logo
Программа ШВ

6. Логика развития лагерной смены.

Прежде чем говорить о лагерной смене, необходимо рассмотреть те основные функции, которые должен решать детский оздоровительный лагерь как элемент вос­питательной системы.

1. Разрядка и восстановление. В условиях пребывания в детском оздорови­тельном лагере ребенок попадает в новое качественное состояние, позволяющее сбросить груз школьных и иных накопившихся за год проблем. Это отдых, дающий возможность восстановления физических и психических сил.

2. Развлечения и хобби. Возможность заняться любимым делом, поиграть, по­веселиться - необходимая составляющая отдыха детского оздоровительного лагеря (ДОЛ). От этого во многом зависит душевный комфорт, настроение и готовность к более значимой деятельности.

3. Саморазвитие и самореализация – факторы, во многом определяющие со­держание деятельности ДОЛ. Каникулярная пора наиболее благоприятна для разви­тия самых разнообразных творческих и физических сил юной личности. Наиболее эффективное использование этого периода - одна из основных задач.

4. Профессионально-образовательная компенсация. Получение новых зна­ний, не вкладывающихся в рамки школьных программ, выборка умений и навыков в избранном виде деятельности.

5. Социализация. Усвоение и активное воспроизведение социального опыта в процессе общения и деятельности в новом временном, отличающемся от школьного, коллективе - немаловажный фактор для развития и становления личности ребенка.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: главным в ДОЛ становится оз­доровление. Но оздоровление в более широком смысле, чем понималось ранее. Ис­тинное оздоровление ребенка невозможно без создания доброго климата в детском коллективе, без организации разнообразной творческой деятельности, дающей воз­можность духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его разнообразных потребностей при благоприятных экологических условиях.

Развитие – еще одно ключевое понятие, определяющее содержание деятельно­сти и способы ее организации в ДОЛ, которые максимально способствовали бы само­реализации ребенка. Развитие ребенка происходит в процессе проживания, погруже­ния его в определенную систему ценностей, отношений, культурных образцов, в ходе общения друг с другом, взрослым и природой, искусством, при непосредственном включении его в разнообразное деятельное поле.

Определив функции ДОЛ при организации летнего отдыха детей и подростков, можно поговорить о лагерной смене. Лагерная смена, как и любой процесс, имеет свою логику, последовательность, развитие.

Целесообразно в логике лагерной смены выделять три периода: организацион­ный, основной и заключительный. В каждом из них решаются свои задачи, меняется позиция вожатого по отношению к ребенку.

Говоря о социализации как одной из основных функций, мы подразумеваем, что ребенок не только участвует в разнообразной интенсивной деятельности и обще­нии, но и сам её организует. Поэтому и позиция вожатого в каждом периоде будет разной. Конечно, если только вожатый доверяет ребенку и верит в его силы.

Позицию вожатого по отношению к ребенку в организационный период можно определить как вожатый – ведущий, ребенок – ведомый. В этот период вожатый де­монстрирует различные формы мероприятий, задает уровень их организации и прове­дения. Короче говоря, вожатый создает тот эталон, на который в последующем будут равняться ребята.

В основной период идет совместная деятельность вожатого и ребенка, где ребенку дается все большее пространство для его реализации в роли организатора отрядных мероприятий. И после каждого обязательно проводится совместный анализ дела. Что получилось или не получилось и почему? Как вели себя участники мероприятия? Вы­воды используются другими ребятами при организации следующего мероприятия. Здесь обязательно надо быть тактичным по отношению к ребенку, корректно помочь ему увидеть не только неудавшиеся моменты, но и удачные находки.

Заключительный период есть подведение итогов того, чему научились дети, как изменились в процессе деятельности, какой уровень организаторских (лидерских) способностей приобрели. Позиция педагогов на данном этапе развития лагерной сме­ны является консультативной.