logo
Философские словари / НОВАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ / А

Абсолютная. Истина-см. Истина.

АБСОЛЮТНОЕ И ОТНОСИТЕЛЬНОЕ—философ­ские категории; абсолютное—безусловное, само по себе сущее, вечное, всеобщее; относительное—условное, пре­ходящее временное. Абсолютное в древнегреческой философии определяется как сторона совершенства, завершен­ности, самодостаточности сущего и выражалось в поняти­ях «по природе», «в чистом виде» «само по себе»; от­носительное выступает как нечто, зависящее от другого или уносящееся к другому. В средневековой философии абсолютное толковалось как «божественное» и противопо­ставлялось относительному—«земному», мирскому». В немецкой классической философии различные стороны абсолютного и относительного раскрываются в системе категорий «в себе», «для другого», «для себя», «само по себе».

Термин «абсолютный» нередко используется для обозна­чения предмета, который определяется через его внут­реннее содержание. Соответственно относительным назы­вают предает, определяемый через отношение к другому предмету.

Относительным также называют предмет, определяемый через свое внутреннее содержание, но обнаруживающий его не во всех, а лишь в некоторых отношениях с другими предметами. В «вою очередь абсолютный -- это предмет, проявляющий внутреннее содержание во всех таких от­ношениях. В этом смысле говорят, напр., об абсолютно и Относительно твердом или упругом теле Относитель­ность, понимаемая таким образом,— это признак несовер­шенства предмета, его несоответствия идеалу. Отношения предмета к другим предметам обычно позна­ются раньше, чем его внутреннее содержание. Напр., хими­ческие связи атомов были открыты раньше, чем электронный оболочки, порождающие эти связи. Соответственно и относительные понятия об исследуемых предметах воз­никают раньше, чем абсолютные. Такие понятия домини­руют на начальной стадии формирования не только отдель­ной науки, но и познания в целом. Положение, согласно которому любой предмет отражается сначала в относительных, а затем в абсолютных понятиях, сталкивается с прин­ципиальными трудностями. Ему не подчиняется, напр., исследование микрообъектов. Выяснилось, что их в прин­ципе нельзя описать в абсолютных понятиях, т. е. без учета взаимодействий с прибором. Это явление называют отно­сительностью микрообъекта к средствам наблюдения. Ана­логичную трудность констатируют и в теории относитель­ности, где признаки, раньше считавшиеся абсолютными (масса и размеры и т. д.), так же оказалось невозможным описать в отвлечении от соотношения с системой отсчета. Не менее серьезные проблемы порождает и второе опреде­ление aбсолютнoro как предмета, проявляющего свое

внутреннее содержание во всех отношениях с другими предметами (и относительного предмета как проявля­ющего его лишь в некоторых отношениях). Подавляющее большинство реальных, локализованных в пространстве и времени предметов представляет собой единство контр­адикторных противоположностей—А и не А. Такие «сме­шанные» объекты ведут себя как абсолютные лишь в неко­торых отношениях с другими объектами, а в других обнаруживают примеси. Именно из-за необходимости каждый раз указывать эти отношения такие объекты и называют относительными. Для абсолютных объектов, напр, абсолютно чистой меди, в этом нет необходимо­сти—она ведет себя как медь во всех отношениях. Но в природе таких объектов практически нет. Выражение «Все в мире относительно» как раз и констатирует это обстоятельство.

Как в научном, так и в повседневном познании относи­тельные объекты часто трактуют как абсолютные. Этот прием называют абсолютизацией. Различают правомерную и неправомерную абсолютизацию. В первом случае объект трактуется как абсолютный только в границах тех взаимо­действий, в которых он действительно ведет себя как абсо­лютный, во втором --вне этих границ. Границы, в которых относительный объект правомерно" трактовать как абсо­лютный, называют интервалом абсолютизации.

Г. Д. Левин

АБСОЛЮТНЫЙ ДУХ (нем. der absolute Geist)-высшая категория философской системы Гегеля, означающая наи­более развитую форму бытия абсолютной идеи, высшую конкретность; это сознающая себя абсолютная идея. Фор­мами абсолютного духа как самосознания абсолютной идеи являются в системе Гегеля искусство, религия и фи­лософия, в которой абсолютная идея полностью завершает процесс своего самопознания и достигает «абсолютного знания»: в философии дух окончательно раскрывает и за­печатлевает свою сущность. Понятие абсолютного духа содержится в работах Гегеля «Феноменология духа», «Эн­циклопедия философских наук», где оно излагается сис­тематически, и в «Философии права»; это одно из клю­чевых понятий его «Лекций по истории философии» и «Лекций по философии религии».

М. Ф. Быкова

АБСОЛЮТНЫЙ ИДЕАЛИЗМ —направление в бри­танской философии; возникшее во 2-й пол. 19 в., иногда также называемое (хотя и не совсем точно) британским неогегельянством. Абсолютный идеализм имел сторонни­ков и в американской философии. Непосредственными предшественниками абсолютного идеализма явились ан­глийские романтики (в первую очередь СТ. Кольридж), а также Т. Карлейл», которые стимулировали среди про­фессиональных философов интерес к спекулятивной обьективно-идеалистической метафизике. Немецкий иде­ализм (причем не только в гегелевском варианте) стано­вится популярным прежде всего в Шотландии, где в сер. 19 в. позитивизм и утилитаризм небыли столь влиятельны, как в Англии. В Северной Америке распространение не­мецкого идеализма вначале было связано с деятельностью группы трансценденталистов, а затем продолжено Сент-Луисским философским обществом во главе с У. Харрисом. Важным фактором, способствовавшим становлению абсолютного идеализма в Великобритании, явилась книга «Секрет Гегеля» (1865) Д. Стирлшга, который дал консер­вативную интерпретацию гегелевской философии, рас­сматривая ее как противоядие против позитивизма и есте­ственнонаучного материализма, в частности дарвиновско­го эволюционизма. Стерлинг (а также братья Д. и Э. Кэрд) стремилась доказать сугубо религиозный характер учения немецкого философа, а его диалектику представить как концепцию примирения противоположностей. Задачу опровержения исходных принципов британского эмпиризма и сенсуализма решал профессор Оксфордского университета Т. X. Грин, который противопоставил национальной философской традиции положения кантозского, фихтеанского и гегелевского идеализма. Он также крити­ковал господствовавшую в стране ассоцианистскую психо­логию, связанную с эмпиризмом. Если для Грина было свойственно сочетание социально-политической позиции в духе викторианского либерализма с концепцией о госу­дарстве, заботящемся об «общем благе» индивидов, то последующие представители британского абсолютного идеализма» напр. Б. Бозанкет, использовали свое объек­тивно-идеалистическое учение о государстве как особой целостности (зачастую отождествляемой с Абсолютом) для обоснования законности полного подчинения личности государству. Абсолютный идеализм стал в конце 19 в. пре­обладающим философским направлением в академической среда, Решающую роль в оформлении абсолютного иде­ализма как самостоятельной школы сыграл оксфордский философ Ф. Брэдля. С помощью разработанного метода «негативной диалектики» он стремился доказать самопротиворечивость и потому нереальность всех явлений и свойств объективного мира (в т.ч. пространства, време­ни и движения), которые входят в Абсолют, не сводящийся к сумме своих частей, а представляющий новое; высшее качество. Абсолют при этом трактовался как «совершенная гармония» и «конкретно-всеобщее единство», доступное не рациональному мышлению, а мистическому пережива­нию. В этом вопросе позиция абсолютного идеализма наи­более сильно отличалась от позиции немецкого идеализма. Представители абсолютного идеализма (напр., Г. Иоахим и Б. Бозанкет) критиковали традиционную формальную логику, противопоставляя ей иррационалистически истол­кованную диалектическую логику. Для многих из них было характерно когерентное истолкование истины как систе­матического единства, создаваемого существенными «внутренними отношениями» и совпадающего с Абсолю­том. Вместе с тем диалектическое противоречие как источ­ник развития заменялось простой дополнительностью про­тивоположных сторон. Британские приверженцы абсолют­ного идеализма били также одними из первых критиков «психологизма» в логике.

Монистическая интерпретация абсолютного идеализма Брэдвд и некоторыми другими философами была дополне­на плюралистическим, персоналистским вариантом, пред­ставленным в работах Э. Сэта и в особенности Д. Э. Мак* Таггарта, понимавшего Абсолют как духовное сообщество личностей-субстанций. В некоторых аспектах этому вари­анту абсолютного идеализма оказалась близкой концепция «абсолютного волюнтаризма» американского философа Д. Рейса, который, однако, на первый план выдвигал не онтологическое, а эпистемологическое обоснование учения об Абсолюте, В работах Ройса и других американских

идеалистов, в отличие от работ их британских коядер, наиболее сильны религиозные мотивы. Философия абсо­лютного идеализма на веем протяжении ее эволюции была слабо связана с развитием естествознания. Ее представи­тели по многим вопросам сознательно занимали позиции, противоположные позиции науки. В нач. 20 в. в Велико­британии абсолютный идеализм становится объектом отарой критики со стороны ранних представителей анали­тической философии, а в США— прагматизма и неореализ­ма и к концу 20-х гг. фактически перестает существовать в качестве самостоятельного философского направления. Лит.: Квитко Д. Ю. Очерки англо-американской философии. М,— Я, 1936; ХимТ. И. Современные теории познания. М., 1965, гл. 2; Кисселъ М, А. Учение о диалектике в буржуазной философии XX в. Л., 1970; Богомолов А. С. Английская буржуазная философия XX в. М., 1973, гл. 2; Он же. Буржуазная философия СШАХХ в. М., 1974, гд. 1; Richier M. The Politic? of Conscience: T. H. Green and His Age. Cambr., 1964; Possmore J. A. Hundred Years of Philosophy. L., 1966.ch. 3,4,7; milheim R F. H. Bradley. Harmondsworth, 1969; Aimksinen T. The Ontological Criteria of Reality. Turku, 1975; Sprigge T. S. The Vindication of Absolute idealism. Edinburgh, 1983; Manser A.. Stock G. (ed.). The Philosophy of F. H. Bradley. Oxf., 1984.

А. Ф. Грязное

АБСОЛЮТНЫЙ ИСТОРИЦИЗМ - учение Б. Кроне,

согласно которому «наше мышление есть историческое мышление исторического мира». Абсолютный историцизм означает радикальное утверждение имманентности, на­правленное против любой метафизики, против всякого удвоения мира, будь оно религиозным или светским. Ре­альность, которой соответствует историческое познание, сама исторична: она есть продукт человеческого действия, осуществление свободы. Историческое познание освобож­дает от мертвых традиций. Формы духа являются не только категориями познания, но также способностями действия. Сама история есть единство мысли и действия. Историче­ская действительность по своей сущности рациональна; иррациональное есть лишь тень, отбрасываемая самим ра­зумом. Хотя возможна и необходима история того, что препятствовало движению цивилизации (жестокости, вар­варских завоеваний и т. п.), история выступает у Кроче как история разума и свободы.

А. М. Руткевич