logo
Конституционное право Бащкирии

Правовая охрана конституции республики башкортостан

Ю.Х.Яхина,

преподаватель кафедры государственно-правовыхдисциплинУЮИМВДРФ

Любоегосударство, считающее себя цивилизованным, имеет свою Конституцию. И такое положение,безусловно, является закономерным,

поскольку «Конституция выступает юридическим фундаментом государ­ственной и общественной жизни, главным источником национальной сис­темы права, гарантом законности, правопорядка и стабильности институ­тов власти». А самое главное- Конституция придает высшую юридиче­скуюсилу фундаментальным правам и свободам человекаи гражданина.

Конституция Республики Башкортостан 1993 года- не первая в ис­торииреспублики. До еепринятия действовали три Конституции. Но ны­нешняя Конституция значима тем, что она является первым ОсновнымЗа­коном суверенной республики. Какотмечается в преамбуле Конституции Республики Башкортостан, ее принятие связанос решимостью создать де­мократическое правовоегосударство. Конституция впервые закрепила важнейшие демократические идеалы и принципы государственно-правового строительства, создала легитимные предпосылки осуществле­ния в Республике Башкортостан кардинальных преобразований во всех сферах общественной жизни.

В статье 15 Конституции отмечается,что Конституция Республики Башкортостан имеет высшую юридическую силу, прямое действие и при­меняется на всей территории республики. Также предусмотрена недопус­тимость противоречия ей иных правовых актов, принимаемых в Республи­ке Башкортостан. Конституция подлежит обязательному соблюдению ор­ганами государственной власти, органами местногосамоуправления, должностными лицами, а также гражданами и ихобъединениями.

Однако для достижения выполнения всех установленных Конститу­цией норм, соблюдения режима конституционной законности закрепления приведенных положений недостаточно.

Это объясняетсятем, что, как показывает опыт многих стран, неред­ки случаи принятия актов, не соответствующих Конституции,спорных си­туаций применения конституционных норм.

В связи с этим возникает необходимость правовой охраны Консти­туции.

В юридической литературе нет единойпозиции поопределениюправовойохраны Конституции. Так,Б.В.Щетинин определял ее как «кон­ституционные гарантии законности». Ж.И.Овсепян,анализируя зарубеж­ный опыт правовойохраны Конституций, относит кее механизму такиеинституты, как«конституционный надзор и судебныйконституционный контроль, конституционный контроль, осуществляемый парламентом, конституционный референдум, вето главы государства». По мнению Н.А,Михалевой, «правовая охрана Конституции - этосовокупность юри­дических средств, с помощью которыхдостигается выполнение всех уста­новленных Конституцией норм, соблюдение режима конституционной за­конности».

По существу, правовая охрана Конституции - задача и обязанность всех государственных органов, должностных лиц, осуществляемая ими путем применения различных правовых средств в рамках предоставленной компетенции. При этом особая ответственность возлагается на высшие го­сударственные органы. Рассмотрим некоторые из них.

Так, важная роль в соблюдении и охране Конституции Республики Башкортостан принадлежит Президенту республики, который согласно Конституции является гарантом ее соблюдения. При вступлении в долж­ность он приносит народу присягу, в которой клянется «... строго следо­вать Конституции Республики Башкортостан».

Следует выделить и такие формы реакции Президента Республики Башкортостан по охране Конституции, какприменение в законодательномпроцессе праваотлагательного вето;право отмены решений руководите­лей исполнительной власти на территории республики при их противоре­чии Конституции и законам Республики Башкортостан; право отстранения от исполнения обязанностей руководителей исполнительной власти в слу­чае нарушения ими законодательства республики; также правона обраще­ние в Конституционный суд с запросами о проверке конституционностинормативныхправовых актов, о толковании Конституции РеспубликиБашкортостан.гуШ

Всеэти полномочия дают возможностьПрезиденту играть важнуй|рольв системе сдержек и противовесов, применять меры в случае приня-|

тиязаконодателями, руководителями исполнительной власти поспешных неконституционных решений.

Немаловажна роль Государственного Собрания Республики Башкор­тостан в правовой охране Конституции. Его Палаты осуществляют пред­варительный конституционный контроль при подготовке и принятии ими законов, приняв новый закон, отменяют действующий, считая его проти­воречащим Конституции. Представляется, что эти полномочия относятся скорее к самоконтролю. Палаты Государственного Собрания полномочны принимать постановления по проблемам конституционной законности, ко­торые носят лишь рекомендательный характер.

Опосредованную роль в правовой охране Конституции Государст­венное Собрание осуществляет путем направления в Конституционный суд Республики Башкортостан запросов о проверке конституционности нормативных правовых актов, о толковании Конституции республики. Так, на сегодняшний день из восьми рассмотренных Конституционном су­дом дел пять инициированы депутатами Государственного Собрания Рес­публики Башкортостан.

Наряду с этими полномочиямиКонституция возлагает на Государст­венное Собрание специальное полномочие по ее охране. Всоответствии с пунктом 25 статьи 88Конституции к ведению Государственного Собрания относится отмена указов и распоряжений Президента з случае их несоот­ветствия Конституции и законам Республики Башкортостан- По данномуполномочиюсреди законодателей, ученых-государствоведов в последнеевремяшли дебаты, поскольку соответствующее полномочие конституци­онно предусмотрено и за Конституционным судом. Темсамым возникла неясность - какой органобладает приоритетом в признании неконституци­онности нормативных актовПрезидента Республики Башкортостан (Госу­дарственное Собрание или Конституционный суд Республики Башкорто­стан), не нарушается ли при этом принципразделения властей, закреплен­ный в Конституции. Эту спорнуюситуацию разрешил Конституционный суд путем толкованияпункта 25 статьи 88 Конституции Республики Баш­кортостан. В своем постановлении он разъяснил, чтоГосударственное Со­брание вправе отменять только те неконституционные нормативные акты Президента, которыеизданы по вопросам,требующим законодательного регулирования.

Приведенный пример позволяет выделить и такой орган, как Кон­ституционный суд Республики Башкортостан, главный элемент механиз­ма правовой охраны Конституции республики. Значимость Конституци-

онного суда обусловлена тем, что он функционируетисключительно для осуществления правовойоценки конституционности нормативных право­вых актов высших органов государственной властии в его деятельностиданнаяфункция является главнейшей. Такая правовая оценка осуществля­ется и при рассмотрении споров о компетенции, жалобграждан на нару­шения их прав и свобод ит.п. Объектомпроверки в этих процедурах яв­ляются законы и иные нормативные правовые акты. Всеэто подчеркиваетсамостоятельностьи обособленность Конституционного суда, показывает своеобразие специализированного органа правовой охраныКонституции Республики Башкортостан.

Наиболее действенными полномочиями Конституционного суда за двухлетний период егодеятельности явились такие полномочия, как раз­решение дел о соответствии Конституции республики законов и иныхнормативныхправовых актов (6дел), толкование Конституции Республи­ки Башкортостан.

Его создание - своевременный шаг в процессе формирования демо­кратического правового государства. Конституционный суд выступает од­ним из институтов государства, претендующего на то, чтобы именоваться правовым, стремящегося к созданию прочного конституционного строя, системы законности и защиты интересов граждан.

Конституционный суд входит в единую судебную систему Респуб­лики Башкортостан. Его правовое положение закреплено в главе XII Кон­ституции республики и Законе о Конституционном суде Республики Баш­кортостан.

Важное место Конституционного суда в системе судебных органов республики в иерархии судебной власти, в системе разделения властей обусловлена тем, что Конституционный суд решает дела, непосредственно связанные с высшей правовой материей - Конституцией Республики Баш­кортостан.

Среди элементов механизма правовой охраны Конституции респуб­лики следует выделить также институт конституционной ответственности.

Действие этого института является весьма актуальным, поскольку особенно опасна безответственностьвысших органовгосударственной власти, ихдолжностных лиц за нарушение норм Конституции.

Конституционная ответственность определяется как«самостоятель­ный вид юридическойответственности, когда наступление неблагоприят­ных последствий для субъектов конституционной ответственности, закре-

пленных в Конституции и иных источниках конституционного права, на­правлено прежде всего на защиту Конституции».

Согласно конституционному законодательству республики этот ин­ститут, при сравнении с федеральным законодательством, имеет дополни­тельные элементы своего механизма реализации. Так, в соответствии с Конституцией Конституционный суд Республики Башкортостан по запро­су Государственного Собрания дает заключения о соответствии Конститу­ции действий и решений Президента Республики Башкортостан, а также иных высших должностных лиц республики.

При признании Конституционным судом действий и решений Пре­зидента Республики Башкортостан, несоответствующими Конституции, Государственное Собрание вправе выразить недоверие Президенту Рес­публики Башкортостан, принять постановление о его отрешении от долж­ности и назначить выборы нового Президента республики.

Что касается признанных Конституционным судом несоответст­вующими Конституции действий и решений иных высших должностных лиц, предусмотрены полномочия Президента и Государственного Собра­ния об отзыве, освобождении от должности, отстранении от исполнения обязанностей или приведения в действие иного специального механизма ответственности этих лиц.

Таким образом, вышесказанное позволяет констатировать следую­щее: Конституция РеспубликиБашкортостан имеет особый механизм пра­вовой охраны, способный обеспечить ее соблюдение, предотвратить на­рушения Конституции какфизическими и юридическими лицами, так и самой государственной властью, различными ее органами.