Конституция республики башкортостан о разделении государственной власти
А.В. Васенин,
и.о.заместителя руководителяСекретариатаГосударственногоСобранияРеспублики Башкортостан
Идея разделения властей в организации и осуществлении государственной власти имеет многовековую историю. Исторический процесс совершенствования государственно-правовых форм, направленный на демократические преобразования государственного устройства, привел человечество к необходимости организовать государственную власть по принципу ее разделения. Такая необходимость, взвешенная и выверенная временем, приобрела форму доктрины, сформулированной в эпоху просвещения учеными XVII века англичанином Джоном Локком и французом Шарлем Монтескье, получившей свое первое юридическое закрепление в Конституции США 1787 года.
Смена нескольких «поколений» конституций связана со стремлением кдемократизации общества, ориентированного на общечеловеческие ценности.
Надо отдать должное правоведам, стоявшим у истоков Конституции Республики Башкортостан 1993 года, материализовавших исторический опыт демократического развитиягосударственности. Основополагающие принципы демократических преобразований нашли свое отражение в статье 6 Конституции, которая четко определила разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную при условии их самостоятельности и единства,
Особенность рассматриваемого нами принципа государственного устройства заключается в том, что онсоставляет первичную и основополагающую нормативную базу для остальных положений Конституции, иных нормативных правовых актов Республики Башкортостан. В них закрепляются юридические и иные гарантии принципа разделения власти, устанавливается компетенция органов государственной власти Республики Башкортостан, порядок принятия ими нормативных правовых актов, закрепляется система сдержек и противовесов, с помощью которых каждая ветвь власти может ограничивать другие, обеспечивается взаимодействие властей как единого государственного механизма.
Анализ конституционного разделения властей высвечивает две плоскостивопроса: горизонтальную и вертикальную-
По горизонтали - это вопросы разделениявластных полномочий между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти.
По вертикали - вопросы разделения государственно-властных полномочий между федеральным центром и органами государственной вла' сти республики.
В силу Конституции Республики Башкортостан (статьи б, 7) орга нами, олицетворяющими законодательную, исполнительную и судебнуя власти, являются Государственное Собрание Республики Башкортостан Президент Республики Башкортостан, Кабинет Министров Республик! Башкортостан, суды Республики Башкортостан.
Принцип разделения властей требует строгого разграничения компетенции государственных органов, что получило свое закрепление sКонституции, предусмотренных ею законах и других нормативных правовые актах республики.
Так, глава VIII Конституции «Организация государственной власти) закрепляет в своих статьях статус Президента Республики Башкортостан основы организации и деятельности, компетенцию Государственного Собрания и Кабинета Министров Республики Башкортостан, В главе XII определены основы судебной системы республики.
Краткая характеристика каждой ветви власти, основанная наконституционных нормах, может быть следующей.
Государственное Собрание Республики Башкортостан (статьи 79-90) - высший представительный и законодательный орган Республики Башкортостан. Государственное Собрание принимает Конституцию, вносит в нее изменения и дополнения, принимает кодексы и законы Республики Башкортостан; совместно с Президентом определяет внутреннюю в внешнюю политику Республики Башкортостан; утверждает государственный бюджет, осуществляет контроль за его исполнением; дает согласи Президенту на назначение Премьер-министра; принимает постановления о проведении выборов Президента, депутатов Государственного Собрание представительных органов местной власти; избирает Конституционный, Верховный и Высший арбитражный суды; назначает Прокурора и Уполномоченного Республики Башкортостан по правам человека. По Конституции Государственное Собрание наделено и многими другими полномочиями.
Президент Республики Башкортостан (статьи 91-99) -глава республики (государства) и еевысшее должностное лицо, Институт Президента-принципиально новый у нас институт власти. Президент избирается гражданами республики на основевсеобщего равного прямогоизбирательного права при тайном голосовании.
Личность Президента неприкосновенна и охраняется законом.
Согласноконституционным нормам Президент Республики Башкортостан избирается непосредственно ее гражданами, и в этом смысле он является единственным всенародно избранным должностным лицомреспублики. Выборы Президента населением определяют чрезвычайно важную роль данного института власти в государственной жизни.
Кабинет Министров Республики Башкортостан - Правительство Республики Башкортостан (статьи 100-107) формируется Президентом и действует как коллегиальный орган. В Конституции в общем виде решены вопросы компетенции Правительства, о юридических способах ее реализации, его взаимоотношении с Государственным Собранием и Президентом Республики Башкортостан. Детально эти вопросы нашли свое отражение в Законе Республики Башкортостан о Кабинете Министров Республики Башкортостан.
Конституционное положение Правительства как органа исполнительной власти Республики Башкортостан имеет ключевое значение для определения статуса Правительства, его прерогатив, структуры, порядка взаимоотношений с республиканскими органами исполнительной власти и органами местного государственного управления.
Судебная власть (статьи 132-141) - важнейшийэлемент государственности суверенной республики. Суды Республики Башкортостан, осуществляющие судебную власть, в своейсовокупности представляютсудебную систему республики.
Судебную систему Республики Башкортостан составляют: Конституционный суд Республики Башкортостан - высший судебный орган защиты конституционного строя, осуществляющий судебную власть в форме конституционного судопроизводства; Верховный суд Республики Башкортостан - высший орган судебной власти, осуществляемой в форме гражданского, административного, уголовного судопроизводства; Высший арбитражный суд Республики Башкортостан - высший экономический судебный орган; местные суды. С принятием Закона Республики Башкортостан «О мировых судьях» в республике вводится также институт мировых судей.
Важноотметить, что в Конституции по-новому решены проблемысоотношениясудебной системы Республики Башкортостан в составе федеральной судебной системы.
Однако для осуществления данного конституционного положения необходимо в договорном порядке разрешить возникшие практические вопросы.
Проблема заключается в следующем: имеет ли право насамостоятельное существование судебная система Республики Башкортостан как государство в составе Российской Федерации?
Наличиесамостоятельной судебной системы в РеспубликеБашкортостан - свершившийся факт. Республикой принят пакет законов, регламентирующих деятельность всех существующих видов судебных органов,И в этом случаеследует исходить из положений Конституции Российской Федерации, которая установила, что государственную власть в субъектах Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти в рамках конституционного государственного устройства Федерации (часть 3 статьи 5, часть 2 статьи 11, часть 1 статьи 77 Конституциироссийской Федерации), Основываясь на правовой логике, следует, что принципы государственного устройства как у Федерации, таки у ее субъектов должны быть едины, что определяет правомерность наличия судебной системы республик в составе Федерации.
Разумеется, при этом следует учитывать, что федеральные органы судебной власти и органы судебной власти Республики Башкортостан образуют общую судебную систему. Судебная власть должна быть у республик, - это нашло свое закрепление в Договоре от 3 августа 1994 года «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и орга- — нами государственной власти Республики Башкортостан». :•
Реализация конституционного принципа разделения власти как еди- ь ного государственного механизма возможна только при действии eroJ_ внутренней части, которая состоит из системы сдержек и противовесов. ^1
Продолжая общее освещение исследуемого принципа, рассмотрим « егодействие в другой плоскости. Другая плоскость реализации принцип;
нормах,соотносится с федеральной системой государственного устро)ва. Речьидет о разделении властей по вертикали.
Рассматривая конституционный принцип разделения властей в соот^ ношении положений Конституции Российской Федерации (статьи 10,11) и Конституции Республики Башкортостан (статья 5) становится очевидным наличие разграничения властных функций между федеральными и республиканскими органами власти. Скорее всего, это вопрос пределов централизации и децентрализации государственной власти.
Правовая регламентация данного вопроса заложена в конституционных нормах и получила свое развитие в договорных отношениях. Сложность решения вопроса связана с тем, что далеко не все сделано для законодательного решения, с одной стороны, с другой - договорные отноше-
нияеще по-настоящему не развиты. Конечно, все это имеетобъективные и субъективные причины.
К объективным можно отнести то, что этот вопрос даже при полной его юридической обеспеченности во многом не может быть решен из-за отсутствия в конечном счете необходимых финансовых ресурсов. Какой бы ни была мотивация государственных деятелей разных уровней при осуществлении властных полномочий, на первый план неизбежно выходят проблемы, связанные с соблюдением пропорций федерального и республиканского бюджетов. • -
Субъективные причины, на наш взгляд, лежат в сознании прошлого. Стереотипы административно-командного управления не позволяют развиваться, существенно тормозя развитие процесса договорных отношений между федеральным центром и субъектами Федерации. В этой связи нам предстоит трудоемкая организационно-правовая работа.
- Вступительное слово
- Конституция республики башкортостан -основной закон демократического правового государства
- Развитие конституционализма в российской федерации
- Пятилетие конституции российской федерации и конституции республики башкортостан -знаменательные вехи конституционной реформы
- Конституция республики башкортостан и проблемы российского федерализма
- Противоречия конституционного процесса в российской федерации
- Государственность как гарант стабильности развития гражданского общества
- О согласовании конституционного законодательства российской федерации и республики башкортостан
- Проблемы формирования системы законодательства республики башкортостан
- Некоторые проблемы функционирования и развития политической системы в конституции республики башкортостан
- О созидательном потенциале конституции республики и его претворении в жизнь
- Конституционные основы обеспечения безопасности в республике башкортостан
- Проблемы развития конституционного статуса республик
- О становлении республики башкортостан как демократического государства
- Договорные отношения и становление гражданского общества
- Из истории подготовки конституции республики башкортостан
- Пятилетие конституции республики башкортостан и законодательство республик в составе российской федерации
- Некоторые вопросы развития конституции республики башкортостан
- Конституция республики башкортостан-правовая основа становления гражданского общества
- Российский федерализм и республика башкортостан в составе российской федерации
- Политико-правовое значение первых актов башкирской автономии в развитии государственного статуса башкортостана
- История и современность
- Потенциал конституции башкортостана по защите суверенитета республики
- Российский федерализм: общая характеристика и этапы становления
- Конституция республики башкортостан о разделении государственной власти
- Теория разделения властей и конституция республики башкортостан
- Конституционные основы деятельности государственного собрания республики башкортостан
- Конституционные основы взаимоотношений президента республики башкортостан и государственного собрания
- О природе президентской власти в республике башкортостан
- Конституционные основы исполнительной власти в республике башкортостан
- К вопросу об основных правах, свободах и обязанностях личности по конституции республики башкортостан
- О внедрении международно-правовых стандартов в области прав и свобод человека в законодательство республики башкортостан
- Правовая охрана конституции республики башкортостан
- Гуманитарные приоритеты в правовой системе республики башкортостан
- Конституционное регулирование предметов ведения республики башкортостан
- Системность как принцип формирования законодательства республики башкортостан
- Конституционные основы осуществления внешних связей республики башкортостан
- Конституция республики башкортостан как основа развития международной и внешнеэкономической деятельности республики
- Конституция - основа правовой системы республики башкортостан
- Конституция башкортостана и развитие республиканского законодательства
- О соотношении текущего законодательства российской федерации и республики башкортостан
- Конституция башкортостана и компетенция органов власти республики в сфере организации и деятельности милиции
- Конституционные проблемы правовой охраны природы
- Конституционные основы развития экологического законодательства в республике башкортостан
- Конституционные основы земельного законодательства республики башкортостан
- О конституционных основах права частной собственности на землю
- Конституционное регулирование межбюджетных отношений в республике башкортостан
- Государственное строительство
- Конституционные основы законодательства о судебной системе республики башкортостан
- Конституционное правосудие республики башкортостан: природа, принципы
- Проблемы совершенствования конституционных гарантий судебной деятельности
- Проблемы совершенствования конституционного законодательства в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- Органы внутренних дел и местная власть в республике башкортостан
- Оформление правового статуса наркомата внутренних дел башкирской республики в 1919-1925 годы
- Реализация конституционного права граждан на объединение в республике башкортостан
- О реализации конституционного права равного доступа к государственной службе
- Конституция республики башкортостан о свободе массовой информации
- Из практики конституционного закрепления принципа равноправия полов
- Конституционно-правовые основы деятельности участников рынка ценных бумаг
- Политико-правовая культура и конституция республики башкортостан
- Конституционные основы регулирования режима чрезвычайного положения в республике башкортостан
- Конституция республики башкортостан и уголовно-исправительная система