Правовой режим субъектов правоотношений связанных с банкротством
Дела о несостоятельности (банкротстве) являются одним из видов дел особого производства подведомственных хозяйственному суду.
«Дела особого производства отличаются от дел искового производства тем, что в них отсутствует какой-либо материально-правовой спор, по существу, целью рассмотрения таких дел является установление факта. В связи с этим различается состав лиц, участвующих в деле о банкротстве: вместо сторон (истцов и ответчиков), а также третьих лиц в деле о банкротстве участвуют должник, кредиторы и иные лица» [8; с.20].
Характеристику субъектов правовых отношений, связанных с банкротством субъектов хозяйствования начнем с фигуры должника. Должником может быть неплатежеспособный индивидуальный предприниматель или неплатежеспособное юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, либо некоммерческой организации, действующей в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда (ст.1 Закона о банкротстве). Иначе говоря, банкротами могут быть признаны субъекты хозяйствования.
ГК Республики Беларусь также указывает на два вида субъектов хозяйствования, которые могут быть признаны экономически несостоятельными (банкротами) – это гражданин являющийся индивидуальным предпринимателем, а также юридическое лицо. Согласно ч.1. п.1 ст.24 ГК, индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан экономически несостоятельным (банкротом) в судебном порядке.
Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующего в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, в судебном порядке может быть признано экономически несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов (ч.1 п. 1 ст. 61 ГК).
Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано только по решению Правительства Республики Беларусь (п. 6 ст. 115 ГК). При этом интересы кредиторов казенного предприятия обеспечиваются тем, что Республика Беларусь несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия в случае недостаточности его имущества для их выполнения, поэтому казенное предприятие не может быть признано банкротом (п. 5 ст. 115 ГК).
Члены же потребительского кооператива, обязаны в течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса покрыть образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов. В противном случае кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов. При этом члены потребительского кооператива несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах внесенной части дополнительного взноса каждого члена кооператива (п. 4 ст. 116 ГК).
Благотворительный или иной фонд может быть ликвидирован по заявлению заинтересованных лиц (п.2 ст.119 ГК). Так, решение о его ликвидации может быть принято в том случае, если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения имущества отсутствует. В случае ликвидации фонда его имущество используется для удовлетворения требований кредиторов, а оставшаяся часть направляется на цели, указанные в уставе фонда.
Субъекты естественных монополий, юридических лиц, являющихся режимными и особо режимными объектами и (или) имеющих такие объекты, юридических лиц, имеющих объекты, находящиеся только в собственности государства, обеспечивающих поддержание необходимого уровня обороноспособности, функционирование стратегически значимых отраслей экономики и (или) иные важные государственные потребности, к ним законодательство об экономической несостоятельности (банкротстве) не применяется, за исключением положений установленных подп. 1.6 - 1.8 п. 1 и подп. 6.1 п. 6 Указа от 12 ноября 2003г., а также ст.ст. 15, 16 и ч.4 ст. 113 Закона о банкротстве (п.1.3 Указа от 12 ноября 2003г.).
Участвовать в процессе производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) в качестве субъекта (потерпевшего) могут кредиторы (конкурсные кредиторы) это лица, предполагающие о наличии у них права требовать от должника денежного удовлетворения.
Кредиторов можно разделить на три группы:
кредиторы по трудовым обязательствам (напр., по заключенному трудовому контракту);
кредиторы по обязательным платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды (напр., налоговые органы);
кредиторы по гражданско-правовым обязательствам (напр., контрагенты по договорам).
Действующее законодательство предусматривают наличие специфических образований кредиторов, связанных с правоотношением по банкротству. Так, Закон о банкротстве указывает на существование следующих образований:
конкурсные кредиторы;
собрание кредиторов;
комитет кредиторов;
Конкурсные кредиторы – кредиторы по платежным обязательствам, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни и здоровью, а также учредителей (участников) должника - юридического лица, перед которыми должник несет ответственность по обязательствам, вытекающим из такого участия, или представитель работников должника – по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений (ст.1 Закона о банкротстве).
В процессе конкурсного производства интересы всех кредиторов представляют собрание кредиторов и комитет кредиторов, образуемые в соответствии с законодательством.
Собрание кредиторов – состоит из конкурсных кредитов, в обязанности которого входит рассмотрение наиболее существенных вопросов, связанных с судьбой должника.
К исключительной компетенции собрания кредиторов относятся:
защита требований кредиторов в случаях, предусмотренных законодательством;
принятие решения об утверждении плана санации или плана ликвидации должника - юридического лица либо плана прекращения деятельности должника - индивидуального предпринимателя и освобождения его от долгов;
принятие решения о заключении мирового соглашения;
принятие решения о заявлении в хозяйственный суд ходатайства об открытии ликвидационного производства или об отстранении управляющего;
принятие решения об образовании комитета кредиторов, определение его количественного состава, избрание членов комитета кредиторов или принятие решения о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов;
рассмотрение жалоб на действия управляющего;
и др. вопросы.
Конкурсный кредитор на собрании кредиторов обладает числом голосов, пропорциональным сумме его требований к должнику, признаваемых в соответствии с законодательством, установленными на дату проведения собрания кредиторов.
Решения собрания кредиторов по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов, присутствующих на собрании кредиторов, если иное не предусмотрено законодательством.
Комитет кредиторов – постоянно действующий полномочный орган, избираемый собранием кредиторов, осуществляющий контроль за деятельностью управляющего, которая должна соответствовать требованиям законодательства. В состав комитета кредиторов могут быть включены представители конкурсных кредиторов в количестве, определяемом собранием кредиторов, но не более семи человек. Если количество конкурсных кредиторов менее десяти, решением первого общего собрания кредиторов может быть предусмотрено выполнение собранием кредиторов функций комитета кредиторов. Решения комитета кредиторов принимаются большинством голосов от общего числа членов комитета кредиторов.
Комитет кредиторов для выполнения возложенных на него функций вправе:
требовать от управляющего представления в соответствии с Законом о банкротстве информации о финансовом состоянии должника и ходе санации или ходе ликвидационного производства;
обжаловать в соответствии с законодательством в хозяйственный суд действия управляющего.
Комитет кредиторов вправе принимать решения:
о созыве собрания кредиторов;
о рекомендации собранию кредиторов рассмотреть вопросы о ненадлежащем исполнении управляющим своих обязанностей и заявлении в хозяйственный суд ходатайства об освобождении управляющего от должности;
об утверждении или отказе в утверждении сделок должника, которые в соответствии с Законом заключаются с согласия комитета кредиторов;
о представлении хозяйственному суду кандидатуры помощника управляющего;
по иным вопросам, отнесенным в соответствии с законодательством к его компетенции собранием кредиторов.
Статья 20 Закона о банкротстве перечисляет лиц, участвующих в деле о банкротстве, таковыми, помимо должника и кредитора, являются:
управляющий (временный управляющий);
налоговые и иные уполномоченные органы;
местный исполнительный и распорядительный орган по месту нахождения должника - юридического лица;
прокурор в случае рассмотрения дела о банкротстве по его заявлению и в иных случаях, предусмотренных законодательством;
орган государственного управления по делам о банкротстве в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве;
иные лица в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве.
Судебная практика обращает наше внимание на то, что лицами, участвующими в деле о банкротстве, наряду с перечисленными в ст.20 Закона о банкротстве, также являются:
собственник имущества должника и (или) его представители;
учредители (участники должника) и (или) их представители;
представитель работников должника;
и другие.
В силу подп. 1.18 п.1 Указа от 12 ноября 2003г. все участники в деле о банкротстве должника, вправе обжаловать решения собрания (комитета) кредиторов, принятые по фактам действий (бездействий) временных (антикризисных) управляющих, в хозяйственный суд, рассматривающий дело о банкротстве, а также пользуются равными правами и в соответствии с актами законодательства наделены равными процессуальными обязанностями.
Осуществлять все процедуры связанные с экономической несостоятельностью (банкротством) должника, реализуя основные положения законодательства о банкротстве должен еще один из основных фигурантов этого процесса – управляющий. Это лицо на различных стадиях банкротства именуется по разному - временный управляющий, антикризисный управляющий.
Временным управляющим является физическое или юридическое лицо, назначенное хозяйственным судом для проверки наличия оснований для возбуждения конкурсного производства и осуществления мер по обеспечению сохранности имущества должника, т.е. его деятельность связана с защитным периодом (далее - управляющий).
Антикризисным управляющим может быть физическое или юридическое лицо, осуществляющее свою деятельность на основе полученной лицензии, назначенное хозяйственным судом, в обязанности которого входит проведение некоторых процедур банкротства.
Требования, предъявляемые к квалификации управляющего в производстве признания субъекта хозяйственной деятельности банкротом разъясняются «Положением об аттестации физических лиц на их соответствие профессионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к антикризисному управляющему в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)», утвержденным постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 27 октября 2003г. №206 [127]. Деятельность в качестве управляющего в производстве по делу о банкротстве осуществляется на основании лицензии управляющего, выданной в установленном порядке органом государственного управления по делам о банкротстве.
Лицензии управляющего могут быть трех категорий: "А", "В" и "С".
Лицензия категории "А" дает право на назначение управляющим в производстве по делу о банкротстве должника, имеющего численность работников до ста человек.
Лицензия категории "В" дает право на назначение управляющим в производстве по делу о банкротстве должника, имеющего численность работников до тысячи человек.
Лицензия категории "С" дает право на назначение управляющим в производстве по делу о банкротстве должника без ограничения численности работников.
Управляющему выдается лицензия одной из трех категорий.
Управляющий назначается хозяйственным судом из числа лиц, предложенных кредиторами, а когда заявление о банкротстве должника подано самим должником, - из числа лиц, предложенных должником, если иное не предусмотрено законодательством.
В производстве по делу о банкротстве управляющий выступает от имени должника.
Основными задачами управляющего являются: восстановление платежеспособности должника; обеспечение максимально возможной защиты прав и законных интересов должника и его трудового коллектива (коллектива работников организации), а также кредиторов и иных лиц; урегулирование взаимоотношений должника и кредиторов; максимально возможное удовлетворение требований кредиторов в установленной очередности; содействие производству по делу о банкротстве.
При невозможности или отсутствии оснований для продолжения деятельности должника основными задачами управляющего являются: осуществление в установленном порядке ликвидации неплатежеспособного должника - юридического лица или прекращения деятельности должника - индивидуального предпринимателя и освобождения его от долгов; продажа имущества должника; соразмерное удовлетворение требований кредиторов.
- Тема 1. Хозяйственное право и хозяйственное законодательство. Хозяйственные правоотношения
- Понятие хозяйственного права
- Предмет, принципы и метод хозяйственного права
- Наука хозяйственного права
- Хозяйственное законодательство
- Понятие хозяйственных правоотношений
- Вопросы к теме:
- Тема 2. Общие положения о предпринимательской деятельности
- Лицензирование предпринимательской деятельности
- Приостановление и аннулирование лицензии. Ответственность за нарушение лицензионных правил и условий
- Ответственность предпринимателя. Прекращение предпринимательской деятельности
- Вопросы к теме:
- Тема 3. Правовое положение субъектов хозяйственной деятельности
- Понятие и виды субъектов хозяйственной деятельности. Законодательство о субъектах хозяйственной деятельности
- Граждане как субъекты хозяйственной деятельности
- Общая характеристика порядка создания субъектов хозяйственной деятельности (коммерческих организаций)
- Общая характеристика прекращения деятельности субъектов хозяйствования (коммерческих организаций)
- Хозяйственные товарищества и общества как субъекты хозяйственной деятельности
- Полное товарищество
- Коммандитное товарищество (товарищество на вере)
- Общество с ограниченной ответственностью
- Общество с дополнительной ответственностью
- Акционерное общество
- Унитарные предприятия
- Республика Беларусь и административно-территориальные единицы как субъекты хозяйственной деятельности
- Тема 4: Правовой режим имущества субъектов хозяйственной деятельности
- Понятие и виды имущества субъектов хозяйствования. Право собственности как основа хозяйствования
- Право хозяйственного ведения. Право оперативного управления
- Право аренды. Правомочия распоряжения
- Вопросы к теме:
- Тема 5. Правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйствования
- Понятие и правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйствования
- Правовой режим субъектов правоотношений связанных с банкротством
- Подача заявления о банкротстве. Досудебное оздоровление
- Процедуры банкротства
- Мировое соглашение
- Тема 6. Правовое регулирование разгосударствления и приватизации государственной собственности
- Понятие и значение разгосударствления и приватизации государственной собственности. Законодательство о приватизации
- Субъекты и объекты приватизации
- Формы и способы разгосударствления и приватизации государственного имущества
- Порядок приватизации объектов государственной собственности
- Тема 7. Общие положения о хозяйственном договоре
- Понятие хозяйственного договора
- Система и виды хозяйственных договоров
- Порядок заключения, структура и содержание хозяйственных договоров
- Изменение и расторжение хозяйственных договоров
- Отдельные виды хозяйственных договоров
- Тема 8. Санкции (ответственность) в хозяйственных отношениях
- Понятие и значение хозяйственных санкций (ответственности). Виды санкций (ответственности)
- Понятие и виды мер оперативного воздействия
- Тема 9. Правовое обеспечение качества продукции, работ и услуг
- Понятие о качестве продукции (работ и услуг) и средствах его обеспечения
- Правовые основы технического нормирования и стандартизации в Республике Беларусь
- Правовые основы оценки соответствия продукции, работ и услуг
- Правовое обеспечение единства измерений
- Вопросы к теме:
- Тема 10. Правовое регулирование цен и ценообразования
- Понятие и виды цен и тарифов. Законодательство о ценообразовании
- Государственное регулирование цен и тарифов и его способы
- Права и обязанности субъектов хозяйствования в области ценообразования
- Государственный контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании
- Ответственность за нарушение законодательства о ценообразовании
- Вопросы к теме:
- Тема 11. Законодательство о противодействии монополистической деятельности и поддержании конкуренции
- Антимонопольное законодательство и государственные органы, осуществляющие контроль за соблюдением антимонопольного законодательства
- Доминирующее положение субъектов хозяйствования
- Понятие монополистической деятельности и ее виды
- Государственное регулирование монополистической деятельности
- Понятие и формы недобросовестной конкуренции
- Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
- Вопросы к теме:
- Тема 12. Правовое регулирование деятельности бирж
- Законодательное регулирование деятельности бирж. Товарные биржи. Сделки, совершаемые на товарных биржах
- Правовое регулирование деятельности фондовых бирж. Биржевые сделки
- Правовое регулирование деятельности валютных бирж
- Тема 13. Правовое регулирование деятельности банков
- Понятие банков и небанковских кредитно-финансовых организаций. Банковская система Республики Беларусь
- Государственное регулирование деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций
- Правовой статус Национальный банка Республики Беларусь
- Правовой режим создания и деятельности коммерческих банков и небанковских кредитно-финансовых организаций
- Лицензирование банковской деятельности
- Реорганизация и ликвидация банков
- Тема 14. Правовое регулирование рынка ценных бумаг
- Понятие и субъекты рынка ценных бумаг
- Профессиональная деятельность по ценным бумагам
- Понятие ценных бумаг. Классификация ценных бумаг
- Порядок выпуска и регистрации ценных бумаг
- Вопросы к теме:
- Тема 15. Правовое регулирование инвестиционной деятельности
- Понятие инвестиций и инвестиционной деятельности. Законодательство об инвестиционной деятельности
- Субъекты и объекты инвестиционной деятельности. Источники инвестиционной деятельности
- Государственное регулирование и поддержка инвестиционной деятельности. Гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности. Защита инвестиций
- Инвестиционный и концессионный договоры
- Особенности создания коммерческих организаций с иностранными инвестициями
- Вопросы к теме:
- Экзаменационные вопросы по курсу «Хозяйственное право»
- Используемая в авторском курсе литература и нормативные акты: