logo
Административное право Украины

§ 6. Центральные органы исполнительной власти

Конституция Украины относит к центральным органам исполнительной власти министерства и другие органы исполнительной власти. К последним принадлежат: государственные комитеты и другие центральные органы исполнительной власти, статус которых приравнивается к Государственному комитету Украины (Высшая аттестационная комиссия, Пенсионный фонд, Главное контрольно-ревизионное управление, Государственное казначейство); центральные органы исполнительной власти со специальным статусом (комитеты, администрации, службы, комиссии, государственные комиссии, государственные департаменты, управления и т. д.)[5]; центральные органы исполнительной власти, деятельность которых направляется и координируется Кабинетом Министров Украины через соответствующих министров.

Согласно п. 15 ст. 106 и ч. 5 ст. 114 Конституции Украины Президент Украины создает, реорганизует и ликвидирует по представлению Премьер-министра Украины министерства и другие центральные органы исполнительной власти, действуя в пределах средств, предусмотренных на содержание органов исполнительной власти. Они подчинены Кабинету Министров, который направляет и координирует их работу.

Министерство, другой центральный орган исполнительной власти Украины осуществляет государственную политику в соответствующих сферах. В своей деятельности они руководствуются Конституцией Украины, законами Украины, постановлениями Верховной Рады, указами[6] и распоряжениями Президента Украины, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Украины, а также положением о соответствующем центральном органе исполнительной власти.

Министерство является главным (ведущим) органом в системе центральных органов исполнительной власти, созданным для обеспечения реализации государственной политики в определенной сфере деятельности. Министр как член Кабинета Министров Украины лично отвечает за разработку и реализацию государственной политики, направляет и координирует осуществление центральными органами исполнительной власти мер по вопросам, отнесенным к его ведению, принимает решения по распределению соответствующих бюджетных средств по представлению государственного секретаря министерства. Не допускаются принятие актов Кабинета Министров Украины и образование им органов, внесение проектов законов и актов Президента Украины по таким вопросам без согласования с соответствующим министром. Министр во исполнение требований законодательства в пределах предоставленных ему полномочий определяет политические приоритеты и стратегические направления работы министерства, а также пути достижения поставленных целей.

Порядок исполнения обязанностей министра в случае его временного отсутствия определяется Кабинетом Министров Украины.

Государственный секретарь министерства организует обеспечение деятельности министра и текущую работу по исполнению возложенных на министерство задач, подает министру предложения по распределению соответствующих бюджетных средств, координирует работу территориальных органов министерства, предприятий, учреждений и организаций, которые входят в сферу его управления, возглавляет аппарат министерства. Государственный секретарь министерства по должности является членом коллегии, утверждает по согласованию с Министерством финансов Украины штатное расписание и смету расходов министерства, назначает на должность и освобождает от должности в соответствии с законодательством работников центрального аппарата министерства.

Государственный секретарь министерства имеет первого заместителя и заместителей.

Государственный комитет (государственная служба) является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляет и координирует Премьер-министр Украины либо один из вице-премьер-министров или министров. Государственный комитет (государственная служба) вносит предложения по формированию государственной политики соответствующим членам Кабинета Министров Украины и обеспечивает ее реализацию в определенной сфере деятельности, осуществляет управление в этой сфере, а также межотраслевую координацию и функциональное регулирование по вопросам, отнесенным к его ведению. Государственный комитет (государственную службу) возглавляет его председатель.

Центральный орган исполнительной власти со специальным статусом имеет определенные Конституцией Украины и законодательством Украины особые задачи и полномочия, в отношении его может устанавливаться специальный порядок образования, реорганизации, ликвидации, подконтрольности, подотчетности, а также назначения и освобождения от должности руководителей и решения других вопросов. Центральный орган исполнительной власти со специальным статусом возглавляет его председатель.

Руководителей центральных органов исполнительной власти в установленном порядке назначает на должность Президент Украины по представлению Премьер-министра Украины. Полномочия руководителей центральных органов исполнительной власти на этих должностях прекращает Президент Украины.

Структуру министерства утверждает министр по предложению государственного секретаря министерства, а структуру другого центрального органа исполнительной власти — его руководитель.

Штатное расписание, смету расходов министерства утверждает государственный секретарь министерства по согласованию с Министерством финансов Украины, а другого центрального органа исполнительной власти — руководитель этого органа по согласованию с Министерством финансов Украины.

Центральные органы исполнительной власти могут иметь свои территориальные органы, которые создаются, реорганизуются и ликвидируются в порядке, установленном законодательством.

Руководителей территориальных органов министерства назначает на должность и освобождает от должности министр, а другого центрального органа исполнительной власти — руководитель этого органа.

Указом Президента Украины от 12 марта 1996 г. утверждено «Общее положение о министерстве, другом центральном органе государственной исполнительной власти Украины»[7], уточнены общие правовые основы деятельности центральных органов исполнительной власти Украины в настоящее время.

Согласно Общему положению министерства и другие центральные органы исполнительной власти обобщают практику применения законодательства по вопросам, которые относятся к их компетенции, разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства и в установленном порядке вносят их на рассмотрение Президенту Украины, Кабинету Министров Украины. В пределах своих полномочий министерства и другие центральные органы исполнительной власти организовывают выполнение актов законодательства, осуществляют систематический контроль по их реализации.

Компетенция министерств и других центральных органов исполнительной власти определяется отраслевыми и межотраслевыми рамками, которые в свою очередь зависят от особенностей системы данного центрального органа исполнительной власти. Министерства и другие центральные органы исполнительной власти принимают участие в формировании и реализации государственной политики как в целом, так и по соответствующим направлениям, разрабатывают механизм ее реализации; прогнозируют развитие экономики в производственной, научно-технической, минерально-сырьевой, топливно-энергетической, трудовой, демографической, социальной, финансовой и других сферах; принимают участие в разработке Государственной программы экономического и социального развития Украины, Государственного бюджета Украины; готовят предложения и принимают участие в формировании и реализации политики в сфере выполнения работ и поставки продукции для государственных потребностей; разрабатывают целевые перспективные программы, а также комплекс мер, направленных на углубление экономической реформы; реализовывают государственную стратегию развития соответствующих отраслей (группы смежных отраслей); осуществляют другие функции.

Министерства и другие центральные органы исполнительной власти имеют такие права: привлекать специалистов центральных и местных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций (по согласованию с их руководителями) для рассмотрения вопросов, которые относятся к их компетенции; представлять Кабинет Министров Украины по его поручению в международных организациях и во время заключения международных договоров Украины; получать в установленном законодательством порядке от министерств, других центральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, представительских органов информацию, документы, материалы; созывать в установленном порядке совещания по вопросам, которые относятся к их компетенции; привлекать к дисциплинарной ответственности руководителей территориальных органов министерств, предприятий, учреждений и организаций, которые относятся к сфере их управления; самостоятельно или при участии работодателей предприятий негосударственной формы собственности проводить переговоры и заключать отраслевые соглашения с представителями наемных работников.

В процессе выполнения возложенных на центральные органы исполнительной власти задач они взаимодействуют с другими центральными и местными органами исполнительной власти, органами АРК, органами местного самоуправления, представительскими органами, а также с соответствующими органами других государств.

В пределах своих полномочий на основании и во исполнение актов законодательства центральные органы исполнительной власти издают приказы, организовывают и контролируют их выполнение. В случаях, предусмотренных законодательством, решения министерства и другого центрального органа исполнительной власти являются обязательными для выполнения центральными и местными органами исполнительной власти, органом местного самоуправления, представительскими органами, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от формы собственности и гражданами.

Нормативно-правовые акты министерств и других центральных органов исполнительной власти подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Украины согласно «Положению о государственной регистрации нормативных актов министерств, других органов государственной власти, органов хозяйственного управления и контроля, которые затрагивают права, свободы и законные интересы граждан или носят ведомственный характер», утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 28 декабря 1992 г.[8]

Министерство и другой центральный орган исполнительной власти возглавляет министр (руководитель), которого назначает Президент Украины. Он осуществляет руководство порученными ему сферами деятельности и несет ответственность перед Президентом Украины, Кабинетом Министров Украины за состояние дел в этих сферах.

Для обсуждения наиболее важных направлений деятельности центральных органов исполнительной власти, согласования вопросов, которые решаются, а также развития отраслей в министерстве и других центральных органах исполнительной власти образуются коллегии в составе министра (руководителя), а также других руководящих работников этих органов. В состав коллегии могут входить руководители других центральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций, которые относятся к сфере управления министерства. Решения коллегии проводятся в жизнь приказами министерства или другого центрального органа исполнительной власти.

Для рассмотрения научных рекомендаций и других предложений по основным направлениям развития науки и техники, обсуждения наиболее важных программ и других вопросов в центральных органах исполнительной власти может образовываться научно-технический (научный) совет из ученых и высококвалифицированных специалистов. Состав научно-технического (научного) совета и Положение о нем утверждает министр (руководитель). Центральными органами исполнительной власти с учетом специфики их деятельности могут создаваться и другие совещательные и консультативные органы. Состав этих органов и Положения о них утверждает министр (руководитель).

Центральные органы исполнительной власти являются юридическим лицом, имеют самостоятельный баланс, счета в учреждениях банков, печать с изображением Государственного герба Украины и своим наименованием.