4. Действие уголовного закона во времени и в пространстве
Действие уголовного закона во времени регулируется ст. 9 и 10 УК РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 9 преступность и наказуемость деяний определяются законом, действовавшим во время совершения этого деяния. Согласно же ч. 2 ст. 9 временем совершения преступления признается время осуществления общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий. Под совершением преступления понимается как оконченное преступление, так и совершение наказуемых деяний, образующих предварительную преступную деятельность (приготовление к преступлению и покушение на преступление).
Определение времени совершения преступления может приобретать важное значение для решения вопроса об уголовной ответственности лица, совершившего соответствующее деяние. Так, Б. был осужден за присвоение найденного или случайно оказавшегося у виновного чужого имущества, выразившееся в том, что в декабре 1993 г. он незаконно распорядился деньгами акционерного общества, что в июле 1994 г. — июне 1995 г. причинило акционерному обществу материальный ущерб. Определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации приговор в части осуждения Б. по ст. 1483 УК РСФСР был отменен и дело прекращено производством за отсутствием состава преступления, поскольку действия, причинившие впоследствии материальный ущерб, совершены осужденным в декабре 1993 г., а уголовная ответственность за такое деяние установлена с 1 июля 1994 г. (ст. 1483 была введена в УК РСФСР)1.
Согласно Федеральному закону «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 25 мая 1994 г. федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу (ст. 6). В соответствии со ст. 4 этого Закона официальным опубликованием федерального закона считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской федерации»1.
Вступивший в силу уголовный закон действует до его отмены или замены новым законом. С этого момента старый уголовный закон считается утратившим силу и применению не подлежит.
В ст. 10 УК РФ сформулирован принцип обратной силы уголовного закона, являющийся исключением из требований, установленных в ст. 9 УК РФ. В соответствии с этим принципом закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, т. е. распространяется на лиц, совершивших соответствующее деяние до вступления такого закона в силу, в том числе и на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Этот принцип является конституционным; он зафиксирован в ст. 54 Конституции РФ.
Законом, устраняющим преступность деяния, считается закон, объявляющий о декриминализации этого деяния, т. е. об исключении его из УК и, следовательно, об отмене уголовной ответственности и наказания за его совершение.
Законом, смягчающим наказание, является закон, по которому максимальный и (или) минимальный пределы того или другого вида (меры) наказания ниже, чем по ранее действовавшему закону, либо закон, установивший альтернативную санкцию, позволяющую назначить более мягкое наказание. Однако при оценке строгости или мягкости нового уголовного закона и определении того, улучшает или ухудшает он положение лица, совершившего преступление, следует учитывать не только его санкцию, но и иные обстоятельства, влияющие на усиление или смягчение уголовной ответственности и наказания. Так, новый уголовный закон может существенно изменить сроки наказания, необходимые для условно-досрочного освобождения, существенно изменить условия погашения и снятия судимости и т. д. Все это также влияет на определение того, имеет ли новый закон обратную силу.
Как уже отмечалось, правило об обратной силе нового, более мягкого уголовного закона распространяется и на лиц, уже осужденных и отбывающих или отбывших наказание по старому, более строгому закону.
Если новый закон устраняет преступность деяния, то производство по делу прекращается на любой стадии, в том числе и на стадии предварительного следствия. Если новый закон смягчает наказание, то при определении наказания суд должен руководствоваться новым законом (это правило распространяется и на деятельность суда в кассационной и надзорной инстанциях).
В ч. 1 ст. 10 УК РФ формулируется также правило о непридании обратной силы уголовному закону, устанавливающему преступность деяния, усиливающему наказание или иным образом ухудшающему положение лица, совершившего соответствующее деяние. Законом, устанавливающим наказуемость деяния, является закон, в соответствии с которым преступным признается деяние, ранее не рассматривавшееся в качестве преступления. Законом, усиливающим наказание, является закон, который увеличивает максимальный или минимальный предел наказания или оба эти предела. Таким же является и закон, который; не меняя пределов основного наказания, добавляет к нему дополнительное наказание либо устанавливает альтернативную санкцию, дающую суду возможность назначить более строгое наказание, чем по ранее действовавшему закону. К закону, усиливающему наказание, а следовательно, ухудшающему положение лица, совершившего преступление, следует отнести и закон, направленный на усиление уголовной ответственности и наказания путем увеличения сроков наказания, отбытие которых необходимо для условно-досрочного освобождения, увеличения сроков погашения и снятия судимости и т.д. Действие уголовного закона всегда ограничено определенной территорией. В связи с этим основным принципом действия уголовного закона в пространстве является территориальный принцип. Он выражен в ч. 1 ст. 11 УК РФ и сводится к тому, что лица, совершившие преступление на территории Российской Федерации, независимо от того, являются ли они российскими гражданами, иностранными гражданами или лицами без гражданства, несут уголовную ответственность по УК РФ.
В соответствии с Законом «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. гражданами Российской Федерации признаются лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу этого Закона, а также лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с этим Законом. Данный Закон регламентирует порядок приобретения гражданства, прием и восстановление в гражданстве, а также прекращение гражданства Российской Федерации. Иностранными гражданами являются лица, обладающие гражданством иностранного государства и не имеющие гражданства Российской Федерации. Лицом без гражданства является лицо, не принадлежащее к гражданству Российской Федерации и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству другого государства.
К государственной территории Российской Федерации относятся: суша, воды, недра и воздушное пространство в пределах Государственной границы Российской Федерации. В соответствии с Законом РФ «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г. Государственной границей Российской Федерации является граница РСФСР, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР (границы Российской Федерации с сопредельными государствами, не оформленные в международно-правовом отношении, подлежат договорному закреплению).
Прохождение Государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, устанавливается:
а) на суше — по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам;
б) на море — по внешнему пределу территориальных вод (территориального моря) Российской Федерации;
в) на судоходных реках — по середине главного фарватера или тальвегу реки; на несудоходных реках, ручьях — по их середине или середине главного рукава реки; на озерах и иных водоемах — о равностоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы Государственной границы к берегам озера или иного водоема;
г) на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водоемах — в соответствии с линией Государственной границы, проходившей на местности до ее затопления;
д) на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера и иные водоемы,— по середине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения Государственной границы на воде.
К территориальным водам Российской Федерации относятся прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отсчитываемых от линии наибольшего отлива как на материке, так и на островах, принадлежащих Российской Федерации, или от
прямых исходных линий, соединяющих точки, географические координаты которых утверждаются Правительством РФ.
В отдельных случаях иная ширина территориальных вод Российской Федерации может устанавливаться международными договорами Российской Федерации, а при отсутствии договоров — в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
К внутренним водам Российской Федерации относятся:
а) морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориальных вод Российской Федерации;
б) воды портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидрографических и других сооружений портов;
в) воды заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морских миль;
г) воды заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов, исторически принадлежащих Российской Федерации, перечень которых объявляется Правительством РФ;
д) воды рек, озер и иных водоемов, берега которых принадлежат Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 УК РФ преступления, совершенные в пределах территориальных вод или воздушного пространства Российской Федерации, признаются совершенными на территории Российской Федерации. Действие УК РФ распространяется также на преступления, совершенные на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом «О континентальном шельфе Российской Федерации»1 континентальный шельф включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящихся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива РФ, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема. Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам РФ. Данный Закон определяет и пространственные пределы внутренней и внешней границ континентального шельфа. Особый правовой режим континентального шельфа в первую очередь связан с необходимостью охраны его природных ресурсов, с необходимостью защиты и сохранения морской среды в связи с разведкой и разработкой минеральных ресурсов, промыслом живых ресурсов, захоронением отходов и других материалов.
Исключительная экономическая зона Российской Федерации устанавливается в морских районах, находящихся за пределами территориальных вод (территориального моря) Российской Федерации и прилегающих к ним, включая районы вокруг принадлежащих Российской Федерации островов. Внешняя граница такой зоны находится на расстоянии 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, что и территориальные воды (территориальное море) Российской Федерации. Разграничение (делимитация) экономической зоны между Российской Федерацией и государствами, побережья которых противолежат побережью Российской Федерации или являются смежными с побережьем Российской Федерации, осуществляется с учетом законодательства Российской Федерации путем соглашения на основе международного права в целях достижения справедливого решения.
Из формулировки ч. 2 ст. 11 УК РФ вытекает, что действие Кодекса распространяется на все преступления, совершенные на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Однако эта формулировка УК противоречит международно-правовым нормам о правовой природе и правовом режиме как континентального шельфа, так и исключительной экономической зоны. Их правовой режим достаточно подробно регламентирован Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.1, в соответствии с которой права и юрисдикция прибрежных государств являются вовсе не беспредельными, а ограниченными целевыми назначениями использования указанных территорий. В соответствии с этим следует согласиться с мнением о том, что в действительности уголовно-правовая юрисдикция Российской Федерации распространяется не на все преступления, совершенные в пределах исключительной экономической зоны и континентального шельфа, а лишь на некоторые. В отношении исключительной экономической зоны — это те, которые связаны с нарушением следующих суверенных прав российского государства:
незаконным созданием в исключительной экономической зоне зон безопасности или нарушением правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных сооружений и средств обеспечения безопасности морского пароходства;
исследованием, разведкой, разработкой естественных богатств в исключительной экономической зоне, проводимыми без соответствующего разрешения.
В отношении континентального шельфа — это преступления, связанные с разведкой и использованием ресурсов континентального шельфа, а также защитой окружающей среды и искусственных сооружений на континентальном шельфе1.
В соответствии с общепринятыми нормами и традициями международного права в ч, 3 ст. 11 УК РФ зафиксировано правило, согласно которому лицо, совершившее преступление на судне, приписанном к порту Российской Федерации, находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации, подлежит ответственности по УК РФ, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. По УК РФ несет также ответственность лицо, совершившее преступление на военном корабле или военном воздушном судне Российской Федерации независимо от места их нахождения.
В соответствии с Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства 1967 г. государства (а следовательно, и Российская Федерация) осуществляют свою юрисдикцию и над запущенными ими в космическое пространство объектами и их экипажами.
Преступление считается совершенным на территории Российской Федерации как в том случае, когда преступные действия начаты и окончены на ее территории, включая и наступление предусмотренного уголовным законом преступного результата, так и в случае, когда преступное действие выполнено на территории Российской Федерации, а преступный результат наступил за ее пределами.
В ч. 4 ст. 11 УК РФ делается исключение из общего принципа наказуемости всех лиц, совершивших преступления на территории Российской Федерации, по УК РФ. Такое исключение касается дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, и в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации вопрос разрешается на основе норм международного права. В данном случае имеется в виду иммунитет соответствующих лиц, т. е. их неподсудность по уголовным делам судам Российской Федерации.
К дипломатическим представителям, обладающим правом дипломатической неприкосновенности, относятся:
главы дипломатических представительств в ранге послов, посланников или поверенных в делах и члены дипломатического персонала представительств;
советники, торговые представители и их заместители;
военные, военно-морские и военно-воздушные атташе и их помощники;
первые, вторые и третьи секретари, атташе и секретари-архивисты, а также члены семей глав и дипломатического персонала представительств, если они проживают вместе с указанными лицами и не являются российскими гражданами.
Правом дипломатической неприкосновенности пользуются также представители иностранных государств, члены парламентских и правительственных делегаций, а также на основе взаимности сотрудники делегаций иностранных государств, которые приезжают в Россию для участия в международных переговорах или с другими официальными поручениями либо следуют в этих же целях транзитом через территорию Российской Федерации, а также члены семей указанных лиц, которые их сопровождают, если они не являются российскими гражданами. Право дипломатической неприкосновенности должностных лиц международных неправительственных организаций и представительств иностранных государств при этих организациях определяется соответствующими международными договорами, в которых участвует Российская Федерация.
Консульские должностные лица пользуются иммунитетом от уголовной юрисдикции Российской Федерации в том, что касается их служебной деятельности. Дипломатические курьеры пользуются личной неприкосновенностью при исполнении своих служебных обязанностей (они не могут быть подвергнуты аресту или задержанию).
На основе специальных договоров с иностранным государством на консульских должностных лиц, а также на административно-технический персонал дипломатических представительств (за исключением граждан Российской Федерации) могут быть в полном объеме распространены принципы дипломатической неприкосновенности исходя из принципа взаимности в отношении соответствующего государства.
Вместе с тем следует отметить, что иммунитет (дипломатический) соответствующих лиц, совершивших уголовно наказуемые деяния, от уголовной юрисдикции государства их пребывания не является абсолютным. Так, например, в соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г. аккредитирующее государство может и отказаться от указанного иммунитета в отношении конкретных лиц. При этом такой отказ должен быть определенно выраженным. Кроме того, иммунитет дипломатического представителя (и других лиц, пользующихся им) не освобождает указанных лиц от юрисдикции аккредитирующего государства1.
Реализация без каких-либо исключений территориального принципа, сформулированного в ч. 1 ст. 11 УК РФ, невозможна не только в силу соответствующих норм о дипломатическом иммунитете. Необходимость решать как охранительную, так — в особенности — и предупредительно-воспитательную задачу уголовного закона вынуждает законодателя урегулировать вопрос об ответственности российских граждан, совершивших преступления за границей. Поэтому территориальный принцип действия уголовного закона в пространстве дополняется принципом гражданства, выраженным в ч. 1 ст. 12 УК РФ и заключающимся в том, что как граждане Российской Федерации, так и постоянно проживающие в России лица без гражданства, совершившие преступления вне пределов Российской Федерации, подлежат ответственности по УК РФ.
Каждое государство отличается своими специфическими особенностями в установлении и формулировании уголовно-правовых запретов. Поэтому в ч. 1 ст. 12 УК РФ имеются в виду те случаи, когда граждане Российской Федерации или лица без гражданства совершили за границей деяние (действие или бездействие), которое является преступлением не только в соответствии с УК РФ, но и в соответствии с законодательством государства, на территории которого оно было совершено, и если они не были осуждены в иностранном государстве. Последнее условие согласуется с положением, зафиксированным в ч. 2 ст. 6 УК РФ о том, что никто не должен нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление (как уже отмечалось, эта норма производна от ст. 50 Конституции РФ). При их осуждении наказание не может превышать верхнего предела санкции, предусмотренной законом иностранного государства по месту совершения преступления.
В соответствии с ч. 2 ст. 12 УК РФ военнослужащие воинских частей Российской Федерации, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут ответственность по УК РФ, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
В ч. 3 ст. 12 УК РФ формулируются еще два (после территориального и принципа гражданства) принципа действия уголовного закона в пространстве — универсальный и реальный. Первый исходит из необходимости борьбы с международными преступлениями и преступлениями международного характера. Участие Российской Федерации в международных конвенциях по борьбе с этими преступлениями (например, с фальшивомонетничеством, угоном воздушного судна, с преступлениями, связанными с изготовлением, сбытом или распространением наркотиков) требует законодательного урегулирования случаев, когда иностранные граждане и лица без гражданства, не проживавшие постоянно в Российской Федерации, совершают за границей указанные преступления (те, что запрещены как заключенным Российской Федерацией международным договором, так и российским уголовным законодательством). Разумеется, в этих случаях ч. 3 ст. 12 УК РФ может быть применена лишь тогда, когда иностранные граждане или лица без гражданства не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.
Понятие международного договора (в терминологическим и смысловом значении) раскрывается в Федеральном законе «О международном договоре Российской Федерации» 1995 г.1 В соответствии со ст. 2 этого Закона «международный договор Российской Федерации означает международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования».
Таким образом, терминологически международный договор может именоваться и по-иному, например, международные договоры по борьбе с отдельными преступлениями обычно заключаются в форме конвенций (например, Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г.). Следует иметь в виду и существенное уточнение, сделанное в ст. 1 указанного Закона, о том, что он «распространяется на международные договоры, в которых Российская Федерация является стороной в качестве государства — продолжателя СССР». Это уточнение является действительно важным, так как большинство международных конвенций о борьбе с отдельными преступлениями были заключены еще Советским Союзом и Российская Федерация является субъектом таких договоров (конвенций) по праву правопреемства.
Следует обратить внимание и на то, что в ст. 1 рассматриваемого Закона указывается, что международный договор заключается не только с государством (государствами), но и с международной организацией, что имеет существенное значение для уяснения проблемы универсального действия уголовного закона в пространстве. Дело в том, что наблюдаемый во всем мире рост преступности, в том числе и международной, вызвал к жизни функционирование многочисленных международных организаций, призванных осуществлять деятельность, направленную на борьбу с преступностью, и в особенности на ее предупреждение.
Среди них — главные (Генеральная Ассамблея ООН, Международный Суд ООН и др.), вспомогательные органы (Комитет по предупреждению преступности Экономического и Социального Совета ООН, национальные исследовательские институты и центры ООН) и некоторые специализированные учреждения (например, МОТ, ВОЗ, ЮНЕСКО, МАГАТЭ) Организации Объединенных Наций; различные международные неправительственные учреждения и организации (Международная ассоциация уголовного права, Международное общество социальной защиты, Международная социологическая ассоциация, Международная амнистия, Международная ассоциация юристов-демократов, Международная ассоциация судей по делам несовершеннолетних и др.). Однако соответствующие международные договоры (конвенции) Российской Федерацией заключаются в рамках только трех международных организаций, членом которых она является. Это — Организация Объединенных Наций, Совет Европы и Содружество Независимых Государств.
Значительную трудность в правоприменительном плане представляет то обстоятельство, что международные договоры (конвенции) о борьбе с отдельными преступлениями, к сожалению, не только не кодифицированы, но и вообще не систематизированы, хотя число таких конвенций (некоторые из них заключены еще в начале XX в.) достаточно велико. Кроме того, по тому или иному вопросу иногда действует несколько конвенций (межгосударственных, международных организаций), что делает необходимым определять иерархию таких конвенций. Следует иметь в виду и то, что привлечение соответствующих лиц к уголовной ответственности в соответствии с универсальным принципом происходит хотя и с учетом норм определенных международных конвенций, но все-таки путем применения норм УК РФ (квалификация преступления и назначение наказания), что делает необходимым всякий раз устанавливать соотношение тех и других. В этих случаях указанные нормы УК РФ носят бланкетный характер и их содержание наполняется («корректируется») нормами соответствующих конвенций (договоров). Это заключается в уточнении тех признаков состава соответствующего преступления, содержание которых устанавливается в том числе и путем наполнения их признаками, зафиксированными в нормах международного права (международных договоров, конвенций).
Преступления, связанные с реализацией универсального принципа, относятся к международным преступлениям в широком смысле этого слова. В свою очередь они делятся на международные преступления в собственном (узком) смысле и преступления международного характера1. Первые — это те, которые совершаются лицами, направляющими и осуществляющими в соответствующем государстве государственную политику, выражающуюся в международном преступлении, и ответственными за нее1. Эти преступления получили современное название преступлений против мира и безопасности человечества. Преступления международного характера в отличие от первых не находятся в непосредственной связи с действиями государств, хотя, как и первые, предусмотрены в соответствующих международных конвенциях2.
Преступления против мира и безопасности человечества, основным источником норм об ответственности за совершение которых является устав Международного военного трибунала (Нюрнбергского) для суда и наказания главных военных (немецких) преступников, виновных в развязывании второй мировой войны, в соответствии с Уставом подразделяются на:
преступления против мира,
военные преступления и
преступления против человечности3.
Следует отметить, что Устав Нюрнбергского трибунала создавался не на пустом месте и имел достаточно развитую нормативную базу, сохраняющую свое юридическое значение и по настоящее время. В первую очередь это касается Конвенции о запрещении применения определенных средств и методов ведения войны:
Декларации об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 г.;
Декларации о неупотреблении снарядов, имеющих единственным назначением распространять удушающие или вредоносные газы 1899 г.;
Декларации о неупотреблении легко разворачивающихся или сплющивающихся пуль 1899 г.;
Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г.;
Протокола о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств 1925 г.4
Уже после окончания второй мировой войны и завершения работы Нюрнбергского военного трибунала были приняты следующие конвенции о борьбе с преступлениями против мира и безопасности человечества:
Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.1;
Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительные протоколы I и II к ним 1949 г.2;
Конвенция о защите культурных ценностей в случае международного конфликта 1954 г.3;
специальная резолюция, принятая XXIX сессией Генеральной Ассамблеи ООН «Определение агрессии» 1974 г. (как международного преступления)4;
Конвенция о пресечении апартеида и наказании за него 1973 г.5;
Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия 1980 г. и три Протокола к ней6;
Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 г.7;
Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 36/100 1981 г. о принятии Декларации о предотвращении ядерной катастрофы8;
Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников 1989 г., принятая резолюцией 44-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (резолюция 44/34)9;
Соглашение о первоочередных мерах по защите жертв вооруженных конфликтов стран Содружества Независимых Государств 1993 г.101
Параллельно с развитием нормативной (международно-правовой) базы о преступлениях против мира и безопасности человечества в рамках Организации Объединенных Наций уже многие годы идет кропотливая работа по кодификации соответствующих норм международного уголовного права. Еще в 1947 г. в резолюции 177 Генеральная Ассамблея ООН поручила в этих целях Комиссии международного права сформулировать принципы международного права, признанные в Уставе Нюрнбергского трибунала (а также в его приговоре), и составить проект Кодекса о преступлениях против мира и безопасности человечества (именно с этого времени эти преступления получили такое наименование, используемое и в наши дни). В 1991 г. на своей 43-й сессии Комиссия международного права приняла в первом чтении проект этого Кодекса, в котором сформулировано 12 составов преступлений против мира и безопасности человечества1.
По сравнению с Уставом Нюрнбергского военного трибунала перечень указанных преступлений был значительно расширен, что вызвало справедливые, на наш взгляд, замечания, поступившие при обсуждении Проекта от многих государств2. Под влиянием этого обсуждения в ходе своей 48-й сессии Комиссия международного права (в порядке работы над вторым чтением проекта Кодекса) приняла существенно обновленный текст Проекта. Так, его Особенная часть стала включать ответственность за следующие преступления:
агрессию;
геноцид;
преступления против человечности;
преступления против персонала ООН и связанного с ней персонала3;
военные преступления (включая причинение обширного, долговременного и серьезного ущерба природной среде)4.
Основные преступления против мира и безопасности человечества вошли в юрисдикцию Международных трибуналов, учрежденных Резолюциями Совета Безопасности ООН для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения гуманитарного международного права, — на территории бывшей Югославии (от 22 февраля 1993 г.) и за аналогичные преступления на территории Руанды и соседних с ней государств (от 8 ноября 1994 г.). Кроме того, 17 июля 1998 г. на Римской Дипломатической конференции был принят Статут Международного уголовного суда как постоянного судебного органа, призванного осуществлять правосудие в отношении лиц, совершивших такие преступления, как преступления против человечности, агрессия, геноцид, военные преступления.
К преступлениям международного характера относятся:
рабство и работорговля (Конвенция относительно рабства 1926 г. с изменениями, внесенными Протоколом 1953 г. и дополнительной Конвенцией об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством 1956 г.1; в проекте Кодекса о преступлениях против мира и безопасности человечества рабство отнесено к военным преступлениям как разновидность преступлений против мира и безопасности человечества);
торговля женщинами и детьми без цели обращения в рабство (Конвенция о борьбе с торговлей людьми и эксплуатации проституции третьими лицами 1950 г.2; Конвенция о правах ребенка 1989 г.3);
захват заложников (Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г.)4;
угон самолетов (Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1963 г.5; борьбе с незаконными действиями, направленными против безопасности гражданской авиации, посвящены также: Конвенция о преступлениях и некоторых других действиях, совершенных на борту воздушного судна 1963 г.; Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 г. и Протокол к последней 1988 г.6);
пиратство (Конвенция об открытом море 1958 г. и Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 г.7);
незаконный оборот наркотических средств (Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.8; Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г.9; Конвенция о психотропных веществах 1971 г.10);
неоказание помощи на море (Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 г.)1;
разрыв или повреждение подводного кабеля (Конвенция об охране подводных телеграфных кабелей 1884 г.)2;
преступления, совершаемые в исключительной экономической зоне (Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.)3; преступления, совершаемые на континентальном шельфе (Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.)4;
загрязнение окружающей среды (на предотвращение транснационального загрязнения окружающей среды направлены многосторонние конвенции, например, Конвенция об охране озонового слоя 1985 г., Конвенция о контроле за трансграничной перевозкой отходов и их удалением 1989 г. и др.)5;
распространение порнографии (Международная конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими 1923 г. и Протокол к ней 1947 г.; Договор о борьбе с распространением порнографических изданий 1910 г., измененный Протоколом 1949 г.)6;
подделка денежных знаков или фальшивомонетничество (Конвенция по борьбе с подделкой денежных знаков 1929 г.)7;
легализация («отмывание») преступных доходов (Конвенция Совета Европы об «отмывании», выявлении, изъятии (конфискации) доходов от преступной деятельности)8.
В юридической литературе называются и другие виды преступлений международного характера, например контрабанда и незаконное радиовещание9. Оба эти преступления действительно носят транснациональный характер (в особенности первое) и в этом смысле «претендуют» на то, чтобы считаться разновидностью международных преступлений. Однако для реализации универсального принципа действия уголовного закона в пространстве отсутствует надлежащая нормативная база (нет соответствующих международно-правовых конвенций уголовно-правового характера о борьбе с этими преступлениями). Это же относится и к терроризму, одному из наиболее опасных преступлений, конечно, носящему международный характер. Борьбе с ним посвящены Европейская конвенция по борьбе с терроризмом 1977 г. (Конвенция государств — членов Европейского Союза) и Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма 1994 г. (одобренная резолюцией 49-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1984 г. № 49/60)1. Однако эти конвенции не дают понятия терроризма как определенного преступления, а «растворяют» его (на наш взгляд, совершенно справедливо) в международных преступлениях, являющихся проявлением международного терроризма (захват воздушных судов, захват заложников и др.), отсылая к соответствующим международным конвенциям о борьбе с этими преступлениями.
- Содержание
- Глава I. Понятие, система и задачи уголовного права. Наука уголовного права 1
- Глава II. Принципы уголовного права 50
- Глава III. Уголовный закон 61
- Глава XVIII. Условное осуждение 502
- Глава XIX. Освобождение от уголовной ответственности 508
- 3. Освобождение от уголовной ответственности 520
- 4. Освобождение от уголовной ответственности 522
- 5. Освобождение от уголовной ответственности 522
- Глава XX. Освобождение от наказания 531
- Глава XXI. Амнистия, помилование, судимость 545
- Глава XXII. Уголовная ответственность несовершеннолетних 554
- Глава XXIII. Принудительные меры медицинского характера 563
- Глава XXIV. Основные положения общей части уголовного права зарубежных государств 569
- Глава XXV. Основные направления (школы) в науке уголовного права: история и современность 596
- Указатель сокращений
- От автора
- Предисловие ко 2-му изданию
- Предисловие к 3-му изданию
- Глава I. Понятие, система и задачи уголовного права. Наука уголовного права
- 1. Понятие уголовного права, его предмет, метод и система
- 2. Задачи уголовного права
- 3. Наука уголовного права
- Литература
- Глава II. Принципы уголовного права
- Принципы уголовного права
- Литература
- Глава III. Уголовный закон
- 1. Понятие и значение уголовного закона. Действующее уголовное законодательство Российской Федерации
- 2. История российского уголовного законодательства
- Советское социалистическое уголовное право
- Постсоциалистическое уголовное право
- 3. Структура и техника уголовного закона. Уголовный закон и уголовно-правовая норма
- Виды диспозиций статей Особенной части ук рф
- Виды санкций статей Особенной части ук рф
- 4. Действие уголовного закона во времени и в пространстве
- 5. Выдача лиц, совершивших преступление
- 6. Толкование уголовного закона
- Виды толкования уголовного закона
- 7. Проблемы и перспективы совершенствования российского уголовного законодательства1
- Литература
- Глава IV. Понятие преступления
- 1. Социальная природа преступления
- 2. Понятие и признаки преступления
- Признаки преступления
- 3. Криминализация общественно опасных деяний и их декриминализация
- 4. Классификация преступлений
- Литература
- Глава V. Состав преступления
- 1. Понятие и значение состава преступления
- Элементы состава преступления
- 2. Виды составов преступлений
- 3. Состав преступления и квалификация преступления
- Литература
- Глава VI. Объект преступления
- 1. Понятие и значение объекта преступления
- 2. Виды объектов преступления
- 3. Предмет преступления
- Литература
- Глава VII. Объективная сторона преступления
- Понятие объективной стороны преступления и ее уголовно-правовое значение
- 2. Общественно опасное деяние (действие или бездействие)
- 3. Общественно опасное последствие
- 4. Причинная связь между действием или бездействием и наступлением общественно опасных последствий
- 5. Место, время, обстановка, средства и орудия, а также способ совершения преступления
- Литература
- Глава VIII. Субъект преступления
- 1. Понятие субъекта преступления
- Признаки субъекта преступления
- 2. Возрастные признаки субъекта преступления
- 3. Вменяемость. Понятие невменяемости
- Критерии невменяемости (ст. 21 ук рф)
- 4. Специальный субъект преступления
- Литература
- Глава IX. Субъективная сторона преступления
- 1. Понятие и значение субъективной стороны преступления.
- Субъективная сторона преступления
- 2. Понятие вины. Формы вины
- 3. Умысел и его виды
- 4. Неосторожность и ее виды
- Виды неосторожности
- 5. Преступления с двойной формой вины
- 6. Мотив и цель преступления
- 7. Эмоциональное состояние лица, совершающего преступление
- 8. Ошибка и ее уголовно-правовое значение
- Виды ошибок
- Литература
- Глава X. Уголовная ответственность и ее основания
- 1. Понятие уголовной ответственности
- 2. Уголовная ответственность и уголовно-правовые отношения
- 3. Основания уголовной ответственности
- Литература
- Глава XI. Стадии совершения преступления
- 1. Понятие, виды и значение стадий совершения преступления
- Приготовление к преступлению;
- 3) Оконченное преступление.
- Стадии преступления (ст. 29 ук рф)
- 2. Приготовление к преступлению
- 3. Покушение на преступление
- 4. Оконченное преступление
- 5. Добровольный отказ от преступления
- Условия освобождения от уголовной ответственности при добровольном отказе от преступления
- Литература
- Глава XII. Соучастие в преступлении
- 1. Понятие соучастия в преступлении
- Признаки соучастия в преступлении
- 2. Виды соучастников
- 3. Формы соучастия
- Формы соучастия
- 4. Ответственность соучастников
- Литература
- Глава XIII. Множественность преступлений
- 1. Понятие единого преступления и множественности преступлений
- 2. Формы множественности преступлений
- Формы (виды) множественности преступлений
- Литература
- Глава XIV. Обстоятельства, исключающие преступность деяния
- 1. Понятие и виды обстоятельств, исключающих преступность деяния
- Виды обстоятельств, исключающих преступность деяния
- 2. Необходимая оборона
- Условия правомерности необходимой обороны
- 3. Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление
- 4. Крайняя необходимость
- Условия правомерности крайней необходимости
- 5. Физическое или психическое принуждение
- 6. Обоснованный риск
- Условия правомерности Обоснованного риска (ст. 41 ук рф)
- 7. Исполнение приказа или распоряжения
- Литература
- Глава XV. Наказание и его цели
- 1. Понятие и признаки наказания по уголовному праву
- Признаки наказания
- 2. Цели наказания
- Цели наказания (ст. 43 ук рф)
- Литература
- Глава XVI. Система и виды наказаний
- 1. Понятие и значение системы наказаний
- Виды наказания (ст. 44 ук рф)
- Смертная казнь.
- 2. Наказания, не связанные с ограничением или лишением свободы
- 3. Наказания, связанные с ограничением или лишением свободы
- Виды мест лишения свободы
- 4. Смертная казнь
- Литература
- Глава XVII. Назначение наказания
- 1. Общие начала назначения наказания
- Общие начала назначения наказания (ст. 60 ук рф)
- 2. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание
- 3. Назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление
- 4. Назначение наказания при вердикте присяжных заседателей о снисхождении. Назначение наказания за неоконченное преступление, за преступление, совершенное в соучастии и при рецидиве преступлений
- 5. Назначение наказания по совокупности преступлений
- Назначение наказания по совокупности преступлений
- К основным наказаниям могут быть присоединены дополнительные наказания
- 6. Назначение наказания по совокупности приговоров
- Назначение наказания по совокупности приговоров
- 7. Исчисление сроков наказания и зачет наказания
- 8. Проблема совершенствования уголовных наказаний1
- Литература
- Глава XVIII. Условное осуждение
- Условное осуждение
- Литература
- Глава XIX. Освобождение от уголовной ответственности
- 1. Понятие и виды освобождения от уголовной ответственности
- Виды освобождения от уголовной ответственности
- 2. Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием
- 3. Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим
- 4. Освобождение от уголовной ответственности в связи с изменением обстановки
- 5. Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности
- Условия освобождения от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности (ст. 78 ук рф)
- Сроки давности привлечения к уголовной ответственности
- Литература
- Глава XX. Освобождение от наказания
- 1. Понятие и виды освобождения от наказания
- Виды освобождения от наказания
- 2. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания
- Условно-досрочное освобождение
- 3. Замена неотбытой части наказания более мягким
- 4. Освобождение от наказания в связи с болезнью
- 5. Отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей
- 6. Освобождение от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда
- Отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей (ст. 82 ук рф)
- Литература
- Глава XXI. Амнистия, помилование, судимость
- 1. Амнистия
- 2. Помилование
- Помилование
- 3. Судимость
- Погашение судимости
- Литература
- Глава XXII. Уголовная ответственность несовершеннолетних
- Общая характеристика преступлений, совершаемых несовершеннолетними, и условия их уголовной ответственности
- 2. Виды наказания для несовершеннолетних и особенности их назначения
- Виды наказания для несовершеннолетних
- 3. Особенности освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и применение принудительных мер воспитательного воздействия
- Виды принудительных мер воспитательного воздействия
- 4. Особенности освобождения несовершеннолетних от наказания, исчисления сроков давности и погашения судимости
- Литература
- Глава XXIII. Принудительные меры медицинского характера
- 1. Понятие принудительных мер медицинского характера
- Основания применения принудительных мер медицинского характера
- 2. Виды принудительных мер медицинского характера
- Виды принудительных мер Медицинского характера (ст. 99 ук рф)
- 3. Продолжительность и уголовно-правовые последствия применения принудительных мер медицинского характера
- Литература
- Глава XXIV. Основные положения общей части уголовного права зарубежных государств
- 1. Системы уголовного права в современном мире
- 2. Основные положения Общей части уголовного права Франции, Германии и Италии
- 3. Основные положения Общей части уголовного права Англии и сша
- 4. Основные положения Общей части уголовного права кнр
- 5. Основные положения Общей части уголовного права Афганистана
- Необходимая оборона.
- 6. Основные положения Общей части уголовного права Японии
- 7. Тенденция сближения систем уголовного права
- Литература
- Глава XXV. Основные направления (школы) в науке уголовного права: история и современность
- 1. Просветительно-гуманистическое направление
- 2. Классическая школа
- 3. Антропологическая школа
- 4. Социологическая школа
- Литература