4. Социологическая школа
Антропологическая школа с ее учением о «прирожденном» преступнике, несмотря на все притязания на объяснение резкого роста преступности и свои «рецепты» принятия решительных мер борьбы с ней, в силу явной антинаучности не способна была надолго сколь-нибудь серьезно занимать умы ученых и практиков. Состояние же преступности требовало новых идей. Поэтому на смену антропологической школе в уголовном праве возникло новое течение — социологическая школа. Ее ведущими теоретиками явились немецкий криминалист Лист1, бельгийский — Принс, голландский — Ван Гамель. В России большим влиянием пользовался представитель социологического направления И. Я. Фойницкий.
Основой социологического направления явилась так называемая теория факторов преступности. Обычно выделяются три группы факторов:
а) социально-экономические (безработица, нищета, проституция);
б) физические или космические (время года, суток, климат, состояние погоды);
в) индивидуальные или биологические (пол, возраст, темперамент, психофизические особенности преступника и т.д.).
Следует отметить, что в советском уголовном праве и криминологии теория факторов преступности традиционно подвергалась острой критике, в особенности за ее определенный компромисс с воззрениями антропологической школы. Не отрицая последнего, справедливости ради следует сказать, что в принципе социальные факторы преступности (город и деревня, профессия, алкоголизм, безработица, проституция, жилищные условия) и индивидуальные факторы (происхождение и воспитание, образование, возраст, пол, семейное положение, физические и психические свойства личности), к которым обращались социологи, не только фактически признавались советскими криминологами, но являются одним из стержневых моментов в их учении о причинах преступности и личности преступника2. Особенно острым нападкам в советской уголовно-правовой и криминологической литературе подвергалось утверждение Ф. Листа (как и других «социологов») о «вечности» преступности. Долгое время, исходя из ортодоксальной марксистской доктрины, советская криминология связывала наличие преступности с существованием капиталистического (буржуазного) государства и общества, а построение коммунизма у себя в стране (а в иные периоды, например во время принятия Программы КПСС на XXII съезде партии в 1961 г., оно казалось «не за горами») — с ликвидацией преступности. Достаточно суровые реалии с состоянием преступности в России в настоящее время, отказ от многих утопических целей совсем в ином свете представляют и эти, ранее казавшиеся крамольными, выводы Ф. Листа и его единомышленников (теперь и в России) о вечности (без кавычек) преступности как социального явления.
Вместе с тем весьма уязвимыми с научной точки зрения были выводы «социологов», предложенные ими в качестве мер борьбы с преступностью. Социологическая школа выдвинула теорию «опасного состояния личности», в соответствии с которой в обществе есть люди, образ жизни которых или их физические или психические особенности опасны для общества. Эта опасность может быть и не связана с совершением конкретного преступления. Поэтому в целях защиты общества «социологи» предлагали наряду с наказанием за совершенные преступления применять меры безопасности независимо от того, совершило ли лицо — носитель «опасного состояния» конкретное преступление или нет.
Идея «опасного состояния» — одно из самых реакционных изобретений уголовно-правовой теории. Замена наказания мерами безопасности на деле означает отрицание основных институтов уголовного права, игнорирование принципа ответственности за вину в совершении предусмотренного уголовным законом общественно опасного деяния. Идеи социологической школы нашли свое отражение, например, в итальянском Уголовном кодексе 1931 г., принятом во времена господства в стране фашистского режима. Прижились они и в советском уголовном законодательстве 20—30-х гг. Например, в УК РСФСР 1922 г., как уже отмечалось, была предусмотрена возможность применения ссылки и высылки не только в отношении лиц, осужденных за совершение конкретного преступления, но и лиц, признанных общественно опасными «по связи с преступной средой в данной местности»; в Основных началах уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 г. наказание вообще заменялось «мерами социальной защиты»; в 1934 г. в УК РСФСР была включена норма, в соответствии с которой несовершеннолетние члены семьи осужденного за измену Родине, проживавшие совместно с ним к моменту совершения преступления, подлежали лишению избирательных прав и ссылке в отдаленные районы Сибири.
Вместе с тем к оценке социологического направления нельзя подходить лишь с критических позиций. Именно эта школа дала в руки юристов-ученых очень действенный инструмент научного исследования преступника, преступления и преступности — статистические и социологические методы исследования этих явлений, без которых наука уголовного права стала бы безжизненно-догматической, а криминология не могла бы и родиться. Лишь за одно это «социологическая» школа заслуживает положительной k оценки и благодарности.
Начиная с 50-х гг. XX в. значительное распространение получила теория новой социальной защиты, разработка основных положений которой связывается с именем французского юриста Марка Анселя1. Основной тезис этого направления — ресоциализация, т. е. приспособление преступника к условиям и порядкам в обществе. Сторонники новой социальной защиты утверждают, что необходимо сохранение уголовного права и его основных институтов, сохранение положения «нет преступления без указания о том в законе» и об ответственности за конкретное деяние при наличии вины, необходима гуманизация наказаний и т. д. Однако осуществляться это должно с помощью «деюридизации», что предполагает отказ от некоторых демократических принципов уголовного права и процесса. Сюда относятся и значительное усиление судейского усмотрения в выборе санкций, и известная переоценка роли экспертов в вопросах о применении к осужденному тех или иных мер, и ограничение принципа состязательности в уголовном процессе при решении вопроса о конкретной мере наказания, и признание системы неопределенных приговоров, и некоторые другие предложения. Таким образом, эту теорию нельзя оценить однозначно положительно или отрицательно. Идея «ре-социализации» может превращаться в сильный инструмент уголовной политики и находит все большую поддержку в деятельности правоохранительных органов многих стран, в том числе и в России. Вместе с тем реализация идеи «деюридизации» может привести к возникновению антидемократических тенденций в борьбе с преступностью, а следовательно, и к нарушению прав человека в этой сфере.
Завершая рассмотрение содержания основных направлений (школ) в науке уголовного права, следует отметить, что в «чистом» виде ни одно из этих направлений в настоящее время не существует. Более того, необходимо отметить, что из трех самых известных школ («классическая», антропологическая и социологическая) лишь вторая в началу XXI в. не оставила каких-либо следов в уголовном законодательстве. Первая же и третья, несмотря на всю их непримиримость и принципиальные различия, объективно «примирились» именно на законодательном уровне.
Что же конкретно сохранилось и что потерялось в этом от «классической» школы? Сохранилось многое, а главное — ее приверженность принципу nullum crimen sine lage, бесспорно являющемуся ныне показателем движения уголовного права в демократическом направлении (и в этом отношении современным юристам не следует забывать о предтечах этих воистину великих принципов — итальянца Ч. Беккариа и немца А. Фейербаха). Во-вторых, принцип субъективного вменения, получивший развитие в философии Гегеля. В-третьих, принцип ответственности лишь за совершение деяния, опасного в его внешнем выражении, и ненаказуемость голого умысла (большой вклад в его формулирование и обоснование внесли французские просветители, например ТУТ. Монтескье). В-четвертых, от «классической» школы в современное уголовное законодательство перешло основное содержание (хотя, естественно, и модифицированное) важнейших институтов уголовного права: причинной связи, вины и вменяемости, состава преступления, покушения на преступление, соучастия в преступлении (в немецкой литературе важная роль в их развитии принадлежит, как отмечалось, А. Фейербаху, в отечественной — Н.С. Таганцеву, А.Н. Трайнину, А.А. Пионтковскому).
Отвергнуты временем и современным уголовным законодательством философские основы «классического» направления — учение о свободной (абсолютно свободной) воле преступника, лежащей в основе его преступного поведения и, следовательно, обосновании его уголовной ответственности. Конечно же, субъективные основания уголовной ответственности, заложенные в современном уголовном законодательстве, исходят из весьма относительного учета этой свободы, корректируя ее детерминированностью выбора поведения условиями и обстоятельствами, в которых действует индивид (ниже мы покажем, как именно учитывается это законодателем). Отвергнута и вытекающая из этих же философских позиций теория наказания как возмездия лица за совершенное им преступление (Кант, Гегель).От социологической школы в современном уголовном праве (на законодательном уровне) пришло также многое. Во-первых, то, что в основе современного уголовного законодательства (об уголовной ответственности) лежит не теория свободы воли, а социологическая теория «факторов преступности» (за вычетом некоторых, сближающих ее с антропологическим направлением, например, биологических или климатических факторов). Это теория, учитываемая в современном уголовном законодательстве как в подходе к криминализации и декриминализации соответствующих деяний, выражающемся в необходимом учете социальной обусловленности уголовно-правового запрета, так и в основе конструирования уголовно-правовых санкций за нарушение соответствующих запретов и норм об индивидуализации наказания (в основу наказания кладется не свобода преступника, не его произвол; тяжесть наказания ставится в зависимость не только от тяжести причиненного преступлением вреда, но и в зависимость от учета личности виновного и обстоятельств, детерминирующих совершение им соответствующего преступления, что, например, достаточно четко выражено в ст. 60-68 УК РФ). Во-вторых, в законодательных определениях целей наказания, отвергающих возмездие и ставящих на первое место цели предупреждения преступлений и исправления преступников.
Отвергнуто временем другое основное положение социологической школы — ее теория «опасного состояния личности» как основания уголовной ответственности (хотя в свое время она и получила, как уже отмечалось, «прописку» в уголовном законодательстве ряда стран, например итальянском, немецком и советском). Здесь спор между «классиками» и социологами разрешился в пользу первых и, думается, в пользу прогресса и демократии. Вместе с тем следует признать, что некоторые следы подхода социологического направления к основаниям назначения и в особенности исполнения наказания видны в законодательстве многих стран. Это и существование мер безопасности, применяемых, разумеется, не «до» (как предлагали социологи), а в соответствии с обвинительным приговором (к примеру, меры административного надзора, применяемые, например, в отношении преступников-рецидивистов после отбытия ими наказания, некоторые принудительные меры воспитательного и медицинского характера, некоторые так называемые дополнительные виды наказания).
В определенной степени соединение тех или иных проверенных временем позиций указанных направлений (школ) можно увидеть в концептуальных идеях рассмотренного выше направления «новой социальной защиты» («деюридизация» — от социологической школы; сохранение принципов «нет преступления без указания о том в законе» и ответственности за конкретное деяние при наличии вины — от «классической» школы).
Современное уголовное законодательство не может быть построено на идеях какой-либо одной школы. И если оно (а также современная уголовная политика) претендует на научность и современность, то почти обречено на то, чтобы синтезировать в себе лучшие идеи «классического» и социологического направлений в уголовном праве с учетом их современных модификаций.
- Содержание
- Глава I. Понятие, система и задачи уголовного права. Наука уголовного права 1
- Глава II. Принципы уголовного права 50
- Глава III. Уголовный закон 61
- Глава XVIII. Условное осуждение 502
- Глава XIX. Освобождение от уголовной ответственности 508
- 3. Освобождение от уголовной ответственности 520
- 4. Освобождение от уголовной ответственности 522
- 5. Освобождение от уголовной ответственности 522
- Глава XX. Освобождение от наказания 531
- Глава XXI. Амнистия, помилование, судимость 545
- Глава XXII. Уголовная ответственность несовершеннолетних 554
- Глава XXIII. Принудительные меры медицинского характера 563
- Глава XXIV. Основные положения общей части уголовного права зарубежных государств 569
- Глава XXV. Основные направления (школы) в науке уголовного права: история и современность 596
- Указатель сокращений
- От автора
- Предисловие ко 2-му изданию
- Предисловие к 3-му изданию
- Глава I. Понятие, система и задачи уголовного права. Наука уголовного права
- 1. Понятие уголовного права, его предмет, метод и система
- 2. Задачи уголовного права
- 3. Наука уголовного права
- Литература
- Глава II. Принципы уголовного права
- Принципы уголовного права
- Литература
- Глава III. Уголовный закон
- 1. Понятие и значение уголовного закона. Действующее уголовное законодательство Российской Федерации
- 2. История российского уголовного законодательства
- Советское социалистическое уголовное право
- Постсоциалистическое уголовное право
- 3. Структура и техника уголовного закона. Уголовный закон и уголовно-правовая норма
- Виды диспозиций статей Особенной части ук рф
- Виды санкций статей Особенной части ук рф
- 4. Действие уголовного закона во времени и в пространстве
- 5. Выдача лиц, совершивших преступление
- 6. Толкование уголовного закона
- Виды толкования уголовного закона
- 7. Проблемы и перспективы совершенствования российского уголовного законодательства1
- Литература
- Глава IV. Понятие преступления
- 1. Социальная природа преступления
- 2. Понятие и признаки преступления
- Признаки преступления
- 3. Криминализация общественно опасных деяний и их декриминализация
- 4. Классификация преступлений
- Литература
- Глава V. Состав преступления
- 1. Понятие и значение состава преступления
- Элементы состава преступления
- 2. Виды составов преступлений
- 3. Состав преступления и квалификация преступления
- Литература
- Глава VI. Объект преступления
- 1. Понятие и значение объекта преступления
- 2. Виды объектов преступления
- 3. Предмет преступления
- Литература
- Глава VII. Объективная сторона преступления
- Понятие объективной стороны преступления и ее уголовно-правовое значение
- 2. Общественно опасное деяние (действие или бездействие)
- 3. Общественно опасное последствие
- 4. Причинная связь между действием или бездействием и наступлением общественно опасных последствий
- 5. Место, время, обстановка, средства и орудия, а также способ совершения преступления
- Литература
- Глава VIII. Субъект преступления
- 1. Понятие субъекта преступления
- Признаки субъекта преступления
- 2. Возрастные признаки субъекта преступления
- 3. Вменяемость. Понятие невменяемости
- Критерии невменяемости (ст. 21 ук рф)
- 4. Специальный субъект преступления
- Литература
- Глава IX. Субъективная сторона преступления
- 1. Понятие и значение субъективной стороны преступления.
- Субъективная сторона преступления
- 2. Понятие вины. Формы вины
- 3. Умысел и его виды
- 4. Неосторожность и ее виды
- Виды неосторожности
- 5. Преступления с двойной формой вины
- 6. Мотив и цель преступления
- 7. Эмоциональное состояние лица, совершающего преступление
- 8. Ошибка и ее уголовно-правовое значение
- Виды ошибок
- Литература
- Глава X. Уголовная ответственность и ее основания
- 1. Понятие уголовной ответственности
- 2. Уголовная ответственность и уголовно-правовые отношения
- 3. Основания уголовной ответственности
- Литература
- Глава XI. Стадии совершения преступления
- 1. Понятие, виды и значение стадий совершения преступления
- Приготовление к преступлению;
- 3) Оконченное преступление.
- Стадии преступления (ст. 29 ук рф)
- 2. Приготовление к преступлению
- 3. Покушение на преступление
- 4. Оконченное преступление
- 5. Добровольный отказ от преступления
- Условия освобождения от уголовной ответственности при добровольном отказе от преступления
- Литература
- Глава XII. Соучастие в преступлении
- 1. Понятие соучастия в преступлении
- Признаки соучастия в преступлении
- 2. Виды соучастников
- 3. Формы соучастия
- Формы соучастия
- 4. Ответственность соучастников
- Литература
- Глава XIII. Множественность преступлений
- 1. Понятие единого преступления и множественности преступлений
- 2. Формы множественности преступлений
- Формы (виды) множественности преступлений
- Литература
- Глава XIV. Обстоятельства, исключающие преступность деяния
- 1. Понятие и виды обстоятельств, исключающих преступность деяния
- Виды обстоятельств, исключающих преступность деяния
- 2. Необходимая оборона
- Условия правомерности необходимой обороны
- 3. Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление
- 4. Крайняя необходимость
- Условия правомерности крайней необходимости
- 5. Физическое или психическое принуждение
- 6. Обоснованный риск
- Условия правомерности Обоснованного риска (ст. 41 ук рф)
- 7. Исполнение приказа или распоряжения
- Литература
- Глава XV. Наказание и его цели
- 1. Понятие и признаки наказания по уголовному праву
- Признаки наказания
- 2. Цели наказания
- Цели наказания (ст. 43 ук рф)
- Литература
- Глава XVI. Система и виды наказаний
- 1. Понятие и значение системы наказаний
- Виды наказания (ст. 44 ук рф)
- Смертная казнь.
- 2. Наказания, не связанные с ограничением или лишением свободы
- 3. Наказания, связанные с ограничением или лишением свободы
- Виды мест лишения свободы
- 4. Смертная казнь
- Литература
- Глава XVII. Назначение наказания
- 1. Общие начала назначения наказания
- Общие начала назначения наказания (ст. 60 ук рф)
- 2. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание
- 3. Назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление
- 4. Назначение наказания при вердикте присяжных заседателей о снисхождении. Назначение наказания за неоконченное преступление, за преступление, совершенное в соучастии и при рецидиве преступлений
- 5. Назначение наказания по совокупности преступлений
- Назначение наказания по совокупности преступлений
- К основным наказаниям могут быть присоединены дополнительные наказания
- 6. Назначение наказания по совокупности приговоров
- Назначение наказания по совокупности приговоров
- 7. Исчисление сроков наказания и зачет наказания
- 8. Проблема совершенствования уголовных наказаний1
- Литература
- Глава XVIII. Условное осуждение
- Условное осуждение
- Литература
- Глава XIX. Освобождение от уголовной ответственности
- 1. Понятие и виды освобождения от уголовной ответственности
- Виды освобождения от уголовной ответственности
- 2. Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием
- 3. Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим
- 4. Освобождение от уголовной ответственности в связи с изменением обстановки
- 5. Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности
- Условия освобождения от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности (ст. 78 ук рф)
- Сроки давности привлечения к уголовной ответственности
- Литература
- Глава XX. Освобождение от наказания
- 1. Понятие и виды освобождения от наказания
- Виды освобождения от наказания
- 2. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания
- Условно-досрочное освобождение
- 3. Замена неотбытой части наказания более мягким
- 4. Освобождение от наказания в связи с болезнью
- 5. Отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей
- 6. Освобождение от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда
- Отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей (ст. 82 ук рф)
- Литература
- Глава XXI. Амнистия, помилование, судимость
- 1. Амнистия
- 2. Помилование
- Помилование
- 3. Судимость
- Погашение судимости
- Литература
- Глава XXII. Уголовная ответственность несовершеннолетних
- Общая характеристика преступлений, совершаемых несовершеннолетними, и условия их уголовной ответственности
- 2. Виды наказания для несовершеннолетних и особенности их назначения
- Виды наказания для несовершеннолетних
- 3. Особенности освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и применение принудительных мер воспитательного воздействия
- Виды принудительных мер воспитательного воздействия
- 4. Особенности освобождения несовершеннолетних от наказания, исчисления сроков давности и погашения судимости
- Литература
- Глава XXIII. Принудительные меры медицинского характера
- 1. Понятие принудительных мер медицинского характера
- Основания применения принудительных мер медицинского характера
- 2. Виды принудительных мер медицинского характера
- Виды принудительных мер Медицинского характера (ст. 99 ук рф)
- 3. Продолжительность и уголовно-правовые последствия применения принудительных мер медицинского характера
- Литература
- Глава XXIV. Основные положения общей части уголовного права зарубежных государств
- 1. Системы уголовного права в современном мире
- 2. Основные положения Общей части уголовного права Франции, Германии и Италии
- 3. Основные положения Общей части уголовного права Англии и сша
- 4. Основные положения Общей части уголовного права кнр
- 5. Основные положения Общей части уголовного права Афганистана
- Необходимая оборона.
- 6. Основные положения Общей части уголовного права Японии
- 7. Тенденция сближения систем уголовного права
- Литература
- Глава XXV. Основные направления (школы) в науке уголовного права: история и современность
- 1. Просветительно-гуманистическое направление
- 2. Классическая школа
- 3. Антропологическая школа
- 4. Социологическая школа
- Литература