Социометрия
Социометрия – метод исследования межличностных отношений (формальных и неформальных, эмоциональных и деловых) в малых группах, коллективах, организациях.
В середине лагерной смены, когда ребята уже достаточно узнали друг друга, сложились определённые группы, выявились лидеры, можно использовать метод социометрии для определения межличностных отношений. Вы предлагаете ребятам вопросы, отвечая на которые, они могут использовать не более трёх фамилий членов коллектива.
Кого бы вы пригласили на свой день рождения?
С кем бы вы пошли дежурить по территории, в столовой?
С кем бы вы хотели жить в одной палате?
Для обработки результатов строится следующая таблица:
№ | Фамилия | 1 | 2 | 3 | 4 | … | 25 |
1. | Петров В. |
| 2 | 1 | 3 |
| 1 |
2. | Иванов Ф. | 2 |
| 2 | 2 |
| 2 |
3. | Сидоров В. | 1 | 1 |
| 1 |
|
|
4. | Захаров С. |
| 2 |
|
|
|
|
…
|
|
|
|
|
|
|
|
25. | Кириллов И. | 3 | 3 | 2 | 3 |
|
|
В графах напротив своих фамилий отмечают номер тех, кого выбрали, и ставят 1, если выбор пал один раз, 2 – выбор пал два раза, 3 – выбор пал три раза. Затем результаты каждого заносятся в таблицу. Например, Петров выбрал 2 раза Иванова, 1 раз Сидорова, 3 раза Захарова и 3 раза Кириллова. В то же время Петров был выбран 2 раза Ивановым , 1 раз Сидоровым, не выбран ни разу Захаровым и 3 раза был выбран Кирилловым.
После того, как все результаты перенесены в таблицу, надо определить статус каждого, сложив все числа в каждой колонке по горизонтали. С помощью этих результатов можно построить социограмму “мишень”. Для этого чертятся четыре концентрические окружности, они называются зонами.
1 зона – зона “звёзд” (максимальная сумма баллов)
2 зона – зона “предпочтения” (статус выше среднего)
3 зона – зона “пренебрегаемых” (статус ниже среднего)
4 зона – зона “изолированных”
Примечание: в ходе исследования вожатый должен быть внимательным и осторожным, не выносить результаты на обсуждение, т.к. ребята, оказавшиеся в зоне “изолированных” могут подвергаться насмешкам со стороны других ребят. Полученные результаты должны стать источником размышления для вожатого, началом пересмотра своего отношения к некоторым ребятам в отряде.
Ответ на 3 вопрос не должен ограничиваться половыми рамками. Девочка может написать фамилию мальчика, а мальчик – фамилию девочки. Вожатый может предложить и свои вопросы. Вопросы должны быть значимыми для детей.
- Единая программа подготовки вожатых для работы в детских оздоровительных лагерях «Школа соВременного вожатого».
- Нижний Новгород, 2005.
- Занятие 1. Будем знакомы!
- 1. Нижегородский Областной Штаб Студенческих Отрядов. Линейные Студенческие Отряды. Структура спо.
- 2. Дол. Игра.
- Игры в автобусе.
- Кричалки.
- На знакомство:
- «В поход»
- «Воробьи-вороны». (На природе)
- На сплочение: «Клубок».
- «Яблочко»
- «Сторож».
- «Паровозик».
- На выявление лидеров: «Треугольник».
- «Карабас».
- «Большая семейная фотография».
- «Калейдоскоп».
- «Полет на Марс».
- «Огоньки» организационного периода
- Теоретический блок.
- «Огонек» в основной период
- «Огонек» - анализ дела
- Тематический «огонек»
- 4. Вожатские песни.
- 5. Отрядный уголок.
- Возможные рубрики для отрядного уголка
- Законы отряда
- В рубрику «время»
- Стихотворный режим дня
- Мониторинг – карта
- Методика "Эмоциональная цветопись"
- Занятие 3. А понаехали тут!
- 6. Логика развития лагерной смены.
- Организационный период лагерной смены
- Основной период лагерной смены
- Итоговый период
- 7. Тесты.
- Социометрия
- Тест “Нарисуй скорее дом”
- Тест “Лучший художник”
- Рисуночный тест "Какой я?"
- 8. Тематический день в лагере.
- 1. День человека:
- 2. День Земли:
- 3. День Отечества:
- 4. День мира:
- 5. День Знания:
- 6. День Труда:
- 7. День Культуры:
- 8. День Семьи:
- Какие еще тематические дни можно провести в лагере:
- Занятие 4.
- 10. Медподготовка. На грани риска. Дети и наркотики. Первая доврачебная помощь
- Первая помощь при ранениях Первоначальная обработка раны:
- Механическая обработка.
- Основы реанимации
- Дыхательная недостаточность
- Восстановление кровообращения
- Медикаментозное лечение
- Повреждения опорно-двигательного аппарата
- Асфиксия
- Ядовитые животные
- Меры предосторожности
- Симптомы отравления
- Что нужно делать?
- Как помочь при приступе эпилепсии.
- Алкоголизм и наркомания - болезнь людей, не сумевших сказать нет
- Признаки передозировки наркотиков
- Запомни! Состояние комы при передозировке наркотиком заканчивается смертью от остановки дыхания или аспирации рвотными массами.
- Занятие пятое – Как вы лодку назовёте…
- 11. Имидж отряда. Название. Девиз.
- Самоуправление.
- Примерное положение о дежурном командире отряда (дк)
- Обязанности дк
- Права дк
- Примеры дел-поручений, выполняемых по очереди первичными микроколлективами
- Стадии развития коллектива по Лутошкину.
- 12. Верёвочный курс. Теория. Базовый уровень – практика.
- Базовый уровень. Плот.
- Конвейер.
- Корабельный трап.
- Основной уровень.
- 1. Паутина.
- 2. Треугольник или электрический ток.
- 3. Бревно.
- Занятие шестое – а как же я?
- 13. Организация творческих конкурсов, игр по станциям, сюрпризы, тайный друг, стартин. Как провести творческий конкурс
- Как выбрать правильный способ организации игр по станциям.
- Сюрпризы. Тайный друг.
- Стартин.
- 14. Ребенок и социальные нормы.
- Дошкольник
- Младший школьник
- Младший подросток
- Старший подросток
- Социально-психологические потребности детей разного возраста.
- Запомни, это важно! как влияет на значение слышимого то, как мы используем ударение.
- Игры разного возраста
- «Полёты» подростков.
- Занятие седьмое – буря в стакане.
- 15. Правила купания детей. Правила купания детей на пляже.
- Правила купания детей в бассейне.
- Тридцать особых ситуаций, с которыми можно столкнуться в лагере. Способы разрешения этих ситуаций
- Занятие восьмое – Однажды вечером…
- 17. Комплименты, критика, конфликт.
- Правила и ошибки комплимента:
- Критика – великий манипулятор.
- 18. Игры с залом. «Апчхи»
- «Веретена точены...»
- «Ипподром».
- «Гол – мимо»
- «Три музыкальных слога»
- Игры-розыгрыши. «Гипнотизер»
- «Любовный рассказ»
- Египетский осел
- «Школа огородных пугал»
- Рахнина Юлия Алексеевна.