logo
Конспект лекций

5.6 Прогнозирование чс

Прогнозирование ЧС - опережающее отражение вероятности возникнове­ния и развития ЧС на основе анализа возможных причин ее возникновения, ее источника в прошлом и настоящем.

Прогнозирование может носить дол­госрочный, краткосрочный или оперативный характер.

Методы прогнозиро­вания: 1) экспертные оценки; 2) экстраполирование; 3) моделирование; 4) применение аналогий.

Прогнозирование ЧС:

I. прогнозирование возникновения:

1. по параметрам: а) место; б)сила; в) время; г) частота;

2. по времени: 1) долго­срочный; 2) краткосрочный; 3) среднесрочный. Более точными являются кратковременные, менее точными - долгосрочные прогнозы. Оправдываемость прогнозов составляет не менее 70%.

II. прогнозирование последствий: 1. Априорные (заблаговременно и оперативно по факту). 2. Апастериальные.

Мероприятия, необходимые для предотвращения ущерба от ЧС, подразде­ляются на фоновые и защитные.

Фоновые (постоянно проводимые) меропри­ятия, основанные на долгосрочном прогнозе, включают следующее:

1) вы­полнение строительно-монтажных работ с учетом требований СНиП;

2) со­здание надежной системы оповещения населения об опасностях;

3) накопле­ние фонда защитных сооружений и обеспечение населения средствами инди­видуальной защиты;

4) организация радиационного, химического и бакте­риологического наблюдения, разведки и лабораторного контроля;

5) всеоб­щее обязательное обучение населения правилам поведения и действиям в ЧС;

6) проведение режимных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;

7) отказ от строительства потенциально опасных объектов в экономически уязвимых зонах;

8) перепрофилирование объектов - источни­ков повышенной опасности для здоровья и жизни людей;

9) материально- техническое и финансовое обеспечение мероприятий ГО;

10) практическая отработка планов ликвидации последствий ЧС.

Защитные мероприятия, которые необходимы, когда предсказан момент ЧС, включают в себя:

1) развертывание системы наблюдения и разведки, не­обходимых для уточнения прогноза; приведение в готовность системы опо­вещения населения о ЧС;

2) ввод в действие специальных правил функцио­нирования экономики и общественной жизни;

3) нейтрализация источников повышенной опасности при ЧС, прекращение операций с ними;

4) приведе­ние в готовность аварийно-спасательных служб;

5) частичная эвакуация населения.

С целью прогнозирования ЧС в мирное и военное время в РБ постановле­нием Совета Министров Республики Беларусь №1466 от 19 ноября 2004 г. создана система мониторинга и прогнозирования ЧС (СМПЧС)

Целью СМПЧС является разработка и реализация мер по предупреждению и ликвидации ЧС, минимизации их социально-экономических и экологиче­ских последствий.

СМПЧС функционирует в рамках ГСЧС и проводит до 15 отдельных видов мониторинга (наблюдений и контроля, проводимых регу­лярно, по определенной программе) источников ЧС (транспортных аварий с опасными грузами, пожаров и взрывов на опасных производственных объек­тах, аварий с выбросом АХОВ на объектах и др.).

МПЧС представляет собой совокупность систем наблюдения 11 органов государственного управления (Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство энергетики, Белорусский государственный концерн по нефти и химии, Министерство промышленности и др.).

МЧС – Организует и координирует функционирование СМПЧС, обеспечивает сбор, хранение, обработку ин­формации о ЧС ситуациях и их прогнозирование

Для прогнозирования природных ЧС используют закономерности террито­риального распределения, и проявления во времени различных процессов и явлений, происходящих в неживой природе.

Прогнозируют бури, ураганы, смерчи, ливни, затяжные дожди, заморозки и сильные снегопады, грозу, молнии, град и др.

Для прогнозирования влия­ния скрытых очагов пожара (подземных или торфяных) на возможность воз­никновения лесных пожаров используется фотосъёмка в инфракрасной части спектра, осуществляемая с самолётов или космических аппаратов.

В качестве примера прогнозирования приводим карту прогнозирования радиоактивного загрязнения цезием-137 территории РБ на 2016 и 2046 гг.