6. Логика развития лагерной смены.
Прежде чем говорить о лагерной смене, необходимо рассмотреть те основные функции, которые должен решать детский оздоровительный лагерь как элемент воспитательной системы.
1. Разрядка и восстановление. В условиях пребывания в детском оздоровительном лагере ребенок попадает в новое качественное состояние, позволяющее сбросить груз школьных и иных накопившихся за год проблем. Это отдых, дающий возможность восстановления физических и психических сил.
2. Развлечения и хобби. Возможность заняться любимым делом, поиграть, повеселиться - необходимая составляющая отдыха детского оздоровительного лагеря (ДОЛ). От этого во многом зависит душевный комфорт, настроение и готовность к более значимой деятельности.
3. Саморазвитие и самореализация – факторы, во многом определяющие содержание деятельности ДОЛ. Каникулярная пора наиболее благоприятна для развития самых разнообразных творческих и физических сил юной личности. Наиболее эффективное использование этого периода - одна из основных задач.
4. Профессионально-образовательная компенсация. Получение новых знаний, не вкладывающихся в рамки школьных программ, выборка умений и навыков в избранном виде деятельности.
5. Социализация. Усвоение и активное воспроизведение социального опыта в процессе общения и деятельности в новом временном, отличающемся от школьного, коллективе - немаловажный фактор для развития и становления личности ребенка.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод: главным в ДОЛ становится оздоровление. Но оздоровление в более широком смысле, чем понималось ранее. Истинное оздоровление ребенка невозможно без создания доброго климата в детском коллективе, без организации разнообразной творческой деятельности, дающей возможность духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его разнообразных потребностей при благоприятных экологических условиях.
Развитие – еще одно ключевое понятие, определяющее содержание деятельности и способы ее организации в ДОЛ, которые максимально способствовали бы самореализации ребенка. Развитие ребенка происходит в процессе проживания, погружения его в определенную систему ценностей, отношений, культурных образцов, в ходе общения друг с другом, взрослым и природой, искусством, при непосредственном включении его в разнообразное деятельное поле.
Определив функции ДОЛ при организации летнего отдыха детей и подростков, можно поговорить о лагерной смене. Лагерная смена, как и любой процесс, имеет свою логику, последовательность, развитие.
Целесообразно в логике лагерной смены выделять три периода: организационный, основной и заключительный. В каждом из них решаются свои задачи, меняется позиция вожатого по отношению к ребенку.
Говоря о социализации как одной из основных функций, мы подразумеваем, что ребенок не только участвует в разнообразной интенсивной деятельности и общении, но и сам её организует. Поэтому и позиция вожатого в каждом периоде будет разной. Конечно, если только вожатый доверяет ребенку и верит в его силы.
Позицию вожатого по отношению к ребенку в организационный период можно определить как вожатый – ведущий, ребенок – ведомый. В этот период вожатый демонстрирует различные формы мероприятий, задает уровень их организации и проведения. Короче говоря, вожатый создает тот эталон, на который в последующем будут равняться ребята.
В основной период идет совместная деятельность вожатого и ребенка, где ребенку дается все большее пространство для его реализации в роли организатора отрядных мероприятий. И после каждого обязательно проводится совместный анализ дела. Что получилось или не получилось и почему? Как вели себя участники мероприятия? Выводы используются другими ребятами при организации следующего мероприятия. Здесь обязательно надо быть тактичным по отношению к ребенку, корректно помочь ему увидеть не только неудавшиеся моменты, но и удачные находки.
Заключительный период есть подведение итогов того, чему научились дети, как изменились в процессе деятельности, какой уровень организаторских (лидерских) способностей приобрели. Позиция педагогов на данном этапе развития лагерной смены является консультативной.
- Единая программа подготовки вожатых для работы в детских оздоровительных лагерях «Школа соВременного вожатого».
- Нижний Новгород, 2005.
- Занятие 1. Будем знакомы!
- 1. Нижегородский Областной Штаб Студенческих Отрядов. Линейные Студенческие Отряды. Структура спо.
- 2. Дол. Игра.
- Игры в автобусе.
- Кричалки.
- На знакомство:
- «В поход»
- «Воробьи-вороны». (На природе)
- На сплочение: «Клубок».
- «Яблочко»
- «Сторож».
- «Паровозик».
- На выявление лидеров: «Треугольник».
- «Карабас».
- «Большая семейная фотография».
- «Калейдоскоп».
- «Полет на Марс».
- «Огоньки» организационного периода
- Теоретический блок.
- «Огонек» в основной период
- «Огонек» - анализ дела
- Тематический «огонек»
- 4. Вожатские песни.
- 5. Отрядный уголок.
- Возможные рубрики для отрядного уголка
- Законы отряда
- В рубрику «время»
- Стихотворный режим дня
- Мониторинг – карта
- Методика "Эмоциональная цветопись"
- Занятие 3. А понаехали тут!
- 6. Логика развития лагерной смены.
- Организационный период лагерной смены
- Основной период лагерной смены
- Итоговый период
- 7. Тесты.
- Социометрия
- Тест “Нарисуй скорее дом”
- Тест “Лучший художник”
- Рисуночный тест "Какой я?"
- 8. Тематический день в лагере.
- 1. День человека:
- 2. День Земли:
- 3. День Отечества:
- 4. День мира:
- 5. День Знания:
- 6. День Труда:
- 7. День Культуры:
- 8. День Семьи:
- Какие еще тематические дни можно провести в лагере:
- Занятие 4.
- 10. Медподготовка. На грани риска. Дети и наркотики. Первая доврачебная помощь
- Первая помощь при ранениях Первоначальная обработка раны:
- Механическая обработка.
- Основы реанимации
- Дыхательная недостаточность
- Восстановление кровообращения
- Медикаментозное лечение
- Повреждения опорно-двигательного аппарата
- Асфиксия
- Ядовитые животные
- Меры предосторожности
- Симптомы отравления
- Что нужно делать?
- Как помочь при приступе эпилепсии.
- Алкоголизм и наркомания - болезнь людей, не сумевших сказать нет
- Признаки передозировки наркотиков
- Запомни! Состояние комы при передозировке наркотиком заканчивается смертью от остановки дыхания или аспирации рвотными массами.
- Занятие пятое – Как вы лодку назовёте…
- 11. Имидж отряда. Название. Девиз.
- Самоуправление.
- Примерное положение о дежурном командире отряда (дк)
- Обязанности дк
- Права дк
- Примеры дел-поручений, выполняемых по очереди первичными микроколлективами
- Стадии развития коллектива по Лутошкину.
- 12. Верёвочный курс. Теория. Базовый уровень – практика.
- Базовый уровень. Плот.
- Конвейер.
- Корабельный трап.
- Основной уровень.
- 1. Паутина.
- 2. Треугольник или электрический ток.
- 3. Бревно.
- Занятие шестое – а как же я?
- 13. Организация творческих конкурсов, игр по станциям, сюрпризы, тайный друг, стартин. Как провести творческий конкурс
- Как выбрать правильный способ организации игр по станциям.
- Сюрпризы. Тайный друг.
- Стартин.
- 14. Ребенок и социальные нормы.
- Дошкольник
- Младший школьник
- Младший подросток
- Старший подросток
- Социально-психологические потребности детей разного возраста.
- Запомни, это важно! как влияет на значение слышимого то, как мы используем ударение.
- Игры разного возраста
- «Полёты» подростков.
- Занятие седьмое – буря в стакане.
- 15. Правила купания детей. Правила купания детей на пляже.
- Правила купания детей в бассейне.
- Тридцать особых ситуаций, с которыми можно столкнуться в лагере. Способы разрешения этих ситуаций
- Занятие восьмое – Однажды вечером…
- 17. Комплименты, критика, конфликт.
- Правила и ошибки комплимента:
- Критика – великий манипулятор.
- 18. Игры с залом. «Апчхи»
- «Веретена точены...»
- «Ипподром».
- «Гол – мимо»
- «Три музыкальных слога»
- Игры-розыгрыши. «Гипнотизер»
- «Любовный рассказ»
- Египетский осел
- «Школа огородных пугал»
- Рахнина Юлия Алексеевна.