Потенциал конституции башкортостана по защите суверенитета республики
К.К.Яушев,
обозреватель газеты «Кызыл тан»
Конституция Республики Башкортостан кроме функций установления правил взаимоотношений гражданина и государства, гражданина с другими субъектами права выполняет функцию сохранения этносов, проживающих в республике и прежде всего башкирского народа. Другойгосударственности или иной организованной общности у башкир нет. В этом, пожалуй, наиболее принципиальное отличие Конституций Республики Башкортостан, каки Конституций других национальных республик Российской Федерации, от Конституций мононациональных(или близких к.мононациональному) государств.
Следует специально остановиться на некоторых положениях Конституции Республики Башкортостан, связанных с функцией сохранения этнических особенностей населения республики в условиях сегодняшних реалийобщественно-политической жизни России.
Объявление суверенитета республики во многом было продиктовано этими соображениями, хотя, естественно, имелись и экономические интересы. Несостоятельны и изначально неверны обвинения в сепаратизме, выдвигаемые определенными кругами в Москве в адрес руководства республики. При наличии государственности суверенитет выступает как гарант сохранения наций, Конституция - правовой механизм реализации суверенитета, а воля граждан - гарант сохранения суверенитета.
Декларация о государственном суверенитете республики, все ее идеи и принципы полностью вошли в текст Конституции Республики Башкортостан. Более того, подписание Федеративного договора укрепило основы суверенитета республики, благодаря юридически признанному Приложению к Федеративному договору. Таким образом Приложение к Федеративному договору от Республики Башкортостан явилось второй составной частью будущей Конституции нового Башкортостана. Третьим фактором, укрепившим суверенитет республики в рамках новой Конституции Республики Башкортостан, явилось введение поста Президента Республики Башкортостан,
Подытоживая сказанное, можно констатировать, что Конституция Республики Башкортостан, как и ее суверенитет - не цель, а средство, точнее, правовой механизм сохранения этносов, живущих в тесном соприкосновении с иной культурной средой.
Как же решается вопрос защиты суверенитета республики Конституцией Республики Башкортостан? Прежде чем ответить на этот вопрос, рассмотрим некоторые факторы, направленные на ослабление суверенитета.
Как уже было сказано, основные проблемы в реализации суверенитета республики возникают из-за неопределенности формы государственности самой России, что приводит к некоторым нестыковкам Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Башкортостан, Во-первых, Конституция Российской Федерации не совсем четко определяет понятие «Россия» или «Российская Федерация». Как, например, понимать «Договор Челябинской области с Российской Федерацией»? Еще больше запутывает дело понятие «федеральный центр», или «Центр». По крайней мере так называемый центр ведет себя не как нанятая на службу группа чиновников, а как некий всемогущий 90-й субъект. Такое положение закреплено в статьях 4 (пункт 2), 15 (пункт 1), 76 (5,6), 88 Конституции Российской Федерации. Реакция Центра на известные высказывания президента Калмыкии К.Илгомжинова еще раз показывает, что чиновников Центра и российских государственников не устраивает наличие суверенных республик в Российской Федерации- Они не считают сложившееся государственно-территориальное устройство оптимальным для России-. ской Федерации. Отсюда и требования пересмотра Конституций республик, отсюда и разговоры о губернизации России, отсюда и призывы об уменьшении числа субъектов Российской Федерации за счет объединения республик и российских областей. В настоящее время под лозунгом «уравнивания прав субъектов» Центр практикует метод ползучей десуве-, ренизации республик, урезая шаг за шагом их права и полномочия.
В сложившихся условиях защита Конституции является одновременно и защитой провозглашенного государственного суверенитета. Конституция Республики Башкортостан позволяет вести планомерную работу по усилению основ федерализма в России и укреплению прямых экономических связей республики с другими субъектами Российской Федерации и зарубежными странами, что также позволяет укрепить основы суверенитета. Однако, как было уже сказано, главной опорой суверенитета является воля многонационального народа республики. Для того, чтобы народ защищал суверенитет, необходимо, чтобы каждый этнос считал Башкортостан родным домом, а себя - равным в сотрудничестве народов Республики Башкортостан и Российской Федерации. Конституция республики принята от имени многонационального народа и во всех статьях подтверждает их равноправие во всех областях. Правда, наличие статьи 69, где говорится, что Республика Башкортостан образована в результате реализа-
ции права башкирской нации на самоопределение, некоторыми политиками трактуется как придание особых прав башкирскому народу. Однако при внимательном изучении Конституции ясно, что эта статья - скорее дань уважения многим поколениям башкир, которые при помощи дипломатии, а когда надо и силы закладывали основы сегодняшней государственности. Более того, статья 3 провозглашает, что «носителем суверенитета и единственным источником государственной власти в Республике Башкортостан является ее многонациональный народ». А статьи 20,36,53 закрепляют равенство всех граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии и т.д. Статьи 33, 35, 36 гарантируют равноправие языков народов Республики Башкортостан. Кстати, такое же положение было закреплено и в Декларации о государственном суверенитете Республики Башкортостан. В условиях Башкортостан языковой вопрос может выступать детонатором деструктивных процессов, так и самым сильным, укрепляющим суверенитет фактором.
Межнациональный мир и согласие, а также экономическое процветание - самые сильные защитники суверенитета Башкортостана, позволяющие претворять в жизнь идеи и планы, а, следовательно, защищать суверенитет Республики Башкортостан.
КОНСТИТУЦИЯБАШКОРТОСТАНАИ РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Р.А.Рахимов,
доцент кафедры государственно-правовых дисциплин УЮИМВДРФ
Принятие Конституции Башкортостана в 1993 году представляло собой важный этап не только в истории нашей республики, но и в истории государственности России, поскольку способствовало укреплению и дальнейшему развитию российского федерализма в целом. До сих пор часть аналитиков и политиков-практиков расценивает события начала 90-х годов - принятие в республиках Деклараций о государственном суверенитете, подписание Федеративного договора и Приложения к нему от нашей республики, принятие в республиках новых Конституций, подписание договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов как проявление слабости Российского государства. По их мнению, это свидетельствует о нарастании центробежных процессов, опасных для целостности государства.
Принятие Башкортостаном Конституции также расценивается ими как проявление сепаратизма, стремление к политическому обособлению от России. Подобная оценка явно несправедлива, поскольку реалии свидетельствуют об обратном. Именно принятие Конституции - основы для создания системы органов государственной власти и республиканского законодательства в Башкортостане, способствовало дальнейшему укреплению российской государственности, становлению принципиально новой для России ее модели.
Прежде всего это явилось одной из стадий, важным этапом процесса усиления политической власти российской государственности, создания государственности, способной оказывать эффективное регулятивное воздействие на всю совокупность общественных процессов. Сейчас уже стало очевидным, что в России демократическое государство и рыночная экономика достаточно долго создавались в условиях форсированного самой же властью развала прежней государственности. На протяжении ряда лет в основе осуществляемых в России реформ лежала ложная посылка о спонтанном рождении рынка, впоследствии выстраивающего в процессе самоорганизации адекватную ему правовую и нравственную надстройку. Известно, что эта классическая мифологема либерализма обрела популяр-
ностьна Западе в XIX веке, когда в большейчасти стран уже завершилось становление и рынка, и демократической государственности, причем государство в этих странах на деле никогда не пускало процессы ихразвития и инетитуционализации на самотек, достаточно жесткорегулируя происходящее.
В России же следствием принятия либеральной идеологии в ее несколько утрированном виде стал жестко-либеральный курс, означающий практически полный отказ от регулятивного воздействия государства на всю совокупность происходящих в обществе процессов - экономических социальных, духовных и иных, что усугубляло остроту существующих в нем проблем и трудностей, порождая новые.
Вследствие этого в России образовалось государство с крайне слабой политической властью, не способное оказывать сколь-либо существенного воздействия на общественные процессы. На смену авторитарному государству, со всеми его несомненно негативными характеристиками, не пришла новая, одновременно демократическая и сильная государственность, способная эффективно выполнять свои функции. Современное российское государство, как стало очевидно во время происходящего ныне экономического и социально-политического кризиса, утратило способность регулировать происходящее даже в наиболее значимых сферах общественной жизни. Не собираются налоги, не соблюдается значительное большинство принятых законов, не обеспечивается даже минимальный уровень социальной защиты населения. Практически утрачен международный авторитет государства, с которым отчасти еще считаются лишь из-за сохранившихся ядерных арсеналов.
От окончательной гибели государство спасло лишь то, что властные полномочия существенно перераспределились - из рук ослабленного и практически бессильного федерального центра они плавно и органично перешли в регионы, субъекты Федерации- Это сопровождалось достаточно острой борьбой между Центром, не желавшим утрачивать хотя бы фиктивного контроля над регионами, и субъектами, стремившимися заявить о своем праве на широкие права- Но позитивным следствием этого стало то, что именно региональная власть, не спеша, слепо, а то и открыто саботируя многие ничем не обоснованные решения Центра, сумела сохранить действенность властных механизмов, управляемость, хотя бы на региональном уровне. Собственно, это и позволило спасти государство от нарастания негативных последствий непросчитанной политики Центра и избежать окончательного сползания в пропасть.
В свое время некоторые субъекты Федерации использовали всю полноту своих прав и полномочий, чтобы избежать негативных последствий осуществляемого тогда политического и экономического курса, па-
губные последствия которого переживает сейчас все государство.Республика Башкортостан такжевсячески пыталась смягчить последствия разрушительных макроэкономических процессов. Так, несмотря на многочисленные обвинения в сепаратизме, попытки представить происходящее как действия региональных политических элит по ослаблению государственности, руководство Башкортостана не стало слепо копировать многие действия федерального центра, ошибочность которых стала очевидной.
В начале 90-х годов образовалась достаточно странная модель государственности, где слабая власть федерального центра сочеталась с существенно усилившей свою действенность властью в республиках. Это привело к тому, что существенно повысилась политическая роль субъектов Федерации. Из элементов жестко унитарного по своей сути государства они стали обладателями весьма обширных и весомых полномочий.
Конституция Башкортостана была одной из первых конституционных актов республик в составе Федерации, в которых, в соответствии с их сугубо лештимными полномочиями, определялись структура и функции республиканских органов государственной власти. Это означало не только организацию системы институтов государственности республики, но и оформление нового ее статуса, признание и легитимацию государственности Башкортостана. При этом следует особо отметить, что Башкортостан, как и прочие субъекты Федерации, постоянно подчеркивал свой статус именно как субъекта Федерации, не поднимал вопроса о пересмотре действующей Конституции или характера взаимоотношений с федеральным центром. Вот почему говорить о тенденции к постепенному скатыванию к конфедерализму вряд ли правомерно.
В настоящее время, когда стала очевидной пагубность прежней стратегии реформирования России, вновь происходит усиление федеральных органов государственной власти и политической субъектности государства. Но федеральная государственность уже опирается на сильную государственность субъектов Федерации, которая и является во многом источником ее силы. Это способствует становлению в России государственности принципиально нового характера, истинно федеративной, соче-! тающей дееспособную и достаточно эффективную государственную власть и федерального центра и субъектов. Полномочия федерального центра в этой ситуации объективно приобретают характер добровольно делегированных Центру субъектами, поскольку из фикции превращаются в признанную субъектами и неоспариваемую ими реальность.
Принятие Конституции Башкортостана можно рассматривать как важную веху в процессе развития российской государственности, усиления политической роли государства, активизации его регулятивного воз„ действия на происходящие процессы, -я
- Вступительное слово
- Конституция республики башкортостан -основной закон демократического правового государства
- Развитие конституционализма в российской федерации
- Пятилетие конституции российской федерации и конституции республики башкортостан -знаменательные вехи конституционной реформы
- Конституция республики башкортостан и проблемы российского федерализма
- Противоречия конституционного процесса в российской федерации
- Государственность как гарант стабильности развития гражданского общества
- О согласовании конституционного законодательства российской федерации и республики башкортостан
- Проблемы формирования системы законодательства республики башкортостан
- Некоторые проблемы функционирования и развития политической системы в конституции республики башкортостан
- О созидательном потенциале конституции республики и его претворении в жизнь
- Конституционные основы обеспечения безопасности в республике башкортостан
- Проблемы развития конституционного статуса республик
- О становлении республики башкортостан как демократического государства
- Договорные отношения и становление гражданского общества
- Из истории подготовки конституции республики башкортостан
- Пятилетие конституции республики башкортостан и законодательство республик в составе российской федерации
- Некоторые вопросы развития конституции республики башкортостан
- Конституция республики башкортостан-правовая основа становления гражданского общества
- Российский федерализм и республика башкортостан в составе российской федерации
- Политико-правовое значение первых актов башкирской автономии в развитии государственного статуса башкортостана
- История и современность
- Потенциал конституции башкортостана по защите суверенитета республики
- Российский федерализм: общая характеристика и этапы становления
- Конституция республики башкортостан о разделении государственной власти
- Теория разделения властей и конституция республики башкортостан
- Конституционные основы деятельности государственного собрания республики башкортостан
- Конституционные основы взаимоотношений президента республики башкортостан и государственного собрания
- О природе президентской власти в республике башкортостан
- Конституционные основы исполнительной власти в республике башкортостан
- К вопросу об основных правах, свободах и обязанностях личности по конституции республики башкортостан
- О внедрении международно-правовых стандартов в области прав и свобод человека в законодательство республики башкортостан
- Правовая охрана конституции республики башкортостан
- Гуманитарные приоритеты в правовой системе республики башкортостан
- Конституционное регулирование предметов ведения республики башкортостан
- Системность как принцип формирования законодательства республики башкортостан
- Конституционные основы осуществления внешних связей республики башкортостан
- Конституция республики башкортостан как основа развития международной и внешнеэкономической деятельности республики
- Конституция - основа правовой системы республики башкортостан
- Конституция башкортостана и развитие республиканского законодательства
- О соотношении текущего законодательства российской федерации и республики башкортостан
- Конституция башкортостана и компетенция органов власти республики в сфере организации и деятельности милиции
- Конституционные проблемы правовой охраны природы
- Конституционные основы развития экологического законодательства в республике башкортостан
- Конституционные основы земельного законодательства республики башкортостан
- О конституционных основах права частной собственности на землю
- Конституционное регулирование межбюджетных отношений в республике башкортостан
- Государственное строительство
- Конституционные основы законодательства о судебной системе республики башкортостан
- Конституционное правосудие республики башкортостан: природа, принципы
- Проблемы совершенствования конституционных гарантий судебной деятельности
- Проблемы совершенствования конституционного законодательства в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- Органы внутренних дел и местная власть в республике башкортостан
- Оформление правового статуса наркомата внутренних дел башкирской республики в 1919-1925 годы
- Реализация конституционного права граждан на объединение в республике башкортостан
- О реализации конституционного права равного доступа к государственной службе
- Конституция республики башкортостан о свободе массовой информации
- Из практики конституционного закрепления принципа равноправия полов
- Конституционно-правовые основы деятельности участников рынка ценных бумаг
- Политико-правовая культура и конституция республики башкортостан
- Конституционные основы регулирования режима чрезвычайного положения в республике башкортостан
- Конституция республики башкортостан и уголовно-исправительная система