logo
Конспект лекций

5.3. Гражданская оборона

Гражданская оборона (ГО) - составная часть оборонных мероприятий Республики Беларусь по подготовке к защите и по защите населения, матери­альных и историко-культурных ценностей на территории Республики Бела­русь от опасностей, возникающих (возникших) при ведении военных дей­ствий или вследствие этих действий.

Структура ГО включает:

- структуру ГСЧС и МЧС,

- а службами ГО становятся отдельные их службы.

Основными задачами в области ГО являются:

1) обучение населения спо­собам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий;

2) подготовка и переподготовка руководящего состава органов управления и сил ГО, создание и совершенствование учебной базы ГО;

3) создание и под­держание в постоянной готовности органов управления и сил ГО, средств и объектов ГО;

4) создание, накопление, хранение резервов материальных ре­сурсов для ликвидации ЧС и использование их при выполнении мероприятий ГО;

5) обеспечение устойчивого функционирования экономики и ее отдель­ных объектов, коммуникаций и систем жизнеобеспечения населения в воен­ное время;

6) оповещение населения, государственных органов и иных орга­низаций об опасностях, возникающих (возникших) при ведении военных действий;

7) временное отселение населения, укрытие в защитных сооруже­ниях, предоставление средств индивидуальной защиты;

8) эвакуация матери­альных и историко-культурных ценностей в безопасные районы в случае, ес­ли существует реальная угроза их уничтожения, похищения или поврежде­ния;

9) проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

10) первоочередное обеспечение населения, пострадавшего от опасностей, воз­никших при ведении военных действий, водой, продуктами питания, оказа­ние медицинской помощи и принятие других необходимых мер;

11) обнару­жение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению;

12) санитарная обработка населения, обеззараживание территорий, техники, зданий и других объектов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному загрязнению (заражению);

13) поддержание общественного порядка в районах, пострадавших от опасностей, возникших при ведении военных действий.

Руководство ГО в РБ осуществляет Совет Министров РБ.

Органами управ­ления ГО являются:

А. В мирное время:

1) на республиканском уровне - МЧС;

2) на территориальном уровне - областные и Минское городское управления Министерства по ЧС;

3) на местном уровне - районные (город­ские) отделы по ЧС областных и Минского городского управлений Мини­стерства по ЧС, работники сельских и поселковых исполнительных комите­тов, обеспечивающие выполнение мероприятий ГО;

4) на отраслевом и объ­ектовом уровнях - структурные подразделения (работники) республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству РБ, других организаций, подлежащих переводу на работу в условиях военного времени, обеспечивающие выполнение меро­приятий ГО.

Б. В военное время: штабы ГО, созданные на базе МЧС, област­ных и Минского городского управлений и других органов государственного управления

Силы ГО состоят из - служб ГО; - гражданских формирований ГО; - сети наблюдения и лабораторного контроля ГО.

Службы ГО создаются решением Совета Министров РБ, местных исполнительных и распорядительных орга­нов, руководителей других организаций, подлежащих переводу на работу в условиях военного времени. Гражданские формирования ГО создают органи­зации, имеющие потенциально опасные объекты и эксплуатирующие их или имеющие экономическое значение.

Организация гражданской обороны объекта

Начальником ГО объекта является его руководитель. По вопросам ГО ему подчинены:

–заместители, комиссия по ЧС (на крупных объектах),

–отдел (сектор, работники) по ГО и ЧС,

–нештатная эвакуационная комиссия,

–службы (убежищ и укрытий, противорадиационной и противохимической защиты, материаль­но-технического снабжения, аварийно-техническая, связи, медицинская, транспортная, противопожарная),

–нештатные формирования общего назначения и формирования служб.

В зависимости от типа объекта отдельные службы и формирования могут отсутствовать, а службы могут быть как прямого, так и двойного назначения.

Кроме того, на особо важных объектах могут быть комиссии по повышению устойчивости функционирования производства в ЧС военного времени, служба наблюдения и лабораторного контроля (охраны окружающей среды), дежурно-диспетчерская служба, информационного обеспечения и др.

Ведение ГО в полном объеме начинается с момента объявления состояния войны. В мирное время все органы исполнительной власти и организаций обязаны планировать и проводить установленные мероприятия по граждан­ской обороне.