logo
шпорище

36. Недобросовестная конкуренция: понятие, формы, ответственность.

Основными нормативными правовыми актами Республики Беларусь, регулирующими отношения недобросовестной конкуренции, являются Гражданский кодекс Республики Беларусь [2], законы "О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами" [4] и "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции" [5].

В соответствии с пунктами 1-3 статьи 1029 Гражданского кодекса Республики Беларусь недобросовестной конкуренцией признаются:

1) все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, товаров, работ, услуг или предпринимательской деятельности конкурентов;

2) ложные утверждения при осуществлении предпринимательской деятельности, способные дискредитировать юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, товары, работы, услуги или предпринимательскую деятельность конкурента;

3) указания или утверждения, использование которых при осуществлении предпринимательской деятельности может ввести в заблуждение относительно характера, свойств, пригодности к применению или количества товаров, работ, услуг конкурента.

Статья 14² Закона о противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции относит к формам недобросовестной конкуренции следующие действия:

1) способные вызвать смешение в отношении предприятий, товаров или предпринимательской деятельности конкурентов, в том числе:

незаконное использование хозяйствующим субъектом не принадлежащего ему фирменного наименования, товарного знака (знака обслуживания), наименования места происхождения товара на товарах, их упаковке, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, в рекламных материалах, печатных изданиях и иной документации;

введение в гражданский оборот товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации участников гражданского оборота или их товаров;

незаконное копирование внешнего вида товара другого хозяйствующего субъекта, за исключением случаев, когда копирование товара или его частей (узлов деталей) обусловлено исключительно их техническим применением;

введение в гражданский оборот товаров другого хозяйствующего субъекта с использованием собственных средств индивидуализации товара, если иное не предусмотрено договором, заключенным между хозяйствующими субъектами.

2) ложные утверждения при осуществлении предпринимательской деятельности, способные дискредитировать предприятие, товары, работы, услуги или предпринимательскую деятельность конкурента (т.е. хозяйствующего субъекта, осуществляющего предпринимательскую деятельность на одном и том же товарном рынке (статья 1 Закона о противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции)), в том числе в результате:

распространения хозяйствующим субъектом непосредственно или через других лиц в средствах массовой информации, рекламных и иных изданиях, через любые электронные средства массовой информации и иными способами ложных, недостоверных, искаженных сведений о предпринимательской деятельности, финансовом состоянии, научно-технических и производственных возможностях, товарах конкурента:

распространения хозяйствующим субъектом непосредственно или через других лиц в любой форме и любыми способами заявлений, которые содержат информацию, порочащую деловую репутацию хозяйствующего субъекта либо его учредителя (участника, собственника имущества) или работника, и могут подорвать доверие к хозяйствующему субъекту как производителю товаров.

3) указания или утверждения при осуществлении предпринимательской деятельности, которые могут ввести в заблуждение относительно характера, свойств, способа и места изготовления, пригодности к применению или количества товаров конкурента, в том числе осуществляемые посредством некорректного сравнения производимого хозяйствующим субъектом товара с товаром конкурента путем распространения хозяйствующим субъектом в любой форме и любыми способами сведений, содержащих ложные или неточные сопоставительные характеристики собственного товара и товара конкурента, способные повлиять на свободу выбора потребителя при приобретении товаров или заключении сделки.

Ответственность за недобросовестную конкуренцию

В зависимости от вида ответственности и необходимых мер, подлежащих применению к субъекту хозяйствования, они могут налагаться антимонопольным органом или судом. К субъектам хозяйствования, нарушившим антимонопольное законодательство, могут применяться гражданские, административные или уголовные меры воздействия.