logo
Уголовное право РФ (книга Наумова А

4. Действие уголовного закона во времени и в пространстве

Действие уголовного закона во времени регулируется ст. 9 и 10 УК РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 9 преступность и наказуемость деяний определяются законом, действовавшим во время соверше­ния этого деяния. Согласно же ч. 2 ст. 9 временем совершения преступления признается время осуществления общественно опас­ного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий. Под совершением преступления понимается как окон­ченное преступление, так и совершение наказуемых деяний, обра­зующих предварительную преступную деятельность (приготовле­ние к преступлению и покушение на преступление).

Определение времени совершения преступления может при­обретать важное значение для решения вопроса об уголовной от­ветственности лица, совершившего соответствующее деяние. Так, Б. был осужден за присвоение найденного или случайно оказав­шегося у виновного чужого имущества, выразившееся в том, что в декабре 1993 г. он незаконно распорядился деньгами акционерно­го общества, что в июле 1994 г. — июне 1995 г. причинило акцио­нерному обществу материальный ущерб. Определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Феде­рации приговор в части осуждения Б. по ст. 1483 УК РСФСР был отменен и дело прекращено производством за отсутствием соста­ва преступления, поскольку действия, причинившие впоследствии материальный ущерб, совершены осужденным в декабре 1993 г., а уголовная ответственность за такое деяние установлена с 1 июля 1994 г. (ст. 1483 была введена в УК РСФСР)1.

Согласно Федеральному закону «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, феде­ральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 25 мая 1994 г. федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней пос­ле дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу (ст. 6). В соответ­ствии со ст. 4 этого Закона официальным опубликованием феде­рального закона считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или «Собрании законодательства Россий­ской федерации»1.

Вступивший в силу уголовный закон действует до его отмены или замены новым законом. С этого момента старый уголовный закон считается утратившим силу и применению не подлежит.

В ст. 10 УК РФ сформулирован принцип обратной силы уголовного закона, являющийся исключением из требований, уста­новленных в ст. 9 УК РФ. В соответствии с этим принципом закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего пре­ступление, имеет обратную силу, т. е. распространяется на лиц, совершивших соответствующее деяние до вступления такого зако­на в силу, в том числе и на лиц, отбывающих наказание или отбыв­ших наказание, но имеющих судимость. Этот принцип является конституционным; он зафиксирован в ст. 54 Конституции РФ.

Законом, устраняющим преступность деяния, считается закон, объявляющий о декриминализации этого деяния, т. е. об исключе­нии его из УК и, следовательно, об отмене уголовной ответствен­ности и наказания за его совершение.

Законом, смягчающим наказание, является закон, по которому максимальный и (или) минимальный пределы того или другого вида (меры) наказания ниже, чем по ранее действовавшему закону, либо закон, установивший альтернативную санкцию, позволяю­щую назначить более мягкое наказание. Однако при оценке стро­гости или мягкости нового уголовного закона и определении того, улучшает или ухудшает он положение лица, совершившего пре­ступление, следует учитывать не только его санкцию, но и иные обстоятельства, влияющие на усиление или смягчение уголовной ответственности и наказания. Так, новый уголовный закон может существенно изменить сроки наказания, необходимые для услов­но-досрочного освобождения, существенно изменить условия по­гашения и снятия судимости и т. д. Все это также влияет на опреде­ление того, имеет ли новый закон обратную силу.

Как уже отмечалось, правило об обратной силе нового, более мягкого уголовного закона распространяется и на лиц, уже осуж­денных и отбывающих или отбывших наказание по старому, более строгому закону.

Если новый закон устраняет преступность деяния, то произ­водство по делу прекращается на любой стадии, в том числе и на стадии предварительного следствия. Если новый закон смягчает наказание, то при определении наказания суд должен руковод­ствоваться новым законом (это правило распространяется и на деятельность суда в кассационной и надзорной инстанциях).

В ч. 1 ст. 10 УК РФ формулируется также правило о неприда­нии обратной силы уголовному закону, устанавливающему пре­ступность деяния, усиливающему наказание или иным образом ухудшающему положение лица, совершившего соответствующее деяние. Законом, устанавливающим наказуемость деяния, являет­ся закон, в соответствии с которым преступным признается дея­ние, ранее не рассматривавшееся в качестве преступления. Зако­ном, усиливающим наказание, является закон, который увеличи­вает максимальный или минимальный предел наказания или оба эти предела. Таким же является и закон, который; не меняя пре­делов основного наказания, добавляет к нему дополнительное наказание либо устанавливает альтернативную санкцию, дающую суду возможность назначить более строгое наказание, чем по ра­нее действовавшему закону. К закону, усиливающему наказание, а следовательно, ухудшающему положение лица, совершившего преступление, следует отнести и закон, направленный на усиле­ние уголовной ответственности и наказания путем увеличения сроков наказания, отбытие которых необходимо для условно-досрочного освобождения, увеличения сроков погашения и сня­тия судимости и т.д. Действие уголовного закона всегда ограничено определенной территорией. В связи с этим основным принципом действия уго­ловного закона в пространстве является территориальный принцип. Он выражен в ч. 1 ст. 11 УК РФ и сводится к тому, что лица, совершившие преступление на территории Российской Фе­дерации, независимо от того, являются ли они российскими граж­данами, иностранными гражданами или лицами без гражданства, несут уголовную ответственность по УК РФ.

В соответствии с Законом «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. гражданами Российской Федерации признаются лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу этого Закона, а также лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с этим Законом. Дан­ный Закон регламентирует порядок приобретения гражданства, прием и восстановление в гражданстве, а также прекращение гражданства Российской Федерации. Иностранными гражданами являются лица, обладающие гражданством иностранного государ­ства и не имеющие гражданства Российской Федерации. Лицом без гражданства является лицо, не принадлежащее к гражданству Рос­сийской Федерации и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству другого государства.

К государственной территории Российской Федерации отно­сятся: суша, воды, недра и воздушное пространство в пределах Государственной границы Российской Федерации. В соответствии с Законом РФ «О Государственной границе Российской Федера­ции» от 1 апреля 1993 г. Государственной границей Российской Федерации является граница РСФСР, закрепленная действующи­ми международными договорами и законодательными актами быв­шего СССР (границы Российской Федерации с сопредельными государствами, не оформленные в международно-правовом отно­шении, подлежат договорному закреплению).

Прохождение Государственной границы, если иное не пре­дусмотрено международными договорами Российской Федера­ции, устанавливается:

а) на суше — по характерным точкам, линиям рельефа или ясно види­мым ориентирам;

б) на море — по внешнему пределу территориальных вод (территори­ального моря) Российской Федерации;

в) на судоходных реках — по середине главного фарватера или тальвегу реки; на несудоходных реках, ручьях — по их середине или середине главного рукава реки; на озерах и иных водоемах — о равностоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы Государ­ственной границы к берегам озера или иного водоема;

г) на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водоемах — в соответствии с линией Государственной границы, проходившей на местности до ее затопления;

д) на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера и иные водоемы,— по середине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения Государствен­ной границы на воде.

К территориальным водам Российской Федерации относятся прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отсчитыва­емых от линии наибольшего отлива как на материке, так и на ос­тровах, принадлежащих Российской Федерации, или от

прямых исходных линий, соединяющих точки, географические координа­ты которых утверждаются Правительством РФ.

В отдельных случаях иная ширина территориальных вод Рос­сийской Федерации может устанавливаться международными до­говорами Российской Федерации, а при отсутствии договоров — в соответствии с общепризнанными принципами и нормами между­народного права.

К внутренним водам Российской Федерации относятся:

а) морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориальных вод Российской Фе­дерации;

б) воды портов Российской Федерации, ограниченные линией, прохо­дящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидрографи­ческих и других сооружений портов;

в) воды заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых полностью принад­лежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от бе­рега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впер­вые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морских миль;

г) воды заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов, исторически при­надлежащих Российской Федерации, перечень которых объявляется Правительством РФ;

д) воды рек, озер и иных водоемов, берега которых принадлежат Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 11 УК РФ преступления, совершен­ные в пределах территориальных вод или воздушного пространства Российской Федерации, признаются совершенными на терри­тории Российской Федерации. Действие УК РФ распространяет­ся также на преступления, совершенные на континентальном шель­фе или в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом «О континентальном шельфе Российской Федерации»1 континентальный шельф вклю­чает в себя морское дно и недра подводных районов, находящихся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внеш­ней границы подводной окраины материка. Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива РФ, включающего в себя поверхность и недра континентального шель­фа, склона и подъема. Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам РФ. Данный Закон определя­ет и пространственные пределы внутренней и внешней границ континентального шельфа. Особый правовой режим континен­тального шельфа в первую очередь связан с необходимостью охра­ны его природных ресурсов, с необходимостью защиты и сохране­ния морской среды в связи с разведкой и разработкой минераль­ных ресурсов, промыслом живых ресурсов, захоронением отходов и других материалов.

Исключительная экономическая зона Российской Федерации устанавливается в морских районах, находящихся за пределами территориальных вод (территориального моря) Российской Феде­рации и прилегающих к ним, включая районы вокруг принадлежа­щих Российской Федерации островов. Внешняя граница такой зоны находится на расстоянии 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, что и территориальные воды (террито­риальное море) Российской Федерации. Разграничение (делими­тация) экономической зоны между Российской Федерацией и го­сударствами, побережья которых противолежат побережью Рос­сийской Федерации или являются смежными с побережьем Российской Федерации, осуществляется с учетом законодательст­ва Российской Федерации путем соглашения на основе междуна­родного права в целях достижения справедливого решения.

Из формулировки ч. 2 ст. 11 УК РФ вытекает, что действие Кодекса распространяется на все преступления, совершенные на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Однако эта формулировка УК противоречит международно-правовым нормам о правовой природе и правовом режиме как континентального шельфа, так и исклю­чительной экономической зоны. Их правовой режим достаточно подробно регламентирован Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.1, в соответствии с которой права и юрисдикция прибреж­ных государств являются вовсе не беспредельными, а ограничен­ными целевыми назначениями использования указанных терри­торий. В соответствии с этим следует согласиться с мнением о том, что в действительности уголовно-правовая юрисдикция Россий­ской Федерации распространяется не на все преступления, совершенные в пределах исключительной экономической зоны и континентального шельфа, а лишь на некоторые. В отношении ис­ключительной экономической зоны — это те, которые связаны с нарушением следующих суверенных прав российского государства:

В отношении континентального шельфа — это преступления, связанные с разведкой и использованием ресурсов континенталь­ного шельфа, а также защитой окружающей среды и искусствен­ных сооружений на континентальном шельфе1.

В соответствии с общепринятыми нормами и традициями меж­дународного права в ч, 3 ст. 11 УК РФ зафиксировано правило, согласно которому лицо, совершившее преступление на судне, приписанном к порту Российской Федерации, находящемся в от­крытом водном или воздушном пространстве вне пределов Рос­сийской Федерации, подлежит ответственности по УК РФ, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. По УК РФ несет также ответственность лицо, совер­шившее преступление на военном корабле или военном воздуш­ном судне Российской Федерации независимо от места их нахож­дения.

В соответствии с Договором о принципах деятельности госу­дарств по исследованию и использованию космического пространства 1967 г. государства (а следовательно, и Российская Федера­ция) осуществляют свою юрисдикцию и над запущенными ими в космическое пространство объектами и их экипажами.

Преступление считается совершенным на территории Россий­ской Федерации как в том случае, когда преступные действия начаты и окончены на ее территории, включая и наступление предусмотренного уголовным законом преступного результата, так и в случае, когда преступное действие выполнено на террито­рии Российской Федерации, а преступный результат наступил за ее пределами.

В ч. 4 ст. 11 УК РФ делается исключение из общего принципа наказуемости всех лиц, совершивших преступления на территории Российской Федерации, по УК РФ. Такое исключение касается дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, и в случае соверше­ния этими лицами преступления на территории Российской Феде­рации вопрос разрешается на основе норм международного права. В данном случае имеется в виду иммунитет соответствующих лиц, т. е. их неподсудность по уголовным делам судам Российской Фе­дерации.

К дипломатическим представителям, обладающим правом дип­ломатической неприкосновенности, относятся:

Правом дипломатической неприкосновенности пользуются также представители иностранных государств, члены парламент­ских и правительственных делегаций, а также на основе взаимнос­ти сотрудники делегаций иностранных государств, которые при­езжают в Россию для участия в международных переговорах или с другими официальными поручениями либо следуют в этих же це­лях транзитом через территорию Российской Федерации, а также члены семей указанных лиц, которые их сопровождают, если они не являются российскими гражданами. Право дипломатической неприкосновенности должностных лиц международных неправи­тельственных организаций и представительств иностранных госу­дарств при этих организациях определяется соответствующими международными договорами, в которых участвует Российская Федерация.

Консульские должностные лица пользуются иммунитетом от уголовной юрисдикции Российской Федерации в том, что касается их служебной деятельности. Дипломатические курьеры пользуют­ся личной неприкосновенностью при исполнении своих служеб­ных обязанностей (они не могут быть подвергнуты аресту или задержанию).

На основе специальных договоров с иностранным государст­вом на консульских должностных лиц, а также на административ­но-технический персонал дипломатических представительств (за исключением граждан Российской Федерации) могут быть в пол­ном объеме распространены принципы дипломатической непри­косновенности исходя из принципа взаимности в отношении соот­ветствующего государства.

Вместе с тем следует отметить, что иммунитет (дипломатичес­кий) соответствующих лиц, совершивших уголовно наказуемые деяния, от уголовной юрисдикции государства их пребывания не является абсолютным. Так, например, в соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г. аккредитирующее государство может и отказаться от указанного иммунитета в отношении конкретных лиц. При этом такой отказ должен быть определенно выраженным. Кроме того, иммунитет дипломати­ческого представителя (и других лиц, пользующихся им) не осво­бождает указанных лиц от юрисдикции аккредитирующего госу­дарства1.

Реализация без каких-либо исключений территориального принципа, сформулированного в ч. 1 ст. 11 УК РФ, невозможна не только в силу соответствующих норм о дипломатическом иммуни­тете. Необходимость решать как охранительную, так — в особен­ности — и предупредительно-воспитательную задачу уголовного закона вынуждает законодателя урегулировать вопрос об ответ­ственности российских граждан, совершивших преступления за границей. Поэтому территориальный принцип действия уголовно­го закона в пространстве дополняется принципом гражданства, выраженным в ч. 1 ст. 12 УК РФ и заключающимся в том, что как граждане Российской Федерации, так и постоянно проживающие в России лица без гражданства, совершившие преступления вне пределов Российской Федерации, подлежат ответственности по УК РФ.

Каждое государство отличается своими специфическими осо­бенностями в установлении и формулировании уголовно-право­вых запретов. Поэтому в ч. 1 ст. 12 УК РФ имеются в виду те случаи, когда граждане Российской Федерации или лица без граж­данства совершили за границей деяние (действие или бездейст­вие), которое является преступлением не только в соответствии с УК РФ, но и в соответствии с законодательством государства, на территории которого оно было совершено, и если они не были осуждены в иностранном государстве. Последнее условие согласу­ется с положением, зафиксированным в ч. 2 ст. 6 УК РФ о том, что никто не должен нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление (как уже отмечалось, эта норма производна от ст. 50 Конституции РФ). При их осуждении наказание не может превышать верхнего предела санкции, предусмотренной законом иностранного государства по месту совершения преступления.

В соответствии с ч. 2 ст. 12 УК РФ военнослужащие воинских частей Российской Федерации, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, за преступления, совершенные на терри­тории иностранного государства, несут ответственность по УК РФ, если иное не предусмотрено международным договором Россий­ской Федерации.

В ч. 3 ст. 12 УК РФ формулируются еще два (после территори­ального и принципа гражданства) принципа действия уголовного закона в пространстве — универсальный и реальный. Первый исходит из необходимости борьбы с международными преступлениями и преступлениями международного характера. Участие Российской Федерации в международных конвенциях по борьбе с этими преступлениями (например, с фальшивомонетни­чеством, угоном воздушного судна, с преступлениями, связанными с изготовлением, сбытом или распространением наркотиков) тре­бует законодательного урегулирования случаев, когда иностран­ные граждане и лица без гражданства, не проживавшие постоянно в Российской Федерации, совершают за границей указанные пре­ступления (те, что запрещены как заключенным Российской Феде­рацией международным договором, так и российским уголовным законодательством). Разумеется, в этих случаях ч. 3 ст. 12 УК РФ может быть применена лишь тогда, когда иностранные граждане или лица без гражданства не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на террито­рии Российской Федерации.

Понятие международного договора (в терминологическим и смысловом значении) раскрывается в Федеральном законе «О международном договоре Российской Федерации» 1995 г.1 В соот­ветствии со ст. 2 этого Закона «международный договор Россий­ской Федерации означает международное соглашение, заключен­ное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письмен­ной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также незави­симо от его конкретного наименования».

Таким образом, терминологически международный договор может именоваться и по-иному, например, международные догово­ры по борьбе с отдельными преступлениями обычно заключаются в форме конвенций (например, Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г.). Следует иметь в виду и суще­ственное уточнение, сделанное в ст. 1 указанного Закона, о том, что он «распространяется на международные договоры, в кото­рых Российская Федерация является стороной в качестве государ­ства — продолжателя СССР». Это уточнение является действи­тельно важным, так как большинство международных конвенций о борьбе с отдельными преступлениями были заключены еще Со­ветским Союзом и Российская Федерация является субъектом та­ких договоров (конвенций) по праву правопреемства.

Следует обратить внимание и на то, что в ст. 1 рассматривае­мого Закона указывается, что международный договор заключа­ется не только с государством (государствами), но и с междуна­родной организацией, что имеет существенное значение для уяснения проблемы универсального действия уголовного закона в пространстве. Дело в том, что наблюдаемый во всем мире рост преступности, в том числе и международной, вызвал к жизни функ­ционирование многочисленных международных организаций, при­званных осуществлять деятельность, направленную на борьбу с преступностью, и в особенности на ее предупреждение.

Среди них — главные (Генеральная Ассамблея ООН, Между­народный Суд ООН и др.), вспомогательные органы (Комитет по предупреждению преступности Экономического и Социального Совета ООН, национальные исследовательские институты и цен­тры ООН) и некоторые специализированные учреждения (напри­мер, МОТ, ВОЗ, ЮНЕСКО, МАГАТЭ) Организации Объединен­ных Наций; различные международные неправительственные учреждения и организации (Международная ассоциация уголов­ного права, Международное общество социальной защиты, Международная социологическая ассоциация, Международная амнистия, Международная ассоциация юристов-демократов, Меж­дународная ассоциация судей по делам несовершеннолетних и др.). Однако соответствующие международные договоры (конвенции) Российской Федерацией заключаются в рамках только трех меж­дународных организаций, членом которых она является. Это — Организация Объединенных Наций, Совет Европы и Содружест­во Независимых Государств.

Значительную трудность в правоприменительном плане пред­ставляет то обстоятельство, что международные договоры (кон­венции) о борьбе с отдельными преступлениями, к сожалению, не только не кодифицированы, но и вообще не систематизированы, хотя число таких конвенций (некоторые из них заключены еще в начале XX в.) достаточно велико. Кроме того, по тому или иному вопросу иногда действует несколько конвенций (межгосударствен­ных, международных организаций), что делает необходимым оп­ределять иерархию таких конвенций. Следует иметь в виду и то, что привлечение соответствующих лиц к уголовной ответственнос­ти в соответствии с универсальным принципом происходит хотя и с учетом норм определенных международных конвенций, но все-таки путем применения норм УК РФ (квалификация преступле­ния и назначение наказания), что делает необходимым всякий раз устанавливать соотношение тех и других. В этих случаях указан­ные нормы УК РФ носят бланкетный характер и их содержание наполняется («корректируется») нормами соответствующих кон­венций (договоров). Это заключается в уточнении тех признаков состава соответствующего преступления, содержание которых ус­танавливается в том числе и путем наполнения их признаками, за­фиксированными в нормах международного права (международ­ных договоров, конвенций).

Преступления, связанные с реализацией универсального прин­ципа, относятся к международным преступлениям в широком смысле этого слова. В свою очередь они делятся на международ­ные преступления в собственном (узком) смысле и преступления международного характера1. Первые — это те, которые соверша­ются лицами, направляющими и осуществляющими в соответству­ющем государстве государственную политику, выражающуюся в международном преступлении, и ответственными за нее1. Эти пре­ступления получили современное название преступлений против мира и безопасности человечества. Преступления международно­го характера в отличие от первых не находятся в непосредствен­ной связи с действиями государств, хотя, как и первые, предусмот­рены в соответствующих международных конвенциях2.

Преступления против мира и безопасности человечества, ос­новным источником норм об ответственности за совершение которых является устав Международного военного трибунала (Нюрнбергского) для суда и наказания главных военных (немец­ких) преступников, виновных в развязывании второй мировой вой­ны, в соответствии с Уставом подразделяются на:

Следует отметить, что Устав Нюрнбергского трибунала созда­вался не на пустом месте и имел достаточно развитую норма­тивную базу, сохраняющую свое юридическое значение и по на­стоящее время. В первую очередь это касается Конвенции о за­прещении применения определенных средств и методов ведения войны:

Уже после окончания второй мировой войны и завершения работы Нюрнбергского военного трибунала были приняты следу­ющие конвенции о борьбе с преступлениями против мира и без­опасности человечества:

Параллельно с развитием нормативной (международно-право­вой) базы о преступлениях против мира и безопасности челове­чества в рамках Организации Объединенных Наций уже многие годы идет кропотливая работа по кодификации соответствующих норм международного уголовного права. Еще в 1947 г. в резолю­ции 177 Генеральная Ассамблея ООН поручила в этих целях Ко­миссии международного права сформулировать принципы меж­дународного права, признанные в Уставе Нюрнбергского трибунала (а также в его приговоре), и составить проект Кодекса о преступлениях против мира и безопасности человечества (имен­но с этого времени эти преступления получили такое наименова­ние, используемое и в наши дни). В 1991 г. на своей 43-й сессии Комиссия международного права приняла в первом чтении про­ект этого Кодекса, в котором сформулировано 12 составов пре­ступлений против мира и безопасности человечества1.

По сравнению с Уставом Нюрнбергского военного трибунала перечень указанных преступлений был значительно расширен, что вызвало справедливые, на наш взгляд, замечания, поступившие при обсуждении Проекта от многих государств2. Под влиянием этого обсуждения в ходе своей 48-й сессии Комиссия международного права (в порядке работы над вторым чтением проекта Кодекса) приняла существенно обновленный текст Проекта. Так, его Осо­бенная часть стала включать ответственность за следующие пре­ступления:

  1. агрессию;

  2. геноцид;

  3. преступления против человечности;

  4. преступления против персонала ООН и связанного с ней персонала3;

  5. военные преступления (включая причинение обширного, долговре­менного и серьезного ущерба природной среде)4.

Основные преступления против мира и безопасности челове­чества вошли в юрисдикцию Международных трибуналов, учрежденных Резолюциями Совета Безопасности ООН для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения гума­нитарного международного права, — на территории бывшей Юго­славии (от 22 февраля 1993 г.) и за аналогичные преступления на территории Руанды и соседних с ней государств (от 8 ноября 1994 г.). Кроме того, 17 июля 1998 г. на Римской Дипломатической конференции был принят Статут Международного уголовного суда как постоянного судебного органа, призванного осуществлять пра­восудие в отношении лиц, совершивших такие преступления, как преступления против человечности, агрессия, геноцид, военные преступления.

К преступлениям международного характера относятся:

В юридической литературе называются и другие виды преступ­лений международного характера, например контрабанда и неза­конное радиовещание9. Оба эти преступления действительно но­сят транснациональный характер (в особенности первое) и в этом смысле «претендуют» на то, чтобы считаться разновидностью меж­дународных преступлений. Однако для реализации универсального принципа действия уголовного закона в пространстве отсутствует надлежащая нормативная база (нет соответствующих международ­но-правовых конвенций уголовно-правового характера о борьбе с этими преступлениями). Это же относится и к терроризму, одно­му из наиболее опасных преступлений, конечно, носящему международный характер. Борьбе с ним посвящены Европейская конвенция по борьбе с терроризмом 1977 г. (Конвенция госу­дарств — членов Европейского Союза) и Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма 1994 г. (одобренная резолюцией 49-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декаб­ря 1984 г. № 49/60)1. Однако эти конвенции не дают понятия тер­роризма как определенного преступления, а «растворяют» его (на наш взгляд, совершенно справедливо) в международных преступ­лениях, являющихся проявлением международного терроризма (захват воздушных судов, захват заложников и др.), отсылая к соответствующим международным конвенциям о борьбе с этими преступлениями.