Политико-правовое значение первых актов башкирской автономии в развитии государственного статуса башкортостана
Д.Д.Валеев,
зав. кафедрой этики и эстетики ЕашГУ
Первым документом, провозгласившим Башкортостан автономией, было воззвание Башкирского Центрального Совета (Шура) от 16 ноября 1917 года. Иногда его называют Фарманом № 2- Этот документ устанавливал территориальную автономию, в которую вошли башкирские волости нескольких губерний - Оренбургской, Пермской, Самарской, Уфимской, Легитимным основанием для объявления этой автономии явились решения первого и второго Всеобщего Съездов башкир, проходивших 20-27 июля 1917 года - первый и 25-29 августа 1917 года - второй, а также Фар-ман № 1 от 11 ноября 1917 года. В этих документах заложена политическая и юридическая мотивировка необходимости национального самоопределения башкирского народа.
Обосновывая необходимость территориальной автономии, башкиры исходили из исторического факта, что будучи коренным народом края они оказались не по своему желанию, а в результате политики царизма, в наиболее бедственном положении из всех этнографических групп Башкортостана. Подчеркивая свой статус коренного народа, башкиры предвосхитили развитие современного международного права, которое защищает национальные права коренных народов и прежде всего их особые права на исконные земли.
Апелляция к историческим корням связывала стремление башкир к политической автономии с доктриной естественного права, характеризующегося своей обращенностью к происхождению человека и народов, к естественно-природным побуждениям народов быть равными и равноправными, быть хозяевами на родной земле, самим определять общественный строй и свою судьбу.
Фарман Х° 2 начинается со слов: «Башкирский областной Советобъявляет башкирскую территорию Оренбургской,Уфимской, Самарской и Пермской губерний с сего 15 ноябряавтономной частью Российской Рес-
публики,..». Далее говорится, что границы автономии будут уточнены созываемым 8 декабря 19,17 года в Оренбурге Учредительным съездом (Курултаем), что под фактическим управлением областного Совета будут находиться 44 башкирских волости Оренбургской губернии и 8 волостей Пермской губернии, смежных с Челябинскими волостями. Приведенные сведения свидетельствуют о стремлении башкир к реализации идей национального суверенитета башкир в составе Российской Республики. Идеи территориальной автономии Башкирии и национального суверенитета башкир в своем единстве и образуют суть и специфику башкирского национального движения и борьбы башкирского народа за самоопределение на протяжении всего XX столетия. Этим, кстати, башкирское национальное движение отличается от национального движения татарского народа, в котором преобладали (особенно в начале XX века) мотивы культурно - национальной автономии.
Отдавая дань исторической традиции и учитывая желание башкирского населения иметь местное самоуправление, авторы Фармана № 2 (Ш.Манатов, З.Валидов и др.) внесли в документ положение о создании в Башкирии собственного административно - территориального деления на основе введения кантонов. Башкирия к 1918 году состояла из 8 кантонов. Деление Башкирии на кантоны, а кантонов на волости, просуществовавшие до 1930 года, не устраивало центральные власти, которым всегда казалось, что в стране недостаточно централизации. В то же время Центр видел опасность в стремлении народов обрести свободу. Имперский дух, которым болел царизм, был не только преодолен большевизмом, но и усилен с помощью политики унификации всего и вся.
Основываясь на Фармане № 2, ориентируясь на будущее, 3-й областной съезд (Курултай), проходивший в г. Оренбурге с 8 по 20 декабря 1917 года, принял ряд резолюций (по текстам документов-постановлений), касающихся разных сторон жизни. По богатству своего содержания это собрание официальных решений, принятых в течение 12 дней (с 8 по 20 декабря), не уступает конституции отдельных государств, а по отдельным вопросам выгодно отличается своей цельностью и конкретностью.
Возьмем, к примеру, «Резолюцию об общероссийской федерации и отношении Башкурдистана к этой федерации», в которой отмечено, что Башкортостан и башкирский народ входят в «союз (федерацию) автономных национальностей и окраин». Важно то, что провозглашен не только союз территорий, но и союз «национальностей», а союз народов, оформ-
ленный в виде федерации республик. В этом аспекте последняя Конституция Российской Федерации явно уступает тому, что сказано в рассматриваемом разделе «Резолюции об общероссийской федерации...», принятой декабрьским Курултаем башкир в 1917 году.
В Конституции Российской Федерации всесуверенные республики, области (губернии), автономные области, а также автономные округа без всякой дифференциации названы субъектами Федерации. А ведь это принципиально разные единицы. Здесь налицо три вида общественно-территориального устройства государства: 1) национально-государственные образования - это суверенные республики; 2) национально-территориальные образования -это автономные области и автономные округа и 3) административно-территориальные образования - области или губернии. Последние, по логике вещей, не могут быть приравнены к суверенным республикам и немогут выступать наряду с республиками и иными национально-территориальными образованиями в качестве одноуровневых. У нас жеполучилось так: объявив всетерриториальные единицы субъектами Федерации, Конституция Российской Федерации сознательно принизила роль и место республик, приравняв их к областями губерниям. Статус республик выше, - обэтом говорит сама Конституция России, называя их государствами.
Интерес в решениях декабрьского Курултая 1917 года вызывает «Положение о кантональном управлении». Этот документ выделяется из всех резолюций и постановлений рассматриваемого Курултая своей социальной направленностью. Без преувеличения можно отметить, что беспрекословно выполняя предписания этого «Положения...», граждане республики могли бы достичь несомненно больших и ощутимых успехов в хозяйственном, экономическом, нравственном и санитарно-гигиеническом развитии, ибо нормы этого раздела нацеливают любого человека (гражданина) на такую социальную деятельность, которая направлена во благо всех членов общества. Это охрана труда и устройство общественных работ, бирж труда и посреднических контор; устройство лечебных и благотворительных заведений; забота об организации юридической, санитарной и ветеринарной помощи населению; забота об охране памятников старины; организация дошкольного и школьного образования; борьба с вредными насекомыми и хищными животными, мероприятия по охране лесов, пастбищ и лугов; дела о санитарном содержании жилищ, о чистоте дворов, площадей, дорог и улиц и многое другое.
Таким образом, четкости и скрупулезности подхода к проблемам местного самоуправления (раздел о кантональном управлении) сегодняшние руководители могли бы позавидовать. Этот документ пронизан уважением к достоинству людей и верой в них.
И еще: кантон какединица административно-территориального деления был тем своеобразием,проявлением суверенности территории, которыепредложила Республика Башкортостан. Кантоны просуществовали вплоть до 1930 года. Ученым еще предстоит изучить этот вопрос, определить его положительныеаспекты. Нам думается, что в любом случае это было позитивноеявление, ибо позволяло учитыватьместную специфику,сохранить региональную самобытность вситуации наступающейунификации и однообразия.
Мыпроанализировали два официальных документа, связанные с провозглашением Башкирской автономии в 1917 году, и пришли к следующим выводам. Во-первых, Фарман № 2, объявивший Башкортостанавтономией,и решение декабрьского 1917 года Курултая -важнейшие политико-правовые источники:, характеризующиеся высоким уровнем политического мышления и правовойкультуры, которые вомногом созвучны сегодняшней Конституции Республики Башкортостан. Во-вторых, всилу сказанного этидокументы в известной мере являются важным легитим-ным основанием издаваемых сегодня в республике правовых актов.
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ 1 ПОЛОЖЕНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Ф.М.Раянов, '
зав. кафедрой юридическогофакультета БашГУ ,
Принятые в 1993 году Конституции Российской Федерации и Pec- ^ публики Башкортостан в современных условиях, на мой взгляд, нуждаются в переосмыслении в сторону дальнейшего совершенствования.
Главным ориентиром в процессе дальнейшего совершенствования этих Конституций выступают параметры правового государства. В первую очередь речь идет о пробелах в Конституции Российской Федерации и возможных путях ее совершенствования.
Так, несмотря на то, что Конституция провозглашает Россию феде- | ративным правовым государством (статья 1), в ней отсутствуют важные ' положения, необходимые для таких государств.
Во-первых, в правовом государстве должен быть четко проведен в жизньпринцип разделения властей. Важнейшим составляющим принципа разделения властей является то, что ни одна ветвь власти не обладает неограниченной властью. Этого положения как раз и нет .вКонституции Российской Федерации.
Более того, правовойстатус Президента Российской Федерации определен асимметрично по отношению к другим ветвям власти. Президент России рассматривается какглава государства.
В Конституции Российской Федерации указывается, что Президент «обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти» (статья 80). Такое полномочие Президента не только возвышает его над остальными ветвями власти, но и фактически наделяет его неограниченными правами под видом обеспечения согласованного функционирования различных ветвей власти.
Во-вторых, в федеральном государстве должны быть четко опреде- ^ лены взаимоотношения между Центром и субъектами Федерации. Однако Конституция Российской Федерации не содержит четких границ между s правами федерального центра и субъектов Федерации по вопросам внеш-' них сношений, установления сбора налогов и пошлин, содержание воин- д ских формирований и т.д. |
В Конституции нет также положений, гарантирующих в субъектах ;
Федерации форму правления и политический режим, соответствующих ;
требованиям правового государства. Положение статьи 66 Конституции Российской Федерации о том, что «статус республики определяется Кон-
стнтуцией Российской Федерации и Конституциейреспублики» нигде больше нераскрывается.
В-третьих, Конституция Российской Федерации содержит пробелы
и в вопросах взаимодействия между федеральным центром и субъектами Федерации по предметам совместного ведения. Реализация положений, содержащихся в статье 72 Конституции РоссийскойФедерации, не определена: как практически должны взаимодействовать федеральные органыи органывласти субъектов Федерации повопросам совместного ведения?
По-нашему мнению, в Конституции Российской Федерации следовало бы определить не только четкий порядок учета мнений субъектов Федерации при решении вопросов совместного ведения (например, федеральный закон в области совместного ведения считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 депутатов Совета Федерации) но и указать, что по таким вопросам Федеральное Собрание принимает законы рамочного характера (например, Основы законодательства, как это было принято во времена Союза ССР).
В-четвертых, пробелом в Конституции Российской Федерации, на наш взгляд, следует считать отсутствие некоторых положений, закрепленных в международных документах о правах человека и неопределенность механизма реализации общепризнанных принципов норм международного права в российской действительности. Так, в Конституции Российской Федерации отсутствует положение, вытекающее из статьи 11 Пакта об экономических, социальных и культурных правах, где признается «право каждого на достойный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающей достаточное питание, одежду и жилище и на непрерывное улучшение условий жизни». Видимо, в России, по традициям советского времени, все еще думают, что государство должно обеспечить каждого питанием и одеждой вместо того, чтобы создать условия людям заниматься разумной экономической деятельностью, обеспечивая себя.
В-пятых, в будущей Конституции Российской Федерации хотелось бы увидеть и четкий механизм реализации положений, закрепленных в статье 3 Конституции РФ о народном суверенитете. Сегодня, как в Центре, так и в регионах много говорят о государственном суверенитете, но совсем не поднимают вопросы, связанные с народным суверенитетом. Государственные органы и чиновники оказались вне контроля со стороны гражданского общества и его институтов,
Избирательная система, расширение списка государственных должностных лиц, подлежащих выборности на альтернативной основе, более упрощенный порядок отзыва представителей народа из властных структур, свобода деятельности политических партий, средств массовой информации, особенно на местах - вот далеко не полный перечень проблем, стоящих перед современной Россией и нуждающихся в разрешении, в том
числе ичерез совершенствование нормКонституции Российской Федерации.
Что же касаетсясовершенствования положений Конституции Республики Башкортостан, то здесь, на мой взгляд, следует исходить из того, что Республика Башкортостан в составе Российской Федерации все еще находится на переходном, перестроечном этапе своего развития. Угрозы возврата к прошлому нет, но и реальное положение дел, в особенности в экономике, таково, что нам необходимо еще глубже разобраться в причинах нашего кризиса и в направлениях выхода из него.
Логика переходного государства, как об этом свидетельствует и мировая практика, такова, что здесь в последовательном разрешении нуждаются одновременно три наиважнейшие проблемы.
Во-первых, необходимо твердо идти по пути создания оптимально функционирующего государственно-правового механизма, отвечающего требованиям, закрепленным в статье 1 Конституции Республики Башкортостан - демократического правового государства.
Во-вторых, с помощью совершенствующегося государства нам необходимо завершить задуманные экономические реформы и выйти на рельсы цивилизованного рынка, способного лучше, чем раньше, обеспечивать опросы и потребности общества в товарах и услугах. Лишь создав такую конкурентоспособную и эффективную экономику, мы можем рас-считыьать на полноценный бюджет республики и, в-третьих, успешно разрешить и стоящие перед нами социальные проблемы.
Нам порою хочется быстрее и эффективнее разрешить социальные проблемы (больше строить жилья, дорог, расширить работы по газификации, телефонизации, устранить безработицу, повысить зарплату бюджетникам и т.д.), однакоразрешение этих проблем в конечном счете упирается в экономику, а слабая эффективность последней, продолжающийся спад зачастую объясняются неумелым государственным управлением, несовершенством законодательства, созданием ненужных запретов и препятст-, вий на пути деятельности предпринимателей. ^
Короче говоря, впервую очередь речь идет о совершенствованиивсех звеньевгосударственного аппарата Республики Башкортостан. Причем совершенствование государственного аппарата необходимо не только для создания сильного государства как такового, а в первую очередь, для создания сильного дееспособного гражданского общества, могущего освоить, в конечном счете, цивилизованные механизмы саморегулирования, обладающего собственным почином для дальнейшего развития.
Совершенствование государственно-правового механизма в целом, по нашему мнению, охватывает четыре круга отношений.
Во-первых, это продолжение совершенствования системы органов государственного управления, приведение их в соответствие с новыми задачами, стоящими перед обществом в современных условиях.
Во-вторых, подготовка и переподготовка государственных служащих, работающих в органах государственного аппарата, способных реализовать новые полномочия, вытекающие из изменившихся обстоятельств нынешнего времени.
В-третьих, совершенствование методов управленческой деятельности, используемых государственным аппаратом, должностными лицами.
В-четвертых, совершенствование нравственной атмосферы в органах государственного аппарата.
Следует заметить, что на путисовершенствования системы органов государственного управления в республике уже проделана определенная работа. Однако проблему полностью разрешенной считать явно рано. Нам необходимо и дальше думать о структурном совершенствовании органов государственного управления. Мы еще полностью не изжили дублирования в деятельности государственного аппарата. При внимательном подходе можно обнаружить излишества в чиновниках, бюрократизацию разрешения отдельных вопросов и т.д.
Вся структура государственного аппарата в условиях формирования демократического правового государства с развитой рыночной экономикой должна быть подчинена успешному разрешению главной задачи государства - обеспечению прав и свобод своих граждан. Соответственно этому и с акцентом на выполнение главной задачи государства должна быть сформированаи структура государственного аппарата.
Оптимальный государственно-правовой механизм государства Башкортостана мы создадим, если будем заботиться о подготовке и переподготовки государственных служащих. Полноценный институт государственной службы у нас только складывается. Мы должны постоянно держать в поле зрения дальнейшее формирование системы государственной службы, оптимизацию статуса государственного служащего, развития гарантии его осуществления. Дальнейшее законотворчество и практическая работа в этой области должны осуществляться с пониманием потребности нового государственного строительства, с опорой на достижения юридической науки и современной правовой культуры. Академии государственной службы при Президенте Республики Башкортостан необходимо освоить современные формы подготовки кадров для государственного аппарата, организовать и вести соответствующий мониторинг состояния дел в этой области.
На пути совершенствования государственно-правового механизма далее нам необходимо до конца освободиться от стереотипов административно-командной системы управления общественными процессами. Это
означает, что методыуправления с помощью непосредственного подчинения всех ився государственному аппарату сегодня заменяется подчинением всех (втом числе и самого государственного аппарата) закону, Взаимоотношения между государственным аппаратом и населением сегодня всецело определяются законодательством, Научиться работать, соблюдая законы, уважая их - этоеще однанеобходимая высота, к вершинам которой, в первую очередь, должны добраться государственные служащие, показываяпри этом пример всемунаселению.
Для оптимальной работы государственного аппарата, повышения авторитета государственных служащих перед населением важной остается нравственная атмосфера, связанная с деятельностью должностных лиц. Здесь у нас также непочатый край работы, много нерешенных проблем,
Сегодня все более очевидным становится положение о том, что альтернативы правовому государству нет и для Республики Башкортостан. Шаг за шагом мы должны идти в направлении правового государства, постепенно развивая его институты. Наш государственный аппарат должен освоить методы работы соответственно условиям формирования правового государства.
На пути к строительству правового государства намнеобходимо и дальше укреплять эффективность в деятельности органов правосудия. Судебная власть с ее объективным разрешением возникающихдел - важнейшийпоказатель зрелости государства на пути к правовому.
Наши усилия по строительству правового государства будут бесполезны, если мы не сумеем обуздать преступность, не добьемся радикального совершенствования деятельности правоохранительных органов и прежде всего органов внутренних дел.
В целом проблем в области совершенствования государственно-правового механизма управления общественными процессами у нас довольно много. Да и разрешить их в одночасье нельзя. Вот почему по опыту Российской Федерации и нам следовало бы образовать постоянно действующую комиссию по вопросам совершенствования государственно-правового строительства. Работы для этой комиссии будет достаточно.
КОНСТИТУЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИБАШКОРТОСТАН:
- Вступительное слово
- Конституция республики башкортостан -основной закон демократического правового государства
- Развитие конституционализма в российской федерации
- Пятилетие конституции российской федерации и конституции республики башкортостан -знаменательные вехи конституционной реформы
- Конституция республики башкортостан и проблемы российского федерализма
- Противоречия конституционного процесса в российской федерации
- Государственность как гарант стабильности развития гражданского общества
- О согласовании конституционного законодательства российской федерации и республики башкортостан
- Проблемы формирования системы законодательства республики башкортостан
- Некоторые проблемы функционирования и развития политической системы в конституции республики башкортостан
- О созидательном потенциале конституции республики и его претворении в жизнь
- Конституционные основы обеспечения безопасности в республике башкортостан
- Проблемы развития конституционного статуса республик
- О становлении республики башкортостан как демократического государства
- Договорные отношения и становление гражданского общества
- Из истории подготовки конституции республики башкортостан
- Пятилетие конституции республики башкортостан и законодательство республик в составе российской федерации
- Некоторые вопросы развития конституции республики башкортостан
- Конституция республики башкортостан-правовая основа становления гражданского общества
- Российский федерализм и республика башкортостан в составе российской федерации
- Политико-правовое значение первых актов башкирской автономии в развитии государственного статуса башкортостана
- История и современность
- Потенциал конституции башкортостана по защите суверенитета республики
- Российский федерализм: общая характеристика и этапы становления
- Конституция республики башкортостан о разделении государственной власти
- Теория разделения властей и конституция республики башкортостан
- Конституционные основы деятельности государственного собрания республики башкортостан
- Конституционные основы взаимоотношений президента республики башкортостан и государственного собрания
- О природе президентской власти в республике башкортостан
- Конституционные основы исполнительной власти в республике башкортостан
- К вопросу об основных правах, свободах и обязанностях личности по конституции республики башкортостан
- О внедрении международно-правовых стандартов в области прав и свобод человека в законодательство республики башкортостан
- Правовая охрана конституции республики башкортостан
- Гуманитарные приоритеты в правовой системе республики башкортостан
- Конституционное регулирование предметов ведения республики башкортостан
- Системность как принцип формирования законодательства республики башкортостан
- Конституционные основы осуществления внешних связей республики башкортостан
- Конституция республики башкортостан как основа развития международной и внешнеэкономической деятельности республики
- Конституция - основа правовой системы республики башкортостан
- Конституция башкортостана и развитие республиканского законодательства
- О соотношении текущего законодательства российской федерации и республики башкортостан
- Конституция башкортостана и компетенция органов власти республики в сфере организации и деятельности милиции
- Конституционные проблемы правовой охраны природы
- Конституционные основы развития экологического законодательства в республике башкортостан
- Конституционные основы земельного законодательства республики башкортостан
- О конституционных основах права частной собственности на землю
- Конституционное регулирование межбюджетных отношений в республике башкортостан
- Государственное строительство
- Конституционные основы законодательства о судебной системе республики башкортостан
- Конституционное правосудие республики башкортостан: природа, принципы
- Проблемы совершенствования конституционных гарантий судебной деятельности
- Проблемы совершенствования конституционного законодательства в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- Органы внутренних дел и местная власть в республике башкортостан
- Оформление правового статуса наркомата внутренних дел башкирской республики в 1919-1925 годы
- Реализация конституционного права граждан на объединение в республике башкортостан
- О реализации конституционного права равного доступа к государственной службе
- Конституция республики башкортостан о свободе массовой информации
- Из практики конституционного закрепления принципа равноправия полов
- Конституционно-правовые основы деятельности участников рынка ценных бумаг
- Политико-правовая культура и конституция республики башкортостан
- Конституционные основы регулирования режима чрезвычайного положения в республике башкортостан
- Конституция республики башкортостан и уголовно-исправительная система