6.1. Понятие, система и принципы государственной службы
Государственным служащим как субъектам административного права принадлежит важнейшая роль в управлении в социально-экономической и административно-политической сферах, укреплении российской государственности и реформировании общества на основах демократии и права.
Для современной организации государственной службы характерна ее принципиально новая система с видовой классификацией, установленная Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации". Если ранее государственная служба подразделялась только по уровням - на федеральную и субъектов Федерации, то теперь она подразделяется также и на три вида - гражданскую, военную и правоохранительную. При этом только государственная гражданская служба подразделяется на два уровня - на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Федерации. Военная и правоохранительная службы наряду с государственной гражданской службой считаются видами федеральной государственной службы. В Законе даны понятия каждого вида службы, которые будут раскрыты далее.
В соответствии с установленным делением государственной службы принимаются федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации о видах государственной службы, а также законодательные и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации о государственной гражданской службе этих субъектов.
Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации" является базовым, поскольку устанавливает общие (единые) правовые и организационные основы для всех ее видов, различающиеся между собой по функционально-целевой направленности профессиональной служебной деятельности государственных служащих этих видов службы - гражданских служащих, военнослужащих, сотрудников правоохранительной службы. Федеральными законами о видах государственной службы и многими иными нормативными правовыми актами Российской Федерации регулируются особенности каждого из этих видов службы, определяется специальный административно-правовой статус государственных гражданских служащих, военнослужащих, сотрудников правоохранительной службы.
Государственная гражданская служба регулируется Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27 июля 2004 г.; другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы; указами Президента; постановлениями Правительства; нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. Государственная гражданская служба субъектов Федерации в значительной степени регулируется региональным законодательством исходя из общих (единых) правовых и организационных основ, установленных федеральным законодательством.
Военная служба регулируется Федеральными законами "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г., "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г., другими федеральными законами и актами Президента, Правительства и федеральных органов исполнительной власти, где предусмотрена военная служба. Соответствующими нормативными правовыми актами регулируются и особенности правоохранительной службы. Для военной и правоохранительной службы характерно и то, что многие вопросы службы регулируются уставами, положениями о конкретных органах и их структурных подразделениях, предназначенных для выполнения специфических задач и функций.
В целом современная система государственной службы с ее видовой классификацией учитывает не только федеративное устройство страны, но и специфику условий гражданской, военной и правоохранительной службы.
Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации" установлены следующие основные принципы ее построения и функционирования.
1. Принцип федерализма, который обеспечивает единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации.
2. Принцип законности означает, что исполнительные органы и должностные лица при осуществлении своих задач и функций обязаны строго соблюдать законы и иные нормативные правовые акты о государственной службе.
3. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность признания, соблюдения и защиты.
4. Принцип равного доступа граждан к государственной службе закреплен в ст. 32 Конституции. Сущность принципа заключается в том, что при приеме на государственную службу не допускается каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений в зависимости от расы, пола, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъекта Федерации, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
5. Принцип единства правовых и организационных основ государственной службы предполагает законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы на уровне как федеральном, так и субъектов Федерации.
6. Принцип взаимосвязи государственной и муниципальной службы нашел свое отражение в законодательном закреплении единства основных квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы и должностей муниципальной службы, требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих и муниципальных служащих. Соотносимы основные условия оплаты служебной деятельности и социальных гарантий, а также пенсионного обеспечения.
7. Открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих
8. Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих. Именно по этому критерию, прежде всего, оцениваются достоинства кандидатов. Профессионализм означает исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей постоянно (в течение определенного времени) по приобретенной профессии за регулярно получаемое вознаграждение, проявляя при этом глубокое и всестороннее знание правил и процедур, владение практическими навыками в определенной сфере деятельности.
9. Защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц крайне необходима для обеспечения нормальной деятельности государственных органов, исключения фактов коррупции и принятия незаконных решений.
- Административное право
- Тема 1. Управление, государственное управление, исполнительная власть
- 1.1. Общее понятие управления. Функции управления.
- 1.2. Государственное управление
- 1.3. Исполнительная власть.
- Тема 2. Сущность и основные институты административного права
- 2.1. Общественные отношения, регулируемые административным правом
- 2.2. Метод административного права
- 3.3. Функции и принципы административного права
- 2. 4. Понятие и система субъектов административного права
- 2. 5. Место административного права в правовой системе Российской Федерации
- Тема 3. Административно-правовые нормы
- 3.1. Понятие и особенности административно-правовых норм
- 3. 2. Виды административно-правовых норм
- 3.3. Реализация административно-правовых норм
- 3. 4. Источники административного права
- Тема 4 . Административно-правовые отношения
- 4.1. Основные черты административно-правовых отношений
- 4. 2. Юридические факты в административном праве
- 4.3. Виды административно-правовых отношений
- Тема 5 субъекты административного права
- 5.1. Административно-правовой статус гражданина
- 5.1.1 Основы административно-правового статуса гражданина Российской Федерации
- 5.1.2. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
- 5.1.3. Административно-правовая защита прав и свобод граждан
- 5.1.4. Обращения граждан
- 5.1. 5. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
- 5.2. Административно-правовой статус органов исполнительной власти
- 5.2.1. Понятие органов исполнительной власти
- 5.2.2. Виды органов исполнительной власти
- 5.2.3. Основные принципы организации и деятельности органов исполнительной власти
- 5.2. 4. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти
- 5.2.5. Правительство Российской Федерации
- 5.2.6. Федеральные органы исполнительной власти
- 5.2. 7. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти
- 5.2.8. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
- Тема 6. Административно-правовой статус государственных служащих
- 6.1. Понятие, система и принципы государственной службы
- 6.2. Понятие и классификация должностей государственной службы
- 6.3. Понятие и классификация государственных служащих
- 6. 4. Основы административно-правового статуса государственных служащих
- 6. 5. Административно-правовое регулирование поступления на государственную службу и ее прохождения
- 6. 6. Поощрение, награждение и ответственность государственных служащих
- Тема 7. Правовые акты управления: понятие, юридическое значение
- 7.1.Виды правовых актов управления
- 7.2. Действие правовых актов управления
- Тема 8. Административно-правовые методы
- 8.1. Понятие административно-правовых методов. Виды административно-правовых методов
- 8.2. Понятие и основания административного принуждения
- 8.2.1. Меры административного принуждения
- Тема 9. Административное правонарушение
- 9.1. Сущность и признаки административного правонарушения
- 9.2. Понятие и юридический состав административного правонарушения
- 9. 3. Виды административных правонарушений
- Тема 10. Административная ответственность
- 10.1. Понятие и основные черты административной ответственности
- 10. 2. Освобождение от административной ответственности
- 10.3. Административная ответственность юридических лиц
- Тема 11. Административное наказание
- 11.1. Понятие и цели административного наказания
- 11.2. Виды административных наказаний
- 11. 3. Назначение административного наказания
- Тема 12. Судьи, органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
- 12. 1. Понятие и система органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях
- 12. 2. Виды органов административной юрисдикции
- 12. 3. Подведомственность дел об административных правонарушениях
- Тема 13. Административно-процессуальная деятельность
- 13. 1. Административный процесс: сущность, виды
- 13.2. Правовое регулирование и принципы административного процесса
- Тема 14. Производство по делам об административных правонарушениях
- 14. 1. Общие положения
- 14. 2. Участники производства
- 14.3. Доказательства
- 14.4. Возбуждение дела об административном правонарушении, административное расследование
- 14.5. Рассмотрение дела и вынесение постановления
- 14. 6. Пересмотр постановлений и решений
- 14.7. Исполнение постановлений
- Тема 15. Понятие законности и способы ее обеспечения в деятельности органов исполнительной власти
- Тема 16. Организация государственного управления
- 16.1. Управление экономической сферой
- 16.1.1.Органы управления экономическим развитием, торговлей и государственным имуществом и их полномочия в сфере государственного управления
- 16.2. Управление в сфере финансовой деятельности
- 16.2.1. Органы управления в сфере финансовой деятельности и их полномочия в сфере государственного управления.
- 16.3. Управление в сфере образования и науки
- 16.3.1. Органы управления в сфере образования и науки
- 16.1.2. Образовательные, научные учреждения и организации
- Тема 17. Государственное управление в области обороны
- 17.1. Органы управления в области обороны и их полномочия в государственном управлении.
- Тема 18. Управление в области безопасности
- 18. 1. Органы управления в области безопасности
- Тема 19. Управление в области внутренних дел
- 19.1. Понятие общественного порядка и общественной безопасности
- 19.2. Органы управления внутренними делами
- 19.3. Правовое положение милиции
- 19.4. Внутренние войска
- 19.5. Федеральная миграционная служба
- Тема 20. Управление в области юстиции
- 20.1. Органы управления в области юстиции