logo
ответы по документоведению

27. Нотное и картографическое издание

Нотное издание (НИ) – относятся к идеографическим (слоговым) док-м. где знаками служат условные обозначения, не отражающие реальных предметов  или явлений. Большую часть объема НИ занимают нотная запись муз.произведения. В отличие от текстовых изд. Нотные передают информ. при помощи спец.знаков-НОТ. Основную часть НИ составляет запись муз.произведений с текстом или без него. НИ делятся на три вида: научные, учебные, концертные.  Ноты это знаки, обозначающие звуки. Ноты пишутся на пяти горизонтальных линейках (наз.нотоносцем).  Точную высоту нот опред. ключ соль или скрипичный ключ. Существует ключ фа или басовый ключ. При ключе проставляются ключ.знаки – диезы и бемоли. Наиболее распространенные в муз.ноты пяти категорий: целая нота, половинная, четвертая, восьмая, шестнадцатая. При изучении древнеегипетских памятников обнаружены первые образцы обозначения мелодий с помощью пиктографического письма (рисунков). Картографическое издание (КИ) – Изображение построенное в картографической проекции - уменьшенное, обобщенное изображение поверхности Земли, поверхности др.небесного тела  или внеземного пространства в определ.системе условных знаков. Специфику КИ опред. Математически определенное пространство, использование картографических знаков-символов, отбор и обобщение изображаемых явлений. Изображаемые в КИ объекты обладают геометрической точностью, т.е. показаны в умен.виде в том месте. Где они находятся в действительности. Изучением и разработкой КИ занимается картография. КИ делятся на три вида: карты, атласы, глобусы. Картограф.Знаки – условные обозначения, применяемые для создания КИ. По форме КЗ могут быть геометрическими. Буквенными и наглядными.

Этикетные требования к тексту управленческого документа.

 Этикет – установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения. В основе правил делового этикета лежат – вежливое уважительное отношение к партнеру, - соблюдение определенной дистанции между  работниками, занимающими разное положение, - умение говорить да и нет, не обижая партнера, - терпимость к чужому мнению, не совпадающим с вашим, - умение признать свои ошибки, быть самокритичным, - умение в споре использовать аргументы, а не авторитеты.. Отличают 4 основные составляющие делового письма: мысль, внятность, грамотность, корректность. Схема построения письма общая для всех видов переписки – привлечь внимание адресата, его интерес, побудить его к действию. В деловой письменной речи не допускаются ирония, сарказм, оскорбления. В рамках деловой этики составителю делового письма не рекомендуется – побуждать адресата  к спешному решению фразами – «срочно», «незамедлительно», лучше употребить формулы «Прошу Вас ответить до …..», «Убедительно прошу Вас сразу сообщить о своем решении», - навязывать адресату желательное для Вас решение вопроса, «Прошу утвердить эту кандидатуру», - намекать на невнимательность, проявленную к вашей проблеме фразами «Предлагаю внимательно изучить»   Профессиональная этика – это кодекс поведения, тип отношений, которые представлены наилучшими с точки зрения выполнения работниками своих служебных обязанностей в той или иной сфере. Нормы этикета деловой переписки – бумага должна быть хорошего качества, чистой, - желательно, чтобы бланк письма  был с эмблемой организации,  ее полным наименованием, почтовым адресом, тел., - служебные письма печатаются на лицевой стороне листа без помарок, все стр., кроме первой нумеруются арабскими цифрами, - желательно избегать переносов, поля должны быть слева 2см.,- в правом верхнем углу под адресом организации ставится дата., - адрес куда отправляется письмо, проставляется на левой стороне, - ниже в центре листа пишется вежливое обращение, например, «Уважаемый Иван Иванович!»,- заканчивают письмо словами благодарности за сотрудничество, - личная подпись ставится в правой стороне листа(факсимиле не допускается), - на все письма следует давать ответ, если адресат затрудняется с ответом, то именно это го должен написать «затрудняюсь с ответом», - сроки ответа должны выдерживаться, отсутствие ответа воспринимается как неумение вести дела. Можно отметить еще 2 особенности языка, носящие этикетный характер. – орфографическую(написание с прописной буквы местоимений «Вы» или «Ваш» как знак вежливости и уважения), способ изложения письма от 1-ого лица мн.ч.(«мы» или «я» использовать не целесообразно по соображениям этики). Местоимения 3-его лица в деловых письмах заменяют на существительные  (Завод просит. Школа направляет). Читая письмо, адресат сделает вывод, что автор аккуратен, воспитан, с высоким проф. Уровнем. Квалифицированная деловая переписка позволяет успешно решать вопросы и создавать имидж организации.

 Требования к лексике и стилистики текста управленческого документа.

Лексические нормы –правила использования слов в речи. Нарушение лексических норм приводит к искажению смысла высказывания. Ошибкой является неправильное употребление глагола ложить и класть. Имеют одно и тоже значение, но класть – общеупотребительное литературное слово, а ложить – просторечное. Нарушение лексических норм связано с тем, что говорящие путают слова, близкие по звучанию, но различные по значению (предоставить и представить) (предоставить- дать воспользоваться чем-либо, представить – отчет, справку).   Использование устаревшей лексики- (архаизмы и историзмы), в документах не должны употребляться (следует писать не сего года, а этого).    Заимствованные слова- использование их побуждает современность, но включение новых слов в деловое письмо должно быть обоснованным (Альянс – неправильно альянс слов и музыки, правильно союз слов и музыки).    Использование сокращений- сокращения, используемые в текстах документов, подчиняются определенным правилам: 1) сокращения должны быть единообразны на протяжении всего документа;2) нельзя сокращать слово, если оно является единственным членом предложения; 3) не допускается сокращение, если оно может повлечь двусмысленность в восприятии фразы; 4) сокращения до одной буквы не допустимо, кроме традиционных текстовых сокращений (год-г., село-с., лист-л.). Отглагольные существительные- для деловой речи характерно использование отглагольных существительных(прибытие транспорта, обслуживание населения). Употребление языковых норм- устойчивые обороты обеспечивают точность и однозначность понимания текста адресатом (сообщаем что…). Построение предложений- предложение – единая речевая единица, участвующая в образовании текста. От порядка слов зависит смысл предложения, смысловая точность речи определяет практическую и правовую ценность делового текста. При составлении текст разбивают на 2 части главную (факты, идеи) и второстепенную (уточнения, детали).