Конституционное правосудие республики башкортостан: природа, принципы
Р.Н.Юмагужина,
главныйспециалист СекретариатаКонституционногосуда РБ
И.Ю. Овчинников,
преподаватель кафедры государственно-правовыхдисциплинУЮИМВДРФ
Важнейшим элементом Республики Башкортостан как правового
государства является судебная власть. В общей судебной системе республики свое место занимает Конституционный суд Республики Башкортостан как орган, обеспечивающий верховенство и непосредственное действие Конституции республики на всей его территории.
В своей деятельности Конституционный суд Республики Башкортостан опирается напринципы, определяющие основные положения конституционного судопроизводства республики. Исходя изсмысла Закона «О Конституционном суде Республики Башкортостан» эти принципы можно классифицировать на два вида: основные и факультативные (дополнительные),
Основные принципы конституционного судопроизводства в Республике Башкортостан перечислены в статье 5 Закона «О Конституционном суде Республики Башкортостан». Ими являются: законность, независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон. Дополнительные принципы сформулированы в других статьях этого закона: к ним относятся положения, закрепляющие равенство, неприкосновенность и несменяемость судей Конституционного суда Республики, обязательность решений и требований Конституционного суда Республики Башкортостан, устность разбирательства в органе конституционного контроля.
Принцип независимости, несомненно,является отправным, определяющим положением суда в современном государстве. Наиболее полно он был сформулирован в материалах седьмого конгресса ООНпо предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, одобренных резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН13 декабря 1985 года и получивших название «Основные принципы независимостисудебных органов».
Независимость Конституционного суда Республики Башкортостан объективно связана с принципом разделения властей, который предполагает, что органы судебной власти самостоятельны, а так же сутью правосудия какметода осуществления судебной власти. Осуществление независимой судебной власти как важного механизма, обеспечивающего существование реальной Конституции и проведение в жизнь идей верховенства права, является одним из «краеугольных камней», лежащих в фундаменте любого демократического государства.
Особенностьюпроцессуальной независимости судей Конституционного суда является закрепленное в Законе «О Конституционном суде Республики Башкортостан» требование руководствоваться при осуществлении полномочий судьями Конституцией Республики Башкортостан и выше названным Законом. Конституционный суд не связан в своей деятельности другими законами, поскольку он приводит в соответствие с Конституцией законы, может своимрешением лишить ихюридической силы. Обэтом говоритчасть 2 статьи 30 Закона «О Конституционном суде Республики Башкортостан». Вотэта норма: «Судьи Констигуционного суда Республики Башкортостан принимают решения в условиях, исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. Они не вправе запрашивать или получать от кого бы то ни было указания по вопросам, принятым к предварительному изучению, либо рассматриваемым Конституционным судом Республики Башкортостан». Исходя изсодержания данной статьи, судьи не являются представителями интересов каких-либогосударственных или социальных структур. В судопроизводстве ониотстаивают свою собственную позицию. Эта позиция должна бытьчисто правовой.
Во всехсуд о производствах общим конституционным принципом является гласность. Этот принцип закреплен в статье 32 действующего Закона о Конституционном суде республики.
«Рассмотрение дел на заседаниях Конституционного суда Республики Башкортостан проводится открыто.» Основное назначение гласности конституционного судопроизводства - обеспечить социальный контроль за осуществлением правосудия и ответственность судей перед обществом. Это имеет большое значение, поскольку конституционное судопроизводство не знает института пересмотра и корректировки вынесенных решений. Кроме того, гласность конституционного судопроизводства делает очевидным преимущества правовых демократических реформ защиты основ конституционного строя, способствует формированию демократического правосознания.
Решение суда, принятое как на открытом, так и на закрытомзаседании, провозглашается публично. Это закреплено в самом Законе оКонституционном суде республики (статья 28),
Принцип коллегиальности предусматривает, что все вопросы, возникающие в Конституционном суде на всех стадиях судопроизводства, рассматриваются коллегиально. В основе коллегиальных решений Конституционного суда лежат правила непосредственного участия судей в исследовании вопросов в судебном заседании. Вот почему Закон допускает участие в принятии коллегиальных решений только тех судей, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании. Этот принцип возлагает на каждого судью большую ответственность за законность принимаемых решений, Закон устанавливает кворум, при котором применяются решения.
Конституционный суд Республики Башкортостан не может осуществлять свою деятельность, неопираясь еще на ряд признаков, не названных статьей 5 Закона вкачестве основных, но имеющих также большое значение для объективного рассмотрения вопросов и принятия решений. Мы назвали эти принципы дополнительными. Одним из таких принциповконституционногосудопроизводства является закрепленный в статье 33 Закона «О Конституционномсуде Республики Башкортостан» принцип устности разбирательства. Прирассмотрении дел Суд заслушивает объяснениясторон, показания свидетелей, экспертов, оглашает имеющиеся документы. Но Закон предусматривает возможность отойти отэтого правила. Могутне оглашаться документы, которые были предъявлены судьям и сторонамдля ознакомления илисодержание которых излагалось в заседаниипо данному делу.
Еще одним дополнительным принципом деятельности Конституционного суда Республики Башкортостан является обязательность решений и требований Конституционного суда Республики Башкортостан. Этот принцип закрепляется в статье б Закона «О Конституционном суде Республики Башкортостан», которая констатирует, что решения Конституционного суда Республики Башкортостан, принятые в пределах его компетенции, обязательны на всей территории республики для всех органов государственной власти и управления, судов, а также предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц и граждан.
Это положение делает Конституционный суд действительно высшим органом судебной власти, имеющим влияние и на деятельность законодательной и исполнительной ветвей власти. Если бы решения Конституционного суда Республики Башкортостан имели рекомендательный ха-
рактер, врядли его можно было назвать одним из органовгосударственной власти.
Все выше перечисленные основные и факультативныепринципы закреплены Конституцией Республики Башкортостан и Законом «ОКонституционном суде Республики Башкортостан». Более подробное разъяснение им дает такой нормативный правовой акт, какРегламент Конституционного суда Республики Башкортостан.
Юридическая природа Регламента специфична тем, что он принимается не законодателем, а Конституционным судом. Регламент призван конкретизировать, развивать, дополнять нормы закона о конституционном судопроизводстве, об организации работы Суда и его аппарата, ограничен предметом регулирования, определенным законом, касается только вопросов внутренней деятельности Конституционного суда.
В настоящее время Конституционный суд Республики Башкортостан руководствуется Временным регламентом Конституционного суда с тем, чтобы опробировав его нормы напрактике, принять Регламент постоянный.
Конституционный суд Республики Башкортостан тольконакапливает опыт своей работы. Но и заистекшие два года им приняты принципиальные решения о конституционности законодательных и нормативных актов исполнительной и законодательной власти.
Принятые им решения способствуют реализации ключевых положений Конституции Республики Башкортостан и России. Но есть и ряд негативных факторов, мешающих полноценной деятельности Конституционного суда Республики Башкортостан. Следует отметить, что до сих пор недостаточно четко отработан механизм реализации решений Конституционного суда Республики Башкортостан, отсюда и непонимание его юридической силы.
Итак, по своей природе Конституционный судРеспублики Башкортостан, так же, как и другие ее судебные органы, призванразрешать имеющиеся потенциальные конфликты и споры между участниками общественных отношений на основе Конституции и Закона. Его задача заключается в защитеи восстановлении нарушенных прав и свободграждан и других субъектовобщественных отношений.
Институт судебного конституционного контроля заправомерностью законов и другихнормативных правовых актови действий всех властей для обеспеченияверховенства и прямого действия Конституции в обществе призван обеспечивать строительство демократического государ- * ства в нашей республике, |1
- Вступительное слово
- Конституция республики башкортостан -основной закон демократического правового государства
- Развитие конституционализма в российской федерации
- Пятилетие конституции российской федерации и конституции республики башкортостан -знаменательные вехи конституционной реформы
- Конституция республики башкортостан и проблемы российского федерализма
- Противоречия конституционного процесса в российской федерации
- Государственность как гарант стабильности развития гражданского общества
- О согласовании конституционного законодательства российской федерации и республики башкортостан
- Проблемы формирования системы законодательства республики башкортостан
- Некоторые проблемы функционирования и развития политической системы в конституции республики башкортостан
- О созидательном потенциале конституции республики и его претворении в жизнь
- Конституционные основы обеспечения безопасности в республике башкортостан
- Проблемы развития конституционного статуса республик
- О становлении республики башкортостан как демократического государства
- Договорные отношения и становление гражданского общества
- Из истории подготовки конституции республики башкортостан
- Пятилетие конституции республики башкортостан и законодательство республик в составе российской федерации
- Некоторые вопросы развития конституции республики башкортостан
- Конституция республики башкортостан-правовая основа становления гражданского общества
- Российский федерализм и республика башкортостан в составе российской федерации
- Политико-правовое значение первых актов башкирской автономии в развитии государственного статуса башкортостана
- История и современность
- Потенциал конституции башкортостана по защите суверенитета республики
- Российский федерализм: общая характеристика и этапы становления
- Конституция республики башкортостан о разделении государственной власти
- Теория разделения властей и конституция республики башкортостан
- Конституционные основы деятельности государственного собрания республики башкортостан
- Конституционные основы взаимоотношений президента республики башкортостан и государственного собрания
- О природе президентской власти в республике башкортостан
- Конституционные основы исполнительной власти в республике башкортостан
- К вопросу об основных правах, свободах и обязанностях личности по конституции республики башкортостан
- О внедрении международно-правовых стандартов в области прав и свобод человека в законодательство республики башкортостан
- Правовая охрана конституции республики башкортостан
- Гуманитарные приоритеты в правовой системе республики башкортостан
- Конституционное регулирование предметов ведения республики башкортостан
- Системность как принцип формирования законодательства республики башкортостан
- Конституционные основы осуществления внешних связей республики башкортостан
- Конституция республики башкортостан как основа развития международной и внешнеэкономической деятельности республики
- Конституция - основа правовой системы республики башкортостан
- Конституция башкортостана и развитие республиканского законодательства
- О соотношении текущего законодательства российской федерации и республики башкортостан
- Конституция башкортостана и компетенция органов власти республики в сфере организации и деятельности милиции
- Конституционные проблемы правовой охраны природы
- Конституционные основы развития экологического законодательства в республике башкортостан
- Конституционные основы земельного законодательства республики башкортостан
- О конституционных основах права частной собственности на землю
- Конституционное регулирование межбюджетных отношений в республике башкортостан
- Государственное строительство
- Конституционные основы законодательства о судебной системе республики башкортостан
- Конституционное правосудие республики башкортостан: природа, принципы
- Проблемы совершенствования конституционных гарантий судебной деятельности
- Проблемы совершенствования конституционного законодательства в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- Органы внутренних дел и местная власть в республике башкортостан
- Оформление правового статуса наркомата внутренних дел башкирской республики в 1919-1925 годы
- Реализация конституционного права граждан на объединение в республике башкортостан
- О реализации конституционного права равного доступа к государственной службе
- Конституция республики башкортостан о свободе массовой информации
- Из практики конституционного закрепления принципа равноправия полов
- Конституционно-правовые основы деятельности участников рынка ценных бумаг
- Политико-правовая культура и конституция республики башкортостан
- Конституционные основы регулирования режима чрезвычайного положения в республике башкортостан
- Конституция республики башкортостан и уголовно-исправительная система