logo
Конституционное право Бащкирии

Конституционные основы деятельности государственного собрания республики башкортостан

Э.Г.Муснн,

Председатель Комитета Законодательной палаты Государственного Собрания Республики Башкортостан'.

Важнейший атрибут демократического правового государства - пар-". ламент. Парламентаризм означает такую систему правления, которая ха­рактеризуется четким распределением законодательной и исполнительной . функций государства. ]

Принципиальное значение для становления реального парламента­ризма в нашей многонациональной республике имело провозглашение 11 октября 1990 года Декларации о государственном суверенитете Башкорто­стана, положившей в основу государственного строительства республики принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и су­дебную.

Конституция Республики Башкортостан, принятая 24 декабря 1993 года, стала мощным стимулом реформирования всех институтов государ­ственной власти. Она не только закрепила принцип разделения властей, но и последовательно сформулировала статус всех трех ветвей власти.

На качественно ином уровне в Конституции Республики Башкорто­стан решены проблемы, связанные с организацией высшей государствен­ной власти. Радикальному реформированию был подвергнут институт высшей представительной власти в республике. Конституционно закреп­лен институт Президента, статус Кабинета Министров, судов, определены основы местного самоуправления.

Впервые в Республике Башкортостан учреждался Парламент нового типа -Государственное Собрание, состоящее из двух Палат (Палаты пред­ставителей и Законодательной палаты), одна из которых действует на профессиональной основе. Науровне Конституции были определены предметы ведения Государственного Собрания.

Необходимость реализации конституционных положений, содержа­щихся в статьях 79-89 Основного Закона республики, требовала прежде всегодетального законодательного разграничения полномочий между го­сударственными органами и представления высшему представительному

органу - Государственному Собранию Республики Башкортостан, его Па­латам возможности действовать самостоятельно при осуществлении своих функций. При этом важно было обеспечить органическое взаимодействие Парламента с другими высшими органами государственной власти рес­публики.

Начало этому процессу, как известно, было положено принятием 2 марта 1994 года ЗаконаРеспублики Башкортостан «О Государственном Собрании Республики Башкортостан», в котором достаточно полно, с уче­том особенностей тоговремени был определен статус двухпалатного выс­шегопредставительного и законодательногооргана Республики Башкор­тостан.

Закон конкретизировал демократические принципы парламентариз­ма; закрепил действенные правовые гарантии осуществления представи­тельной законодательной власти, регламентацию законодательной проце­дуры в Палатах и в основном определил их компетенцию, формы и мето­ды парламентской деятельности; установил правовые формы взаимоотно­шений Государственного Собрания с высшим должностным лицом - Пре­зидентом Республики Башкортостан, Кабинетом Министров, органами су­дебной власти и иными государственными органами, Все это явилось не только условием формирования Государственного Собрания и предопре­делило его дальнейшую плодотворную законодательную деятельность, но и означало важный шаг в развитии парламентаризма по республике в це­лом.

Сегодня со всейопределенностью можно заявить, чтопрофессио­нальный республиканский парламент состоялся. Представляется, что нет необходимости в данном случае отмечать известные положительные ре­зультаты его работы заистекший период.

В то же время четырехлетняя практика деятельности Государствен­ного Собрания, его Палат и их комитетов показала, что Закон Республики Башкортостан «О Государственно.м Собрании Республики Башкортостан» нуждается в уточнении и совершенствовании, что и было сделано приня­тым и введенным в действие с 1 декабря 1998 года Законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Башкортостан «О Государ­ственном Собрании Республики Башкортостан».

В Закон внесены следующие изменения и дополнения. В новой редакции Закона появились преамбула, предусматривающая следующие: в соответствии с Конституцией Республики Башкортостан За­кон определяет вопросы ведения, порядок организации и деятельности Го­сударственного Собрания Республики Башкортостан, его Палат и их коми-

тетов, а также должностных лиц Государственного Собрания Республики | Башкортостан, егоПалат и ихкомитетов. ;

Закон четко определяет принципы, которыми руководствуется Го- [ сударственное Собрание при осуществлении своей деятельности. Такими s принципами являются: приоритетность и гарантированность прав и свобод :

человека и гражданина; законность; гласность и учет общественного мне- ' ния; коллективное, свободное, деловое и конструктивное обсуждение во- :

просов; забота об обеспечении гражданского мира и общественного согла- ';

сияв Республике Башкортостан, единства и целостности территории Pec- | публики Башкортостан; ответственность запринимаемые решения; со- | блюдение требований депутатской этики. |

Законразвивает положения статьи 88 КонституцииРеспублики 1 Башкортостан, устанавливая предметы ведения не только Государственно­го Собрания вцелом, но и егоПалат. В статье 14Закона четко регламен­тируется круг вопросов,подлежащих рассмотрению на совместных засе- | даниях Палат Государственного Собрания Республики Башкортостан.

Достаточно подробно в Законе определяется компетенция каждой из Палат Государственного Собрания (статьи 16, 17). Впервые законодатель­но устанавливается правовой статус комитетов, депутатских фракций и депутатских групп Палат Государственного Собрания. |

Ряд норм Закона существенно конкретизирует конституционные по- | ложения. В частности, в статье 22 Закона в развитие статьи 87 Конститу­ции Республики Башкортостан устанавливается порядок избрания Предсе- ^ дателя Государственного Собрания из числа Председателей Палат. На за-f конодательном уровне очерчен круг полномочий Председателя Государст- '• венного Собрания, уточняется компетенция Председателей Палат и иных.1 должностных лиц Палат и их комитетов, .^в

Закон с учетом опыта Парламентапредусматривает серьезные уточ-s ненияв законодательной процедуре и конкретизирует официальный ста­тус актовГосударственного Собрания.

В целом внесенные в Закон «О Государственном Собрании Респуб­лики Башкортостан» изменения и дополнения направлены на более точ­ное отражение конституционных положений, обеспечение последователь­ной реализации всех норм этого Закона. Новый Закон делает шаг вперед в развитии парламентаризма в Республике Башкортостан.