5.2.8. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Каждый из 89 субъектов Федерации имеет собственную систему органов исполнительной власти, которую они формируют самостоятельно (ч. 2 ст. 11 Конституции РФ) в соответствии с основами конституционного строя государства. Это, в частности, означает, что образование, формирование и деятельность органов исполнительной власти субъектов Федерации регулируется Конституцией РФ, федеральными законами, а также конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами республик, краев, областей и других субъектов Федерации. Вместе с тем в пределах ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ) и ее полномочий по предметам совместного ведения (ст. 72 Конституции РФ) федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ст. 77 Конституции РФ).
Особенностью этой единой системы является то, что вне названных пределов и полномочий органы исполнительной власти субъектов Федерации обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ), т.е. на своей территории эти органы практически реализуют основные функции государственного управления. Создаются они самими субъектами, самостоятельно определяющими и их административно-правовой статус.
При этом функции и полномочия в области государственного управления на уровне субъектов Федерации осуществляются не федеральными органами исполнительной власти (кроме случаев сохранения строгой управленческой вертикали, например, в системах управления обороной, внутренними делами). Органы исполнительной власти субъектов РФ не находятся в организационном подчинении соответствующим федеральным органам. Последние взаимодействуют с соответствующими их профилю министерствами и иными органами исполнительной власти субъектов Федерации. Отнесенные к их ведению полномочия федеральные органы исполнительной власти осуществляют на территории субъектов непосредственно или через создаваемые ими территориальные органы.
В настоящее время действуют единые правовые нормы, которыми определяется административно-правовой статус органов исполнительной власти всех субъектов Федерации. В отношении этих норм прежде всего необходимо обратить внимание на следующее:
а) принадлежащие этим органам полномочия осуществляются ими самостоятельно;
б) исполнительная власть в системе органов государственной власти субъекта Федерации представлена высшим исполнительным органом государственной власти субъекта;
в) конституцией (уставом) субъекта Федерации может устанавливаться должность высшего должностного лица субъекта, возглавляющего его высший исполнительный орган государственной власти;
г) высшее должностное лицо субъекта Федерации (руководитель высшего исполнительного органа) избирается по представлению Президента РФ законодательным органом государственной власти субъекта на срок не более пяти лет;
д) порядок выборов высшего должностного лица определяется законом субъекта Федерации, а их дата назначается постановлением законодательного органа субъекта;
е) законодательный орган субъекта Федерации устанавливает порядок управления и распоряжения собственностью субъекта; утверждает представляемые высшим должностным лицом программы социально-экономического развития субъекта, а также бюджет субъекта и отчет о его исполнении; утверждает схему управления субъектом; определяет структуру высшего исполнительного органа государственной власти; назначает на должность и освобождает от должности отдельных должностных лиц (по представлению высшего должностного лица); оформляет решение о недоверии (доверии) высшему должностному лицу;
ж) наименование высшего должностного лица устанавливается конституцией (уставом) субъекта Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта (отсюда - президент, губернатор, мэр и т.п.);
з) высшее должностное лицо субъекта Федерации вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта законопроекты о введении и об отмене налогов, освобождении от их уплаты; другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета субъекта;
и) высшее должностное лицо субъекта Федерации обязано обнародовать закон либо отклонить его в срок, не превышающий 14 дней с момента поступления закона. Большинством не менее двух третей депутатов отклоненный закон может быть одобрен в ранее принятой редакции, причем высшее должностное лицо не вправе повторно отклонить его;
к) высшее должностное лицо вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий законодательного органа государственной власти субъекта Федерации в случае принятия нормативных актов, противоречащих действующему законодательству Российской Федерации и субъекта, если противоречия установлены соответствующим судом и не устранены в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения;
л) предусмотрены случаи досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица (отставка, отрешение от должности и т.п.).
Высшее должностное лицо субъекта Федерации издает правовые акты - указы (постановления) и распоряжения. Правовые акты издает также высший исполнительный орган государственной власти субъекта.
Конституция (устав), законы и иные нормативные акты субъекта Федерации (в том числе акты органов исполнительной власти) обязательны для исполнения всеми находящимися на территории субъекта органами государственной власти, другими государственными органами и государственными учреждениями, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Невыполнение или нарушение этих актов влечет предусмотренную федеральными законами и законами субъекта Федерации ответственность. Если административная ответственность за указанные действия не установлена федеральным законом, она может быть установлена законом субъекта.
Правовые акты высшего должностного лица и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации, а также правовые акты должностных лиц, противоречащие действующему законодательству, подлежат опротестованию соответствующим прокурором.
- Административное право
- Тема 1. Управление, государственное управление, исполнительная власть
- 1.1. Общее понятие управления. Функции управления.
- 1.2. Государственное управление
- 1.3. Исполнительная власть.
- Тема 2. Сущность и основные институты административного права
- 2.1. Общественные отношения, регулируемые административным правом
- 2.2. Метод административного права
- 3.3. Функции и принципы административного права
- 2. 4. Понятие и система субъектов административного права
- 2. 5. Место административного права в правовой системе Российской Федерации
- Тема 3. Административно-правовые нормы
- 3.1. Понятие и особенности административно-правовых норм
- 3. 2. Виды административно-правовых норм
- 3.3. Реализация административно-правовых норм
- 3. 4. Источники административного права
- Тема 4 . Административно-правовые отношения
- 4.1. Основные черты административно-правовых отношений
- 4. 2. Юридические факты в административном праве
- 4.3. Виды административно-правовых отношений
- Тема 5 субъекты административного права
- 5.1. Административно-правовой статус гражданина
- 5.1.1 Основы административно-правового статуса гражданина Российской Федерации
- 5.1.2. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
- 5.1.3. Административно-правовая защита прав и свобод граждан
- 5.1.4. Обращения граждан
- 5.1. 5. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
- 5.2. Административно-правовой статус органов исполнительной власти
- 5.2.1. Понятие органов исполнительной власти
- 5.2.2. Виды органов исполнительной власти
- 5.2.3. Основные принципы организации и деятельности органов исполнительной власти
- 5.2. 4. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти
- 5.2.5. Правительство Российской Федерации
- 5.2.6. Федеральные органы исполнительной власти
- 5.2. 7. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти
- 5.2.8. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
- Тема 6. Административно-правовой статус государственных служащих
- 6.1. Понятие, система и принципы государственной службы
- 6.2. Понятие и классификация должностей государственной службы
- 6.3. Понятие и классификация государственных служащих
- 6. 4. Основы административно-правового статуса государственных служащих
- 6. 5. Административно-правовое регулирование поступления на государственную службу и ее прохождения
- 6. 6. Поощрение, награждение и ответственность государственных служащих
- Тема 7. Правовые акты управления: понятие, юридическое значение
- 7.1.Виды правовых актов управления
- 7.2. Действие правовых актов управления
- Тема 8. Административно-правовые методы
- 8.1. Понятие административно-правовых методов. Виды административно-правовых методов
- 8.2. Понятие и основания административного принуждения
- 8.2.1. Меры административного принуждения
- Тема 9. Административное правонарушение
- 9.1. Сущность и признаки административного правонарушения
- 9.2. Понятие и юридический состав административного правонарушения
- 9. 3. Виды административных правонарушений
- Тема 10. Административная ответственность
- 10.1. Понятие и основные черты административной ответственности
- 10. 2. Освобождение от административной ответственности
- 10.3. Административная ответственность юридических лиц
- Тема 11. Административное наказание
- 11.1. Понятие и цели административного наказания
- 11.2. Виды административных наказаний
- 11. 3. Назначение административного наказания
- Тема 12. Судьи, органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
- 12. 1. Понятие и система органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях
- 12. 2. Виды органов административной юрисдикции
- 12. 3. Подведомственность дел об административных правонарушениях
- Тема 13. Административно-процессуальная деятельность
- 13. 1. Административный процесс: сущность, виды
- 13.2. Правовое регулирование и принципы административного процесса
- Тема 14. Производство по делам об административных правонарушениях
- 14. 1. Общие положения
- 14. 2. Участники производства
- 14.3. Доказательства
- 14.4. Возбуждение дела об административном правонарушении, административное расследование
- 14.5. Рассмотрение дела и вынесение постановления
- 14. 6. Пересмотр постановлений и решений
- 14.7. Исполнение постановлений
- Тема 15. Понятие законности и способы ее обеспечения в деятельности органов исполнительной власти
- Тема 16. Организация государственного управления
- 16.1. Управление экономической сферой
- 16.1.1.Органы управления экономическим развитием, торговлей и государственным имуществом и их полномочия в сфере государственного управления
- 16.2. Управление в сфере финансовой деятельности
- 16.2.1. Органы управления в сфере финансовой деятельности и их полномочия в сфере государственного управления.
- 16.3. Управление в сфере образования и науки
- 16.3.1. Органы управления в сфере образования и науки
- 16.1.2. Образовательные, научные учреждения и организации
- Тема 17. Государственное управление в области обороны
- 17.1. Органы управления в области обороны и их полномочия в государственном управлении.
- Тема 18. Управление в области безопасности
- 18. 1. Органы управления в области безопасности
- Тема 19. Управление в области внутренних дел
- 19.1. Понятие общественного порядка и общественной безопасности
- 19.2. Органы управления внутренними делами
- 19.3. Правовое положение милиции
- 19.4. Внутренние войска
- 19.5. Федеральная миграционная служба
- Тема 20. Управление в области юстиции
- 20.1. Органы управления в области юстиции