logo
Конституционное право Бащкирии

Конституционное правосудие республики башкортостан: природа, принципы

Р.Н.Юмагужина,

главныйспециалист СекретариатаКонституционногосуда РБ

И.Ю. Овчинников,

преподаватель кафедры государственно-правовыхдисциплинУЮИМВДРФ

Важнейшим элементом Республики Башкортостан как правового

государства является судебная власть. В общей судебной системе респуб­лики свое место занимает Конституционный суд Республики Башкорто­стан как орган, обеспечивающий верховенство и непосредственное дейст­вие Конституции республики на всей его территории.

В своей деятельности Конституционный суд Республики Башкор­тостан опирается напринципы, определяющие основные положения кон­ституционного судопроизводства республики. Исходя изсмысла Закона «О Конституционном суде Республики Башкортостан» эти принципы можно классифицировать на два вида: основные и факультативные (до­полнительные),

Основные принципы конституционного судопроизводства в Рес­публике Башкортостан перечислены в статье 5 Закона «О Конституцион­ном суде Республики Башкортостан». Ими являются: законность, незави­симость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сто­рон. Дополнительные принципы сформулированы в других статьях этого закона: к ним относятся положения, закрепляющие равенство, неприкос­новенность и несменяемость судей Конституционного суда Республики, обязательность решений и требований Конституционного суда Республи­ки Башкортостан, устность разбирательства в органе конституционного контроля.

Принцип независимости, несомненно,является отправным, опреде­ляющим положением суда в современном государстве. Наиболее полно он был сформулирован в материалах седьмого конгресса ООНпо предупреж­дению преступности и обращению с правонарушителями, одобренных ре­золюцией Генеральной Ассамблеи ООН13 декабря 1985 года и получив­ших название «Основные принципы независимостисудебных органов».

Независимость Конституционного суда Республики Башкортостан объек­тивно связана с принципом разделения властей, который предполагает, что органы судебной власти самостоятельны, а так же сутью правосудия какметода осуществления судебной власти. Осуществление независимой судебной власти как важного механизма, обеспечивающего существование реальной Конституции и проведение в жизнь идей верховенства права, яв­ляется одним из «краеугольных камней», лежащих в фундаменте любого демократического государства.

Особенностьюпроцессуальной независимости судей Конституци­онного суда является закрепленное в Законе «О Конституционном суде Республики Башкортостан» требование руководствоваться при осуществ­лении полномочий судьями Конституцией Республики Башкортостан и выше названным Законом. Конституционный суд не связан в своей дея­тельности другими законами, поскольку он приводит в соответствие с Конституцией законы, может своимрешением лишить ихюридической силы. Обэтом говоритчасть 2 статьи 30 Закона «О Конституционном су­де Республики Башкортостан». Вотэта норма: «Судьи Констигуционного суда Республики Башкортостан принимают решения в условиях, исклю­чающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. Они не вправе запрашивать или получать от кого бы то ни было указания по во­просам, принятым к предварительному изучению, либо рассматриваемым Конституционным судом Республики Башкортостан». Исходя изсодержа­ния данной статьи, судьи не являются представителями интересов каких-либогосударственных или социальных структур. В судопроизводстве ониотстаивают свою собственную позицию. Эта позиция должна бытьчисто правовой.

Во всехсуд о производствах общим конституционным принципом является гласность. Этот принцип закреплен в статье 32 действующего За­кона о Конституционном суде республики.

«Рассмотрение дел на заседаниях Конституционного суда Респуб­лики Башкортостан проводится открыто.» Основное назначение гласности конституционного судопроизводства - обеспечить социальный контроль за осуществлением правосудия и ответственность судей перед обществом. Это имеет большое значение, поскольку конституционное судопроизвод­ство не знает института пересмотра и корректировки вынесенных реше­ний. Кроме того, гласность конституционного судопроизводства делает очевидным преимущества правовых демократических реформ защиты ос­нов конституционного строя, способствует формированию демократиче­ского правосознания.

Решение суда, принятое как на открытом, так и на закрытомзасе­дании, провозглашается публично. Это закреплено в самом Законе оКон­ституционном суде республики (статья 28),

Принцип коллегиальности предусматривает, что все вопросы, воз­никающие в Конституционном суде на всех стадиях судопроизводства, рассматриваются коллегиально. В основе коллегиальных решений Кон­ституционного суда лежат правила непосредственного участия судей в ис­следовании вопросов в судебном заседании. Вот почему Закон допускает участие в принятии коллегиальных решений только тех судей, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании. Этот принцип возлагает на каждого судью большую ответственность за законность при­нимаемых решений, Закон устанавливает кворум, при котором применя­ются решения.

Конституционный суд Республики Башкортостан не может осуще­ствлять свою деятельность, неопираясь еще на ряд признаков, не назван­ных статьей 5 Закона вкачестве основных, но имеющих также большое значение для объективного рассмотрения вопросов и принятия решений. Мы назвали эти принципы дополнительными. Одним из таких принциповконституционногосудопроизводства является закрепленный в статье 33 Закона «О Конституционномсуде Республики Башкортостан» принцип устности разбирательства. Прирассмотрении дел Суд заслушивает объяс­нениясторон, показания свидетелей, экспертов, оглашает имеющиеся до­кументы. Но Закон предусматривает возможность отойти отэтого прави­ла. Могутне оглашаться документы, которые были предъявлены судьям и сторонамдля ознакомления илисодержание которых излагалось в заседа­ниипо данному делу.

Еще одним дополнительным принципом деятельности Конститу­ционного суда Республики Башкортостан является обязательность реше­ний и требований Конституционного суда Республики Башкортостан. Этот принцип закрепляется в статье б Закона «О Конституционном суде Рес­публики Башкортостан», которая констатирует, что решения Конституци­онного суда Республики Башкортостан, принятые в пределах его компе­тенции, обязательны на всей территории республики для всех органов го­сударственной власти и управления, судов, а также предприятий, учреж­дений и организаций, должностных лиц и граждан.

Это положение делает Конституционный суд действительно выс­шим органом судебной власти, имеющим влияние и на деятельность зако­нодательной и исполнительной ветвей власти. Если бы решения Консти­туционного суда Республики Башкортостан имели рекомендательный ха-

рактер, врядли его можно было назвать одним из органовгосударствен­ной власти.

Все выше перечисленные основные и факультативныепринципы закреплены Конституцией Республики Башкортостан и Законом «ОКон­ституционном суде Республики Башкортостан». Более подробное разъяс­нение им дает такой нормативный правовой акт, какРегламент Конститу­ционного суда Республики Башкортостан.

Юридическая природа Регламента специфична тем, что он прини­мается не законодателем, а Конституционным судом. Регламент призван конкретизировать, развивать, дополнять нормы закона о конституционном судопроизводстве, об организации работы Суда и его аппарата, ограничен предметом регулирования, определенным законом, касается только вопро­сов внутренней деятельности Конституционного суда.

В настоящее время Конституционный суд Республики Башкорто­стан руководствуется Временным регламентом Конституционного суда с тем, чтобы опробировав его нормы напрактике, принять Регламент посто­янный.

Конституционный суд Республики Башкортостан тольконакапли­вает опыт своей работы. Но и заистекшие два года им приняты принципи­альные решения о конституционности законодательных и нормативных актов исполнительной и законодательной власти.

Принятые им решения способствуют реализации ключевых поло­жений Конституции Республики Башкортостан и России. Но есть и ряд не­гативных факторов, мешающих полноценной деятельности Конституци­онного суда Республики Башкортостан. Следует отметить, что до сих пор недостаточно четко отработан механизм реализации решений Конститу­ционного суда Республики Башкортостан, отсюда и непонимание его юри­дической силы.

Итак, по своей природе Конституционный судРеспублики Башкор­тостан, так же, как и другие ее судебные органы, призванразрешать имеющиеся потенциальные конфликты и споры между участниками обще­ственных отношений на основе Конституции и Закона. Его задача заклю­чается в защитеи восстановлении нарушенных прав и свободграждан и других субъектовобщественных отношений.

Институт судебного конституционного контроля заправомер­ностью законов и другихнормативных правовых актови действий всех властей для обеспеченияверховенства и прямого действия Конституции в обществе призван обеспечивать строительство демократического государ- * ства в нашей республике, |1