logo
1 НОВЫЕ КОНСТИТУЦИИ СТРАН СНГ И БАЛТИИ

Глава 13 внешняя политика и защита государства

Статья 135

Литовская Республика при осуществлении внешней политики руководствуется общепризнанными принципами и нормами международного права, стремится обеспечить безопасность и независимость страны, благополучие граждан и их основные права и свободы, принимает участие в создании международного порядка, основанного на праве и правосудии.

Пропаганда войны в Литовской Республике запрещается.

Статья 136

Литовская Республика участвует в международных организациях, если это не противоречит интересам Государства и его независимости.

Статья 137

На территории Литовской Республики не могут находиться оружие массового уничтожения и военные базы иностранных государств.

Статья 138

Сейм ратифицирует или денонсирует следующие между народные договоры Латвийской Республики:

1) об изменении государственной границы Литовской Республики;

2) о политическом сотрудничестве с иностранными государствами, о взаимопомощи, а также договоры оборонного характера, связанные с обороной государства;

3) об отказе от применения силы или угрозы силой, а также мирные договоры;

4) о пребывании и статусе вооруженных сил Литовской Республики на территории иностранных государств;

5) об участии Литовской Республики в международных организациях универсального характера и региональных международных организациях;

6) многосторонние или долгосрочные экономические до говоры.

Законами, а также международными договорами могут быть предусмотрены и иные случае ратификации Сеймом международных договоров Литовской Республики.

Международные договоры, ратифицированные Сеймом Литовской Республики, являются составной частью право вой системы Литовской Республики.

Статья 139

Защита Литовского государства от внешнего вооруженного нападения является правом и долгом каждого гражданина Литовской Республики.

В установленном законом порядке граждане Литовской Республики обязаны проходить воинскую или альтернативную службу по охране края.

Организация охраны края устанавливается законами.

Статья 140

Важнейшие вопросы обороны государства рассматриваются и координируются Государственным советом обороны, в состав которого входят Президент Республики, Премьер- министр. Председатель Сейма, министр охраны края и командующий войсками. Руководство Государственным сове том обороны осуществляется Президентом Республики. По рядок его образования, деятельности и полномочия устанав ливаются законом.

Президент Республики является Главнокомандующим вооруженными силами государства.

Ответственность перед Сеймом за управление вооруженными силами и руководство им несут Правительство, министр охраны края, командующий войсками. Министром охраны края не может быть военнослужащий, не ушедший в отставку.

Статья 141

Лица, проходящие действительную воинскую или альтернативную службу, а также не ушедшие в отставку военнослужащие системы охраны края, полиции и внутренней службы, сержантский состав, сверхсрочнослужащие, оплачиваемые должностные лица других военизированных служб и служб безопасности не могут быть членами Сейма и членами Советов самоуправлений. Они не могут занимать выборные или назначаемые должности на государственной гражданской службе, принимать участие в деятельности политических партий и политических организаций.

Статья 142

Сейм вводит военное положение, объявляет мобилизацию или демобилизацию, принимает решение об использовании вооруженных сил в случае необходимости защиты Родины или выполнения международных обязательств Литовского государства.

В случае вооруженного нападения при возникновении угрозы суверенности или территориальной целостности государства Президент Республики незамедлительно принимает решение о защите от вооруженной агрессии, вводит военное положение во всем Государстве или в его части, объявляет мобилизацию и вносит эти решения для утверждения на ближайшее заседание Сейма, а в период между сессиями - незамедлительно созывает внеочередную сессию Сейма. Сейм утверждает или отменяет решение Президента Республики.

Статья 143

Если во время военных действий должны проводиться очередные выборы, Сейм или Президент Республики принимает решение о продлении срока полномочий Сейма, Президента Республики или Советов самоуправлений. В та ком случае выборы назначаются не позднее чем через три месяца после окончания войны.

Статья 144

При возникновении в государстве угрозы конституционному строю или общественному спокойствию Сейм может на всей территории Государства или ее части ввести чрезвычайное положение. Его продолжительность - до шести месяцев..

В период между сессиями Сейма в безотлагательных случаях такое решение имеет право принять Президент Республики, одновременно созывая внеочередную сессию Сейма для рассмотрения этого вопроса. Сейм утверждает или отклоняет решение Президента Республики.

Чрезвычайное положение регулируется законом.

Статья 145

При введении военного или чрезвычайного положения временно могут быть ограничены права и свободы, указанные в статьях 22, 24, 25, 32, 35 и 36 Конституции.

Статья 146

Государство опекает и обеспечивает воинов, утративших здоровье при прохождении воинской службы, а также семьи воинов, погибших или лишившихся жизни при прохождении воинской службы.

Государство обеспечивает и граждан, утративших здоровье в результате участия в защите Государства, а также семьи граждан, погибших или лишившихся жизни в результате участия в защите Государства.