logo
Конституционное право Бащкирии

О реализации конституционного права равного доступа к государственной службе

Г.А.Колобова,

главный специалистАдминистрацииПрезидентаРеспублики Башкортостан

В системе обеспечения реализации прав и свобод личности особая роль принадлежит государству. Государство является гарантом личной свободы, а его деятельность выступает главным обеспечивающим началом организации реализации прав и свобод граждан. Обеспечение прав и сво­бод осуществляется деятельностью всех органов государства - такой вы­вод прямо вытекает из содержания Конституции Республики Башкорто­стан.

Часть 1статьи 38 Конституции Республики Башкортостан закрепляет! право граждан Республики Башкортостан на равный доступ к государст­венной службе. Указанная конституционная норма соответствует пункту «с» статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических пра­вах от 16 декабря 1966 года, в соответствии с которым каждый гражданин должен без какой быто ни было дискриминации и необоснованных огра­ничений допускаться в своей стране на общих условиях равенства кгосу­дарственной службе.

Свое дальнейшее развитие эта норма находит в Законе Республики Башкортостан от 13 октября 1994 года «О государственной службе Рес­публики Башкортостан».

Содержанием понятия равного доступа к государственной службе яв­ляется право граждан на занятие любой государственной должности без всякой дискриминации. Это, разумеется, не означает, что гражданин впра­ве требовать, а государственная служба обязана немедленно и безогово­рочно предоставить ему желанную должность. Речь идет о равных воз­можностях для каждого гражданина поступить на государственную служ­бу при наличии вакансий и профессиональном соответствии. При поступ­лении на государственную службу не допускается установления каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зави­симости от расы, национальности, языка, пола, социального происхожде­ния, имущественного положения, места жительства, отношения к религии,

Общие положения о равенстве прав граждан на замещение должно­стей не исключают некоторых ограничений, которые касаются особых случаев. Так. Законом предусмотрены основания для отказа в принятии на государственную службу в случаях: 1) признания лица судом недееспо-

собным или ограниченнодееспособным; 2) лишениясудом права занимать государственные должности в течение определенного срока либо ограни­чения в гражданских правах; 3) наличия в соответствии с заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего выполнению должностных полномочий в случае, когда специальные требования к со­стоянию здоровья установлены для соответствующих должностей законо­дательством Республики Башкортостан (на настоящий момент не установ­лены); 4) наличия близкого родства или свойства с государственными служащими, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или непосредственной подконтрольностыо одного из них другому; 5) на­личия гражданства иностранного государства, за исключением случаев, когда доступ к государственной службе Республики Башкортостан урегу­лирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями; 6) в других случаях, установленныхзаконодательством РеспубликиБашкорто­стан.

Приемна государственную службу Республики Башкортостан осуще­ствляется в порядке назначения или конкурса при наличии соответствую­щего образования, опыта работы, квалификации погосударственной должности.

К каждой группе государственных должностей государственной службы Республики Башкортостан предъявляются определенные квали­фикационные требования, установленные Законом (статья 8) и Указом Президента Республики Башкортостан от 17 июня 1997 года «О квалифи­кационных требованиях по государственным должностям государствен­ной службы Республики Башкортостан». Указом предусмотрены требова­ния по уровню образования, стажу и опыту работы по специальности.

Так, к примеру, лицо, назначаемое на высшую государственную должность государственной службы, должно иметь стаж государственной службы на главных государственных должностях не менее двух лет или стажработы по специальности не менее восьми лет, высшее профессио­нальное образование по профилю (специализации) государственной служ­бы или образование, считающееся равноценным.

В соответствии со статьей 9 Закона право поступления на государст­венную службу Республики Башкортостан имеют граждане Республики Башкортостан в возрасте от 18 до 60 лет.

При назначении на государственную должность государственной службы государственный служащий представляет документы, подтвер­ждающие его квалификацию, или сдает квалификационный экзамен по государственной должности, на котором квалификационная комиссияоценивает правовуюподготовленность - уровень знаний Конституции

Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, иных ак­тов законодательства Российской Федерации и Республики Башкортостан и профессиональную подготовку (статья 10 Закона), Порядок проведения квалификационного экзамена пока не определен.

На замещение вакантной государственной должности государствен­ной службы может быть объявлен конкурс (статья 11 Закона). Цель кон­курса состоит в том, чтобы создать реальные условия для обеспечения конституционного права на равный доступ к государственной службе. Конкурсный отбор направлен на формирование государственной службы высококвалифицированным персоналом, совершенствование работы по подбору, расстановке кадров в государственных органах. Порядок прове­дения конкурса на замещение вакантных государственных должностей го­сударственной службы Республики Башкортостан определен Указом Пре­зидента Республики Башкортостан от 25 июня 1998 года «Об утверждении Положения о проведении конкурса на замещение вакантной государствен­ной должности государственной службы Республики Башкортостан». Од­нако на практике конкурсный отбор применяется крайне редко, что, на наш взгляд, снижает приток в государственный аппарат молодых, высоко­квалифицированных сотрудников. Персонал государственной службы в основном комплектуется методом назначения, что объективно затрудняет реализацию права граждан на равный доступ к государственной службе.