Конституция - основа правовой системы республики башкортостан
Т.С.Шакиров,
начальник кафедры гражданско-правовыхдисциплинУЮИШДРФ
Среди федеративных государств мира Российская Федерация занимает, пожалуй, уникальное положение - в ней самое большоечисло субъектов - восемьдесят девять.
Современный российскийфедерализм находится в стадий становления:идет поиск и формирование его концепции.
Как известно, одним из основных признаков федеративного устройства является разделение власти между Центром и составными частями государства - субъектами Федерации. Именно этот вопрос оказался ключевым в становлении Российского Федерализма. Становится очевидным, что ни Федеративный договор ни Конституция российской Федерации не отразили в полной мере взгляды Центра и составных частей России на оптимальную модель разделения власти по вертикали. Следствием этого является принятие субъектами Российской Федерации многих нормативных правовых актов, противоречащих федеральному законодательству, налицо несогласованное развитие регионального законодательства по вопросам совместного ведения Федерации и ее субъектов, Отмечены факты, когда в федеральных актах ущемляется конституционный статус субъектов Федерации, прежде всего республик.
Из известных мировой практике способов конституционного разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами российская Конституция закрепляет так называемый принцип трех сфер полномочий. Федеральная Конституция устанавливает закрытый перечень вопросов по предметам исключительного ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Исключительная же компетенция субъектов Федерации конкретно не определена. А к третьей сфере относится все то, что не вошло в первые две. При этом по предметам совместного ведения верховенство имеет Федеральный закон, а по предметам ведения субъектов Российской Федерации приоритет перед федеральными законами -~ нормативные правовые акты субъектов Федерации (части 5 и 6 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В условиях перехода от старой формы государственного устройства к новой, истинно федеративной модели открылась возможность использовать в практике государственного строительства модели и алгоритмы, выдержавшие проверку временем, показавшие реалистичность и прагматизм, позволяющие гармонично сочетать интересы Центра и субъектов Федерации.
Реальноепользование республики своими конституционными полномочиями, попытку ограничить вмешательство федеральных органов в компетенцию и законную деятельность субъектов Федерации вызывает раздражение отдельных должностных лиц Центра. Этоявляется отголосками прежней практики взаимоотношений российского центра с республиками, Реальный характер, прямое действие как федеральной, так и республиканской Конституций, в силу традиций не всегда воспринимается адекватно.
Социально-политические изменения в стране привели к подписанию Федеративного договора с Приложением от Республики Башкортостан, принятию новой Конституции Республики Башкортостан.
Конституция Республики Башкортостан представляет собой основной источник конституционного права и вообще всего права в Республике Башкортостан. Вместе с тем складывающееся в нашей республике конституционное право в силу ряда причин имеет более сложную систему источников, чем та, к которой традиционно привыкли исследователи.
Для конституционного права Республики Башкортостан первостепенное значение имеют нормы Конституции Российской Федерации. Это определено тем, что Республика Башкортостан, будучи суверенным демократическим правовым государством, является субъектом обновленной Российской Федерации. В соответствии со статьей 5 Конституции Российской федерации республика в составе Российской Федерации является государством и имеет свою Конституцию и законодательство. Здесь же определено, что республика являетсясубъектом РоссийскойФедерации. Статья 11 закрепляет, что государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами власти Российской Федерации и органами власти ее субъектов осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и инымидоговорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Источником конституционного права Республики Башкортостан являются и законы Российской Федерации, именно те, которые приняты по вопросам, добровольно переданным Республикой Башкортостан в ведение Российской Федерации, и которые являются обязательными на территории Республики Башкортостан,
Развитие системы законодательства Республики Башкортостан запоследние годы является очевидным свидетельством существенных изменений в ее государстаенно-правовом статусе, отношениях с федеральнымцентром.
За последние восемьлет Республика Башкортостан добилась серьезныхрезультатов в этой области. Законодательство, которое существует в республике, практически несравнимо с тем законодательством, которое было у Башкирской АССР - ни по числу законов, ни по их содержанию, нипопредмету регулирования. Сферы общественных отношений, которые
могли регулироваться тогда законодательством автономной республики, были чрезвычайно ограниченными. Законодательство республики на деле не отражало ни коренные интересы многонационального народа республики ни очевидные особенности республики.
Рассматривая право республик Российской Федерации на собственное правотворчество, прежде всего на издание законов, следует обратить внимание на то, что необходимость в собственном правотворчестве возникает прежде всего тогда, когда интересы республик, их населения в должной мере не урегулированы федеральным законодателем, Чаще всего это является следствием неполноты федерального правового регулирования.
Успех в развитии законодательства республики полностью базируется на договоренностях с РоссийскойФедерацией. Еще в Приложении к Федеративному договоруот Республики Башкортостан былозакреплено, что республика имеет самостоятельную систему законодательства, которая обеспечивает «правовое регулирование всех вопросов, кроме тех,которые добровольно переданы соответствующим органам государственной власти РоссийскойФедерации». В Конституции республики формула Приложения к Федеративномудоговору трансформировалась в следующую норму статьи 126: «Республика Башкортостанимеет самостоятельную систему законодательства, обеспечивающуюправовое регулирование всех общественных отношений, крометех, регулирование которыхдобровольно передано Республикой Башкортостан по Договорув ведение Российской Федерации». В ДоговореРоссийской Федерации и Республики Башкортостан к ведению республики также отнесено «создание системы законодательства Республики Башкортостан». Все это коренным образом изменило прежнюю практикузаконотворческой работы республиканского Парламента.
Сегодня Республика Башкортостан является уверенным демократическим правовым государством в составе Российской Федерации, имеющим свою Конституцию и развитую систему законодательства. Действует профессиональный Парламент - Государственное Собрание Республики Башкортостан, призванный обеспечить правовое регулирование осуществляемых республикой преобразований.
Качество республиканского законодательства должно постоянно повышаться. Практическое приведение демократических реформ в стране и а республике требует постоянного внимания к согласованию федерального и консгитуционного законодательства. К сожалению, федеральный центр не всегда учитывает практику законотворчества в республиках. Представляется, что процесс согласования Основных Законов республик с Конституцией Российской Федерации должен идти на основе взаимопонимания и сотрудничества.
- Вступительное слово
- Конституция республики башкортостан -основной закон демократического правового государства
- Развитие конституционализма в российской федерации
- Пятилетие конституции российской федерации и конституции республики башкортостан -знаменательные вехи конституционной реформы
- Конституция республики башкортостан и проблемы российского федерализма
- Противоречия конституционного процесса в российской федерации
- Государственность как гарант стабильности развития гражданского общества
- О согласовании конституционного законодательства российской федерации и республики башкортостан
- Проблемы формирования системы законодательства республики башкортостан
- Некоторые проблемы функционирования и развития политической системы в конституции республики башкортостан
- О созидательном потенциале конституции республики и его претворении в жизнь
- Конституционные основы обеспечения безопасности в республике башкортостан
- Проблемы развития конституционного статуса республик
- О становлении республики башкортостан как демократического государства
- Договорные отношения и становление гражданского общества
- Из истории подготовки конституции республики башкортостан
- Пятилетие конституции республики башкортостан и законодательство республик в составе российской федерации
- Некоторые вопросы развития конституции республики башкортостан
- Конституция республики башкортостан-правовая основа становления гражданского общества
- Российский федерализм и республика башкортостан в составе российской федерации
- Политико-правовое значение первых актов башкирской автономии в развитии государственного статуса башкортостана
- История и современность
- Потенциал конституции башкортостана по защите суверенитета республики
- Российский федерализм: общая характеристика и этапы становления
- Конституция республики башкортостан о разделении государственной власти
- Теория разделения властей и конституция республики башкортостан
- Конституционные основы деятельности государственного собрания республики башкортостан
- Конституционные основы взаимоотношений президента республики башкортостан и государственного собрания
- О природе президентской власти в республике башкортостан
- Конституционные основы исполнительной власти в республике башкортостан
- К вопросу об основных правах, свободах и обязанностях личности по конституции республики башкортостан
- О внедрении международно-правовых стандартов в области прав и свобод человека в законодательство республики башкортостан
- Правовая охрана конституции республики башкортостан
- Гуманитарные приоритеты в правовой системе республики башкортостан
- Конституционное регулирование предметов ведения республики башкортостан
- Системность как принцип формирования законодательства республики башкортостан
- Конституционные основы осуществления внешних связей республики башкортостан
- Конституция республики башкортостан как основа развития международной и внешнеэкономической деятельности республики
- Конституция - основа правовой системы республики башкортостан
- Конституция башкортостана и развитие республиканского законодательства
- О соотношении текущего законодательства российской федерации и республики башкортостан
- Конституция башкортостана и компетенция органов власти республики в сфере организации и деятельности милиции
- Конституционные проблемы правовой охраны природы
- Конституционные основы развития экологического законодательства в республике башкортостан
- Конституционные основы земельного законодательства республики башкортостан
- О конституционных основах права частной собственности на землю
- Конституционное регулирование межбюджетных отношений в республике башкортостан
- Государственное строительство
- Конституционные основы законодательства о судебной системе республики башкортостан
- Конституционное правосудие республики башкортостан: природа, принципы
- Проблемы совершенствования конституционных гарантий судебной деятельности
- Проблемы совершенствования конституционного законодательства в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- Органы внутренних дел и местная власть в республике башкортостан
- Оформление правового статуса наркомата внутренних дел башкирской республики в 1919-1925 годы
- Реализация конституционного права граждан на объединение в республике башкортостан
- О реализации конституционного права равного доступа к государственной службе
- Конституция республики башкортостан о свободе массовой информации
- Из практики конституционного закрепления принципа равноправия полов
- Конституционно-правовые основы деятельности участников рынка ценных бумаг
- Политико-правовая культура и конституция республики башкортостан
- Конституционные основы регулирования режима чрезвычайного положения в республике башкортостан
- Конституция республики башкортостан и уголовно-исправительная система