Право на обращение в государственные органы.
Согласно ст. 40 Конституции каждый имеет право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы. При этом государственные органы, а также должностные лица обязаны рассмотреть обращение и дать ответ по существу в определенный законом срок. Отказ от рассмотрения поданного заявления должен быть письменно мотивированным.
Право граждан на обращение в государственные органы является важнейшим конституционным правом, которое можно рассматривать как одно из проявлений непосредственной демократии. Этому праву корреспондирует (соответствует) обязанность государственных органов, должностных лиц рассмотреть обращение и дать ответ по существу в определенный законом срок. Таким образом, обеспечивается взаимодействие (связь) гражданина и власти.
Правом на обращение обладает любой человек независимо от возраста. Порядок обращения граждан с предложениями, заявлениями и жалобами к должностным лицам не только государственных органов, но и должностным лицам общественных объединений, учреждений, организаций и предприятий независимо от формы собственности, а также порядок рассмотрения предложений, заявлений и жалоб установлен законодательными актами (Указом Президента Республики Беларусь от 15.07.2007 № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» (с изм. и доп.), Законом Республики Беларусь от 18.03.2011 № 300-3 «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее — Закон об обращениях граждан), постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2011 № 854 «О некоторых вопросах работы с обращениями граждан и юридических лиц», иными нормативными правовыми актами).
Учитывая, что в ст. 40 Конституции речь идет о праве на обращение любого лица, а не только гражданина Беларуси, оно гарантируется и иностранным гражданам, а также лицам без гражданства. Так, находящиеся на территории Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства, представительства иностранных организаций пользуются правом на обращение наравне с гражданами Республики Беларусь и юридическими лицами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами Республики Беларусь. Данное положение распространяется на обращения граждан и юридических лиц, в том числе поступившие от юридических лиц, на которые возложены функции редакций средств массовой информации, за исключением обращений, подлежащих рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах, а также иных обращений, в отношении которых законодательными актами установлен иной порядок их подачи и рассмотрения.
Граждане Республики Беларусь имеют право на обращение в организации путем подачи письменных, электронных или устных обращений, а также к индивидуальным предпринимателям путем внесения замечаний и (или) предложений в книгу замечаний и предложений.
Юридические лица Республики Беларусь, индивидуальные предприниматели имеют право на обращение в организации путем подачи письменных (за исключением замечаний и (или) предложений, вносимых в книгу замечаний и предложений), электронных или устных обращений.
В Законе об обращениях граждан усилены гарантии прав граждан при рассмотрении их обращений. Это право реализуется только добровольно, оно не должно нарушать права, свободы и законные интересы других лиц, недопустима какая-либо дискриминация, то есть ограничение прав граждан либо получение каких-либо преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, религии, убеждений, социального происхождения и др.
Законом об обращении граждан установлен запрет на ущемление прав, свобод и законных интересов граждан и членов их семей в связи с их обращениями в государственные органы, иные организации, к должностным лицам. Тем самым мы имеем дело с государственной политикой обеспечения свободного права на обращения.
В Законе об обращениях граждан приведена классифиция видов обращений, раскрывается их содержание.
Должностные лица органов, учреждений, организаций и предприятий в пределах своей компетенции обязаны всесторонне и полно рассмотреть обращение, принять необходимые меры для его объективного разрешения и уведомить граждан о результатах.
В целом по республике за год количество заявлений, предложений и жалоб составляет около двух миллионов. Отметим, что это не только свидетельство наличия проблем в области применения нашего законодательства, но и открытости нашего общества, активной позиции наших граждан. Конечно, нужно делать все, чтобы конфликтных ситуаций стало меньше. Необходимо развивать административную юстицию.
- Вопросы к зачету по курсу
- Конституционно-правовые нормы и институты.
- Конституционно-правовые отношения их субъекты, объекты, содержание.
- 2.2. Субъекты конституционно-правовых отношений
- Система конституционного права Республики Беларусь.
- Источники конституционного права Республики Беларусь. Их общая характеристика и иерархия.
- Место конституционного права в системе права Республики Беларусь.
- Наука конституционного права Республики Беларусь, предмет, система, источники. Представители белорусской науки конституционного права, их труды.
- Конституция Республики Беларусь: понятие, структура, юридические свойства.
- Порядок принятия, изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь.
- Толкование Конституции.
- Функции Конституции Республики Беларусь.
- Конституция в правовой системе Республики Беларусь. Конституционное развитие Республики Беларусь.
- Механизм защиты Конституции.
- Ответственность по конституционному праву. Понятие конституционного строя.
- Суверенитет народа, нации.
- Республика Беларусь – унитарное государство.
- Республика Беларусь - демократическое государство.
- Республика Беларусь - правовое государство.
- Республика Беларусь - субъект снг. Органы снг.
- Государственные символы Республики Беларусь.
- Гарантии суверенитета Республики Беларусь.
- Республика Беларусь - социальное государство.
- Конституционные основы полновластия народа и формы его проявления.
- Союзное государство Беларуси и России (принципы, органы, статус граждан).
- Принцип разделения властей и его реализация в Республике Беларусь.
- Политическая система (понятие, элементы, пути дальнейшего совершенствования).
- Понятие экономической системы и ее конституционные основы.
- Характеристика форм собственности.
- Общественные объединения - элемент политической системы.
- Политические партии - элемент политической системы.
- Государство - элемент политической системы.
- Государство и церковь.
- Государство и личность.
- Гражданство рб: понятие и принципы.
- Условия и порядок приобретения и прекращения гражданства.
- Гражданство детей по законодательству Республики Беларусь.
- Теоретические основы и характеристика понятий: конституционные права, свободы, обязанности, долг, единство прав и обязанностей, равноправие и равенство. Классификация основных прав и свобод.
- Конституционно – правовая регламентация и содержание права на жизнь.
- Свобода, неприкосновенности и достоинство личности.
- Право на личную жизнь.
- Свобода передвижения и выбора места жительства.
- Право на определение отношения к религии. Свобода совести.
- Свобода мнений и убеждений.
- Право на национальную принадлежность, пользование родным языком.
- Право на судебную защиту. Право на юридическую помощь.
- Право на защиту международных организаций.
- Право на управление делами государства.
- Право избирать и быть избранным.
- Право на обращение в государственные органы.
- Свобода объединений.
- Свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования.
- Свобода печати и информации.
- Право на образование.
- Право на труд. Право на отдых.
- Право на охрану здоровья.
- Право на благоприятную окружающую среду.
- Право на социальное обеспечение.
- Право на участие в культурной жизни.
- Конституционные обязанности граждан.
- Правовое положение национальных меньшинств.
- Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства.
- Особенности правового статуса граждан в условиях чрезвычайного и военного положения.
- Соматические права и свободы и их правовая регламентация.
- Правовые основы государственной формы защиты прав человека и гражданина в Республике Беларусь.
- Юридическая ответственность за нарушения прав человека.
- Региональный механизм снг в области защиты прав человека.
- Международные стандарты оон, ес, Совета Европы в области прав человека.
- Международный механизм защиты прав и свобод человека оон.