logo
Программа ШВ

Социометрия

Социометрия – метод исследования межличностных отношений (формальных и неформальных, эмоциональных и деловых) в малых группах, коллективах, организациях.

В середине лагерной смены, когда ребята уже достаточно узнали друг друга, сложились определённые группы, выявились лидеры, можно использовать метод социометрии для определения межличностных отношений. Вы предлагаете ребятам вопросы, отвечая на которые, они могут использовать не более трёх фамилий членов коллектива.

Кого бы вы пригласили на свой день рождения?

С кем бы вы пошли дежурить по территории, в столовой?

С кем бы вы хотели жить в одной палате?

Для обработки результатов строится следующая таблица:

 

Фамилия

1

2

3

4

25

1.

Петров В.

 

2

1

3

 

1

2.

Иванов Ф.

2

 

2

2

 

2

3.

Сидоров В.

1

1

 

1

 

 

4.

Захаров С.

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25.

Кириллов И.

3

3

2

3

 

 

В графах напротив своих фамилий отмечают номер тех, кого выбрали, и ставят 1, если выбор пал один раз, 2 – выбор пал два раза, 3 – выбор пал три раза. Затем результаты каждого заносятся в таблицу. Например, Петров выбрал 2 раза Иванова, 1 раз Сидорова, 3 раза Захарова и 3 раза Кириллова. В то же время Петров был выбран 2 раза Ивановым , 1 раз Сидоровым, не выбран ни разу Захаровым и 3 раза был выбран Кирилловым.

После того, как все результаты перенесены в таблицу, надо определить статус каждого, сложив все числа в каждой колонке по горизонтали. С помощью этих результатов можно построить социограмму “мишень”. Для этого чертятся четыре концентрические окружности, они называются зонами.

1 зона – зона “звёзд” (максимальная сумма баллов)

2 зона – зона “предпочтения” (статус выше среднего)

3 зона – зона “пренебрегаемых” (статус ниже среднего)

4 зона – зона “изолированных”

Примечание: в ходе исследования вожатый должен быть внимательным и осторожным, не выносить результаты на обсуждение, т.к. ребята, оказавшиеся в зоне “изолированных” могут подвергаться насмешкам со стороны других ребят. Полученные результаты должны стать источником размышления для вожатого, началом пересмотра своего отношения к некоторым ребятам в отряде.

Ответ на 3 вопрос не должен ограничиваться половыми рамками. Девочка может написать фамилию мальчика, а мальчик – фамилию девочки. Вожатый может предложить и свои вопросы. Вопросы должны быть значимыми для детей.