logo
Документ Microsoft Word (4)

124 Глава III Конституционное право

себя цивилизованно, считается с народом и подчиняется праву, способно в большей мере накопить и сохранить богатства и обратить их на нужды людей. Если же власть живет по созданным для себя законам, праву не подчиняется и не способна умерить свои аппетиты, социальных благ остается мало и распределять больше приходится не социальные блага, а социальные тяготы и нужды.

VII. Россия – светское государство. Это означает, что Россия такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается ни обязательным, ни предпочтительным.

В светском государстве религиозные объединения, принадлежащие к любым вероисповеданиям, не вправе оказывать влияние на государственный строй, деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Религиозные организации, действующие в государстве, выполняют другие (негосударственные) функции, к числу которых относятся следующие:

1) нравственное воспитание людей;

2) психологическая поддержка верующих;

3) социальная поддержка верующих, а также людей, не относящихся к таковым (благотворительная деятельность);

4) борьба за мир;

5) борьба за установление согласия в обществе и участие в качестве арбитра в разрешении социальных споров;

6) экологическая функция и др.

Взаимоотношения церкви и государства на протяжении всего периода развития человечества менялись. Было время, когда церковь находилась над государством и оказывала решающее воздействие на государственную политику через государственные институты, а школьное образование в обязательном порядке включало изучение духовных догматов. В Западной Европе это имело место в средние века, в России – до правления Петра I, в странах Арабского мира такие взаимоотношения церкви и государства существуют и в настоящее время. Затем чаще всего устанавливались, правда, как правило, на короткий срок, гармоничные отношения церкви и государства, отношения паритета, «двоевластия». Это связано с укреплением и усилением государства как социального института и расширением знаний людей об окружающем мире На более поздних этапах развития человечества, в частности европейской цивилизации, церковь в сфере государственного управ-