5.1.1 Основы административно-правового статуса гражданина Российской Федерации
Гражданин как субъект административного права - это участник общественных отношений, выступающий в качестве носителя содержащихся в нормативных актах конкретных прав и обязанностей, которыми он наделен для реализации своих жизненных потребностей, участия в управлении делами общества и государства.
Права и обязанности гражданина образуют в своей совокупности его правовой статус. Административно-правовой статус гражданина - сложное юридическое образование. Он включает в себя четыре разновеликих составных элемента.
Первая, самая важная часть прав и обязанностей представляет собой правовой статус личности, человека как субъекта административного права. В российском государстве правовое регулирование положения личности, человека должно занимать центральное, приоритетное место, поскольку выражает идею о том, что право и государство, его органы и должностные лица призваны служить обществу, каждой личности, каждому человеку. Именно эта мысль выражена в ст. 2 Конституции РФ: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства".
Согласно Конституции РФ и основанному на ней законодательству личность, человек, независимо от его служебного, общественного или имущественного положения, национальности, вероисповедания и т.д., является в России субъектом всех отраслей права, для чего основы правового статуса личности закреплены в Конституции РФ. При этом они пропитаны нормами конституционного, международного, гражданского, финансового и других отраслей права, отражающих взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива. Важное место в данном статусе человека занимают и нормы административного права.
Среди основных прав и свобод, составляющих правовой статус личности и находящихся в той или иной мере в сфере административно-правового регулирования, можно назвать, например, право на жизнь (ч. 1 ст. 20), право на свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22), право на неприкосновенность жилища (ст. 25), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23), право на свободное передвижение, выбор места пребывания и места жительства, свободного выезда за пределы Российской Федерации и беспрепятственного возвращения в Российскую Федерацию (ст. 27).
Провозглашая права личности, Конституция устанавливает для человека определенные обязанности и запреты, например, платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57), сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58), запрещается заниматься экономической деятельностью, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34), запрещается принудительный труд (ч. 2 ст. 37).
Вместе с тем Конституция РФ (ч. 3 ст. 55) допускает в исключительных случаях возможность ограничения федеральным законом прав личности, причем эти нормы обычно носят административно-правовой характер. Например, право на неприкосновенность жилища может быть ограничено сотрудниками милиции на основе Закона РФ "О милиции" при наличии оснований, предусмотренных соответствующими административно-правовыми нормами, в частности, при розыске преступника, если в квартире или доме совершается преступление или нарушение общественного порядка, угрожающее жизни или здоровью людей, при пожаре и в других случаях.
Вторая составная часть административно-правового статуса представляет собой статус гражданина Российской Федерации, вытекающий из факта гражданства. Как субъект административного права каждый гражданин Российской Федерации имеет свой гражданский правовой статус.
Нормы административного права, определяющие административно-правовой статус гражданина, устанавливают его права и обязанности в государственной и общественной деятельности. Это нормы об участии в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32 Конституции), право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31), обязанность нести воинскую службу (ч. 2 ст. 59) и др. Далее - это нормы, определяющие административно-правовой статус гражданина в его хозяйственно-трудовой деятельности, например, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34), право на свободный труд, выбор профессии и рода деятельности (ч. 1 ст. 37), право частной собственности, в том числе на землю (ст. ст. 35, 36), причем никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ч. 3 ст. 35). Наконец, нормы, определяющие административно-правовой статус гражданина в личной или семейной сфере, не затрагивающей интересы общества, в частности, право на литературное, художественное, научное, техническое творчество, право на изменение фамилии. Таким образом гражданин Российской Федерации приобретает дополнительные к статусу личности права и обязанности, вытекающие из факта гражданства.
Административно-правовой статус гражданина определяется содержанием его административной правосубъектности, включающей в себя административную правоспособность и дееспособность.
Гражданин, чтобы стать участником административно-правовых отношений, должен обладать административной правоспособностью, т.е. реальной возможностью иметь субъективные права и выполнять юридические обязанности, установленные административно-правовой нормой. Административная правоспособность возникает у граждан с момента рождения и прекращается со смертью. Она не может быть отчуждена или передана другому лицу, но может быть частично или временно ограничена в случаях, предусмотренных законодательством.
Административная дееспособность представляет собой способность гражданина своими действиями приобретать субъективные права и выполнять возложенные на него юридические обязанности в сфере реализации государственного управления. Административная дееспособность частично наступает с 14 лет - получение паспорта, затем в 16 лет - возможность привлечения к административной ответственности и полная - по достижении гражданином 18 лет.
- Административное право
- Тема 1. Управление, государственное управление, исполнительная власть
- 1.1. Общее понятие управления. Функции управления.
- 1.2. Государственное управление
- 1.3. Исполнительная власть.
- Тема 2. Сущность и основные институты административного права
- 2.1. Общественные отношения, регулируемые административным правом
- 2.2. Метод административного права
- 3.3. Функции и принципы административного права
- 2. 4. Понятие и система субъектов административного права
- 2. 5. Место административного права в правовой системе Российской Федерации
- Тема 3. Административно-правовые нормы
- 3.1. Понятие и особенности административно-правовых норм
- 3. 2. Виды административно-правовых норм
- 3.3. Реализация административно-правовых норм
- 3. 4. Источники административного права
- Тема 4 . Административно-правовые отношения
- 4.1. Основные черты административно-правовых отношений
- 4. 2. Юридические факты в административном праве
- 4.3. Виды административно-правовых отношений
- Тема 5 субъекты административного права
- 5.1. Административно-правовой статус гражданина
- 5.1.1 Основы административно-правового статуса гражданина Российской Федерации
- 5.1.2. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
- 5.1.3. Административно-правовая защита прав и свобод граждан
- 5.1.4. Обращения граждан
- 5.1. 5. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
- 5.2. Административно-правовой статус органов исполнительной власти
- 5.2.1. Понятие органов исполнительной власти
- 5.2.2. Виды органов исполнительной власти
- 5.2.3. Основные принципы организации и деятельности органов исполнительной власти
- 5.2. 4. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти
- 5.2.5. Правительство Российской Федерации
- 5.2.6. Федеральные органы исполнительной власти
- 5.2. 7. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти
- 5.2.8. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
- Тема 6. Административно-правовой статус государственных служащих
- 6.1. Понятие, система и принципы государственной службы
- 6.2. Понятие и классификация должностей государственной службы
- 6.3. Понятие и классификация государственных служащих
- 6. 4. Основы административно-правового статуса государственных служащих
- 6. 5. Административно-правовое регулирование поступления на государственную службу и ее прохождения
- 6. 6. Поощрение, награждение и ответственность государственных служащих
- Тема 7. Правовые акты управления: понятие, юридическое значение
- 7.1.Виды правовых актов управления
- 7.2. Действие правовых актов управления
- Тема 8. Административно-правовые методы
- 8.1. Понятие административно-правовых методов. Виды административно-правовых методов
- 8.2. Понятие и основания административного принуждения
- 8.2.1. Меры административного принуждения
- Тема 9. Административное правонарушение
- 9.1. Сущность и признаки административного правонарушения
- 9.2. Понятие и юридический состав административного правонарушения
- 9. 3. Виды административных правонарушений
- Тема 10. Административная ответственность
- 10.1. Понятие и основные черты административной ответственности
- 10. 2. Освобождение от административной ответственности
- 10.3. Административная ответственность юридических лиц
- Тема 11. Административное наказание
- 11.1. Понятие и цели административного наказания
- 11.2. Виды административных наказаний
- 11. 3. Назначение административного наказания
- Тема 12. Судьи, органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
- 12. 1. Понятие и система органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях
- 12. 2. Виды органов административной юрисдикции
- 12. 3. Подведомственность дел об административных правонарушениях
- Тема 13. Административно-процессуальная деятельность
- 13. 1. Административный процесс: сущность, виды
- 13.2. Правовое регулирование и принципы административного процесса
- Тема 14. Производство по делам об административных правонарушениях
- 14. 1. Общие положения
- 14. 2. Участники производства
- 14.3. Доказательства
- 14.4. Возбуждение дела об административном правонарушении, административное расследование
- 14.5. Рассмотрение дела и вынесение постановления
- 14. 6. Пересмотр постановлений и решений
- 14.7. Исполнение постановлений
- Тема 15. Понятие законности и способы ее обеспечения в деятельности органов исполнительной власти
- Тема 16. Организация государственного управления
- 16.1. Управление экономической сферой
- 16.1.1.Органы управления экономическим развитием, торговлей и государственным имуществом и их полномочия в сфере государственного управления
- 16.2. Управление в сфере финансовой деятельности
- 16.2.1. Органы управления в сфере финансовой деятельности и их полномочия в сфере государственного управления.
- 16.3. Управление в сфере образования и науки
- 16.3.1. Органы управления в сфере образования и науки
- 16.1.2. Образовательные, научные учреждения и организации
- Тема 17. Государственное управление в области обороны
- 17.1. Органы управления в области обороны и их полномочия в государственном управлении.
- Тема 18. Управление в области безопасности
- 18. 1. Органы управления в области безопасности
- Тема 19. Управление в области внутренних дел
- 19.1. Понятие общественного порядка и общественной безопасности
- 19.2. Органы управления внутренними делами
- 19.3. Правовое положение милиции
- 19.4. Внутренние войска
- 19.5. Федеральная миграционная служба
- Тема 20. Управление в области юстиции
- 20.1. Органы управления в области юстиции