Часть 1статьи 38 Конституции Республики Башкортостан закрепляет! право граждан Республики Башкортостан на равный доступ к государственной службе. Указанная конституционная норма соответствует пункту «с» статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, в соответствии с которым каждый гражданин должен без какой быто ни было дискриминации и необоснованных ограничений допускаться в своей стране на общих условиях равенства кгосударственной службе.
Свое дальнейшее развитие эта норма находит в Законе Республики Башкортостан от 13 октября 1994 года «О государственной службе Республики Башкортостан».
Содержанием понятия равного доступа к государственной службе является право граждан на занятие любой государственной должности без всякой дискриминации. Это, разумеется, не означает, что гражданин вправе требовать, а государственная служба обязана немедленно и безоговорочно предоставить ему желанную должность. Речь идет о равных возможностях для каждого гражданина поступить на государственную службу при наличии вакансий и профессиональном соответствии. При поступлении на государственную службу не допускается установления каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от расы, национальности, языка, пола, социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии,
Общие положения о равенстве прав граждан на замещение должностей не исключают некоторых ограничений, которые касаются особых случаев. Так. Законом предусмотрены основания для отказа в принятии на государственную службу в случаях: 1) признания лица судом недееспо-
собным или ограниченнодееспособным; 2) лишениясудом права занимать государственные должности в течение определенного срока либо ограничения в гражданских правах; 3) наличия в соответствии с заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего выполнению должностных полномочий в случае, когда специальные требования к состоянию здоровья установлены для соответствующих должностей законодательством Республики Башкортостан (на настоящий момент не установлены); 4) наличия близкого родства или свойства с государственными служащими, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или непосредственной подконтрольностыо одного из них другому; 5) наличия гражданства иностранного государства, за исключением случаев, когда доступ к государственной службе Республики Башкортостан урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями; 6) в других случаях, установленныхзаконодательством РеспубликиБашкортостан.
Приемна государственную службу Республики Башкортостан осуществляется в порядке назначения или конкурса при наличии соответствующего образования, опыта работы, квалификации погосударственной должности.
К каждой группе государственных должностей государственной службы Республики Башкортостан предъявляются определенные квалификационные требования, установленные Законом (статья 8) и Указом Президента Республики Башкортостан от 17 июня 1997 года «О квалификационных требованиях по государственным должностям государственной службы Республики Башкортостан». Указом предусмотрены требования по уровню образования, стажу и опыту работы по специальности.
Так, к примеру, лицо, назначаемое на высшую государственную должность государственной службы, должно иметь стаж государственной службы на главных государственных должностях не менее двух лет или стажработы по специальности не менее восьми лет, высшее профессиональное образование по профилю (специализации) государственной службы или образование, считающееся равноценным.
В соответствии со статьей 9 Закона право поступления на государственную службу Республики Башкортостан имеют граждане Республики Башкортостан в возрасте от 18 до 60 лет.
При назначении на государственную должность государственной службы государственный служащий представляет документы, подтверждающие его квалификацию, или сдает квалификационный экзамен по государственной должности, на котором квалификационная комиссияоценивает правовуюподготовленность - уровень знаний Конституции
Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, иных актов законодательства Российской Федерации и Республики Башкортостан и профессиональную подготовку (статья 10 Закона), Порядок проведения квалификационного экзамена пока не определен.
На замещение вакантной государственной должности государственной службы может быть объявлен конкурс (статья 11 Закона). Цель конкурса состоит в том, чтобы создать реальные условия для обеспечения конституционного права на равный доступ к государственной службе. Конкурсный отбор направлен на формирование государственной службы высококвалифицированным персоналом, совершенствование работы по подбору, расстановке кадров в государственных органах. Порядок проведения конкурса на замещение вакантных государственных должностей государственной службы Республики Башкортостан определен Указом Президента Республики Башкортостан от 25 июня 1998 года «Об утверждении Положения о проведении конкурса на замещение вакантной государственной должности государственной службы Республики Башкортостан». Однако на практике конкурсный отбор применяется крайне редко, что, на наш взгляд, снижает приток в государственный аппарат молодых, высококвалифицированных сотрудников. Персонал государственной службы в основном комплектуется методом назначения, что объективно затрудняет реализацию права граждан на равный доступ к государственной службе.
- Вступительное слово
- Конституция республики башкортостан -основной закон демократического правового государства
- Развитие конституционализма в российской федерации
- Пятилетие конституции российской федерации и конституции республики башкортостан -знаменательные вехи конституционной реформы
- Конституция республики башкортостан и проблемы российского федерализма
- Противоречия конституционного процесса в российской федерации
- Государственность как гарант стабильности развития гражданского общества
- О согласовании конституционного законодательства российской федерации и республики башкортостан
- Проблемы формирования системы законодательства республики башкортостан
- Некоторые проблемы функционирования и развития политической системы в конституции республики башкортостан
- О созидательном потенциале конституции республики и его претворении в жизнь
- Конституционные основы обеспечения безопасности в республике башкортостан
- Проблемы развития конституционного статуса республик
- О становлении республики башкортостан как демократического государства
- Договорные отношения и становление гражданского общества
- Из истории подготовки конституции республики башкортостан
- Пятилетие конституции республики башкортостан и законодательство республик в составе российской федерации
- Некоторые вопросы развития конституции республики башкортостан
- Конституция республики башкортостан-правовая основа становления гражданского общества
- Российский федерализм и республика башкортостан в составе российской федерации
- Политико-правовое значение первых актов башкирской автономии в развитии государственного статуса башкортостана
- История и современность
- Потенциал конституции башкортостана по защите суверенитета республики
- Российский федерализм: общая характеристика и этапы становления
- Конституция республики башкортостан о разделении государственной власти
- Теория разделения властей и конституция республики башкортостан
- Конституционные основы деятельности государственного собрания республики башкортостан
- Конституционные основы взаимоотношений президента республики башкортостан и государственного собрания
- О природе президентской власти в республике башкортостан
- Конституционные основы исполнительной власти в республике башкортостан
- К вопросу об основных правах, свободах и обязанностях личности по конституции республики башкортостан
- О внедрении международно-правовых стандартов в области прав и свобод человека в законодательство республики башкортостан
- Правовая охрана конституции республики башкортостан
- Гуманитарные приоритеты в правовой системе республики башкортостан
- Конституционное регулирование предметов ведения республики башкортостан
- Системность как принцип формирования законодательства республики башкортостан
- Конституционные основы осуществления внешних связей республики башкортостан
- Конституция республики башкортостан как основа развития международной и внешнеэкономической деятельности республики
- Конституция - основа правовой системы республики башкортостан
- Конституция башкортостана и развитие республиканского законодательства
- О соотношении текущего законодательства российской федерации и республики башкортостан
- Конституция башкортостана и компетенция органов власти республики в сфере организации и деятельности милиции
- Конституционные проблемы правовой охраны природы
- Конституционные основы развития экологического законодательства в республике башкортостан
- Конституционные основы земельного законодательства республики башкортостан
- О конституционных основах права частной собственности на землю
- Конституционное регулирование межбюджетных отношений в республике башкортостан
- Государственное строительство
- Конституционные основы законодательства о судебной системе республики башкортостан
- Конституционное правосудие республики башкортостан: природа, принципы
- Проблемы совершенствования конституционных гарантий судебной деятельности
- Проблемы совершенствования конституционного законодательства в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- Органы внутренних дел и местная власть в республике башкортостан
- Оформление правового статуса наркомата внутренних дел башкирской республики в 1919-1925 годы
- Реализация конституционного права граждан на объединение в республике башкортостан
- О реализации конституционного права равного доступа к государственной службе
- Конституция республики башкортостан о свободе массовой информации
- Из практики конституционного закрепления принципа равноправия полов
- Конституционно-правовые основы деятельности участников рынка ценных бумаг
- Политико-правовая культура и конституция республики башкортостан
- Конституционные основы регулирования режима чрезвычайного положения в республике башкортостан
- Конституция республики башкортостан и уголовно-исправительная система