Реорганизация и ликвидация банков
Реорганизация и ликвидация банков осуществляется в порядке установленном Банковским кодексом главой 13 и соответствующими статьями Гражданского кодекса Республики Беларусь.
Реорганизация банка может происходить путем его разделения, выделения, слияния и присоединения. Разделение и выделение допускается только при условии, что минимальный размер уставного фонда останется в результате реорганизации в пределах установленного законодательством.
Слияние может происходить только с полученного в установленном порядке разрешения Национального банка и только с другими банками.
Присоединиться к банку могут только банк или небанковская кредитно-финансовая организация.
В случае разделения или выделения банков, происходит уменьшение уставных фондов по сравнению с уставным фондом реорганизуемого банка, следовательно, об этом необходимо сообщить кредиторам, которые в свою очередь могут правомерно потребовать произвести с ними расчет.
В процессе реорганизации банков путем слияния, присоединения или преобразования к вновь созданным банкам переходят в порядке, установленном Национальным банком, все лицензии, которые имели реорганизованные банки. При реорганизации банка права и обязанности переходят к вновь созданному банку. В случае отзыва лицензии на осуществления всех банковских операций и при условии полного выполнения банком своих обязанностей перед кредиторами и вкладчиками, банк может быть преобразован в иную коммерческую структуру.
Прекращение банка осуществляется путем его ликвидации, решение о ликвидации может быть принято его учредителями, хозяйственным судом и Национальным банком в случаях предусмотренных законодательством. Ликвидация банка по инициативе его учредителей происходит с письменного согласия Национального банка, куда подается заявление и решение учредителей банка о его ликвидации. Решение о ликвидации может быть принято только после исполнения всех обязательств перед вкладчиками и кредиторами банка. Орган, принявший решение о ликвидации банка, в десятидневный срок после получения согласия Национального банка создает ликвидационную комиссию, назначает председателя и устанавливает срок для ликвидации. В Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Национальный банк вносит сведения о нахождении банка в процессе ликвидации. Ликвидационная комиссия в течение тридцатидневного срока со дня принятия решения о ликвидации банка производит оценку его финансового состояния и в случае недостаточности его имущества для погашения требований кредиторов или задолженностей в бюджет и иные фонды, подает исковое заявление в хозяйственный суд о банкротстве банка. Процедура банкротства осуществляется в соответствие с Законом Республики Беларусь от 18 июля 2000г. «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» [55].
Банк считается ликвидированным с момента внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей соответствующей записи. О ликвидации банка должно быть опубликовано сообщение в официальном банковском издании (Банковском вестнике).
ТЕМА 14. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
Лекция 14. Правовое регулирование рынка ценных бумаг
Понятие рынка ценных бумаг и его государственное регулирование. Фондовая биржа и ее роль в формировании рынка ценных бумаг
Обращение ценных бумаг является важнейшим элементом современных рыночных отношений. Ценные бумаги вращаются на финансовом рынке. Законодательно закрепленного понятия рынка ценных бумаг не существует, однако это понятие рассматривается в экономической литературе. Под рынком ценных бумаг понимается сфера, в которой формируются финансовые источники экономического роста, концентрируются и распределяются инвестиционные ресурсы [20; с.4].
Анализ экономической и правовой литературы позволяют определить рынок ценных бумаг, как сферу обращения определенных видов ценных бумаг, осуществляемых по установленным правилам между обладающими правами и обязанностями субъектами [16; с.159].
Классификацию рынка ценных бумаг можно произвести по различным основаниям:
в зависимости от территориально-пространственной принадлежности рынка – национальный и международный;
в зависимости от роли, которую он играет в процессе воспроизводства – на первичный и вторичный;
в зависимости от срока привлечения денежных средств – денежный рынок и рынок капиталов.
Наиболее распространенное деление рынка ценных бумаг на практике – это деление на первичный и вторичный рынки. Первичный рынок представляет собой рынок, на котором осуществляется размещение впервые выпущенных ценных бумаг. Участниками первичного рынка ценных бумаг являются эмитенты, нуждающиеся в финансовых ресурсах для инвестиций в основной и оборотный капитал и инвесторы, ищущие выгодную для себя сферу вложения денежных средств. Следовательно, первичный рынок ценных бумаг является фактическим регулятором рыночной экономики: определяет размеры накоплений и инвестиций в стране, является средством поддержания пропорциональности в экономике, предполагает размещение новых выпусков ценных бумаг эмитентами и другое.
Первичный рынок предполагает существование вторичного рынка. Вторичный рынок – рынок, на котором осуществляется обращение ценных бумаг в форме перепродажи ранее выпущенных и в других формах. Продажа ценных бумаг на вторичном рынке осуществляется посредством спекулянтов (посредников), целью деятельности которых является получение дохода в виде курсовой разницы, которая формируется под воздействием спроса и предложений. Таким образом, вторичный рынок в отличие от первичного не влияет на размеры инвестиций и накоплений в стране. Он обеспечивает лишь постоянное перераспределение уже аккумулированных через первичный рынок денежных средств между различными субъектами хозяйствования.
Существуют две основные разновидности вторичного рынка: биржевой (организованный) и внебиржевой (неорганизованный). Внебиржевой рынок действует с помощью брокерских и дилерских компаний, которые без единой организационной структуры (по телефону, компьютерной сети) осуществляют продажу ценных бумаг.
Основными участниками рынка ценных бумаг являются эмитенты, инвесторы, профессиональные участники, государство.
Эмитентом ценных бумаг, в соответствии со ст.1 Закона Республики Беларусь от 12 марта 1992г. «О ценных бумагах и фондовых биржах», может выступать юридическое лицо, которое от своего имени выпускает ценные бумаги и обязуется выполнить обязательства, вытекающие из условий выпуска ценных бумаг [34]. Эмитентами могут выступать акционерные общества, эмитентами облигаций могут быть юридические лица, органы исполнительной власти и органы местного управления.
В качестве инвестора могут выступать физические или юридические лица, владеющие ценными бумагами (ст.1 Закона о фондовых биржах).
Профессиональные участники рынка ценных бумаг – это юридические лица, любой формы собственности, осуществляющие профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг и получившие лицензию на эту деятельность (ст.16 Закона о фондовых биржах). Исходя из норм Закона о фондовых биржах, профессиональную деятельность по ценным бумагам могут осуществлять: брокеры, дилеры и другие участники рынка ценных бумаг. Со стороны государства в этой деятельности участвуют: Министерство финансов Республики Беларусь, Национальный банк Республики Беларусь, Министерство экономики Республики Беларусь и другие.
Во главе организованной торговли ценными бумагами стоит фондовая биржа. Ст.24 Закона о фондовых биржах определяет ее понятие – это организация с правом юридического лица, созданная для обеспечения профессиональным участникам рынка ценных бумаг необходимых условий для торговли ценными бумагами, определения их курса (рыночной цены) и его публикации для ознакомления всех заинтересованных лиц, регулирования деятельности участников рынка ценных бумаг.
Следовательно, фондовая биржа является традиционной формой вторичного рынка ценных бумаг. Ее роль в экономике страны определяется степенью разгосударствления собственности, иначе – долей акционерной собственности в производстве валового национального продукта.
К основным функциям биржи относятся:
мобилизация и концентрация свободных денежных средств (капиталов) и накоплений посредством организации продажи ценных бумаг;
инвестирование государства и иных хозяйственных организаций, посредством организации покупки их ценных бумаг;
обеспечение высокого уровня ликвидности вложений в ценные бумаги.
Правовое регулирование рынка ценных бумаг осуществляется посредством системы нормативно-правовых актов Республики Беларусь. Основным из них является Гражданский кодекс Республики Беларусь, который в главе 7 дает понятие ценных бумаг, их виды, определяет требования к ценной бумаге, порядок ее передачи и др. ГК Республики Беларусь и Закон Республики Беларусь от 9 декабря 1992г. «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью» определяет правовые и экономические основы создания бирж [37].
Закон о фондовых биржах определяет единый порядок выпуска и обращения ценных бумаг, регулирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также принципы организации и деятельности фондовой биржи. Деятельность на фондовой бирже осуществляется на основании разрешения (лицензии) в соответствии с «Положением о лицензировании профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам» утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 октября 2003г. №1380 [103].
Особенное место среди источников правового регулирования рынка ценных бумаг отводится законам Республики Беларусь и подзаконным нормативным актам, которые осуществляют непосредственно регулирование некоторых видов ценных бумаг. Так, в качестве примера можно привести:
Закон Республики Беларусь от 13 декабря 1999г. «Об обращении переводных и простых векселей» [54];
постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении порядка выпуска, обращения и погашения векселей Правительства Республики Беларусь» от 20 декабря 1999г. №1931 [92];
постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении основных условий выпуска отдельных государственных ценных бумаг Республики Беларусь» от 13 февраля 2003г. №173 [99] и другие.
Особенности выпуска ценных бумаг банками осуществляется в соответствие с Банковским кодексом Республики Беларусь [23].
Посредством выше перечисленной базой нормативно-правовых актов государство осуществляет в целях обеспечения публичных интересов общества и частных интересов субъектов, действующих на рынке ценных бумаг, государственное регулирование и защиту их законных прав.
Государственное регулирование происходит по различным направлениям, это:
правовое регулирование, с помощью издания нормативно-правовых актов;
создание специальных органов, осуществляющих проведение государственной политики в области регулирования деятельности связанной с ценными бумагами. Таким органом является Комитет по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь утвержденный постановлением Совета Министров от 31 октября 2001г. №1593 [96];
лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Осуществляется в соответствие со ст.ст. 15-20 Закона о фондовых биржах. Для профессиональных участников рынка ценных бумаг устанавливаются квалификационные и финансовые требования, необходимые для получения лицензии. Так, лицензия выдается юридическим лицам, если они имеют в составе как минимум одного сотрудника прошедшего аттестацию в Комитете по ценным бумагам, если они финансово достаточны, занимаются профессиональной деятельностью по ценным бумагам как исключительной;
аттестация специалистов рынка ценных бумаг;
регулирование информационного обеспечения рынка ценных бумаг;
регулирование отношений, влияющих на конкуренцию на рынке ценных бумаг;
защита прав инвесторов рынка ценных бумаг осуществляется в соответствии с Инвестиционным кодексом Республики Беларусь и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 мая 1997г. №456 «О защите прав инвесторов»[83];
установление мер ответственности за нарушение законодательства о ценных бумагах. Меры ответственности определяются различными правовыми актами. Так, Комитет по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь, вправе приостановить процесс выпуска ценных бумаг или запретить выпуск, если он осуществляется с нарушением действующего законодательства, а также в случае обнаружения, что проспект эмиссии, представленной к регистрации, содержит неточные сведения или не удовлетворяет иным требованиям законодательства.
- Хозяйственное законодательство
- Понятие хозяйственных правоотношений
- Субъекты и формы предпринимательства. Государственная регистрация субъекта хозяйственной деятельности
- Права и обязанности предпринимателя. Защита прав предпринимателя. Ответственность за нарушение прав предпринимателя
- Лицензирование предпринимательской деятельности
- Ответственность предпринимателя. Прекращение предпринимательской деятельности
- Граждане как субъекты хозяйственной деятельности
- Общая характеристика порядка создания и прекращения субъектов хозяйственной деятельности (коммерческих организаций)
- Хозяйственные товарищества и общества как субъекты хозяйственной деятельности
- Полное товарищество
- Коммандитное товарищество (товарищество на вере)
- Общество с ограниченной ответственностью
- Общество с дополнительной ответственностью
- Акционерное общество
- Унитарные предприятия
- Республика Беларусь и административно-территориальные единицы как субъекты хозяйственной деятельности
- Право хозяйственного ведения. Право оперативного управления
- Право аренды. Правомочия распоряжения
- Источники формирования имущества субъектов хозяйствования. Уставный фонд, его размер. Фонды и резервы
- Субъекты правоотношений связанные с банкротством
- Процедуры банкротства
- Мировое соглашение
- Субъекты и объекты приватизации
- Способы разгосударствления и приватизации государственного имущества
- Порядок приватизации объектов государственной собственности. Оформление сделок по приватизации и права собственности на объекты приватизации
- 1. Предложение о приватизации объекта государственной собственности.
- 2. Принятие решения о приватизации.
- 3. Создание комиссии по приватизации объекта.
- 4. Приватизация объекта в соответствии с утвержденным планом.
- 5. Оформление сделок по приватизации и права собственности на объекты приватизации.
- Тема 7. Общие положения о хозяйственном договоре Лекция 7. Общие положения о хозяйственном договоре Понятие хозяйственного договора. Виды хозяйственных договоров. Система хозяйственных договоров
- Порядок заключения. Содержание и существенные условия хозяйственных договоров. Изменение и расторжение хозяйственных договоров
- Отдельные виды хозяйственных договоров
- Понятие и виды мер оперативного воздействия на субъекты хозяйственных отношений
- Правовые основы технического нормирования и стандартизации в Республике Беларусь
- Правовые основы оценки соответствия продукции, работ и услуг
- Правовое обеспечение единства измерений
- Тема 10. Правовое регулирование цен и ценообразования Лекция 10. Правовое регулирование цен и ценообразования Понятие и виды цен и тарифов. Законодательство о ценообразовании
- Государственное регулирование цен и тарифов и его способы
- Установление предельных индексов изменения цен (тарифов)
- Права и обязанности субъектов хозяйствования в области ценообразования
- Государственный контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании и ответственность за его нарушение
- Доминирующее положение субъектов хозяйствования
- Понятие монополистической деятельности и ее формы
- Государственное регулирование монополистической деятельности
- Понятие конкуренции. Формы недобросовестной конкуренции и ответственность за нее
- Правовое регулирование деятельности фондовых бирж.
- Правовой статус Национальный банка Республики Беларусь, его роль и функции в формировании финансово-кредитной системы Республики Беларусь
- Общие положения о коммерческих банках. Виды коммерческих банков. Государственная регистрация и лицензирование банковской деятельности
- Реорганизация и ликвидация банков
- Понятие ценных бумаг. Классификация ценных бумаг
- Порядок выпуска и регистрации ценных бумаг
- Субъекты, объекты и источники инвестиционной деятельности
- Государственное регулирование и поддержка инвестиционной деятельности. Гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности. Защита инвестиций
- Осуществление инвестиционной деятельности. Оценка инвестиционных проектов. Экспертиза инвестиционных проектов
- Инвестиционный и концессионный договоры
- Особенности создания коммерческих организаций с иностранными инвестициями