logo
УМК по ИГПЗС

3. Виды занятий и методики обучения

Учебный курс истории государства и права зарубежных стран включает в себя проведение лекций, семинарских занятий, выполнение реферата, консультацию и экзамен. Предусмотренный учебной программой объем часов, отводимых на изучение дисциплины, различается в зависимости от формы обучения (дневная, вечерняя, заочная, сокращенная), что предъявляет известные требования к селекции материала и, соответственно, увеличивает значение самостоятельной работы учащихся по освоению предмета. Вообще самостоятельная работа (как минимум в объеме отведенных для этого часов, указываемых в тематическом плане) является важной и неотъемлемой составной частью курса, без него его успешное усвоение является невозможным.

    1. Теоретические занятия (лекции) организуются по потокам. Общий объем лекционного курса с разбивкой на темы указан в тематическом плане. На лекциях учащимся даются основные информационные блоки, из которых вытекает целостное, связное представление об изучаемом предмете. Особенности изложения лекционного материала обуславливаются спецификой самой дисциплины. Поскольку предмет называется «История государства и права зарубежных стран», может создаться ошибочное представление, что задачей лектора является охват всех когда-либо существовавших государственно-правовых систем мира. Это, разумеется, невозможно, да и не представляет особой необходимости. Гораздо более целесообразно будет сосредоточиться на важнейших государственно-правовых системах, имеющих наибольшее иллюстративное значение (для Древнего мира это государство и право Египта, Месопотамии, Индии, Древней Греции и Рима, для Средних Веков – государственно-правовые системы западно-европейских стран, Византии и арабского Востока, для Нового времени целесообразнее сосредоточиться исключительно на государстве и праве стран западного мира, включая США).

При изложении предмета следует уделять особое внимание рассмотрению общих понятий концептуального характера. В частности, следует остановиться на специфике западного и восточного путей развития государства и права. При этом говоря о «западном пути», необходимо охарактеризовать такие феномены социальной организации, как городская, или гражданская, община (полис), коллегии, корпорации, гражданское общество и т.п. Представляется особенно важным показать их специфику на конкретно-историческом материале. Например, характеризуя античное государство и право, имеет смысл продемонстрировать, чем полис (гражданская община) отличался от аграрной (сельской) общины, имевшей особое распространение на Востоке. Аналогичным образом, говоря о средневековом государстве и праве, нужно остановиться на характеристике феномена западного феодализма и показать его отличия от феодализма восточного.

Большое значение для введения учащихся в суть излагаемого предмета имеет ознакомление их с основными научными подходами и дискуссиями. Важно, чтобы подача дискуссионного материала опиралась на материал учебный, дидактический, дополняя и углубляя его изложение. Для этого необходимо, чтобы учащиеся имели достаточно четкие представления о предмете, свободно владея фактическим материалом, изложенным на предшествующих лекциях.

Неотъемлемой составной частью курса является ознакомление студентов (слушателей) с памятниками законодательства прошлого. Детальное рассмотрение указанных памятников (в том числе разбор их текста) имеет смысл осуществлять в рамках семинарских занятий, тогда как на лекции достаточно ограничиться их общей характеристикой, рассмотреть их историческое значение, особенности содержания и наиболее существенные институты.

    1. Практические (семинарские) занятия организуются по группам. На семинарских занятиях происходит повторение, углубление и расширение знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Общее количество часов, отведенных на семинарские занятия соответствует числу лекционных часов. Семинарские занятия проводятся по планам, представленным в настоящем Учебно-методическом комплексе. Количество семинарских занятий различается в зависимости от отделений и формы обучения.

Основной целью семинарских занятий является не просто воспроизведение учащимися той информации, которая была ими получена на лекциях и почерпнута из научной и учебной литературы, но в первую очередь развитие способностей студентов (слушателей) к самостоятельному мышлению, умение формулировать, излагать и аргументировать собственную позицию. Соответственно этому применяются и конкретные методики организации и проведения семинарских занятий. Важнейшей составной частью занятия являются сообщения, делаемые учащимися на семинаре. Темы сообщений соответствуют основным позициям, заявленным в плане семинарского занятия.

При оценке сообщения учитываются следующие критерии:

Особое внимание следует обращать также на умение учащегося грамотно излагать свои мысли, умение облекать их в правильную с точки зрения языка форму. Выступление на семинарском занятии, даже и содержательное, но беспомощное в формальном отношении не может претендовать на высокую оценку.

Помимо основных сообщений учащиеся могут выступать с дополнительными сообщениями. Дополнительные сообщения могут быть посвящены аспектам, не затронутым (или затронутым недостаточно обстоятельно) в основных сообщениях, либо делаться на самостоятельные темы, заранее сформулированные учащимися и согласованные с преподавателем, ведущим семинарские занятия. При этом выступающие должны быть в состоянии дать развернутые, исчерпывающие ответы на вопросы, задаваемые преподавателем, а также студентами (слушателями). Вопросы, а равно и ответы, должны иметь четкую, корректную формулировку, позволяющую понять их суть.

Еще одним важным компонентом семинарского занятия является дискуссия. Дискуссия представляет собой совокупность выступлений «с места», и в ней принимает участие вся группа. При проведении дискуссии следует поощрять стремление учащихся высказывать собственную точку зрения по рассматриваемым на семинарском занятии вопросам (при условии, разумеется, что эта точка зрения достаточно обоснована). При оценке работы учащегося на семинарском занятии участие в дискуссии приравнивается к дополнительному сообщению. Активная работа учащегося на семинарском занятии (выступление с основными и дополнительными сообщениями на трех и более семинарах, участие в дискуссии на всех семинарских занятиях) учитывается при выставлении итоговой оценки остаточных знаний по курсу.

В случае недостаточной готовности учащихся к семинарскому занятию преподаватель может прибегнуть к такой форме выявления текущих знаний, как опрос. Опрос проводится в той форме, которую избирает преподаватель. Это может быть устный опрос учащихся с ответами на задаваемые вопросы либо письменный опрос (в том числе выполнение контрольных работ и решение тестовых заданий). Преподаватель также имеет право – независимо от степени готовности учащихся к семинарскому занятию - проводить текущий опрос на любом из занятий. Итоги опросов также влияют на выставление итоговой оценки.

    1. Самостоятельная работа в широком смысле представляет собой совокупность всей самостоятельной деятельности обучаемых как в отсутствии преподавателя, так и в контакте с ним, в учебной аудитории и за ее пределами (в том числе и в процессе учебных занятий). В целях более успешного усвоения учебного материала учащиеся могут обращаться к преподавателю за получением индивидуальных консультаций, которые представляют собой важную форму организации самостоятельной работы.

В процессе самостоятельной работы осуществляется изучение студентом (слушателем) учебной и научной литературы, заявленной в настоящем Учебно-методическом комплексе. Работа над литературой принесет максимальную пользу лишь в том случае, если учащийся не ограничится беглым ознакомлением с источниками, а достаточно досконально изучит их. В идеале желательно, чтобы работа с источниками сопровождалась составлением более или менее развернутого конспекта. При составлении конспекта рекомендуется обращать особое внимание на понятия и термины. При этом важно не заучивать их автоматически, а пытаться понять и уяснить для себя смысл этих терминов. Целесообразным является составление учащимся собственного глоссария терминов, встречающихся в лекциях и почерпнутых в литературе. Необходимо выписывать все непонятные термины и обращаться за их разъяснением к преподавателю, либо к глоссарию, помещенному в настоящем Учебно-методическом комплексе, а также и специальным словарям-справочникам. Учитывая специфику предмета, возможно также составление учащимся хронологической таблицы, включающей в себя важнейшие даты из истории государства и права зарубежных стран. Использование указанных методик организации самостоятельной работы (составление конспектов, глоссария и хронологических таблиц, проведение индивидуальных и групповых консультаций) будет способствовать оптимизации усвоения материала и в конечном итоге окажется существенным подспорьем успешной сдачи экзамена.

Важным требованием, предъявляемым к самостоятельной работе является ее регулярность и систематичность. Учащийся должен определить то количество часов, которое, с его точки зрения, следует уделять самостоятельной работе по данному предмету в течение недели (с учетом того, что общее количество часов, отводимых учащимся самостоятельной работе не должно быть меньше предусмотренного учебной программой).