logo
УМПок

4.5. Система рабочих органов президента

Для выполнения многочисленных функций президент нуждается в квалифицированном экспертном и техническом обеспечении. Аналитической, подготовительной и контрольной работой занимается администрация президента Российской Федерации. В отличие от правительственных структур, превалирующими заботами которых являются экономические проблемы, президентские структуры, прежде всего администрация, занимаются решением более широких (национально-политических и социально-эконо­мических) проблем.

Администрация президента была создана сразу же после избрания Б. Н. Ельцина в 1991 г. За время существования неоднократно менялись ее состав, структура и руководство. На посту руководителя Администрации за это время побывали известные политики Ю. В. Петров (1991—1993), С. А. Филатов (1993—1996), Н. Д. Егоров (1996), А. Б. Чубайс (1996—1997), В. Б. Юмашев (1997—1998), Н. Н. Бордюжа (1998—1999), А. С. Волошин (1999—2003), Д. А. Медведев (2003-2005), С. С. Собянин (2005-2008). С мая 2008 администрацию возглавляет Сергей Евгеньевич Нарышкин.

При президенте Российской Федерации действует ряд консультационно-совещательных органов. Важнейшим из них является Совет безопасности (СБ), возглавляемый президентом Российской Федерации. Он был образован 3 июня 1992 г. В состав СБ входят постоянные члены (председатель правительства, секретарь СБ, директор ФСБ, министры иностранных дел и обороны), а также члены Совета, назначаемые президентом на персональной основе.

Важную роль играет фигура секретаря Совета безопасности, обеспечивающего всю постоянную работу органа. С мая 2008г. эту должность занимает Николай Платонович Патрушев, ранее бывший директором Федеральной службы безопасности.

Решения Совета безопасности оформляются указами президента.

Помимо Совета безопасности при президенте действуют и другие консультативно-совещательные советы и комиссии. Наиболее политически значимыми из них считаются включающие глав исполнительных (Государственный совет) и представительных (Совет законодателей) органов власти всех субъектов Российской Федерации, комиссии по государственным премиям, по вопросам гражданства и др. В качестве научно-учебного центра при президенте Российской Федерации 20 сентября 2010г. создана Российская академия народного хозяйства и государственной службы, а также более 80 ее филиалов во всех регионах страны.

Расходы государства на функционирование системы президентской власти включают содержание президента (заработную плату и представительские расходы), администрации и аппарата, управления делами и прочие расходы.

Резюме

1. Президент Российской Федерации как глава государства и гарант прав и свобод граждан является ключевой фигурой политической власти в стране.

2. Президент не принадлежит ни к одной ветви власти, но выступает координатором всех трех ветвей.

3. Обширные полномочия президента не означают его всевластия. В соответствии с принципами демократизма в рамках системы «сдержек и противовесов» президент находится в системе политического контроля.