logo
шпорище

23. Основные направления государственного регулирования экономики. Акты государственного регулирования

Под государственным воздействием на экономику понимается деятельность го­сударства в лице его органов, направленная на реализацию государственной экономиче­ской политики с использованием специальных средств, форм и методов.

К субъектам государственной экономической политики и государственного воздейст­вия на экономику относятся органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Ни одна из ветвей власти и ее органы не могут формировать государственную экономиче­скую политику и осуществлять государственное воздействие на экономику независимо друг от друга.

Объекты государственного воздействия на экономику, чрезвычайно разнообразны: сферы деятельности, различные регионы Республики Беларусь, отдельные виды предпри­нимательской деятельности, цены и ценообразование, планирование, денежное обращение и др.

Как было отмечено выше, административные и экономические средства государст­венного регулирования экономики всегда облекаются в соответствующую правовую форму. Поэтому право также следует рассматривать в качестве самостоятельного и одного из ос­новных средств государственного регулирования экономики. Основная задача государства заключается в формировании правовой базы экономической деятельности. Без правовых норм невозможно применение административных и экономических средств государственно­го воздействия.

По содержанию государственное воздействие на экономику может подразде­ляться на:

1) создание условий для начала хозяйственной (предпринимательской) дея­тельности и ее прекращения;

2)планирование (программирование), прогнозирование, которое осуществляет­ся с целью обеспечения комплексного развития государства и общества; Государственное прогнозирование социально-экономического развития Республики Беларусь представляет собой систему научно обоснованных представлений о направлениях социально- экономического развития страны.

Планирование - деятельность государства в лице его органов управления, а также субъектов экономической деятельности по разработке планов, представляющих собой по­следовательность действий, согласованных по целям и ресурсам и направленных на дос­тижение определенного конечного результата. Прогнозирование является предпосылкой для планирования.

При разработке государственных целевых программ предусматриваются:

решение приоритетных социально-экономических, оборонных, научно- технических, природоохранных и других важнейших задач;

согласование финансовых, материальных и трудовых ресурсов в целях их наибо­лее эффективного использования;

комплексность и экономическая безопасность разрабатываемых мероприятий;

-достижение требуемого конечного результата в установленные сроки.

Президент Республики Беларусь в целях обеспечения решения особо важных обще­государственных задач выступает инициатором государственных программ, называемых президентскими.

Реализуются государственные целевые программы, в частности, посредством госу­дарственного заказа;

3)государственное регулирование хозяйственной деятельности, под кото­рым понимается государственное воздействие в отношении определенного субъекта хозяй­ствования или вида деятельности с целью недопущения, изменения или прекращения хо­зяйственной ситуации, или, напротив, поддержания ее в соответствующем состоянии; мето­ды государственного регулирования экономики подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые методы государственного регулирования в основном связаны с использова­нием административных средств воздействия на экономические отношения. Эти средства характеризуются непосредственным властным воздействием государственных органов на регулируемые отношения и поведение соответствующих субъектов. Прямой характер при­меняемых при государственном регулировании административных средств выражается в принятии субъектом управления в рамках компетенции управленческого решения в виде правового акта управления, юридически обязательного для адресата и содержащего пря­мое предписание императивного (директивного) характера на совершение определенных действий. При этом используются как меры убеждения, так и меры принуждения. Прямые методы государственного регулирования в сфере экономики разнообразны: разрешение со­вершения определенных действий, например лицензирование; обязательные предписания совершения каких-либо действий; запрещение конкретных действий; регистрация опреде­ленных действий; установление квот и других ограничений; применение мер администра­тивного принуждения; применение имущественных санкций; выдача государственных зака­зов; контроль и надзор и т.д.

Косвенные (экономические) методы государственного регулирования основывают­ся на экономических средствах воздействия на регулируемые отношения со стороны субъ­ектов государственно-управленческой деятельности. Они опосредованно через экономиче­ские интересы без прямого властного воздействия отражаются на поведении участников экономических отношений. К экономическим средствам относятся, прежде всего, средства денежно-кредитной и бюджетной политики, косвенное планирование, налоговая политика, инструменты ценообразования и др.

4)контроль и надзор за соблюдением субъектами хозяйствования требований за­конодательства при осуществлении хозяйственной (предпринимательской) деятельности;

5)оказание государственной поддержки субъектам хозяйствования.

В ходе осуществления контрольной (надзорной) деятельности уполномоченные го­сударственные органы принимают акты, которые имеют различное назначение и облекают­ся в различную правовую форму: акты, справки, протоколы, представления, предписания, письма-предупреждения, истребование сведений, решения.